Анализ практики современного образовательного процесса в условиях освоения стандартов второго поколения Образовательные области: «Филология», «Обществознание»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Advertisements

Проект «Государственные образовательные стандарты второго поколения» ноябрь, 2006.
Новые цели – новые результаты образования в ФГОС ОО Терещенко И.Е., к.п.н., зам.директора ИМЦ.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Кафедра естественнонаучного образования СПб АППО Профессиональная ориентация в условиях перехода на ФГОС ООО Огановская Е.Ю. ст. преп. КЕНО СПб АППО, к.п.н.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Cистемно-деятельностный подход в обучении и воспитании Оформление Багрий М. Г., методист КУ «КРМЦ»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» ФГОС нового поколения - социальный опыт и интеграция.
Государственные образовательные стандарты нового поколения.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Кокарева З.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Анализ практики современного образовательного процесса в условиях освоения стандартов второго поколения Образовательные области: «Филология», «Обществознание» Анализ практики современного образовательного процесса в условиях освоения стандартов второго поколения Образовательные области: «Филология», «Обществознание»

Компетентностный подход Компетенция Базовые понятия Компетентность

Компетенция Совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов Компетентность Способность, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Данное определение обычно связывается с качествами личности, задаваемыми по отношению к определенному кругу процессов, нормативных обязанностей, полномочий и решаемых задач Практическая реализация компетенции, ее воплощение в конкретных действиях и поступках в профессиональной деятельности, включая личностные отношения

Образовательные компетенции «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально- значимой продуктивной деятельности» (А.В. Хуторской «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения»)

Образовательные компетенции: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

Ключевые компетенции ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции компетенция личностного самосовершенствования

Традиционная система образования – экстенсивный путь развития школы (увеличение объёма изучаемого учебного материала). Компетентностный подход - интенсивный путь развития школы (связи и отношения между учебными предметами определяются прежде всего содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин)

Первый путь развития - способ закрепления знаний Второй путь развития - как смысл образовательной деятельности Цель школы - формирование ключевых компетентностей

Цели школьного образования на основе компетентностного подхода Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

2к=ууд+усд=кр, где УУД – учебно-универсальные действия, УСД – универсальные способы деятельности, КР – конечный результат

Целеполагание: Первая группа целей предмета может быть охарактеризована как цели интенции, иначе говоря, как цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентации, мировоззренческих установок, развития интересов, формирования потребностей и достижения других личностных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и «внешкольных».

Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие «станцию назначения», те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определённой познавательной активности самого ученика и ряда других условий).

В составе этой группы можно выделить четыре вида целей: цели, моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при взаимодействии ряда предметов (например, формирование общеучебных умений и навыков, коммуникативных и других ключевых навыков, некоторых функциональных навыков); цели, определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных видах деятельности (например, формирование читателя как цель изучения литературы); цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, обеспечивающих общекультурную компетентность учащихся, их способность разбираться в определённых проблемах и объяснять определённые явления действительности; цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля.

Образовательные стандарты 1.Особенности подхода 2.Основные компоненты системы 3.Описание отдельных компонентов: –содержание образования, –система оценивания, –педагогические технологии 4.Возможные направления сотрудничества

Образовательные стандарты: особенности подхода Образовательные стандарты: особенности подхода Стандарт как общественный договор: выявление и согласование потребностей в общем образовании личность обществогосударство

Стандарт как совокупность трех систем требований к структуре образователь- ных программ к результатам образования к условиям образования организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия Образовательные стандарты второго поколения: особенности подхода Образовательные стандарты второго поколения: особенности подхода реализуемые результаты

Стандарт и его сопровождение стандар т нормативное сопровождение инструментальное сопровождение технологическое и информа- ционно-методическое сопровождение мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы …

Система оценивания 1.Разделение ответственности использование различных процедур: аттестационные мониторинговые экспертиза, модерация Сочетание внешней и внутренней оценки Аутентичность внутренней оценки «Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс

Структура учебной деятельности Учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции –Ориентировка –Преобразование (исполнение) –Контроль –Оценка

Стандарты и образовательный процесс Стандарты, учебные программы, программа развития УУД текущее планирование, … Образовательный процесс Контроль и оценка

Взаимосвязь индивидуальных, общественных и государственных потребностей и интересов общества на основе общественного договора, которые трансформируются в надпредметные компетенции: Социальная успешность - органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. Профессиональная успешность - развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии Личностная успешность - полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей

Социальный заказ - общественные запросы в области общего образования - интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие. Безопасный и здоровый образ жизни следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений. Свобода и ответственность осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор. Социальная справедливость освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей. Благосостояние - активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики. Государственный заказ - государственные запросы в области общего образования - представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.

Мастер-классы как форма демонстрации педагогического мастерства, профессиональной компетентности учителя Мастер-классы как форма демонстрации педагогического мастерства, профессиональной компетентности учителя

Образовательная область «Филология» Русский язык Лондон Галина Константиновна, учитель высшей квалификационной категории МОУ лицей апреля 2009 года в МОУ лицей 103 Советского района состоялись мастер – классы по русскому языку по проблеме: «Повышение качества литературного и лингвистического образования на основе компетентностного подхода». Мастер - классы демонстрировали учителя русского языка и литературы г. Ростова- на-Дону, победители конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: Рыбалко Юлия Владимировна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 100

Образовательная область «Филология» Литература 15 апреля 2009 года в МОУ лицей 103 Советского района состоялись мастер – классы по литературе по проблеме: «Повышение качества литературного и лингвистического образования на основе компетентностного подхода». Мастер - классы демонстрировали учителя русского языка и литературы г. Ростова- на-Дону, победители конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: Задорожняя Наталья Геннадьевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 70 Хапланова Натэла Львовна, учитель высшей квалификационной категории МОУ лицей 1 «Классический» Гудым Горислава Викторовна, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназия 12

3 апреля 2009 года в МОУ «Юридический лицей при РГУ» состоялись мастер – классы по английскому языку по проблеме: «Формирование ключевых иноязычных коммуникативных компетенций обучающихся старшей школы и готовности к непрерывному изучению английского языка посредством УМК «Spotlight». Мастер - классы демонстрировали учителя - мастера английского языка г. Ростова-на-Дону: Борецкая Евгения Николаевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 72 Ленинского района Кротова Лидия Владимировна, учитель высшей квалификационной категории НОУ СОШ «АзъБукиВеди» Железнодорожного района Образовательная область «Филология» Английский язык

Образовательная область «Филология» Немецкий язык 4 апреля 2009 года в МОУ СОШ 53 с углубленным изучением немецкого языка состоялись мастер-классы по немецкому языку по проблеме: «Формирование ключевых иноязычных коммуникативных компетенций обучающихся в старшей школе». Мастер - классы демонстрировали учителя немецкого языка г. Ростова-на-Дону: Гладкова Светлана Константиновна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 53, победитель районного конкурса «Учитель года – 2003, 2004» Воробьева Ирина Константиновна, учитель высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия юных исследователей», Отличник просвещения РФ

21 апреля 2009 года в МОУ лицей 11 «Естественнонаучный» состоялись мастер-классы по истории по проблеме: «Стратегия и методика преподавания истории и обществознания в условиях обновления содержания образования. Современные информационные технологии». Мастер - классы демонстрировали учителя истории и обществознания г. Ростова-на-Дону: Мачуха Ирина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 57 Ляпорова Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ лицей 20, лауреат конкурса «Учитель года – 2009» Образовательная область «Обществознание» История

Образовательная область «Обществознание» Обществознание 21 апреля 2009 года в МОУ лицей 11 «Естественнонаучный» состоялись мастер-классы по обществознанию по проблеме: «Стратегия и методика преподавания истории и обществознания в условиях обновления содержания образования. Современные информационные технологии». Мастер - классы демонстрировали учителя истории и обществознания г. Ростова-на-Дону: Плахоткина Екатерина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназия 19, лауреат конкурса «Учитель года » Череватенко Татьяна Филипповна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 43, победитель конкурса «Лучший учитель -2008» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Образовательная область «Обществознание» География Чекалдина Людмила Александровна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 91, победитель конкурса «Лучший учитель » в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 21 апреля 2009 года в МОУ лицей 11 «Естественнонаучный» состоялись мастер-классы по географии по проблеме: «Стратегия и методика преподавания географии в условиях обновления содержания образования. Современные информационные технологии». Мастер - классы демонстрировали учителя географии г. Ростова-на-Дону:

Анализ образовательной практики мастер-классов на основе компетентностно-деятельностного подхода опережающего значения. Образовательная область «Филология». Русский язык и литература Тема урока Предметные компетенции (знаниевый компонент) Ключевые компетенции (ценностно- смысловая, общекультурная, учебно- познавательная, информационно- коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования) Межпредметные компетенции интегративного характера Надпредметные компетенции метапредметного содержания Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Молитва » на уроках литературы в 9 классе Анализ произведения во взаимосвязи всех его компонентов: темой, идеей, особенностями композиции, изобразитель- но- выразительных средств Ценностно-смысловая – создание идейно- художественного образа понятия « молитва », формирование личностного отношения к данному понятию; Учебно-познавательная – формирование умений понимать образную природу словесного искусства, анализировать, интерпретировать художественный текст, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, умение выявлять ключевые образы и т.д. Коммуникативная - развитие эмоционального восприятия художественного текста через монологовое, диалоговое чтение, обсуждение текста учащимися в группах, формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском литературном языке. Личностное самосовершенствование через формирование гуманистического мировоззрения, вдумчивого отношения к слову. Формирование умения соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, использование межпредметных связей гуманитарного цикла. Формирование гуманистического мировоззрения, нравственных ценностей цивилизационного развития и мировой культуры

« Подготовка учащихся к написанию сочинения- миниатюры по сюжетным рисункам Н.Э. Радлова » « В лаборатории писателя: художественна я деталь ( на материале произведения К.Г. Паустовского « Старик в станционном буфете » ) Формирование умения выделять главное в тексте, рисунке, грамотно составлять предложения, выражающие законченную мысль. Анализ отрывка художественног о произведения К.Г. Паустовского, формирование умений анализировать, сравнивать, создавать художественны е образы на основе работы с текстом произведения. Ценностно-смысловая – формирование целостного художественного восприятия сюжетных рисунков, анализ их содержательной части, художественных средств выражения через личное восприятие и содержание. Общекультурная- освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Учебно-познавательная- познакомить учащихся сюжетными картинками художника-современника, развивать речемыслительные способности учащихся. Коммуникативное развитие- формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском литературном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Ценностно-смысловая – формирование целостного художественного образа через эмоционально-личностное сопереживание на основе анализа текста. Общекультурная- освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Учебно-познавательная – выразительное, художественное чтение, анализ произведения, формирование художественных образов через детализацию персонажей. Коммуникативное развитие- формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском литературном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации, привитие любви к чтению художественной литературы. ( Памятка для читателя) Интеллектуальное развитие- развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования, развитие поисково- исследовательской деятельности. Использование межпредметных связей, средств изобразительного искусства для усиления познавательной активности учащихся, эмоционально- личностного сопереживания. Формирование умения соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, использование межпредметных связей гуманитарного цикла. (характеристика эпохи) Формирование гуманистического мировоззрения, нравственных, эмоциональных, эстетических ценностных ориентаций, вдумчивого и бережного отношения к слову и к родному языку. Формирование гуманистического мировоззрения, нравственных ценностей цивилизационного развития и мировой культуры через анализ проблем современной эпохи.

Тема урока Предметные компетенции (знаниевый компонент) Ключевые компетенции (ценностно- смысловая, общекультурная, учебно- познавательная, информационно- коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования) Межпредметные компетенции интегративного характера Надпредметные компетенции метапредметного содержания Блицтурнир по русскому языку « Сбережем русский язык » Анализ современной устной и письменной родной речи (присутствие в языке слов- паразитов, сленгов, различного рода лингвистичес- ких заимствований из иностранных языков и т.д. Ценностно-смысловая – формирование грамотной литературной устной и письменной родной речи, преодоление речевых недостатков через привитие любви к русскому языку, языку Родины с богатой историей и культурой. Общекультурная- освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. Учебно-познавательная – анализ современной устной русской речи, преодоление недостатков, сохранение чистоты русского языка на основе сравнительного анализа с примерами положительными и отрицательными. Коммуникативное развитие- формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском литературном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации, привитие любви к русскому языку, стремления к сохранению чистоты русского языка. Личностное развитие- развитие нравственных, эстетических, эмоциональных ценностных ориентаций и качеств, формирование вдумчивого отношения к слову, бережного отношения к русскому языку. Использование межпредметных связей гуманитарного цикла для характеристики достижений в области отечественной и мировой культуры. Формирование гуманистического мировоззрения, нравственных ценностей цивилизационного развития и мировой культуры через анализ проблем современной эпохи.