Типология детей с отклонениями в развитии и дети «Группы педагогического риска»
В концепции модернизации Российского образования: «Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства»
Типология детей с отклонениями в развитии Виды Причины 1 Сенсорные нарушения (слабовидящие, слабослышащие, позднооглохшие) 1.Вирусные, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, вирус герпеса, грипп) в первой половине беременности. 2. Алкоголизм, несовместимость крови по резус-фактору и группе крови. 3. Прием антибиотиков в первые месяцы и годы жизни ребенка, лор заболевания. 4. Наследственный фактор. 2 ОНР – 1, 2 Доречевое повреждение речевых центров ЦНС церебрально- органического генеза. Дизонтогенетический, энцефалопатический симптом комплекс (задержка созревания ЦНС, негрубое повреждение отдельных мозговых структур. В основе нарушение аналитико-синтетической деятельности ЦНС) 3 Нарушение опорно- двигательного аппарата, ДЦП. Раннее органическое поражение двигательных зон и проводящих путей (вирусные инфекционные заболевания матери во время беременности, хронические заболевания, травмы, генетические факторы, патологии родов (травмы, затяжные роды с асфиксией). После рождения в результате нейроинфекций, тяжелых ушибов головы. 4 ЗПР Конституционального генеза. Соматогенного генеза. Психогенного генеза. Церебрально-органического генеза. Наследственный фактор, социальные условия, соматические, инфекционные заболевания первого года жизни. 5 Нарушения интеллектуального развития (УО – легкая умственная отсталость) Органические поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем периоде жизни ребенка. 6 РДА
Дети «группы педагогического риска» Вид Факторы 1 ФФН ММД 2 ОНР – 3 Дизонтогенетический вариант, нет локального поражения речевого центра, в основе незрелость, отставание сроков формирования базовых структур ЦНС 3 Заикание Наследственный фактор, патологии беременности и родов, вирусные, инфекционные заболевания матери во время беременности, угроза выкидыша, нервно-психическое здоровье родителей, заболевания раннего возраста (0-3), травмы головы, социальные факторы, развивающая среда. 4 Соматически ослабленные. 5 СДВГ ММД, энцефалопатия, задержка темпа развития функциональных систем, асфексия, токсикоз. 6 ПНН (психоневрологические нарушения ) (астеноневротические реакции, церебрастеническая форма астении, психопатоподобные нарушения) 7 Школьно-незрелые Физиологические. 8 Социально-педагогическая запущенность Социальные (депривация в раннем возрасте, гиперопека, гипоопека) 9 Языковой барьер. Двуязычие в семье. 10 Одаренные дети.
ОНР различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте ОНР I уровня полное отсутствие общеупотребительных средств общения ОНР II уровня Возросшая речевая активность ребенка. Общение посредством постоянного, хотя и искаженного и ограниченного запаса общения употребительных слов.
Задержка психического развития Конституционального происхождения – характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обуслов- ленные прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов, несформированностью Интересов познавательных. Такая форма ЗПР чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы целом и эмоционально-личностных качеств в частности. Психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условий воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по невротическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки. При этой форме ЗПР нередко неблагоприятное воздействие окружения, недостаток стимуляции развития, несформированность социально приемлемых форм поведения усугубляются недостаточностью предпосылок познавательной деятельности из-за дефицитарности обеспечивающих ее мозговых систем. Соматогенного происхождения – задержка развития, возникающая в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга и, как следствие, замедления темпа созревания и развития структурно- функциональных мозговых систем. Церебрально-органического происхождения – эта большая группа объединяет задержки развития, возникающие в результате органической недостаточности мозга и характеризующая как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и значительным нарушением познавательной деятельности. Нарушения в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности при этой форме ЗПР, как правило, более выраженные и более стойкие, чем при других формах задержки развития.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К, С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости. Умственная отсталость это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Специфические особенности поведения на уроке и в детском коллективе, своеобразные трудности в обучении могут быть обусловлены проявлениями, получившими название синдрома раннего детского аутизма. Проявления этого синдрома очень разнообразны, однако основным ядром является выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с другими людьми, отгороженность от внешнего мира.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ОНР III уровня Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию его к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
1.Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. 2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки. 3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми. 4.Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. 5.Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у нею высшие психические функции и навыки, с тем чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:
Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков: 1.Нуждается в спокойной тихой обстановке, неспособен к работе и к возможности сконцентрировать внимание. 2.Часто переспрашивает. 3.Легко отвлекается на внешние раздражители. 4.Путает детали. 5.Не заканчивает то, что начинает. 6.Слушает, но кажется, что не слышит. 7.Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один». Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: 1.Выкрикивает в классе, шумит в классе во время урока. 2.Чрезвычайно возбудим. 3.Трудно переносит время, когда ждет свою очередь. 4.Чрезмерно разговорчив. 5.Задевает других детей. Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: 1.Карабкается на шкафы и мебель. 2.Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит. 3.Суетлив, извивается и корчится. 4.Если что-нибудь делает, то с шумом. 5.Должен всегда что-нибудь делать.
Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные в нашей модификации. По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости). С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом ожидает очереди для вступления в игру. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен. С трудом исполняет инструкции других. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. Часто переключается от одного незаконченно дела к другому. Во время игр беспокоен. Часто чрезмерно разговорчив В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью». Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.). Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).
Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, т.е. состоянию нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются все чаще, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка может заставлять его вздрагивать, громкий голос учителя вызывать головную боль. Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что они краснеют, ребенок начинает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию тикоидного моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц в этом состоянии приводит к неспособности длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, текст становится неотчетливым, расплывчатым, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребенок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями, по утрам ребенок испытывает субъективное чувство усталости, угнетенности, нежелание чем-либо заниматься.
В тех случаях, когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, не дающая ему возможности полноценно включиться в учебный процесс, врачи говорят о церебрастеническом синдроме состоянии, для которого характерна повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке. Трудности ребенка при этом определяются неравномерной, колеблющейся работоспособностью, высокой истощаемостью со снижением концентрации внимания и контроля за своей деятельностью, замедленным темпом усвоения учебного материала. Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождают гипертензионно-гидроцефальный синдром (т.е. повышение внутричерепного давления). Такие дети выделяются среди сверстников увеличенными размерами головы, выпуклым высоким лбом, иногда удлиненной затылочной частью головы. Кожа у них часто имеет бледный цвет, «мраморный» рисунок, при волнении или напряжении быстро краснеет, на висках и лбу выражена венозная сеть, вплоть до быстро краснеет, на висках и лбу выражена венозная сеть, вплоть до набухания височных вен.
В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы к относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.
Синдром психического инфантилизма Состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики. созревания психики.
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я»
Социальная запущенность Несформированность ребенка как субъекта общения самосознания. Неадекватное поведение в Социальных ситуациях. Общая средовая дезадаптация. Педагогическая запущенность Несформированность ребенка как Субъекта познания в деятельности. Труднообучаемость. Трудновоспитуемость. Неразвитость социально-комму- никативных качеств личности: -Интеллектуальных -Эмоционально-волевых -Поведенческих -Собственно-коммуникативных (речевых) Необразованность (необученность): -Отсутствие необходимого запаса знаний -Слабое владение способами их приобретения -Слабое овладение учебной -деятельностью