Типология детей с отклонениями в развитии и дети «Группы педагогического риска»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Advertisements

Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся ККО МОУ СОШ 17 г.Белая Калитва.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Транксрипт:

Типология детей с отклонениями в развитии и дети «Группы педагогического риска»

В концепции модернизации Российского образования: «Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства»

Типология детей с отклонениями в развитии Виды Причины 1 Сенсорные нарушения (слабовидящие, слабослышащие, позднооглохшие) 1.Вирусные, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, вирус герпеса, грипп) в первой половине беременности. 2. Алкоголизм, несовместимость крови по резус-фактору и группе крови. 3. Прием антибиотиков в первые месяцы и годы жизни ребенка, лор заболевания. 4. Наследственный фактор. 2 ОНР – 1, 2 Доречевое повреждение речевых центров ЦНС церебрально- органического генеза. Дизонтогенетический, энцефалопатический симптом комплекс (задержка созревания ЦНС, негрубое повреждение отдельных мозговых структур. В основе нарушение аналитико-синтетической деятельности ЦНС) 3 Нарушение опорно- двигательного аппарата, ДЦП. Раннее органическое поражение двигательных зон и проводящих путей (вирусные инфекционные заболевания матери во время беременности, хронические заболевания, травмы, генетические факторы, патологии родов (травмы, затяжные роды с асфиксией). После рождения в результате нейроинфекций, тяжелых ушибов головы. 4 ЗПР Конституционального генеза. Соматогенного генеза. Психогенного генеза. Церебрально-органического генеза. Наследственный фактор, социальные условия, соматические, инфекционные заболевания первого года жизни. 5 Нарушения интеллектуального развития (УО – легкая умственная отсталость) Органические поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем периоде жизни ребенка. 6 РДА

Дети «группы педагогического риска» Вид Факторы 1 ФФН ММД 2 ОНР – 3 Дизонтогенетический вариант, нет локального поражения речевого центра, в основе незрелость, отставание сроков формирования базовых структур ЦНС 3 Заикание Наследственный фактор, патологии беременности и родов, вирусные, инфекционные заболевания матери во время беременности, угроза выкидыша, нервно-психическое здоровье родителей, заболевания раннего возраста (0-3), травмы головы, социальные факторы, развивающая среда. 4 Соматически ослабленные. 5 СДВГ ММД, энцефалопатия, задержка темпа развития функциональных систем, асфексия, токсикоз. 6 ПНН (психоневрологические нарушения ) (астеноневротические реакции, церебрастеническая форма астении, психопатоподобные нарушения) 7 Школьно-незрелые Физиологические. 8 Социально-педагогическая запущенность Социальные (депривация в раннем возрасте, гиперопека, гипоопека) 9 Языковой барьер. Двуязычие в семье. 10 Одаренные дети.

ОНР различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте ОНР I уровня полное отсутствие общеупотребительных средств общения ОНР II уровня Возросшая речевая активность ребенка. Общение посредством постоянного, хотя и искаженного и ограниченного запаса общения употребительных слов.

Задержка психического развития Конституционального происхождения – характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обуслов- ленные прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов, несформированностью Интересов познавательных. Такая форма ЗПР чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы целом и эмоционально-личностных качеств в частности. Психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условий воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по невротическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки. При этой форме ЗПР нередко неблагоприятное воздействие окружения, недостаток стимуляции развития, несформированность социально приемлемых форм поведения усугубляются недостаточностью предпосылок познавательной деятельности из-за дефицитарности обеспечивающих ее мозговых систем. Соматогенного происхождения – задержка развития, возникающая в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга и, как следствие, замедления темпа созревания и развития структурно- функциональных мозговых систем. Церебрально-органического происхождения – эта большая группа объединяет задержки развития, возникающие в результате органической недостаточности мозга и характеризующая как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и значительным нарушением познавательной деятельности. Нарушения в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности при этой форме ЗПР, как правило, более выраженные и более стойкие, чем при других формах задержки развития.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К, С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости. Умственная отсталость это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Специфические особенности поведения на уроке и в детском коллективе, своеобразные трудности в обучении могут быть обусловлены проявлениями, получившими название синдрома раннего детского аутизма. Проявления этого синдрома очень разнообразны, однако основным ядром является выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с другими людьми, отгороженность от внешнего мира.

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ОНР III уровня Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию его к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

1.Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. 2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки. 3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми. 4.Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. 5.Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у нею высшие психические функции и навыки, с тем чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. Коррекционная работа с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:

Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков: 1.Нуждается в спокойной тихой обстановке, неспособен к работе и к возможности сконцентрировать внимание. 2.Часто переспрашивает. 3.Легко отвлекается на внешние раздражители. 4.Путает детали. 5.Не заканчивает то, что начинает. 6.Слушает, но кажется, что не слышит. 7.Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один». Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: 1.Выкрикивает в классе, шумит в классе во время урока. 2.Чрезвычайно возбудим. 3.Трудно переносит время, когда ждет свою очередь. 4.Чрезмерно разговорчив. 5.Задевает других детей. Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5: 1.Карабкается на шкафы и мебель. 2.Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит. 3.Суетлив, извивается и корчится. 4.Если что-нибудь делает, то с шумом. 5.Должен всегда что-нибудь делать.

Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные в нашей модификации. По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости). С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом ожидает очереди для вступления в игру. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен. С трудом исполняет инструкции других. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. Часто переключается от одного незаконченно дела к другому. Во время игр беспокоен. Часто чрезмерно разговорчив В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью». Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.). Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, т.е. состоянию нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются все чаще, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей для него непереносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка может заставлять его вздрагивать, громкий голос учителя вызывать головную боль. Чувствительность глаз иногда нарушается на­столько, что они краснеют, ребенок начинает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию тикоидного моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц в этом состоянии приводит к неспособности длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, текст становится неотчетливым, расплывчатым, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребенок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями, по утрам ребенок испытывает субъективное чувство усталости, угнетенности, нежелание чем-либо заниматься.

В тех случаях, когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, не дающая ему возможности полноценно включиться в учебный процесс, врачи говорят о церебрастеническом синдроме состоянии, для которого характерна повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке. Трудности ребенка при этом определяются неравномерной, колеблющейся работоспособностью, высокой истощаемостью со снижением концентрации внимания и контроля за своей деятельностью, замедленным темпом усвоения учебного материала. Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождают гипертензионно-гидроцефальный синдром (т.е. повышение внутричерепного давления). Такие дети выделяются среди сверстников увеличенными размерами головы, выпуклым высоким лбом, иногда удлиненной затылочной частью головы. Кожа у них часто имеет бледный цвет, «мраморный» рисунок, при волнении или напряжении быстро краснеет, на висках и лбу выражена венозная сеть, вплоть до быстро краснеет, на висках и лбу выражена венозная сеть, вплоть до набухания височных вен.

В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы к относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.

Синдром психического инфантилизма Состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики. созревания психики.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я»

Социальная запущенность Несформированность ребенка как субъекта общения самосознания. Неадекватное поведение в Социальных ситуациях. Общая средовая дезадаптация. Педагогическая запущенность Несформированность ребенка как Субъекта познания в деятельности. Труднообучаемость. Трудновоспитуемость. Неразвитость социально-комму- никативных качеств личности: -Интеллектуальных -Эмоционально-волевых -Поведенческих -Собственно-коммуникативных (речевых) Необразованность (необученность): -Отсутствие необходимого запаса знаний -Слабое владение способами их приобретения -Слабое овладение учебной -деятельностью