1 Научная деятельность в магистратуре Руководитель магистерской программы, заведующая кафедрой финансового менеджмента, д.э.н., профессор Ольга Борисовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Advertisements

Научному руководителю подготовкой магистерской диссертации по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» Автор: Вышегородский Даниил Вадимович, зав. кафедрой.
Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г.
О проекте рекомендаций по организации научного семинара в магистратуре Гунявина Наталья Леонидовна, директор ЦОД УМО.
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Филологический факультет КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЛОЛОГИИ 2010 Кафедра.
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных.
Семинар по подготовке выпускного аттестационного проекта ст. преподаватель Анастасия А. Голубева.
Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов колледжа Старший методист: Н.А.Луккарева Автономное образовательное учреждение.
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (технология организации самостоятельной работы студентов) Кафедра.
подготовка высококвалифицированных управленцев- аналитиков и исследователей, владеющих современными методами сбора и обработки информации в целях анализа.
Практический опыт разработки ООП на основе ФГОС ВПО на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна зам.декана экономического.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
Транксрипт:

1 Научная деятельность в магистратуре Руководитель магистерской программы, заведующая кафедрой финансового менеджмента, д.э.н., профессор Ольга Борисовна Веретенникова

Магистр В России ученая степень магистра наряду с учеными степенями кандидата и доктора наук была введена специальным императорским указом в январе 1803 года. Она вводилась на всех университетских факультетах, кроме медицинского, присуждалась лицам, окончившим полный университетский курс, выдержавшим особые устные испытания в определенной отрасли науки и публично защитившим диссертацию. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой. 2

Магистр Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что кандидатская диссертация по сравнению с магистерской и докторской диссертациями не отвечала требованиям серьезного научного исследования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук, а диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите только в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к ней в виде тезисов объемом не более четырех страниц. Магистры наук в России получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали такие же академические знаки, как и доктора, только серебряные, а не золотые. 3

Магистр Таким образом, степень магистра имела в России весьма высокий научный статус, а сами магистерские диссертации были серьезными научными трудами, многие из которых послужили основой целых научных направлений. Так, например, в 1855 году Н.Г.Чернышевский защитил магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности", которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. Однако в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Степени магистра наук не было. Она была восстановлена лишь в 1993 году. 4

5 Направления научно- исследовательской деятельности 1. Научно-исследовательский семинар 2. Научно-исследовательская практика 3. Подготовка и защита магистерской диссертации

6 Направления научно- исследовательской деятельности 1. Научно-исследовательский семинар

7 Цели научно-исследовательского семинара Целями являются выработка у магистрантов компетенций, необходимых для научно- исследовательской деятельности, включая: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, в том числе путем изучения современных проблем экономической науки, бизнеса и управления; способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления исследований, составлять программу научных исследований; способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, осваивать новые методы исследования; способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада, оппонировать, вести научные диспуты и обсуждения.

8 Задачи научно-исследовательского семинара Задачами научно-исследовательского семинара являются: обучение методологии научных исследований; формирование способности обзора и анализа научной литературы, выбора направления и темы научного исследования, формулирования научных проблем; выработка умений и навыков проведения научных исследований: сбора эмпирического материала и его теоретического обобщения, выдвижения научных гипотез, их развития в теоретические системы и обоснования; выработка навыков научной дискуссии и презентации результатов научных исследований, подготовки и написания научных работ.

Порядок организации научно- исследовательского семинара Общее руководство научно-исследовательским семинаром осуществляется руководителем магистерской программы. Для организации и проведения научно-исследовательского семинара руководителем магистерской программы назначается руководитель научно- исследовательского семинара из числа наиболее квалифицированных преподавателей, имеющих право научного руководства магистрантами. Руководитель научно-исследовательского семинара разрабатывает содержательную и организационную часть программы семинара, проводит круглые столы и мини-конференции, мастер-классы, организует подготовку сборников научных трудов, проводит консультации по научно- исследовательскому семинару, привлекает преподавателей УрГЭУ, имеющих право научного руководства магистрантами, ведущих российских и зарубежных исследователей, представителей бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления. Учебные занятия в рамках научно-исследовательского семинара могут проводиться для студентов магистратуры одной программы, нескольких программ в рамках одного направления, а также для нескольких направлений или для всех студентов магистратуры университета. 9

Содержание, формы и сроки проведения научно-исследовательского семинара Содержание, формы и сроки проведения исследовательского семинара определяются циклом подготовки магистерской диссертации. Научно- исследовательский семинар является организационной формой публичного обсуждения каждого этапа подготовки магистерской диссертации и систематического мониторинга и контроля научно-исследовательской работы магистрантов в процессе обучения на магистерской программе и складывается из следующих этапов: В первом семестре главными выступающими являются руководитель исследовательского семинара, научные руководители магистрантов, приглашенные сторонние ученые и практики, работодатели. Осуществляются: ориентация студентов в возможных направлениях исследования, предварительный выбор направления исследования, утверждение научных руководителей; выбор, обоснование темы исследования и ее утверждение; заполнение индивидуального плана работы с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; постановка целей и задач диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика масштабов изучаемой проблемы. 10

Содержание, формы и сроки проведения научно-исследовательского семинара Во втором семестре студенты магистратуры проводят сбор и анализ эмпирического материала, формулируют гипотезы исследования и определяют методологический аппарат, который предполагается использовать для его выполнения; изучают основные теоретические результаты и модели, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования, обсуждают актуальные проблемы по темам магистерских диссертаций. Аналитический обзор литературы по теме диссертационного исследования должен основываться на актуальных научно- исследовательских публикациях международного уровня и содержать критический анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса: научные монографии и статьи научных журналов. Материалы сети Интернет, научно- практических изданий и деловой печати должны использоваться в качестве вспомогательных источников. Аналитический обзор литературы и обоснование темы магистерской диссертации должны логически приводить к формулировке собственных алгоритмов, моделей и подходов к исследованию, исследовательских вопросов и гипотез исследования. 11

Содержание, формы и сроки проведения научно-исследовательского семинара В третьем семестре обсуждают инструменты исследования, промежуточные результаты научного исследования либо научно-практической разработки в процессе подготовки магистерской диссертации; защищают полученные результаты проведенного научного исследования, хода выполнения магистерской диссертации. Научно-исследовательский семинар проводится, как правило, в интерактивных формах, основными из которых являются: мастер-классы и презентации научных руководителей магистрантов по направлениям собственных исследований и по анализу возможных направлений исследований в магистерских диссертациях; мастер-классы и презентации приглашенных сторонних ученых и практиков по постановке актуальных теоретических и практических задач, требующих проведения научных исследований; научные дискуссии; тематические, междисциплинарные и итоговые семинары; презентации предварительных результатов исследований, в том числе с рецензированием и обсуждением в группе; обсуждение отчетов о научно-исследовательской работе, проектов и готовых исследовательских работ; кейсы, деловые игры в дискуссии по актуальным проблемам соответствующей области науки и подготовки магистерской диссертации, проводимые преподавателями вуза и приглашенными сторонними исследователями и практиками. 12

Отчетность студентов магистратуры по научно-исследовательскому семинару Текущая и промежуточная аттестации магистрантов по научно- исследовательскому семинару проводятся руководителем научно- исследовательского семинара. Текущая аттестация выставляется по результатам посещения исследовательского семинара. Отчетность о научно- исследовательской работе в семестре студенты представляют в форме: письменных отчетов о выполнении соответствующих пунктов индивидуального плана (по семестрам), которые обсуждаются на научно- исследовательских семинарах; эссе, содержащих основные результаты научно-исследовательской работы; опубликованных и подготовленных к публикации научных статей, тезисов и иных материалов. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета. Критериями оценивания при промежуточной аттестации являются: посещение студентом исследовательского семинара и активность в дискуссиях на семинаре; своевременность предоставления отчета, предусмотренного индивидуальным планом; соответствие отчета требованиям настоящего Положения по семестрам; презентация отчета на семинаре; качество рецензирования работ сокурсников. 13

Научные дискуссии Дискуссия- диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса. Дискуссия - спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной, политической жизни, производственной практике и т.д. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель - не столько решить проблему, сколько побудить студентов задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью. 14

Научные дискуссии Условия эффективного проведения дискуссии: информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений; правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание; корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента; установление регламента выступления участников; полная включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней, для чего необходимо: привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных, проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать, расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие общение, предоставить каждому студенту возможность высказаться, обучать студентов умению вести дискуссию, совместно вырабатывать правила и нормы групповой коммуникации. 15

Для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии - диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников. Для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии - диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников. Для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии - диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников. Научные дискуссии Для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Для организации дискуссии - диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников. 16

Проведение дискуссии -1 этап Введение в дискуссию: формулирование проблемы и целей дискуссии; создание мотивации к обсуждению - определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.; установление регламента дискуссии и ее основных этапов; совместная выработка правил дискуссии; выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий. Приемы введения в дискуссию: предъявление проблемной производственной ситуации; демонстрация видеосюжета; демонстрация материалов (статей, документов); ролевое проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний - столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; постановка проблемных вопросов; альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы). 17

Проведение дискуссии - 2 этап Обсуждение проблемы: Цель этапа - собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом. Обязанности преподавателя (ведущего): следить за соблюдением регламента; обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.); не допускать отклонений от темы дискуссии; предупреждать переход дискуссии в спор ради спора; следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта; стимулировать активность участников в случае спада дискуссии. 18

Проведение дискуссии - 2 этап Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите, что...?», «Как вы докажете, что это верно?»); повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»); демонстрация непонимания - побуждение студентов повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»); «сомнение» позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что говорите?»); «альтернатива» - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе; «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; «задевающее утверждение» - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; «нет-стратегия» - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»). 19

Проведение дискуссии - 3 этап Подведение итогов обсуждения: выработка магистрантами согласованного мнения и принятие группового решения; обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников; настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу. 20

21 Направления научно- исследовательской деятельности 2. Научно-исследовательская практика

Научно-исследовательская практика Научно-исследовательская практика - вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных магистрантами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности. Осуществляется в организациях и учреждениях разных организационно ­ правовых форм и форм собственности, где возможно выполнение магистерской диссертации. 22

Цель научно-исследовательской практики формирование и развитие профессиональных знаний и компетенций в сфере избранной специальности, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам магистерских программ 23

Основные задачи научно- исследовательской практики сбор фактического материала для подготовки магистерской диссертации; углубление и совершенствование системы теоретических знаний по специальным учебным дисциплинам основной образовательной программы подготовки, установление их связи с практической деятельностью; приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы; изучение основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации. 24

Структура и содержание этапов научно-исследовательской практики Этапы (разделы) практики Содержание Сроки выполнения и формы контроля 1. Подготовительный обоснование актуальности, теоретической и практической значимости выбранной темы научного исследования; определение гипотез, целей и задач научно- исследовательского проекта; разработка индивидуального плана научно- исследовательской работы (проекта); выбор методологии и инструментария исследования. Первая неделя практики Самоконтроль, собеседование 2. Исследовательский проведение теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбор социально- экономической и статистической информации; обработка, обобщение и анализ полученных данных. В течение всего периода практики Самоконтроль, собеседование 3. Заключительный Подготовка и защита отчета по практике Не позднее 2-х недель после окончания срока прохождения практики защита отчета 25

Методическое руководство научно- исследовательской практикой от кафедры осуществляется научным руководителем магистранта, который: утверждает индивидуальные планы научно-исследовательской практики магистрантов, контролирует их выполнение; принимает участие в проведении организационного семинара и зашиты отчетов по итогам практики; дает и обосновывает итоговую оценку научно-исследовательской практике магистранта в отчетной документации; может вносить предложения по совершенствованию научно- исследовательской подготовки магистрантов. 26

Методическое руководство научно- исследовательской практикой от базы практики организация и проведение научно-исследовательской практики в соответствии с программой практики; распределение магистрантов по рабочим местам или перемещение их по видам работ, подбор опытных специалистов организации для руководства практикой магистрантов; определение обязанностей магистранта и конкретных практических задач в соответствии программой практики магистранта; контроль за выполнением программы практики; обеспечение магистрантам условий безопасной работы; контроль за соблюдением магистрантами трудовой дисциплины; проверка отчетов магистрантов и подготовка письменного отзыва о прохождении практики с указанием оценки. 27

28 Направления научно- исследовательской деятельности 3. Подготовка и защита магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство. Должна соответствовать современному уровню развития науки, а ее тема должна быть актуальной. представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. обладает всеми признаками, которые присущи диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы. как научный труд диссертация весьма специфична. Она выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения академической степени. В этой связи основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своего образования и умения самостоятельно учиться, вести научный поиск и решать конкретные учебно-исследовательские задачи. Диссертант по своему усмотрению упорядочивает накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость выдвигаемых положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а на значимые для научного сообщества нормы и критерии. 29

Этапы подготовки и защиты магистерской диссертации Тема магистерской диссертации и направление научно-исследовательской работы определяется научным руководителем совместно с соискателем. Предзащита магистерской диссертации проводится в форме научного доклада на заседании кафедры, где выполнено исследование. По результатам предзащиты заведующий кафедрой принимает решение о допуске соискателя к защите диссертации, Допуск к защите диссертации оформляется протоколом. Защита магистерской диссертации проводится публично в форме научного доклада на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), которая принимает решение о присуждении квалификационной академической степени магистра и выдаче диплома магистра государственного образца. Рецензент для проведения экспертизы магистерской диссертации подбирается выпускающей кафедрой из числа ведущих и наиболее авторитетных специалистов, имеющих ученые степени или звания и непосредственно не связанных с работой в подразделении, в котором выполнена диссертация. 30

Предзащита диссертации Проводится за 2 недели до установленного срока защиты. По результатам предзащиты на заседании выпускающей кафедры дается заключение о допуске соискателя к защите магистерской диссертации в Государственной аттестационной комиссии. В случае отрицательного заключения соискатель имеет право обжаловать это решение. Студент, не допущенный к защите или не выполнивший учебный план (не сдавший установленное число экзаменов и зачетов), к защите не допускается. Ему выдается справка об окончании обучения в магистратуре. 31

Допуск к защите диссертации Для допуска к защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК) магистрант обязан не позднее, чем за три дня до защиты, представить на кафедру следующие документы: диссертацию в 2-х экземплярах; электронный вариант диссертации; отзыв научного руководителя; заключение рецензента; автореферат диссертации (2-3 стр.); Выписку из протокола выпускающей кафедры об успешной предзащите диссертации. Обязательными условиями допуска к защите являются: выполнение магистрантом учебного плана; выполнение условий договора на обучение в случае обучения на внебюджетной основе. 32

Подготовка магистранта к выступлению на заседании Государственной аттестационной комиссии Основной документ, который готовит к защите диссертации сам магистрант - конспект доклада. По содержанию этого документа члены ГАК судят о качестве диссертационной работы в целом и об умении диссертанта представить результаты своей работы. Поэтому доклад - наиболее ответственный этап подготовки диссертации к защите, который нельзя сводить лишь к простому сокращению и переписыванию текста диссертации. В докладе магистрант должен сосредоточить основное внимание на главных итогах проведенного исследования, на новых теоретических и прикладных положениях, которые им лично разработаны. В процессе этой работы магистрант выделяет в диссертации все, что необходимо включить в текст доклада. Иными словами, информация обобщается, осуществляется поиск более емких и точных форм ее представления, в результате чего создается новый документ, который, несмотря на свою краткость (в среднем 5-6 машинописных страниц), отражает суть написанной диссертации. 33

Структура доклада для защиты диссертации Доклад можно разделить на три части: Первая часть в основном повторяет введение диссертации. На нее отводится не менее 3/4 страницы машинописного текста. В ней обосновывается актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы и формулировка цели диссертационной работы. Также здесь описываются методы, при помощи которых получен фактический материал, и общая структура диссертационной работы. Вторая часть самая большая по объему (3-4 страницы), которая в соответствии с логикой проведенного исследования характеризует каждую главу диссертации. При этом особое внимание уделяется результатам работы. Также даются критические сопоставления и оценки. Третья часть доклада строится по заключению диссертации. Целесообразно перечислить общие выводы из текста (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части) и собрать воедино основные рекомендации, которые, по мнению магистранта, могли бы быть использованы в той области, которой посвящена тема защищаемой диссертации. В качестве заключительной фразы доклада можно сказать: «Диссертация заканчивается списком литературы, насчитывающим... названий и... приложений». 34

Процедура публичной защиты магистерской диссертации Защита магистерской диссертации в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии. Порядок и продолжительность защиты диссертации устанавливается Ученым советом высшего учебного заведения. Защита предполагает научную дискуссию и требует соблюдения научной этики. Это не исключает необходимость обстоятельного анализа достоверности и обоснованности всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации. 35

Процедура публичной защиты магистерской диссертации Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что председатель объявляет о защите диссертации, сообщает ее название, фамилию, имя и отчество автора, а также что в деле есть все необходимые документы (отзыв, рецензии, индивидуальный учебный план магистрантов) и кратко характеризует "учебную биографию" магистранта (его успеваемость, наличие текстов публикаций (если они имеются), а также выступлений по теме диссертации на заседаниях научных обществ, научных кружков и т.п.). Далее слово предоставляется научному руководителю магистранта. В своем выступлении научный руководитель характеризует отношение магистранта к работе над диссертацией и его личностные качества. При отсутствии на заседании Государственной аттестационной комиссии научного руководителя председательствующий зачитывает его письменное заключение о выполненной диссертационной работе. Затем слово о результатах научного исследования в пределах минут предоставляется самому магистранту. Свое выступление он строит на основе пересказа заранее подготовленного текста доклада. Качество доклада демонстрирует способность магистранта доступно изложить основные научные результаты проведенной работы. 36

Процедура публичной защиты магистерской диссертации При необходимости следует делать ссылки на дополнительно подготовленные чертежи, таблицы и графики. Возможно также использование специально подготовленных слайдов, плакатов и т.п. Магистрант делает доклад, стоя на трибуне. После выступления магистранта председательствующий зачитывает отзыв рецензента и предоставляет слово для ответа на его замечания и пожелания. После этого начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. В ответах на вопросы, нужно касаться только существа дела. Магистранту следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий. После окончания дискуссии по желанию магистранта ему может быть предоставлено заключительное слово, после чего можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской диссертации закончена. 37

Подведение итогов публичной защиты магистерской диссертации На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги и принимается решение об оценке диссертационной работы. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Затем председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим оценку, сообщает, что защитившему диссертацию студенту присуждается академическая степень магистра, и закрывает заседание ГАК. В случае отрицательного заключения ГАК соискателю выдается справка об окончании обучения в магистратуре. Соискателю разрешается повторное представление диссертации к защите в течение трех лет после завершения обучения в университете, но не ранее, чем через 1 год, и не более одного раза. Диссертация, представленная к защите повторно, проходит все стадии экспертизы, предусмотренные для защиты диссертаций, представленных к защите впервые. 38

39 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ