МГУП «Мосводоканал» Московское Государственное Унитарное Предприятие «МОСВОДОКАНАЛ» «Риски реализации проектов на основе государственно-частного партнерства»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
Advertisements

Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал» «Частно-государственное партнерство в решении задач модернизации основных фондов системы.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
«Урбанизация» концессий ЕВГЕНИЯ ЗУСМАН Руководитель Практики ГЧП и инфраструктуры Москва 4 декабря 2014.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно- частного партнёрства» ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ.
Нормативно-правовое регулирование по вопросам разработки, утверждения и контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Использование концессионных соглашений в здравоохранении Российская Неделя ГЧП /03/2014.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
Заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов «Перспективы государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов.
Предложения по реализации и развитию моделей ГЧП в здравоохранении региона Некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век»
1 Инвестиционные предложения Разработка и отбор инвестиционных предложений Администраторы бюджетных программ Уполномоченный орган по стратегическому и.
Комплекс Корпоративного Управления Московское Государственное Унитарное Предприятие «МОСВОДОКАНАЛ» «Практика реализации проектов ГЧП в секторе водоснабжения.
1.Условия соглашения о государственно- частном партнерстве 2.Заключение, изменение, прекращение соглашения о государственно-частном партнерстве.
1 Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «Об участии Чувашской Республики в проектах.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Транксрипт:

МГУП «Мосводоканал» Московское Государственное Унитарное Предприятие «МОСВОДОКАНАЛ» «Риски реализации проектов на основе государственно-частного партнерства» в системе водоснабжения и водоотведения г. Москвы Докладчик : Бычков Д.Л. Август 2011г.

Комплекс по Корпоративному Управлению 1 Опыт МГУП «МОСВОДОКАНАЛ» по реализации проектов ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Завод МОО на 19-й иловой площадке Производительность: 83 тыс. тСВ/год; Инвестиционная стоимость: 32 млн. евро. Завод МОО на 8-й иловой площадке Производительность: 46 тыс. тСВ/год; Инвестиционная стоимость: 17 млн. евро Мини-ТЭС на биогазе Курьяново Мощность: 10 МВт; Инвестиционная стоимость: 29 млн. евро. Станция очистки сточных вод г. Зеленоград Производительность: 140 тыс. куб.м/сут.; Инвестиционная стоимость: 65 млн. евро. Производительность: 250 тыс. куб.м/сут.; Инвестиционная стоимость: 190 млн. евро. Юго-Западная водопроводная станция Станция очистки сточных вод Южное Бутово Производительность: 80 тыс. куб.м/сут.; Инвестиционная стоимость: 31 млн. евро. Производительность: 50 тыс. т/год; Инвестиционная стоимость: 174 млн. евро.. Завод по производству гипохлорита натрия Мини-ТЭС на биогазе Люберцы (с сооружениями по сушке осадка) Мощность: 10 МВт; Инвестиционная стоимость: 45 млн. евро.

Комплекс по Корпоративному Управлению 2 Перспективные проекты МГУП «МОСВОДОКАНАЛ» на основе ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ЗАВОД ПО СЖИГАНИЮ ОСВ НА 19-й ИЛОВОЙ ПЛОЩАДКЕ Производительность: 105 тыс. тСВ/год; Инвестиционная стоимость: 205 млн. евро. ЗАВОД ПО СЖИГАНИЮ ОСВ НА ЛОС Производительность: 105 тыс. тСВ/год; Инвестиционная стоимость: 266 млн. евро. БЛОК КОМПЛЕКСНОЙ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД НА КОС Производительность: 500 тыс. м3/сутки; Инвестиционная стоимость: 476 млн. евро. Производительность: 620 тыс. м3/сутки; Инвестиционная стоимость: 150 млн. евро. БЛОК ОЗОНОСОРБЦИИ НА ССВ ЗАВОД ПО СЖИГАНИЮ ОСВ И МЕД.ОТХОДОВ НА 8-й ИЛОВОЙ ПЛОЩАДКЕ Производительность: тыс. тСВ/год; Инвестиционная стоимость: 250 млн. евро. ГИДРОСЕПАРАЦИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ЛОС Производительность: 300 тыс. т ТБО /год; Инвестиционная стоимость: 133 млн. евро.

Комплекс по Корпоративному Управлению 3 Ключевые параметры ГЧП-проектов МГУП «Мосводоканал» Количество проектов ГЧП: Реализовано – 8 (2 в стадии строительства), из них 2 объекта переданы городу и МВК. Объем привлеченных инвестиций 570 млн. евро. В стадии проработки – 5 Предполагаемый объем инвестиций млрд. евро. Финансово-правовые схемы: BOOT BOO BOT (концессия) - перспектива Коммерческий характер проектов: Да / нет Источник платежей инвестору: Тариф и / или Бюджет г. Москвы Схема платежей инвестору: Выкуп акций Выкуп имущества Тарифные платежи Сроки строительства: Исторически: месяцев Перспектива: месяцев Период рефинансирования: Исторически: 8-15 лет Перспектива: лет

Комплекс по Корпоративному Управлению 4 Риски реализации ГЧП проектов в РФ Тарифное регулирование Отсутствие стимулов к повышению эффективности Система правового регулирования Непрозрачность Излишняя жесткость Отсутствие единой политики Налоговые риски НДС, налог на имущество Нечеткие инструкции разрешения спорных вопросов Риск непроработанной документации Установление прав на имущество Сроки оформления документации Риск «длинных» ресурсов Крайняя ограниченность и недоступность долгосрочного финансирования Неоптимальное распределение рисков Риск перелается стороне, которая не может эффективно его контролировать Хеджирование рисков Отсутствие инструментов хеджирования на российском рынке Риск рефинансирования Волатильность Государство не готово взять на себя риск роста стоимости кредитования

Комплекс по Корпоративному Управлению 5 Распределение рисков в проектах ГЧП МВК Описание риска Ответственная сторона Инвестор Город / Водоканал Технические риски Предоставление земель Получение лицензий, разрешений Ошибки проектирования, строительства Ввод в эксплуатацию Риски эксплуатации (качество услуг) Скрытые препятствия Финансовые риски Риск объема и тарифа Валютные и инфляционные риски Риск % ставки Кредитный риск Водоканала Риск увеличения стоимости проекта Юридические риски Изменение законодательства, политические риски Форс-мажорные обстоятельства

Комплекс по Корпоративному Управлению 6 Ключевые этапы при подготовке и реализации проектов ГЧП МВК Этап 1 Этап 2 Этап 3 ТЭО и механизм оценки и оптимизации затрат, Бенчмаркинг капзатрат и операционных затрат 2-5 месяцев Конкурсная процедура Заключение сделки, мониторинг и аудит реализации 6-12 месяцев Длительность контракта

Комплекс по Корпоративному Управлению 7 Основные этапы инвестиционного проекта (1/2) Бизнес-идея – концепция проекта Предварительная проработка проекта Предварительный расчет экономической эффективности Проект экономически эффективен? Подготовка бизнес-плана проекта (ТЭО) Расчет экономической эффективности проекта Проект экономически эффективен? Доработка проекта Оптимизация проекта нет да нет I этап II этап Базовое проектирование, разработка ПСД Расчет экономической эффективности проекта да Утверждение концепции проекта Проект экономически эффективен? нет Оформление ГПЗУ и образование (выделение) участка для строительства да Актуализация бизнес-плана III этап Проект отклонен IV этап Выпуск распорядительного документа Правительства Москвы или проведение аукциона на заключение договора аренды Организация конкурса (аукциона) на выбор инвестора Слайд 2/2

Комплекс по Корпоративному Управлению 8 Основные этапы инвестиционного проекта (2/2) Передача объекта ГЧП в собственность города по завершении периода эксплуатации VIII этап V этап Оформление правоустанавливающих документов между Инвестором и Правительством Москвы Выделение средств на строительство Строительство объектов ГЧП, ввод в эксплуатацию VI этап Создание эксплуатирующего предприятия (при необходимости) Оформление документации, регламентирующей отношения участников в период эксплуатации (договор оказания услуг) Оформление лицензий, разрешений и пр. Эксплуатация объекта ГЧП В зависимости от используемой финансово-правовой схемы передачи объекта ГЧП в собственность города может не происходить Учитывая наличие значительных рисков на этапе привлечения инвестора и реализации ГЧП рекомендуется создавать « портфель » потенциальных проектов с утвержденными концепциями. VII этап VII этап Слайд 1/2

Комплекс по Корпоративному Управлению 9 Новшества при заключения концессионного соглашения Постановление Правительства Москвы от ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от ПП и от ПП». Введен предварительный этап учреждения концессии: подготовка предложения о подготовке концессионного соглашения с указанием основных параметров (объект, цель, сроки, основные условия) и представление его на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК). В пакет документов для заявки (после получения одобрения ГЗК) включен проект концессионного соглашения. Все документы необходимо согласовывать также у заместителя Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства и Департамента финансов. Согласованием пакета документов занимается не ДИГМ, а Инициатор (ДЖКХиБ). Согласованный пакет также направляется на рассмотрение в ГЗК. Выпуск правового акта Правительства Москвы отныне не требуется. НововведенияУпразднено Сохранено Инициатором проекта выступает ДЖКХиБ. Согласование пакета документов с ДИГМ, ДЭПиР, ДЗР, Контрольным Комитетом и Правовым управлением. Подготовку конкурсной документации и согласование ее с заместителем Мэра по вопросам экономической политики и Контрольным комитетом осуществляет ДИГМ. Организацию конкурса осуществляет ДКП. Роль концедента выполняет департамент, осуществляющий полномочия собственника, т.е. ДИГМ.

Комплекс по Корпоративному Управлению 10 Обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции. Обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; Срок действия концессионного соглашения; Описание, в том числе технико-экономические показатели (объем инвестиционных затрат, эксплуатационных затрат, качество предоставляемых услуг) объекта концессионного соглашения. Срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения. Порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков. Цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению. Размер концессионной платы*, форма или формы, порядок и сроки ее внесения, Порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; Порядок обеспечения прав кредитора : Условия концессионного соглашения (указываются в договоре) возможность использования прав концессионера в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед кредитором; возможность замены лица по концессионному соглашению в случае неисполнения концессионером своих обязательств перед кредитором.

Комплекс по Корпоративному Управлению 11 Возможные объекты концессионного соглашения : автомобильные дороги; объекты железнодорожного транспорта; объекты трубопроводного транспорта; метрополитен; объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта; гидротехнические сооружения ; системы коммунальной инфраструктуры включая объекты водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, сети водоснабжения и канализации, объекты переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов и т.д. Срок действия концессионного соглашения: Срок создания и (или) реконструкции объекта Срок эксплуатации объекта Правовые основы концессионного соглашения (Федеральный закон 115-ФЗ от ) Концедент (РФ / г.Москва / ГУП) Концессионер (консорциум / юр.лицо / частные лица) Создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения (далее – Объект) в установленные соглашением сроки; Эксплуатация Объекта и оказание услуг в целях и в порядке, которые установлены соглашением; Поддержание Объекта соглашения в исправном состоянии, проведение за свой счет текущего и капитального ремонта, несение расходов на содержание объекта. Право собственности (хоз.ведения) на Объект соглашения; Предоставление Объекта во владение концессионеру на период действия соглашения; Предоставление на период соглашения земельного участка под объектом; Обеспечение в рамках своих полномочий возвратности и окупаемости инвестиций концессионера.

Комплекс по Корпоративному Управлению 12 Схема реализации проекта по концессионному соглашению ИнвесторКонсорциум банков Концессионное соглашение Концедент (Правительство Москвы + МГУП «Мосводоканал») Мосводоканал Концессионер Строительные компании Договор об оказании услуг Собственный капитал 25% Кредит 75% Объект соглашения (собственность) Объект концессионного соглашения подлежит передаче в собственность Концедента непосредственно после завершения строительства/реконструкции; Реализация в соответствии с Федеральным законом от N 115-ФЗ (ред. от ) «О концессионных соглашениях» и Постановлением Правительства Москвы 720-ПП от г. «О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы». Особенности схемы Регулирование тарифов

Комплекс по Корпоративному Управлению 13 Порядок заключения концессионного соглашения в г.Москве Этапы Ответственный исполнитель: Сроки 1. Подготовка предложения о подготовке концессионного соглашения с указанием основных параметров (объект, цель, сроки, основные условия) и представление его на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии. Инициатор проекта (Департамент Правительства Москвы) 1-2 месяца 2. После утверждения ГЗК – разработка и согласование пакета документов для учреждения концессии: ТЭО передачи имущества города Москвы в концессию; ТЗ с ориентировочными стоимостными показателями; Определение сроков всего концессионного соглашения; Определение объемов оказания услуг и предельные цены (тарифы) на оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам); Обоснование условий конкурсного отбора и порядка определения победителя конкурса; Проект концессионного соглашения. Инициатор проекта (Департамент Правительства Москвы) 4-6 месяцев 3. Получение заключений заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента имущества города Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, Департамента финансов города Москвы, Контрольного комитета города Москвы, Правового управления Правительства Москвы по указанным в п.2 документам. Инициатор проекта (Департамент Правительства Москвы) 4-6 месяцев 4. Рассмотрение и утверждение заявки на концессию с полным перечнем указанных в п.2-3 документов Градостроительно-земельной комиссией ГЗК1 месяц 5. Подготовка конкурсной документации и согласование ее с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и Контрольным комитетом ДИГМ 3-4 месяца 6. Организация и проведение конкурса, заключение соглашения. Департамент по конкурентной политике, ДИГМ 3-4 месяца ИТОГО: месяцев

Комплекс по Корпоративному Управлению 14 Достоинства и недостатки российской концессии (с последними изменениями в ФЗ) ДостоинстваНедостатки Принятие пакета поправок 115-й ФЗ «О концессионных соглашениях» устранено большинство препятствий в реализации концессионных проектов, связанных с несовершенством правовой базы, и направленных, главным образом на защиту интересов концессионера; Но остается ряд нерешенных и спорных моментов применительно к сектору ЖКХ. Единственная форма государственно-частного партнерства, прямо предусмотренная на уровне федерального законодательства ; Наличие возможностей установления требований к участникам конкурса (наличие квалификации и опыта); Возможность заключения концессионного соглашения с единственным участником (в отношении конкурса на право заключения договора аренды такого сделать нельзя); Предусмотрено установление долгосрочных тарифов и их корректировка в случае неисполнения обязательств. Выделение земельного участка – противоречие с Земельным Кодексом; Длительность конкурсной процедуры (минимальный срок 90 дней); Наличие исчерпывающего перечня критериев оценки конкурсных предложений; Ограниченное использование механизма залога; Отсутствие утвержденного перечня параметров долгосрочного регулирования, которые могут быть установлены соглашением; При передачи имущества ГУПа – временной разрыв между снятием обременения и регистрацией прав владения и пользования; Правовая неопределенность при прямой передаче имущества от ГУПа концессионеру. Несмотря на ряд важных изменений концессия остается негибким и громоздким механизмом

Комплекс по Корпоративному Управлению 15 Порядок заключения концессионного соглашения в Москве. Детальный график. 1. Подготовка конкурсной документации (ст. 23 п.1) 2. Создание конкурсной комиссии (ст. 25 п.1, 3) 3. Сообщение о проведении конкурса (ст. 26) 5. Предоставление заявок на участие в конкурсе (ст. 27) 4. Предоставление конкурсной документации (ст. 23 п.4) 6. Проведение предварительного отбора участников конкурса (ст. 29 п. 1) 7. Принятие решения о допуске заявителя к участию в конкурсе (ст. 29 п. 2) 8. Направление заявителям Уведомлений с предложением предоставить конкурсные предложения (ст. 29 п.4) 9. Предоставление конкурсных предложений (ст. 30) 10. Оценка конкурсных предложений (ст. 32 п. 5) 11. Определение победителя конкурса (ст. 33 п. 1, 3) 12. Подписание Протокола о результатах проведения конкурса (ст. 34 п. 1) Направление победителю конкурса экземпляра Протокола и проекта концессионного соглашения (ст. 36 п. 1) Опубликование результатов конкурса, уведомление всех участников конкурса о его результатах (ст. 35 п. 1, 2) Срок законом не установлен Срок устанавливается конкурсной документацией В течение 5 дней В течение 15 дней В течение 5 дней В течение 3 дней Минимальный срок по закону 60 дней, максимальный не установлен Срок законом не установлен 14. Подписание договора аренды (субаренды) земельного участка (ст. 11) 13. Подписание Концессионного соглашения (ст. 36 п. 1) Минимальный срок по закону 30 дней, максимальный не установлен В течение 60 дней

Комплекс по Корпоративному Управлению 16 Проблемы, решаемые при реализации ГЧП-проектов МГУП «Мосводоканал» Технологического характера Адаптация работы оборудования объектов-ГЧП для параллельной работы на собственных энергоносителях и - из городских сетей (мини-ТЭС) Синхронизация работы оборудования с существующей технологической цепочкой (мини-ТЭС) Юридического характера Отработка типовых механизмов оформления земельно-имущественных отношений при: выделении (через торги) земельных участков под строительство объектов ГЧП, возврата земельного участка собственнику (городу Москве), приема-передачи основных фондов и документации (в случае реализации проекта по модели «ВООТ») (все три проекта) Риск Правительства Москвы при заключении договора купли продажи акций (схема ВООТ с выкупом акций - ЮЗВС ) на старте проекта на еще не построенный объект; а также проведение независимой оценки, определение выкупной цены акций на старте проекта Запрет на использование аккумулированной амортизации в период рефинансирования (для схемы BOOT с выкупом акций (ЮЗВС) Методологического характера разработка единой классификации движимого и недвижимого имущества для последующих работ по оформлению их приемки-передачи «Мосводоканалу» от Инвестора и после окончания строка реализации проекта, а также единая методология ведения бухгалтерского учета (в «Мосводоканале» и у Инвестора) (все три проекта) Финансового характера Валютные риски при выкупе акций и имущества – налоговый аспект: возникает за счет разницы между стоимостью объекта ГЧП в начале проекта и выплаченной Правительством Москвы стоимостью (завод МОО) Неоднозначность тарифообразования в условиях существования свободного рынка. Возможно превышение тарифа на услуги объекта ГЧП над ценами свободного рынка электроэнергии (в случае достаточности мощностей на рынке) в период окупаемости (мини-ТЭС)

Комплекс по Корпоративному Управлению 17 Выводы Использование механизма ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций для модернизации инфраструктуры в условиях недостатка бюджетных средств, что особенно актуально для коммунальной отрасли Участие «Мосводоканала» в ГЧП проектах способствует освоению специалистами предприятия новых прогрессивных технологий и методов управления технологическими процессами. На данный момент предприятием накоплен огромный опыт реализации ГЧП проектов от предварительной проработки до оформления прав собственности на объект ГЧП: завершается реализация первых проектов (срок начала реализации которых – конец 90-х годов), Правительством Москвы в полном объеме проведено рефинансирование этих проектов. При всей привлекательности ГЧП сотрудничества правильное распределение рисков – основная проблема ГЧП. Эти риски возникают по поводу сбора доходов, управления объектом, а также возможности возврата инвестиций. Что касается последних рисков, то именно государство должно выступать как партнер и гарант возврата инвестиций. Эта проблема является ключевой и наиболее дискуссионной на уровне Правительства Москвы.