22 Использование новых рыночных возможностей Увеличение доходности на обслуживаемых рынках Снижение расходов, повышение эффективности Повышение прозрачности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Advertisements

КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ - MRP и ERP Подготовила студентка Иванова И.И. Специальность: «Информационные технологии в управлении» ВУЗ Факультет.
Корпоративные информационные системы Системы класса MRP.
W w w. g e l i c o n. b i z Производственное планирование в системе Капитал CSE Федосеев Сергей директор по внедрению ИС ЗАО «Геликон Про» Г Р А М М Н.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
Тема лекции: «Аббревиатуры в прикладной информатике»
Тема 4. Основные этапы проектирования сетевых корпоративных приложений производственного назначения.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
LOGO Пышнов Владимир «ERP: нужны ли рельсы паровозу?» ИТ менеджер ООО «АШАН» собств.корреспондент журнала «ИТ МЕНЕДЖЕР» член Южно-Российского CIO клуба.
W w w. g e l i c o n. b i z Производственное планирование в системе Капитал CSE Федосеев Сергей директор по внедрению ИС ЗАО «Геликон Про» Г Р А М М Н.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования ERP-системы.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
СПРУТ-ОКП оперативно календарное планирование и диспетчеризация производства © СПРУТ-Технология, 2013 г.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
1 До того как компьютеры стали широко использоваться для управления предприятием, все учетные и управленческие операции проводились персоналом вручную.
Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
«Составление основного производственного плана». Введение: методы планирования необходимых материалов и производственных ресурсов (MRP; MRPII) метод MRP.
1 Планирование материальных ресурсов предприятия.
Транксрипт:

22

Использование новых рыночных возможностей Увеличение доходности на обслуживаемых рынках Снижение расходов, повышение эффективности Повышение прозрачности и эффективности управления Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. (Программа 2020) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. Основные направления развития и внедрения информационно- коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года (проект) Инновационное развитие – основа модернизации экономики России (национальный доклад) Бизнес –вызовы Законодательные инициативы

Стандарт управления промышленным предприятием MRP II прошел в своем становлении несколько этапов. Разработка и применение стандартов MRP происходило одновременно с развитием ИТ. Основные преимущества MRP-систем: улучшение обслуживания клиентов (иначе говоря, возросший уровень сервиса) – от 15 до 26%, снижение уровня запасов – от 16 до 30%, рост эффективности работы производственных подразделений – от 11 до 20%, снижение затрат на закупку – от 7 до 13%

На первом этапе развития стандарта велась работа над мониторингом потребности для производства готовой продукции. С учетом наличного складского запаса формировалась календарная программа потребности в комплектующих изделиях, сырье и материалах, деталях и сборочных единицах. Эта задача была решена в компьютерном варианте в начале 60 – х, и получила название MRP (Маtеriаl Rеquirеmеnts Planning) планирование потребности в материалах. Термин был введен в употребление Орлицки (Orlicky,J. Material Requirements Planning: The New Way of Life in Production and Inventory Management, New York: McGrow Hill, 1975). 66

Описание потребности в производимых и закупаемых номенклатурных позициях, выраженное в виде календарного плана. Спрос: Данные о потребности в изделиях зависимого и независимого спроса Запасы: Данные о запасах продукции, сборочных единиц и материалов, а также информация об открытых заказах BOM: Данные о составе изделий и нормах расхода сырья, материалов и компонентов на единицу измерения готовой продукции.

плановые заказы (planned orders) размер заказа, дата запуска (release date), дата выполнения заказа (due date) рекомендации (action messages) «запустить заказ», «перепланировать заказ», «отменить заказ»

Все операции осуществляются в границах одной производственной площадки; Производственные ресурсы не ограничены. Невозможность учесть изменения (проблема открытых заказов).

11

Данные о главном календарном плане производства. (результаты работы MRP - плановые заказы по номенклатурным позициям зависимого и независимого спроса). Данные о рабочих центрах. (Рабочий центр (APICS), это определенная производственная мощность, состоящая из одной или нескольких машин (людей и/или оборудования), которая в целях планирования потребности в мощностях (CRP) и подробного календарного планирования может рассматриваться как одна производственная единица. Рабочий центр - это группа взаимозаменяемого оборудования, расположенная на локальном производственном участке). Данные о технологических маршрутах изготовления номенклатурных позиций. APICS (The Association for Operations Management) - Американское общество управления производством и запасами

Расхождения между планируемой загрузкой и имеющимися мощностями Каждому изготавливаемому изделию назначается соответствующий технологический маршрут с описанием ресурсов, требуемых на каждой его операции, на каждом рабочем центре Необходимые регулирующие воздействия ЛПР

CRP не занимается оптимизацией загрузки, осуществляя лишь расчетные функции по заранее определенной производственной программе согласно описанной нормативной информации. CRP - плановый механизм, позволяющий получать корректный и реальный план - график производства на основе использования опыта и знаний лиц, принимающих решения. С некоторой долей условности его можно отнести к системам поддержки принятия решений.

16

Предложена в конце 70 - x г.г., Оливером Уайтом, Джорджем Плосслом и др. (Оliver Wight, George Plossl and others). Основная идея данного усовершенствования технологии MRP заключается в создании замкнутого цикла путем создания обратных связей, улучшающих мониторинг текущего состояния, и развития стандарта с учетом календарного плана – графика. Дополнительно реализован мониторинг выполнения плана снабжения и производственных операций, что позволило снять ограничения степени достоверности результата планирования, присущие MRP I, которые существовали из-за невозможности отследить состояние открытых заказов.

«Система, построенная вокруг планирования потребности в материалах, которая включает дополнительные процессы планирования производства (планирования продаж и операций), разработки гл авного календарного плана производства и планирования потребности в мощностях. Когда эти плановые фазы завершены и планы приняты как реалистичные и достижимые, на арену выходят процессы исполнения. Эти процессы включают процессы производственного контроля измерения входа/выхода (мощности), подробного календарного планирования и диспетчирования, а также отчетность по предполагаемому отставанию от графиков от завода и от поставщиков, календарное планирование деятельности поставщиков (supplier scheduling) и т. д. Термин "замкнутый цикл" означает, что не только каждый из этих процессов включен в общую систему, но и то, что обеспечена обратная связь с процессами исполнения таким образом, чтобы планирование могло быть корректным все время.

Стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning) развивает технологию планирования, ориентированную на применение корпоративных информационных систем, покрывая полный контур задач управления промышленным предприятием на оперативном уровне. 20

Термин «планирование ресурсов производства», (Manufacturing resource planning) - это «метод для эффективного планирования всех ресурсов производственной компании. В идеале он выполняет операционное планирование в натуральных единицах измерения, финансовое планирование в стоимостных единицах измерения, и содержит в себе возможности моделирования для ответа на вопросы "а что будет, если..,?« Он состоит из множества процессов, каждый из которых связан с другими: бизнес -планирование, планирование производства (планирование продаж и операций), разработка главного календарного плана производства, планирование потребности в материалах, планирование потребности в мощностях и системы поддержки контроля исполнения по мощностям и материалам. Результат таких систем интегрируется с финансовыми отчетами, такими как бизнес - план, отчет о соглашениях по закупкам, бюджет отгрузки и прогноз запасов в стоимостном выражении.

Обеспечение всей необходимой информацией тех, кто принимает решения в сфере управления финансами. Предоставление информации о сроках выполнения заказов на закупку для организации планирования осуществления расчетов с поставщиками. Предоставляет информации о количестве основного производственного персонала, уровне часовых тарифных ставок и нормах времени на выполнение технологических операций (в описании технологических маршрутов), о возможных сверхурочных работах и т.д., необходимых для принятия предприятием обязательств по выплате заработной платы. Сообщение об объемах и сроках поставки изделий покупателям для прогноза поступление денежных средств.

Планирование развития бизнеса (Составление и корректировка бизнес-плана) Планирование деятельности предприятия Планирование продаж Планирование потребностей в сырье и материалах Планирование производственных мощностей Планирование закупок Выполнение плана производственных мощностей Выполнение плана потребности в материалах Осуществление обратной связи.

MRP II - система замкнутого цикла Нормирование Нормативные данные: номенклатурные позиции, спецификации, технологические маршруты Планирование Иерархическая система планов различного уровня Учет Фиксация фактических данных в натуральном и стоимостном выражении Отчетность и контроль Система отчетов, получаемых по запросу Анализ Сводные отчеты аналитического свойства, система показателей для оценки деятельности Регулирование Отражение в системе принимаемых по результатам анализа решений

Объекты управления в системе MRP-II Заказы (через создание и изменение данных заказов): На продажу (вводятся вручную, создают первичную потребность); На закупку (создаются вручную или автоматически); На производство (создаются вручную или автоматически); На перемещение (создаются вручную или автоматически); На инвентаризацию (создаются вручную или автоматически); Номенклатурные позиции; Организационная и производственная структура; Пр

Зачем планировать? Что производить (продавать) и в каком количестве через три-пять лет? Как сбалансировать имеющийся спрос с имеющимися мощностями (ресурсами) (изменяя как ресурсы, так и спрос)? Как распорядиться имеющимися ресурсами оптимально для удовлетворения известного или определенного спроса?

Основные понятия: стратегии позиционирования продукта производство продукции «на склад» (make-to-stock) сборка продукции «на заказ» из типовых сборочных единиц и компонентов (assemble-to-order) производство продукции «на заказ» при отсутствии типовых сборочных единиц и компонентов (make-to- order) «Разработка на заказ», каждое изделие является уникальным

Характеристика стратегий позиционирования продукта СтратегияПродукцияЦена продукцииНоменклатура продукции Запасы Производство на заказ ТиповаяПрейскурантнаяЗаранее определена Готовая продукция (в основном) Сборка на заказКонфигурация на заказ Договорная на изделие согласно конфигурации Широкая в рамках товарных групп Компоненты (в основном) Производство на заказ На заказДоговорнаяОграничена только технологическим и возможностями предприятия Сырье и материалы (в основном)

Выбор стратегии позиционирования продукта

Основные понятия: Стратегии позиционирования производственного процесса поточное производство (flow shop manufacturing) a) непрерывный поток (continuous flow); b) однопредметный поток (dedicated repetitive flow); c) пакетный поток (intermittent or batch flow); d) многопредметный поток (mixed-model repetitive flow). универсальное производство (job shop manufacturing) производство с фиксированным местоположением (fixed site manufacturing)

Связь между характеристиками процесса и характеристиками продукта Характеристики процессаХарактеристики продукта Универсальное производствоПроизводство на заказ Пакетный потокСборка на заказ Многопредметный потокСборка на заказ Однопредметный потокПроизводство на склад

Состав нормативно-справочной информации о продуктах и предприятии Данные о номенклатурных позициях (item master) Данные о спецификациях (bills of materials) Данные о производственной структуре предприятия (рабочих центрах и цехах)(work centers & departments) Данные о технологических маршрутах (routings) Данные о территориальной структуре предприятия (площадки, места хранения запасов)(sites, locations)

Норма расхода на единицу измерения родительской номенклатурной позиции

Понятия технологического маршрута и операции Технологический маршрут (определение APICS) - информация, описывающая способ производства данной номенклатурной позиции. Включает операции, которые необходимо выполнить, их последовательность, различные используемые рабочие центры а также нормы для подготовки и обработки. В некоторых компаниях технологические маршруты также содержат информацию о инструментальном обеспечении, требования к уровню квалификации рабочих операции контроля качества, требования к тестированию и др. Операция (определение APICS) - работа, состоящая из одного или нескольких элементов работ, обычно в основном выполняемая на одном рабочем месте. Стандартные операции (в ERP-системах) - шаблоны, содержащие сведения о типовых технологических операциях, и используемые для быстрого формирования технологических маршрутов.

Планирование продаж и операций (Sales & Operations Planning), Управление спросом (Demand Management), Главный календарный план производства (Master Production Sclledule), Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning), Подсистема спецификаций (Bill of Material Subsystem), Подсистема операций с запасами (Inventory Transaction Subsystem), Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам (Schedllled Receipts Subsуstеm), Оперативное управление производством (Shop Floor Соntrol or Prodllction Activity Control), Планирование потребности в мощностях (Capacity Reqllirешепts Planning), Управление входным/выходным материальным потоком (Inрut/Оutput Control), Управление снабжением (Рarсhаsiпg). Планирование ресурсов распределения (Distriblltion Resource Planning), Инструментальное обеспечение (Tooling), Интерфеqс с финансовым планированием (Fiпапсiаl Planпiпg Interfaces). Моделирование (Simulation). Оценка деятельности (Реrfоrmanсе Меаsurеmепt).

План продаж и операций (или план продаж и производства) служит двум основным целям в рамках функционирующей системы MRPII. Первая цель - быть ключевым связующим звеном между процессом стратегического и бизнес - планирования и системой детального планирования и исполнения плана компании. Связь эта налаживается между бизнес-планом предприятия (и в частности, его финансовой частью) и главным календарным планом производства. Она обеспечивает механизм согласования планов высокого ypовня и доведения их до функциональных подразделений предприятия: сбыта, финансовых служб, конструкторско-технологических отделов, отделов исследования и развития предприятия, производственных подразделений, отделов снабжения и др. Эффективно поставленный процесс планирования продаж и операций позволяет усовершенствовать контроль над деятельностью предприятия (например, в области управления запасами, уровнем обслуживания клиентов, управления заказами покупателей и др.).

Вторая цель заключается в том, что принятый план продаж и операций является регулятором всех остальных планов и графиков. По сути, это бюджет, который устанавливается топ - менеджментом для главного календарного плана производства, в свою очередь, формирующего все последующие по иерархии календарные планы. Полученный в результате процесса планирования с участием всех заинтересованных лиц план продаж и операций может и не быть оптимальным с точки зрения отдельных руководителей функциональных подразделений, однако он призван сбалансировать потребности сбыта и мapкетинга с возможностями производства. И наоборот, план производства может быть разработан для поддержки и долгосрочноrо плана продаж и целей, устанавливаемых предприятием в области управления запасами и задолженностью по поставкам перед покупателями. В долгосрочной перспективе управлять производством должны потребности рынка и производство должно соответствовать им. В кpaткосрочной перспективе ограничения по производственной мощности могут задавать темп производства.

Управление спросом Прогнозирование спроса Работа с заказами покупателя Дистрибуция Движение материалов и сборочных единиц

Для производственного предприятия прогнозы спроса и задолженность по поставкам согласно заказам покупателей являются стартовой точкой для бизнес - плана, планирования продаж и операций и процесса разработки главного календарного плана производства. Заказы покупателей также могут определить будущие потребности при разработке графика финальной (окончательной) сборки (final assembly schedule). При наличии сети дистрибуции потребности также играют важную роль при разработке плана в объемном выражении и главного календарного плана производства. Модуль управления спросом способствует разработке наиболее обоснованного и реалистичного прогноза будущих потребностей с последующим обновлением и фиксацией этого прогноза тогда, когда изменения гарантированно вступают в силу.

Он описывает план, исходя из номенклатурных позиций независимого спроса : что производить когда производить сколько производить

Изделия независимого спроса Конечные продукты Запчасти к оборудованию Расходные материалы Характеристики: Спрос - это прогноз или базируется на фактических заказах на продажу. Спрос не связан со спросом на другие изделия. Спрос не рассчитывается MRP. Изделия зависимого спроса Сборочные единицы Номенклатурные позиции- компоненты Сырье и материалы Характеристики: Спрос возникает из спроса на изделия MRP или MPS более высоких уровней. Сроки или величина спроса обычно изменяются, когда изменяются сроки или величина спроса для родительских изделий.

Все календарные планы в MRP базируются на главном календарном плане производства и формируются путем «разворачивания» - от потребности в готовой продукции к потребности в компонентах и материалах через описанные структуры продуктов. Главный календарный план производства разрабатывается на основе плана производства (плана продаж и операций, представляющего собой объемный план), а также подробных планов продаж для каждой номенклатурной позиции, включаемой в главный календарный план производства.

Данный модуль представляет собой расчетный механизм, необходимый для калькулирования потребности в материалах, компонентах, деталях и т. д., - иначе говоря, во всех номенклатурных позициях, не представляющих собой изделия независимого спроса, потребность предприятия в которых может быть вычислена на основании данных о спросе (в виде прогнозов или заказов) на изделия зависимого спроса, т, е, на те, которые компания реализует контрагентам. Исторически это был первый разработанный модуль в рамках систем MRPII, а последующая функциональность «наслаивалась» на него. Данный модуль является ядром любой системы MRPII

Данный модуль в рамках системы MRP является поддерживающим, содержащим нормативно - справочную информацию, необходимую для корректной работы плановой системы (наряду с такими блоками, как подсистема операций с запасами, подсистема запланированных поступлений по открытым заказам, подсистема работы с подтвержденными заказами (firm planned orders)). Подсистема спецификаций определяет отношения между номенклатурными позициями в рамках структур продуктов и основана на описании спецификаций (ВОМ).

Данная подсистема необходима для поддержания в актуальном состоянии данных о запасах номенклатурных позиций и основывается на совокупности типов операций с запасами, предварительно описанных и влекущих за собой определенные последствия, причем все типы операций с запасами могут быть объединены в три категории: приходование, отпуск внутреннее перемещение запасов.

Данная подсистема необходима для работы с заказами на производство и закупку. В принципе, возможна ситуация, когда эта подсистема может быть расширена и даже замещена подсистемами диспетчирования производства (shop dispatching system) и закупок (pllrchasing system) соответственно. Причины отделения подсистемы запланированных поступлений по открытым заказам следующие: во - первых, некоторые программные продукты не содержат подсистему диспетчирования производства или содержат ее в отделенном от подсистемы запланированных поступлений по открытым заказам месте; во - вторых, многие компании внедряют MRP II, начиная с освоения обеспечивающих MRP подсистем (включая и подсистему запланированных поступлений по открытым заказам), реализуя функции диспетчирования производства и закупок в рамках системы MRP II позднее.

Данный модуль назначает способ обсуждения приоритетов между работниками планирования и цеховым персоналом. Он позволяет видеть календарный план работы цеха за производственными заказами с позиций как цеха, так и рабочего центра и производственных операций, а также отслеживать его фактическое выполнение. Чем яснее производственный (цеховой) персонал видит состояние заказов и их местонахождение, тем лучше будет организовано исполнение этих заказов с их стороны и тем больше оснований требовать от персонала при наличии у него в руках подобного инструментария своевременного выполнения заказов.

Модуль позволяет представить картину загрузки рабочих центров согласно той производственной программе, которая принята на уровне главного календарного плана производства и прошла через расчет потребности в изготавливаемых компонентах, произведенный MRP. На цеховой уровень передается для исполнения реалистичный план. Модуль позволяет прогнозировать возможные проблемы с мощностями и вовремя их разрешать, т. е. избежать столкновения с ними тогда, когда изменения календарного плана невозможны или дорогостоящи. Потребность в мощностях калькулируется на основании как плановых, так и запущенных в производство (открытых) заказов. Плановые заказы поступают из модулей главного календарного планирования (MPS) и планирования потребности в материалах (MRP), а открытые извлекаются из подсистемы планирования и диспетчирования на уровне цеха (shop scheduling and dispatclling system).

Модуль призван контролировать исполнение плана использования производственных мощностей, разработанного на уровне CRP. Взаимоотношения двух этих модулей аналогичны взаимоотношениям MRP и диспетчирования производства, когда MRP задает приоритетность производственных заданий, а планирование на уровне цеха и диспетчирование помогают контролировать соблюдения этих приоритетов. Модуль управления входным/выходным материальным потоком позволяет оценить выполнение плана по загрузке производственных мощностей, так как он контролирует входной и выходной потоки заданий, направленные к рабочим центрам, а также длину очереди к рабочим центрам, измеряемую в часах работы рабочего центра. Контроль производится на базе сравнения данных плановых величин с фактическими при последующем анализе причин отклонений.

Модуль предназначен для контроля выполнения плана закупок, сформированного MRP и утвержденного лицом, принимающим решения, а также планирования и исполнения закупок, не связанных с собственно модулем MRP. MRP планирует сроки и параметры заявок на закупку, а данный модуль помогает контролировать реализацию этих заявок посредством их преобразования в заказы на закупку. Для помощи в работе сотрудникам отдела снабжения в системах MRPII предусмотрен целый ряд вспомогательных отчетов, позволяющих, опираясь на регулярное обновление информации, четко прогнозировать потребности в области номенклатурных позиций. То есть отдел снабжения имеет возможность загодя получать заявки на закупку и, действуя как единый закупочный центр, добиваться значительной экономии, связанного с режимом и объемами закупок.

Модуль предназначен для обеспечения планирования в том случае, когда предприятие имеет территориально распределенную структуру с несколькими удаленными друг от друга площадками. В этом случае необходимо описывать сеть распределения (дистрибуции) с указанием всех существенных параметров этой сети (время доставки, календарь работы различных узлов этой сети, режим и стоимость транспортировки и т.д.). DRP – это MRP для сети распределения. Иначе говоря, DRP увязывает между собой несколько МRР - площадок. DRP обеспечивает централизованное управление всеми материальными ресурсами компании, находящимися в сети распределения, что положительно влияет на планирование производства и распределения, улучшает работу транспортных подразделений предприятия.

Для некоторых компаний календарное планирование инструментального обеспечения производства не менее важно, нежели календарное планирование потребности в материалах и производственных мощностях. Конструктивно же подсистема инструментального обеспечения может быть похожа на систему MRP - CRP вкупе с обеспечивающими их подсистемами (операций с запасами, запланированных поступлений, спецификаций продуктов и т.д.).

MRP II предоставляет информацию, необходимую для осуществления финансового планирования, однако собственно функции финансового анализа и планирования в MRP II не включены. Именно поэтому говорят об интерфейсе с финансовым планированием. MRP II предоставляет подробную и достаточно точную информацию следующего характера: проrнозируемая величина запасов и их стоимость; расходование денежных средств (закупка материалов, затраты труда, переменные накладные расходы); получение денежных средств; распределение постоянных накладных расходов (косвенного характера).

Интерфейс с финансовым планированием в MRP II преобразует план, выраженный в натуральных и временных единицах измерения, в стоимостные единицы измерения. Таким образом, в MRP II финансовые прогнозы строятся на основе подробной информации о номенклатурных позициях, заказах и т. д., с расширением этой информации посредством использования данных о затратах. Для разработки полномасштабного финансового плана финансовые данные из MRP II дополняются другой необходимой информацией (расчеты по кредитам, налоги, амортизационные отчисления, постоянные расходы административного характера и др.). В идеале данные из программного продукта класса MRP II должны включаться в систему финансового планирования.

Система MRP II представляет собой модель производственного бизнеса. В этой модели поддерживаются два типа моделей: подробная и макро. MRP II реализует подробное моделирование, когда каждая номенклатурная позиция, заказ, рабочий центр, инструмент и т. д. могут подвергаться процедуре моделирования на детальном уровне - параметр за параметром, - чтобы оценить их влияние на общий результат или на отдельный аспект работы компании. Повышает эффективность процедуры планирования. Макромоделирование заключается в построении математической модели бизнеса.

Основными объектами моделирования в MRP II являются: укрупненный план потребности в мощностях (Rough-Cut Capacity Plan); план потребности в материалах (Material Requirements Plan); план потребности в мощностях (Capacity Requirements Plan); финансовый план (Financial Plan). Первые три объекта мoгут быть исследованы на предмет последствий возможных изменений (по сути, с помощью анализа чувствительности модели к изменению ее исходных параметров) непосредственно в рамках MRPII, четвертый же объект - посредством передачи всей необходимой информации из MRP II в подсистему финансового планирования.

Система MRP II должна иметь критерии оценки эффективности предприятия, т. Е. нужна система показателей, по которым руководство предприятия будет судить об успешности деятельности компании в целом и отдельных ее подразделений. Формализованная программа оценки деятельности (причем это относится и к MRP II, и к любой другой системе управления) поможет: установлению формальных, объективных критериев, в противовес неформальным ощущениям и догадкам; разработке стандартов для сравнения с другими компаниями; формированию целей и определению степени их достижения; выявлению проблем и установлению порядка их разрешения, а также проведению мониторинга совершенствования деятельности компании.