Это тяжёлое, очень стойкое, трудно устранимое нарушение речи органического центрального происхождения. Поражение происходит в левом полушарии (центр Брока).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Advertisements

Содержание логопедической работы при моторной алалии.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Учитель-логопед Шарапова Н.В. МДОУ «Детский сад N227» Методическое объединение логопедов Новоильинского района г. Новокузнецка ( )
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Подготовила: учитель – логопед: Кордюкова Любовь Владимировна, учитель - логопед МАОУ СОШ 2, Г. Покачи.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Логопедическое сопровождение «трудных» детей и подростков в ГОУ ст.Платнировская школа-интернат VIIIвида Краснодарского края Подготовила: учитель-логопед.
Что такое ОНР?. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Транксрипт:

Это тяжёлое, очень стойкое, трудно устранимое нарушение речи органического центрального происхождения. Поражение происходит в левом полушарии (центр Брока).

- Нет кинестетических ощущений; -нет возможности произнесения Фонем (оральные апраксии), значит отсутствуют нормальные условия восприятия речи (когда мы что-либо воспринимаем, мы проговариваем про себя). - В полной мере не формируется фонематическое восприятие (при моторной алалии-это вторичный признак). - У ребенка беден словарь, не сформирован грамматический строй речи, -отсюда возникает снижение понимания речи (наступает вторичное снижение интеллекта).

При алалии ведущим является нарушение словарного запаса. Вторично это влечёт за собой нарушение всех остальных компонентов языка (произношение, грамматика) Нарушена внутренняя речь (проговаривание, т.к. нет экспрессивной речи). Нарушен отбор необходимой информации из долговременной памяти, выбор формы внутреннего высказывания, внутреннее структурирование, замысел высказывания и оформление этого замысла во внешней речи Жинкин: « Переработать полученную информацию алалик не может за счет нарушения внутренней речи». Внутренняя речь-это промежуточное звено между мышлением и внешней речью.

I-Деление по трем уровням (по Левиной). 1 уровень- лепет 2 уровень- начатки фразы 3 уровень фразовая речь с аграмматизмами. II -Деление по поражению. 1–е при преимущественном акустическом нарушении ( фонематический слух, ФФН); 2-е преимущественным оптическим поражением (рече-зрительный анализатор, нарушение чтения и письма); 3-е преимущественным поражением психических процессов (нарушено внимание, память, мотивация, отсюда нежелание общения)

III-Деление алалии на: 1- моторную; 2 - сенсорную. IV-Деление с опоуой на лингвистический подход (по Г. Орфинскому) формы с первичным поражением языковой системы при моторной алалии; формы с первичным поражением языковой системы при сенсорной алалии; формы со вторичной задержкой языковой системы при моторной алалии; формы со вторичной задержкой языковой системы при сенсорной алалии.

Речевое развитие не заканчивается на 3-м уровне, но и до нормы никогда не доходит. Остаточные явления - это не корригируемые компоненты языка - все 3 компонента: звукопроизношение, лексика, грамматика. 30% в старших классах имеют недостатки звукопроизношения, но они не мешают общению. Недостатки звукопроизношения проявляются только при предъявлении трудного задания.

Слоговая структура нарушена у 40% детей старших классов. Это связано с лексико-грамматическим и семантическим недоразвитием, а также с нарушением переключения (работа коры головного мозга). Лексический запас только формально приближен к норме. В речи алаликов мало прилагательных, наречий. Формально, т.е. по нашим заданиям- demit всё выполняют, но обязательно у та будет нарушена семантика (неумение передать скрытый смысл, эмоциональный фон в связной речи).

В рассказе по сюжетной картинке дети могут вместо связной речи просто перечислить изображенное.(«Охотники на привале»: «Охотники, дичь, привал»). Наиболее ярко остаточные явления проявляются в связной речи. Детьми выбираются такие формы, которые не вызывают трудностей т.е. упрогценные. Поэтому кажется, что речь ребёнка приближена к норме. Но текст, составленный детьми, обычно эмоционально не окрашен ( нет причастий, наречий), используется мало грамматических форм.

В сочинениях дети используют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, но соединяют их простыми союзами (и, а, что, который).

Встречается и такая ошибка: ребенок ставит придаточное предложение впереди главного. В письменной речи - дисграфия- специфические ошибки, которые связаны с недостатками слухового внимания. Нарушено связное изложение в диктантах, в изложениях. Трудно таким детям изложить кратко и суть. Внимание га рассеивается на детали; они просто перечисляют га. Нарушена и структура фразы. Ребёнок ставит точку после главного предложения, а придаточное пишет отдельно. Письменная речь для таких детей не может быть средством общения.

Сначала её у алалика нет Сначала её у алалика нет (безречевой период). Все нарушения словаря, грамматического строя проявляются в связной речи.

в) пересказ увиденного; составление рассказа по серии картин; по 1-й картинке (описательная, сюжетная); монологическая речь в виде выступления; составление текста по опорным словам. а) диалогическая речь (вопросно-ответная форма); б) монологическая речь: пересказ услышанного;

Коррекционная работа по формированию связной речи. Ребёнку сразу предлагается однословная фраза в виде глагола повелительного наклонения: «Сядь», «Встань», «Иди». Затем эту фразу распространяем : «Сидит кошка», «Сидит собака». Мы миримся с тем, что звукопроизношение еще не сформировалось, но сразу работаем над интонацией, ритмической структурой, паузой. Сразу во фразе выделять смысловой стержень!! (т.е. о чём говорит­ся (сущ+глагол«Дети играют во дворе»). Вводим обобщающее понятие: у моторного алалика- сначала общее понятие, а потом - что в него входит. Например: понятие «лес» - даём картинку леса, а потом что входит-(картинки: грибы, ягоды, деревья).

Нарушение слоговой структуры связано с семантическим и лексико-грамматическим недоразвитием. 3) этап лепета ( а во время лепета происходит подготовка системы слогообразования). Ребенок должен лепетать (га-га-га, ко-ко-ко), играть со слогами, менять интонационное ударение. У алалика этого нет и поэтому не будет формироваться высший фонематический анализ и синтез. 1)слоговая структура т.к. нарушена внутренняя речь (проговаривание); У алалика нарушены: 2) морфологический анализ; Нарушение слоговой структуры остается и в школьные годы (при стечении согласных и в многосложных словах (Сыворотка из-под простокваши)

1) I-сложные слова (моё, пух); 2) 2-сложные слова (без стечения - муха, а потом со стечением); 3) 3-сложные слова с ударением на /-л/ слоге (без стечения и со стечением); 4) 3-сложные слова с ударением на 2-м слоге (машина); 5) 3-сложные слова с ударением на 3-м слоге (без стечения и со стечением); 6) 4-сложные слова; 7) многосложные слова.

1-й этап 1-й этап - материал и дозированное действие; 2-й этап 2-й этап - громкое проговаривание; 3-й этап 3-й этап - свёртывание громкого проговаривания.

На 1-м этапе даем простые слова и каждый звук определяем фишкой. Одновременно ребенок долго и утрированно проговаривает. Обязательно должна быть картинка занятий ребенок проговаривает и выкладывает фишки, а затем картинку убираем и работаем только с фишками. Так мы приучаем ребёнка чувствовать место звука в слове (т.е. свёртываем проговаривание и оставляем только фишки).

1) работа над слоговой структурой; 2) работа над звукопроизношением; 3) коррекция мышления (звук надо соотнести с фишкой); 4) подготовка к чтению и письму (анализ и синтез).

Вызвать активный интерес к звукам. Для возбуждения интереса ребенка рекомендуется каждое занятие начинать с коротких упражнений с звучащими игрушками.

Воспитание слухового внимания. 1) узнавание звучания музыкальных инструментов; 2) узнавание звуков, издаваемых различными предметами; 3) указание направления звука; 4)восприятие ритма (хлопки, стук о стол). Задача 2-го этапа - научить различать звуки. В дальнейшем логопед имитирует голоса животных, а затем к звучанию присоединяет слово, название: кошка- мяу, собака - ав. С этого начинается накопление пассивного словаря и одновременно идет развитие собственной речи алалика.

Словарь увеличивается за счёт выученных с логопедом слов, но в самостоятельную речь вводится с трудом. Возникают искажения слов: 1) работа над словарём, его уточнением, обогащением, правильным употреблением; 2) работа над постановкой звуков; 3) автоматизация звуков в пределах доступного словаря (т.е. работа над анализом и синтезом). 1) сокращения (грибы- бы) 2) перестановка ( окно- коно) 3) более сложные искажения (кубики- туби) 4) многозначность слова (кубики- купить кубики, дай кубики) С развитием словаря у алалика могут появляться новые звуки, но произнесение их неустойчивое, (в этот период может появиться заикание).

Идёт работа над развитием слухового восприятия (фонетический слух) 1) Развитие слуховой памяти (повтор прослушанных слогов, слов); 2) Привлечение внимания к лицу говорящего, т.е.введение элемента чтения с губ; 3) Использование письменной речи в старшем дошкольном и школьном возрасте (зрительный образ нового слова) Запись слова с проговариванием. Проработка слова и фразы закрепляется через их употребление в соответствующих ситуациях. ( наглядность- самая простая ситуативная речь).

Появление фразы можно считать началом 3-го этапа. Уже есть определенный запас слов, звукопроизношение уточняется, но звуки ещё смешиваются по всем фонетическим группам. В быту употребляются короткие обиходные фразы (простые, нераспространенные).В развернутой речи полная беспомощность. 1) работа над фразой (на уровне простого распространенного предложения); 2) преодоление аграмматизма. На этом этапе форма работы и речевой материал могут быть разнообразны, применяются следующие виды работ: 1) отраженный повтор за логопедом (фраза); 2) ответы на вопросы; 3) дополнение предложения; 4) работа над деформированным текстом; 5) составление предложений по сюжетной картинке (связная речь); 6) пересказ прослушанного рассказа, сказки; 7) заучивание стихотворений наизусть.

1) Развитие фонематического слуха. 2) Восприятие и понимание употребляемых грамматических форм; 3) Развитие активной связной устной речи.

- относится к разряду хронических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином «алалия» принято называть тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей елевом доминирующем полушарии головного мозга, наступившее ещё до формирования речи (внутриутробное или природовое поражение или поражение в первые 3 года жизни). Это нарушение характеризуется отсутствием или глубоким недоразвитием речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

1) Преодоление негативизма. 2) Звукоподражание. 3) Развитие понимания речи. + 4) Развитие фонематического слуха. 5) Звукопроизношение. 6) Слоговая структура. 7) Навыки анализа и синтеза. 8) Развитие словаря. 9) Развитие грамматического строя. 10) Развитие связной речи.

Вся работа делится на этапы. Ребенок молчалив, к речевому общению не стремится. Обращается с окружающими жестами, иногда в сопровождении неоформленных голосовых реакций. В произношении звуков нет четкой артикуляции. Словарь включает: 1) восклицания (ой,ах) 2) звукоподражания (ам, му, тук) 3) лепетные слова (1-2 слога в слове) Перед логопедом стоит задача вызвать желание говорить и сделать это параллельно с обогащением словаря. Методическое средство- создание игровых ситуаций, требующих ответной реакции, которая может быть выражена жестом, произнесением различных восклицаний, звукоподражаний. Развитие как общей так и речевой моторики смягчает явления оральной апраксии, подготавливает артикуляцию ( артикуляционные упражнения).

Активный словарь у алалика меньше пассивного. Он легче усваивает существительные, плохо усваивает глаголы, обобщенные понятия, прилагательные, наречия. У таких детей в речи нет причастий, деепричастий.

Формирование словаря. 1) Семантика (значение); 2) Обобщающие понятия => сначала обобщающие понятия, а потом, что входит в него (овощи : помидор, огурец, картофель) 3) Максимальная глагольная (предикативная) лексика; Учить пользоваться моделями. При построении модели использовать символ. Ребёнок чертит сам. Должно быть цветовое обозначение с одновременным оречевлением.

6) Использовать ассоциативные связи. У алаликов они приближены к норме. « Я тебе скажу слово, а ты такое, какое хочешь сказать» - Красный (ребенок ) флаг, помидор. - Стол стул, шкаф. 4) Понятие признак (стол: какой? большой. А что с ним делают? (За ним сидят) 5) Использовать синонимы и антонимы. сравнения противопоставления Их использовать на всех занятиях в любой форме. Они одинаковые? – Они разные? - Чем отличаются? (цветом, формой)

Местоимения ими заменяют существительные, используются в основном указательные. Существительные … … …приближенно к норме, но только предметного значения, нет абстрактных. В свободной речи затруднено использование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Глаголы значительно меньше нормы. Может использовать глаголы типа: Я пошёл, пришёл, взял.... Прилагательное в самостоятельной речи их мало, но если есть зрительная опора, то ребёнок может назвать качественные и относительные прилагательные. Имея все это, реализовать свои речевые возможности в собственной речи алалик не может. Существительные … … …приближенно к норме, но только предметного значения, нет абстрактных. В свободной речи затруднено использование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом.