МКДОУ - детский сад «Рябинка" Развитие образной речи детей при ознакомлении с художественной литературой 2012 год Майшева Любовь Деонисовна Воспитатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
Advertisements

Т ЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КНИГА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ». Вторая младшая группа 10 Муращенко Татьяна Григорьевна – воспитатель II квалификационной категории.
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
«Детская книга в речевом развитии ребёнка-дошкольника» МБДОУ ЦРР – ДС 51 «Росинка» г. Смоленск Селютина Наталья Юрьевна учитель-логопед.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Консультация для педагогов. Консультация для педагогов. Cтарший воспитатель С.П.Мельникова.
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников »
«Речевое развитие» подготовила зам.зав.по УВР Щербакова Л.А. МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ОДО МОАУ «Лицей 1» воспитатель I квалификационной категории Климонова Е.И г.
«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Выступающий: Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 г.Каменск-Шахтинский «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
Материал по теме: Сообщение на тему "Мнемотехника"- презентация
«Развитие образной речи дошкольников». Алексеева Татьяна Александровна воспитатель высшей категории Язык есть удивительное и совершенное творение народной.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
А как речь – то говорит, словно реченька журчит!.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Транксрипт:

МКДОУ - детский сад «Рябинка" Развитие образной речи детей при ознакомлении с художественной литературой 2012 год Майшева Любовь Деонисовна Воспитатель 2 квалификационной Категории п.г.т. Куминский

Образная,богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно « знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Критерии развития речи детей старшего дошкольного возраста Умение выделять в тексте средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова,эпитеты, синонимы, антонимы); Умение сравнивать и подбирать эпитеты, синонимы, антонимы; Умение отмечать настроение героя в произведениях; Умение придумывать монологи(Рассказы, сказки, загадки; Понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов; Использование средств художественной выразительности в собственной речи.

Типичные проблемы развития речи дошкольника 1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение 2 Бедность речи. Недостаточный словарный запас 3. Замусоривание речи сленговыми словами(результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений. 4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если необходимо и уместно. 5.Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами 6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов 7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция Как развивать?

Художественная литература является важнейшим средством развития образности речи. Образные средства языка широко встречаются в произведениях разных жанров: рассказах, сказках, стихотворениях и т.д.Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведений, а так же выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров http://aida.ucoz.ru5

При работе с художественными текстами решаются следующие задачи развития образной речи : – Привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте. – Научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение. – Развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте. – Активизировать использование в речи детей образных авторских средств в процессе беседы о прочитанном художественном произведении, при пересказе и заучивании наизусть.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями

Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразная. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен http://aida.ucoz.ru8

Приговорки, поговорки, пословицы и скороговорки Приговорки издавна употребляются в воспитании как пе­ дагогические приёмы, для того чтобы эмоционально окрасить зна­чимость того или иного момента жизни ребёнка. Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождае­ мый приговоркой, становится более интересным. Сама деятель­ ность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного и нравственного роста. Подобно загадке, приговорка поэтизирует для ребёнка его собственную деятельность, быт.

Загадка в жизни ребенка Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских садов. Из практики можно уже сделать известные педагогические выводы. Совершенно очевидно, что загадка полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизнен­ный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда по­мнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошколь­ников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответав этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержа­нию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его по­ниманию.

Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Сказка развивает речь ребенка Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств живой реальностью мышления. Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Угадайте пословицы Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов: За (какой?) головой, как за каменной стеной. (Умной, большой, старой.) (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Верную, долгую, красивую.) (Что?) век не забудется. (Добро, богатство, бедность.) Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи ). (Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное). (Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, веселое). Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она (выше, богаче, добрее).

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Игровое упражнение «Закончи пословицу» Без печки холодно, без хлеба... (голодно). Не шуба греет, а... (хлеб). Не будет хлеба, не будет и... (обеда). Хлеб на столе и стол... (расцвел). Инсценировка пословиц Изобразите, как вы понимаете эти пословицы: У страха глаза велики. Пуганая ворона куста боится. У нашего Трошки задрожали ножки. Пугается, как заяц на ветру. Прячется, как лягушка в камышах.

Маленький труд лучше большого безделья

Как понимают дети фразеологизмы http://aida.ucoz.ru16 Наверное нет таких родителей, которые не говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты совсем уже сел мне на голову», «Ну и что ты нос повесил?». При этом взрослые уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это? Вот примеры того, как дети 5 – 7 лет понимают смысл некоторых Выражений: -«Бить баклуши – это, наверно, какие- нибудь деревяшки разбивать». -«Витать в облаках – это значит высоко летать в небе, а может быть это значит кататься на облаке». -«Гнаться за двумя зайцами – это про волка так говорят, это он хотел сразу двух зайцев поймать». -«Клевать носом – это очень -очень хотеть есть ; вообще-то обычно птицы клюют носом». -«Медведь на ухо наступил – так говорят про того, кто в лесу устроился на ночлег, а мимо проходит медведь и наступил человеку на ухо. С тех пор он ничего не слышит».

Фразеологизмы Объясни и покажи фразеологизм. Например,«Как в воду опущенный», «Распустил нюни», «Задрал нос» Подбери картинку. Детям предлагаются картинки, иллюстрирующие фразеологизмы (повесить нос, Выбиться из сил, промерзнуть до костей, держать язык за зубами, задирать нос, покатываться со смеху и т. д.) Волшебница заколдовала все картинки. Чтобы их расколдовать, нужно назвать и объяснить, что означают эти выражения. Отберите те картинки, которые подходят к героям сказки « Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик – семицветик», «Аленький цветочек»» и т. д. Назови сказки, к которым подходят следующие фразеологизмы. Например: Не солоно хлебавши: «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят». Держи язык за зубами: «Красная шапочка» http://aida.ucoz.ru17

Точить зубы Если карандаш сломался, нужно взять точилку. Нож и ножницы тоже точат. А можно ли точить зубы? Нос показывать не хочет Добрый зайка из норы: Волк на зайку зубы точит – Зубы хищника остры. Что делает волк? Зачем волк точит зубы? Так бывает на самом деле или нет? Почему? Вспомним сказки. В какой сказке волк точил зубы на козлят? («Волк и семеро козлят» ) На поросят? («Три поросенка») На девочку? («Красная шапочка») http://aida.ucoz.ru18

Профессор кислых щей Профессор это ученый, который занимается наукой, изучает мир изучает мир, пишет умные книги. Ученые изучают звезды и планеты животных, растения, человека и многие другие важные вещи. Нужно ли изучать кислые щи? - мое призвание - наука, Мне не страшны не грусть, не скука Могу без устали писать Труды научные в тетрадь. Не спать по нескольку ночей, - Сказал профессор кислых щей. - Таков, мой друг, удел ученых, - Вздохнул профессор щей зеленых. Так мы говорим о людях, которые занимаются пустяковыми делами, но при этом считают себя знатоками, умно рассуждают, а на самом деле ничего в этих вопросах не понимают http://aida.ucoz.ru19

сказки Придумай новую сказку по опорным словам: - дед, баба, курочка ряба, Вася, ковер - самолет, лиса, кот, спасти ; - медведь, лиса, бочонок меда, курочка, волшебный корабль, чудо – остров, обмануть. Расскажи сказку: - «Репка», используя суффикс – еще; -Курочка ряба», используя уменьшительно - ласкательные суффиксы.

«колобок»

Загадки Отгадай загадки по сказке. Например: «Возле леса на опушке трое их живет в избушке…». Придумай загадку по данным словам. Например: тонкие ноги, ветвистые рога.

Кто по коробу скребен, По сусекам метен, На сметане мешен, В печку сажен.

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА - О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей…» М.,Владос, 2004; - Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009; -Франсуаза Барб-Галль « КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.); -О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи дошкольников»/Детский сад от А до Я год - 2 ; -Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»- РООСА, 2007.т -Макарова « Методика работы по развитию образной речи»