Античная наука 1.Общая характеристика античной науки 2.Классификация наук в античности 3.Научное значение ранней греческой натурфилософии 4.Три основные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Advertisements

Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Научные программы Античности Исполнитель: Студентка группы 8 АМ 71 Преподаватель: к.ф.н., доцент Байтурсынова А. У. Брылина И. В.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Введение в философию науки Философия науки как прикладная философия.
НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ НАУКА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.
Гайденко П.П.: «Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях. Его апории - это первые парадоксы,
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Методы, применяемые в естествознании
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Транксрипт:

Античная наука 1.Общая характеристика античной науки 2.Классификация наук в античности 3.Научное значение ранней греческой натурфилософии 4.Три основные научные программы (парадигмы) античности 5.Теория познания Платона 6.Теория науки Аристотеля

1. Общая характеристика Совокупность научно-философских идей VI в. до Р.Х. – VI в. после Р.Х. (Древняя Греция и Древний Рим) Первые теории, дедуктивные системы Первая теория науки Чистая математика Теоретическая астрономия Натурфилософия Создание конкретных наук

Основные достижения Атомистика Демокрита, Эпикура, Лукреция (V-I вв. до Р.Х.) Диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.) Теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.) Метафизика, логика, физика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля

Основные достижения Геометрия и теория чисел в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.) Статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его математические работы Теория конических сечений Аполлония (III-II вв. до Р.Х.) Геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.)

Основные достижения Теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.) Исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) Медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.), Клавдия Галена (II в.) Труды римских юристов, классическая система римского права

Созерцательный характер Отсутствует эксперимент как основа науки Цель – познание истины, созерцание «начал», вечного и неизменного (сущности) Теория – высшее благо Наука и «искусство» (техника) отделены друг от друга

Социальные предпосылки Древнегреческий полис, институты политической демократии Достоинство личности, равноправие свободных граждан, свобода слова Плюрализм мнений, искусство убеждения и обоснования, «рынок идей» Личное интеллектуальное творчество, духовная самостоятельность, независимость в мировоззрении

2. Классификация наук в античности Идея «науки» как логически упорядоченной всеобъемлющей системы знаний Академия Платона и Ликей Аристотеля: переход от диалога к лекции, учебнику, «дисциплине», трактату, системе, «школе» в философии Теоретическая рефлексия над формами организации знания

Классификация наук в античности Первая методология науки, логико- методологическая терминология (понятие, суждение, умозаключение, определение, аксиома, постулат, тезис, гипотеза…) Иерархическая модель знания, принципы (начала), требования к ним, степени общности Идеал аксиоматически- дедуктивного построения, «аподиктического» знания, теория доказательства

Классификация наук в античности Физика (эпистеме фюсике, от «фюсис»): о «природе вещей» в целом и в частностях; «сущее» Этика (этос): свобода, поступки, нравы, добродетель, высшее благо; должное Логика (логос): речь, разум, рассуждения Метафизика (первая философия): первые начала, сущее как таковое, «божественное»

Аничная классификация наук: Аристотель Знание: 1)Техническое (искусство творения, умения); низшее; о единичном, частном, случайном; эмпирическое; о средствах; цель действия – вне него; принцип пользы; отношение человека к вещам (субъект-объектное) 2)Философия (не имеет практически- технической пользы): практическая теоретическая

Аничная классификация наук: Аристотель Практическая философия: Знание достойных целей Цель поступка – сам поступок; хорошее, должное общее благо достижение высшего блага Отношение человека к человеку (субъект-субъектное)

Античная классификация наук: Аристотель Практическая философия: Этика (благо личности, мораль) Экономика (частное благо, семья, хозяйство) Политика (общее благо, справедливость, право, государство)

Античная классификация наук: Аристотель Теоретическая философия: Цель – познание (ради самого знания, достижения истины) Собственно наука – познание «истинно сущего», бытия, вечного и неизменного Наиболее совершенное знание – знание причин Знание достоверное, доказанное

Классификация наук в античности: Аристотель Теоретическая философия: Физика (телесное и подвижное) Математика (бестелесное и неподвижное, но абстрагированное от телесного, мыслимое бытие) Метафизика (первая философия, теология) – познание бестелесного и неподвижного реального бытия (божественное), «сущего» вообще, в общем и целом

Логика Аристотеля «органон» - орудие, инструмент всех наук, общая методология; «техника мышления»; общая «техника учёности» «формальная» наука, «пропедевтика» о правильных рассуждениях о правдоподобном и о достоверном (истинном) знании теория доказательства

Классификация наук в Древнем Риме «система» как упорядоченное множество (компендиум, энциклопедия), «свод» или «сумма» сведений и мнений для практического использования Пример: «Естественная история» Плиния Старшего (I в.) в 37 книгах: астрономия, физика, география, ботаника, зоология и т.д. Государственно-регламентированная система школьного образования: от греческой «эпистеме» (науки) к школьной «дисциплине», дисциплинарной науке

Классификация наук в Древнем Риме Марциан Капелла (V в.): Филология и семь свободных искусств Боэций (V-VI вв.): Тривиум: грамматика, риторика, диалектика Квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония

3. Научное значение ранней греческой натурфилософии Общефилософские основания, принципы («метафизические начала») научного мышления о природе Основные категории естествознания Теоретическая идея природы (отрицание мифологии, антропоморфизма, «коротких» целевых причинных связей) Единство мира (теоретическое мышление) Первоматерия (субстанция)

Научное значение ранней греческой натурфилософии Принцип сохранения: из ничего ничего не бывает; вечное изменение Элементы, частицы (атомы, молекулы), силы Принцип причинности (правило, закономерность, необходимость, отрицание случайности, «длинные» причинные связи) «естественное» познание: факты опыта и логика, рассуждение

Научное значение ранней греческой натурфилософии («досократики») Фалес: материя, субстанция Анаксимен: сгущение, разрежение, плотность, количество материи Гераклит: общая теория движения (изменения), принцип противоречия, «огонь» (энергия) Эмпедокл: четыре элемента, полярные силы, простота и неизменность сущности, пропорция Анаксагор: частицы, делимость, непрерывность Зенон: теория (апории) множества, движения, пространства, времени, делимости, бесконечности Демокрит: атом, пустота, причинность

4. Три основные научные программы (парадигмы) античности Атомистическая (с V в. до Р.Х., Тит Лукреций Кар «О природе вещей) Пифагорейско-платоновская (с VI в. до Р.Х., математическое конструирование Космоса, «Тимей» Платона) Перипатетическая («Физика» Аристотеля, с IV в. до Р.Х.)

Атомистическая программа Глобальная (общенаучная) программа, развивается XXV столетий; Факты опыта (невидимые частицы), логика рассуждения (предел деления, существование простого) Атомы, их величина, форма, пустота, движение, столкновение, соединение, разъединение Научный рационализм: явление и сущность, субъективное (чувственное) и объективное (мыслимое)

Атомистическая «философия науки» Мир на самом деле не такой, каким кажется За обычным миром («явлением»), как его скрытое основание, скрывается подлинный мир («сущность») О том, каков мир в действительности, знает лишь наука (философия) Наука даёт адекватное знание о том, каков мир «в себе», «сам по себе» Исходя из знания сущности, можно объяснить явления Познание истинной сущности вещей даёт человеку высшее благо – наилучшее состояние души (атараксия)

Пифагореизм и платонизм Конструирование материального из идеального (чисел, геометрических фигур, идей) Мировая гармония, музыкально- числовой Космос Первое в истории атомно- молекулярное учение Теория правильных многогранников (платоновы тела)

Пять «платоновых тел»

Физика Аристотеля Качественно-натурфилософская, «феноменологическая» физика Анализ общих понятий, движение «сверху вниз»: природа, материя, элемент, тело, движение, место, время, тепло, холод… Целесообразное самоформирование, внутреннее самоопределение, жизнь Вечное повторение, круговращение

Физика Аристотеля Четыре причины (материальная, формальная, движущая, целевая) Абсолютное место, непрерывность материи, отрицание атомов и пустоты, взаимное превращение элементов Бесконечность времени, вечность Космоса и движения Классификация тел и движений, связь видов тел и видов движений

Физика Аристотеля «естественные» места и движения сила как причина движения (но не ускорения; отсутствие «инерции» основные качества элементов: тепло, холод, влажность, сухость анализ множества физических явлений конечность, шаровидность (совершенство формы), единственность мира, неподвижность Земли, геоцентризм, модель Евдокса

5. Теория познания Платона Натурфилософы: физическое воздействие, отпечаток, отображение Софисты: субъективность и относительность всякого знания Сократ: диалектика; реальность идеального; Платон: истинная «вещь», как предмет познания – не тела, но «идея»

Теория познания Платона Совершенство знания определяется совершенством предмета Уровни знания: 1.Предположение («тени», «следы») 2.Вера, мнение, гипотеза (телесные вещи, физика) 3.Рассудочное знание (дианойя; математика) 4.Разумное знание (ноэзис, метафизика)

Теория познания Платона Высшее, достоверное знание априорно, не индуктивно Разум связан с истинным бытием непосредственно (анамнезис; нативизм) Априорное знание – основа (условие возможности) эмпирического Диалектика – метод «чистого», абсолютного познания

6.Теория науки Аристотеля Научное знание – о том, что не может быть иным; доказанное В основе – онтология субстанции (вещь-свойство-отношение; индивид- вид-род) Теория науки – часть логики (построение науки – работа с понятиями, суждениями, умозаключениями) Дедуктивно-иерархическая, «созерцательная», «финитная» модель; джастификационизм

Логика Аристотеля Логика: 1.Диалектика (топика) – изучение, обсуждение; вероятное знание, правдоподобие 2.Аналитика (силлогистика) – теория логического вывода, доказательства (дедукция); 3.Методы нахождения посылок доказательства (индукция)

«Аналитика» Аристотеля 1.Учение о понятии (построение науки начинается с определения понятий) 2.Учение о суждении (наука состоит из аподиктических суждений) 3.Учение об умозаключениях, логическом выводе и доказательстве (силлогистика; в науку входит лишь доказанное знание – дедуктивно выведенное из истинных посылок)

«Аналитика» Аристотеля Доказательство (научное знание) возможно лишь относительно общего (сущности, формы) Если бы в вещах не было общего (сохраняющегося, устойчивого, повторяющегося, неизменного), наука была бы невозможна Вся совокупность научного знания может быть упорядочена однозначным образом, в одной всеобъемлющей дедуктивно- иерархической системе понятий

Посылки для доказательства Всё доказанное исходит из недоказанного и недоказуемого Первые основания науки – вне науки Виды посылок: 1.Определения (значение терминов) 2.Аксиомы (самоочевидные положения) 3.Постулаты (требования) 4.Предположения (тезис, гипотеза)

Аксиомы Непосредственно истинны (самоочевидны; «общие достояния ума») Различной степени общности (соответственно видам и родам сущего) Не могут быть доказаны или опровергнуты опытом Высшие аксиомы (все роды сущего) – логические и метафизические (прежде всего – законы логики)

Теория индукции Аристотеля Часть его общей теории познания (с элементами логики, психологии, метафизики) Необходимо различать происхождение и значение суждения (смысл, содержание) Индукция есть восхождение от отдельного (частного) к общему

Теория индукции Аристотеля Познание начинается с чувственного восприятия (ощущения) Эмпирическое знание всегда недостоверно Эмпирическая индукция находит родо-видовую структуру мира и даёт возможность определения Конечный результат индукции становится началом дедукции

Теория индукции Аристотеля Общее (сущность) непосредственно не познаётся; врождённого знания нет Душа – не субстанция, а «форма» тела Последовательный эмпиризм отрицает возможность науки (аподиктической) Ощущение – единство пассивности (страдательности) и активности Чувственное восприятие – «уподобление» внешнему миру

Теория индукции Аристотеля Чувственное восприятие – деятельность (переход из возможности в действительность, переход формы) Ощущение – слияние (тождество) объекта и субъекта; одна и та же деятельность (форма) в разных материях «представление» - сам предмет, но без материи; Сущность самой вещи и понятие ума – одна и та же форма (деятельность)

Теория индукции Аристотеля Деятельность ума с самого начала лежит в основании индукции: схватывание, различение, сравнение, соединение, память, воображение, абстрагирование Чем выше уровень познания, тем оно свободнее опыт создаётся деятельностью ума: в восприятиях выделяется повторяющееся, устойчивое, общее, существенное

Теория индукции Аристотеля Понятие – синтез эмпирического Опыт – понятие – мнение (суждение) – «искусство» (общие причины частного) – наука (вечное и неизменное) «α» и «ω» всего процесса познания – деятельность «ума»; ум «первее» и ощущений, и аксиом, и науки Ум «не соединён с телом»; «не смешан»; свобода и универсальность

Теория индукции и метафизика Ум не индивидуален (индивидуация – принцип материи; ум – деятельность, «форма» «пасивный ум» (человеческий) и «активный ум» (божественное) Бог – чистая форма (без материи), сама деятельность как субстанция Конечное основание науки – тождество деятельности (формы) как «сущности» вещи и как «понятия» мышления

Литература Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, Платон. Соч. в 3 т. Аристотель. Соч. в 4 т. Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. - М.: Наука, Рожанский И.Д. Античная наука. – М.: Наука, 1980.

Литература Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). – М.: Наука, Каган В.Ф. Основания геометрии. Учение об обосновании геометрии в ходе его исторического развития. Ч.1-2. – М.-Л.,

Литература Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. В 3 т. – М.-Л., Лосева И.Н. Проблемы генезиса науки. – Ростов н/Д., Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. С древнейших времён и до конца XVIII века. – М.: Наука, 1974.

Литература Нейгебауэр О. Точные науки в древности. – М.: Наука, Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. – М.: Наука, 1990.