Информационная культура преподавателя вуза Информационная культура как феномен Как качество личности преподавателя вуза; Как условие и предпосылка эффективной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая.
Advertisements

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Методическое сопровождение информатизации образовательно- воспитательного процесса и управленческой деятельности Зам. директора по УВР : Шишкова Г.А.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Жодино» «Информационная компетентность педагогов и использование коммуникационных технологий как фактор повышения.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Информационная культура педагога адекватная современному уровню развития ИКТ.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Подготовила: Санина З.А., зам.директора по НМР.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Информационная среда начальной школы на примере МБОУ «Артинский лицей», п.г.т. Арти Свердловской области Выполнила Кашина Галина Георгиевна, заместитель.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность определение информации способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления.
Основные тенденции развития системы образования в условиях информатизации.
Транксрипт:

Информационная культура преподавателя вуза

Информационная культура как феномен Как качество личности преподавателя вуза; Как условие и предпосылка эффективной преподавательской деятельности ; Как обобщенный показатель информационной профессиональной компетентности преподавателя; Как цель профессионального самосовершенствования

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ЮНЕСКО 2001 г. – начало реализации Программы «Информация для всех», включающей Раздел «Развитие потенциала и возможностей человека, его навыков и умений в век информации» Международная федерация библиотечных ассоциаций (IFLA) 2002 г. – создание секции по информационной грамотности, поставившей задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных странах, и разработки на этой основе международного стандарта В 2006 году в рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса – 72-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА – прошел Открытый форум ЮНЕСКО, на котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в том числе – решения проблем информационной грамотности.решений В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау«Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»

Концепция информационной грамотности

Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать. Сеймур Пайперт

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ «Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих его целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» (Гендина Н. И.)

Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационных технологий в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития (Колин К.К. )

степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: в ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. (Семенюк Э.Л.)

На современном этапе развития общества информационная культура приобретает весьма важное значение. Информационная культура преподавателя вуза – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений для результативной профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде.

Информационная культура: определение Информационная культура преподавателя вуза - это мера и способ творческой методологической самореализации личности в разнообразных видах информационной деятельности и коммуникации, направленных на освоение, передачу и создание информационных педагогических ценностей и технологий (Дорощук Е.С.)

ДРЕВО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Умение вести информационный поиск Знание информационных ресурсов Знания и умения по обработке информации Знание возможностей университета и умение их использовать Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию Умение формулировать свои информационные потребности и запросы ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИКТ Знание цифровых технологий Умение использовать средства связи Умение использовать информацию Умение пользоваться компьютерными сетями

Содержание труда преподавателя вуза, ведущего инновационную деятельность, постоянно обогащается новыми требованиями к качеству его работы, новыми компетенциями. Информационная компетентность преподавателя вуза включает владение такими компетенциями, - как умение извлекать информацию из различных источников - знание особенностей информационных потоков в своей предметной области - владение основами аналитико-синтетической переработки информации - знание структуры правил подготовки и оформления новых информационных продуктов с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.

Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом информационной культуры, преподаватель вуза в процессе инновационной деятельности, оказывается в ситуации, когда применение известных технологических алгоритмов по созданию информационных продуктов идет в ситуации творчества. Творчество – деятельность, рождающая нечто качественно новое, отличающееся своеобразием, оригинальностью, создающая новые материальные и духовные ценности, имеющие общественную значимость

Владение информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры

Информационная культура преподавателя вуза включает два основных компонента: мировоззренческий и технологический. Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально- эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией. Технологический – из информационных умений, связанных с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.

Уровни развитости информационной культуры преподавателя вуза: показатели Методология информационного мышления: наличие и глубина. Информационное мышление как нестандартное мышление, позволяющее использовать ИКТ, ориентированное на поиск проблем и исследование их содержания на основе информационной компетентности Умение применять такую методологию в практической педагогической деятельности – информационная методология владения информацией как инструментом решения проблем

Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности Развитие информатизации побуждает научно-педагогическую общественность обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса. Образовательный процесс в данном контексте должен базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий. ИКТ позволяют развиваться различным формам образования и осуществлять его дистанционно.

Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности - 2 Многоуровневый характер информационной культуры создает предпосылки для структуризации информационно-культурного пространства вуза. Выделяются уровни ИКТ-компетенции: 1.Организационно- образовательный (субъекты: ППС - обучающиеся). 2.Корпоративно-управленческий (субъекты:администрация, включая топ-менеджмент – учебные и научно-исследовательские подразделения). 3.Обслуживающий (субъекты: вспомогательные структуры). Системность и целостность образовательного процесса требует системности и целостности ИКТ – создания инфраструктуры поддержки информационной культуры вуза и преподавателя.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Культура общения Культура письма и оформления деловой документации Культура научного исследования и умственного труда Культура использования современных информационных технологий Информационно-правовая культура Мировоззренческая культура Нравственная культура Библиографическая культура

Структура информационной культуры Общеучебная культура: - беглое чтение - сканирование текста - составление простого и сложного плана и т.д. Культура диалога: - ведение диалога в системе «человек- человек» и «человек-машина» контекстуальность и ситуативность диалога Компьютерная культура: - умение «общаться» с компьютером - представление об областях его применения - представление об устройстве и принципах действия компьютера Досуговая культура: - умение понимать и критически анализировать информацию из СМИ - умение общаться через интернет (mail, skype) Культура чтения -умение работать с книгой, периодикой, научными статьями Видеокультура: - умение находить, критически осмысливать видеоматериал - умение создавать видеопродукты, редактировать, представлять Правовая культура: - знание прав потребителей информационных ресурсов - знание прав собственности, обязанностей и ответственности за их нарушение

Процессы совершенствования информационной культуры преподавателя в вузе Непрерывное повышение квалификации в области ИКТ; Поддержка мотивации к образованию и самообразованию в области ИКТ ППС; Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования информационных ресурсов вуза, техническое сопровождение ИКТ; Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности с использованием ИКТ; Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса на базе ИКТ

Составляющие компоненты информационной культуры преподавателя вуза Понимание закономерностей информационных процессов. Умение организовать поиск и отбор необходимой информации. Умение оценить достоверность полноту, объективность полученной информации. Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения. Умение представлять информацию в различных видах. Умение применять полученную информацию для принятия решений Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по , запрос на использование информации и т.д.

МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: проектирование целостной технологии обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям технологии обучения; выбор и создание системы диагностики для содержательной интерпретации результатов обучения; разработка системы профилактики затруднений, коррекции процесса обучения; личностно-профессиональное развитие педагога, способного реализовать спроектированную технологию.

Слагаемые информационной культуры ППС (уровни) Уровень 1 –компьютер и периферийное оборудование: -прикладное программное обеспечение на уровне пользователя; -коммуникационные средства на уровне пользователя; -различные медиа-ресурсы и их использование; -нормы работы с информацией; -нормы и правила безопасности работы с компьютером, включая формирование и использование АРМ (автоматизированного рабочего места) Уровень 2 – разработка и использование ИКТ- образовательных технологий по профилям: -предметно-образовательный профиль; -дистанционно-методический; -информационно-методический; -административно-образовательный; -мультимедийный

Предметно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты организации образовательной деятельности; Инструменты поддержки творчества преподавателя и студента в образовательной деятельности; Инструменты электронного обучения (электронные журналы, электронные рабочие планы и пр.); Инструменты сетевого взаимодействия; Инструменты дистанционного обучения; Инструменты электронной диагностики образовательного процесса

Дистанционно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты подготовки модулей для дистанционного образования; Инструменты сопровождения обучающегося в системе ДО; Инструменты взаимодействия с обучающимися в сети; Инструменты диагностики; Инструменты создания и работы с ЭОР в ДО; Инструменты методического взаимодействия в сети Интернет

Информационно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты работы с методическими материалами - архив, УМК; Инструменты работы с методической почтой; Инструменты взаимодействия с сетевым методическим сообществом; Инструменты информационной поддержки образовательных и научно- исследовательских проектов в сети Интернет

Административно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Менеджмент информационных проектов как образовательных, так и административных; Менеджмент качества информационной культуры преподавателя вуза; Менеджмент сообществ (ассоциации, партнерства и пр.) преподавателей вуза; Менеджмент профессионального взаимодействия преподавателей

Мультимедийный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты разработки и внедрения в образовательный процесс ЭОР; Инструменты доступа к депозитарию электронных учебных материалов; Инструменты доступа к электронному каталогу учебных изданий; Инструменты создания образовательных порталов; Инструменты создания электронной системы хранения и использования образовательных материалов (в том числе электронные кабинеты, электронные кафедры, электронные советы и т.д.)

Публикации в Интернете как репрезентация информационной культуры преподавателя вуза Эффект 1. Создание личного Интернет- пространства преподавателя как инструмент образовательной коммуникации Эффект 2. Реализация потребностей самопрезентации в Интернет-пространстве с использованием механизма рефлексии. Эффект 3. Демонстрация высокого уровня доверия электронной аудитории и желания овладеть ее вниманием

Виды публикаций в Интернете преподавателей вуза как репрезентация информационной культуры Методические материалы, включая учебные рабочие планы, программы дисциплин и рекомендации по подготовке – 75-82% из общего числа публикаций. Личные резюме – 60-71% из общего числа публикаций. Электронные портфели – электронные сборники научных и научно-популярных, а также публицистических работ, включая тексты лекций, отрывки из монографий, диссертационных и иных научных работ – 40% из общего числа публикаций. Диагностический материал – 29% из общего числа публикаций.

Электронное обучение и информационная культура Уровень информационной культуры преподавателя вуза прямо пропорционален заинтересованности в разработке и внедрении программ электронного обучения, так как это способствует реализации основных информационных компетенций преподавателя

Список литературы: ПРОНИНА Л.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА // Аналитика культкрологии. - 1 (10) Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. Рогожин С.А. и др; Под общ. ред. Прокопьева В.П. и др. - Екатеринбург: Уральское издательство, – Вып с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.

Тест по определению уровня информационной культуры

Вопросы для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Основные технологические принципы организации дистанционного образования в учебных заведениях различного типа Анализ основных моделей дистанционного образования. Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области дистанционного образования. Базовые технологии организации дистанционного образования. Дистанционное образование в современных вузах России и за рубежом..

Вопросы для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Интернет-образование на современном этапе Анализ основных моделей интернет-образования. Дидактические возможности интернет-образования. Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области интернет-образования. Базовые технологии организации интернет- образования. Сетевые коммуникационные образовательные проекты. Крупнейшие российские и зарубежные образовательные интернет-порталы. Деятельность Федерации интернет-образования России.

Вопросы для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Связь дистанционного и интернет- образования образования с медиаобразованием Анализ медиаобразовательных проектов, основанных на использовании дистанционного и интернет-образования. Анализ дистанционных образовательных курсов различных типов. Перспективы интеграции образовательных проектов, основанных на использовании информационных технологий.

Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. М., Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Российская академия образования, с. Быховский А.Я. Весь мир в кармане: Юные журналы Интернет. М., Гура В.В. Виртуальная реальность в современной медиаобразовательной среде вуза//Труды международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии: геометрическое моделирование и виртуальная реальность». Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. радиотехнического ун-та, Гура В.В. Дистанционное образование в контексте современной культуры// Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. II. Ростов, С Гура В.В. Концепция медиаобразовательной среды в дистанционном образовании//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, Гура В.В. Некоторые замечания о дидактике обучения в медиаобразовательной среде//Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов, С Гура В.В. Педагогическое проектирование медиаобразовательной среды вуза (личностно- ориентированный подход)//Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. Волгоград, Гура В.В. Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов для медиаобразовательной среды вуза//XIX региональные психолого-педагогические чтения Юга России. Ч.1. Ростов, 2000.

Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. Ростов, С Гура В.В. Проект разработки факультетской обучающей гуманизированной среды на базе мультимедийных технологий//Методическая конференция вузов и факультетов связи. Геленджик, Гура В.В. Разработка мультимедийных информационно-обучающих систем для педагогов//Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно- ориентированных электронных и образовательных ресурсов и сред. Ростов: Изд-во Южного Федерального университета, с. Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, с. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании N 3. C Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, с.

Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий/Отв. ред. А.К.Юров. Таганрог: Изд- во Таганрог. гос. пед. ин-та, с. Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий/Под ред. Е.Н.Ястребцовой. М., с. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии С Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, с. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы С Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда С

Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-образования Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Создаем Web-страничку. СПб.: Питер-пресс, с. Якушина Е.В. Интернет в аспекте медиаобразования//Проблемы перехода к 12-летней системе обучения. М.: ИОСО РАО, С Якушина Е.В. Интернет-хроника (Дистанционное обучение, 1 ч.)//ЛГО С Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//ИТО :

А.А. Ахаян, Терминология дистанционной научно-образовательной деятельности c применением Internet-технологий, В.Н. Барсуков. Дистанционное... Да! Но... // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995, вып.3, с Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (Под. ред. С.А.Смирнова) // М., Академия, 2000, 510 с. Н.В.Бордовская, А.А.Реан. Педагогика // СПб, Питер, 2000, 300 с. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании" // М., Ось-89, 64 с. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995, вып.3. А.А. Андреев. Введение в дистанционное обучение //Компьютеры в учебном процессе. М., Интерсоциоинформ, 1998, #2, с Е.Ф. Федорова Системное представление дистанционного образования, Ю.И. Лобанов Ю.И., О.П. Крюкова, Т.А. Тартарашвили и др. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. - М., с. - (Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития ВО/ НИИВО; Вып. 5. Г.С. Сиговцев, М.А. Чарута Дистанционное образование. Методический материал для преподавателей. Социальная, экономическая и геополитическая целесообразность создания единой системы дистанционного образования Е.С. Полат "Дистанционное обучение"// "Педагогические и информационные технологии в образовании" C.Д. Каракозов, Распределенные обучающие среды, Материалы к заседанию Коллегии Минобразования России "Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий" Ч.2,