Овладение информацией – стратегическая задача развития современного общества Колин К. К. доктор технических наук, профессор Институт проблем информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системная модернизация России и проблемы формирования информационного общества Колин К. К. доктор технических наук, профессор Институт проблем информатики.
Advertisements

Международная интеграция в информационных науках и фундаментальные проблемы информатики Колин К.К., Институт проблем информатики РАН
Актуальные проблемы изучения информации в системе опережающего образования Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Государственная программа «Информационное общество ( годы)» 1.
Образование для будущего: актуальные проблемы науки, образования и культуры в XXI веке Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН.
Философия информации и методологические проблемы наук об информации Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 Докладчик: Валентина ПОПОВИЧ Заместитель начальника Управления развития информационного общества Министерство информационного развития Финансовые механизмы.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Педагогический совет г. ТЕМА: «Инновационные образовательные модели – условие современного качества образования» 1.Некоторые аспекты модернизации.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Стратегические ориентиры образовательной политики РФ Пак Светлана Валентиновна, директор РКЦ ХК ИРО, Med.
Транксрипт:

Овладение информацией – стратегическая задача развития современного общества Колин К. К. доктор технических наук, профессор Институт проблем информатики РАН

Основные вопросы: 1. Современный мир и проблема овладения информацией 2. Информатизация общества как цивилизационный процесс: история, состояние и перспективы 3. Человек в информационном обществе 4. Информатизация общества и развитие комплекса наук об информации

Академик Н.Н. Моисеев о проблемах информационного общества: Проблема 1 – Овладение информацией: - Раскрытие сущности природы информации; - Понимание роли информации в эволюции человека, природы и общества. Проблема 2 – Обеспечение доступности информации для всех членов общества: - Информационная инфраструктура; - Цифровой контент; - Преодоление информационного неравенства.

Первые этапы информатизации общества: Японский вызов: Национальная программа создания ЭВМ 5-го поколения (1975 г.) Стратегическая компьютерная инициатива США Концепция информатизации советского общества (СССР, 1985) Создание Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации в составе Академии наук СССР (1983) Государственная программа развития вычислительной техники в СССР до 2000 года (1984).

Философское осмысление процесса информатизации общества: Информатизация общества – это: Научно-техническая революция; Социально-технологическая революция (А.И. Ракитов. Философия компьютерной революции, 1991); Долгосрочный революционный процесс цивилизационного характера, который будет продолжаться в течение всего XXI – го века (А.Д. Урсул «Путь в ноосферу: стратегия выживания и устойчивого развития цивилизации», 1993.)

Формирование глобального информационного общества: Международные встречи на высшем уровне: Брюссель (1995) – Принципы, пилотные проекты Окинава (2000) – Окинавская Хартия глобального информационного общества Женева (2003) – Декларация и План действий. Тунис (2005) – Проблема информационного неравенства, Целевая группа ИКТ.

Этапы развития информационного общества в России : Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000 г.) Стратегия развития информационного общества в России до 2015 года (2008 г.) Совет по развитию информационного общества при Президенте России (2009 г.) План мероприятий по развитию информационного общества на годы. Государственная программа «Информационное общество гг.» (2010 г.)

Стратегические проблемы информационного общества: Овладение информацией: философское осмысление феномена информации, раскрытие ее законов и роли в развитии Природы, Человека и общества; Обеспечение доступности информации в интересах развития (стратегия ЮНЕСКО); Формирование новой информационной культуры человека и общества; Снижение информационной бедности и информационного неравенства; Обеспечение информационной безопасности.

Новое качество жизни в информационном обществе Структура личного, корпоративного и национального богатства в информационном обществе существенно изменяется Качество жизни зависит от уровня информационного развития общества Изменяется система ценностей и культурных потребностей человека и общества Возникают новые представления о пространстве и времени

Международный рейтинг информационного развития России: 2010 г. – 80- е место среди 133 стран. (В 2009 г е, в 2008г. – 72-е) 2011 г. – 77- е место по развитию ИКТ. Главные причины : 1. Неразвитость информационной инфраструктуры России; 2. Неравномерное информационное развитие регионов; 3. Неадекватность содержания образования. 4. Консерватизм чиновников.

Актуальные проблемы развития информационного общества: Развитие информационной инфраструктуры Снижение информационного неравенства Обеспечение доступа населения к информации Модернизация содержания образования в соответствии с требованиями информационного общества Формирование новой информационной культуры общества Изменение общественное сознания Создание системы управления информационным развитием страны

Причины отставания общественного сознания: Высокая динамика развития процессов информатизации общества – («футуршок» Э.Тоффлера) Сохраняется инструментально - технологический подход к информатике в образовании. (Недостаточное изучение фундаментальных проблем информатики и проблем развития информационного общества) Пассивная позиция чиновников, СМИ, культуры и искусства по отношению к проблемам информационного развития страны

Развитие информационных коммуникаций: Телефонная связь: стационарная и мобильная Радио и телевидение: глобальные системы Глобальные компьютерные сети: Интернет Глобальные Космические навигационные системы: GPRS и ГЛОНАСС Интеграция коммуникационных средств и систем «Цифровизация» техносферы- новое качество Социальные последствия развития ИКТ: экономия социального времени, занятость, безопасность, мобильные сервисы

Широкополосный доступ в Интернет как критическая технология: Доступ в Интернет как социальная проблема В Китае широкополосный доступ более 320 млн. пользователей (95%) В России – 10 млн. (18%). Планируется Федеральный проект «Социальная розетка» ( гг., 39 городов) Новые технологии доступа в Интернет по сетям электроснабжения (PCL- технологии) Развитие мобильного Интернет

Сингапур: опыт построения электронного государства Город - остров. Население - 5 млн. чел. 13 университетов; ВВП на душу населения – 52 тыс. долл. (2009 г.) Скоростная телемагистраль на оптоволокне (с 2001 г. - подключены все здания города). Электронное правительство Информационное законодательство. Электронная культура общества. Информационная промышленность.

Доступ в Интернет в условиях экономического кризиса : По данным Всемирного банка, ряд стран (Австралия, Ирландия, Сингапур, Южная Корея, Япония) увеличивают свои вложения в развитие широкополосного доступа в Интернет и рассматривают это как важную антикризисную меру в национальной экономике. В России этот фактор для социально- экономического развития еще не используется.

Структура Государственной программы РФ «Информационное общество ( гг.)» Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса. Электронное государство и повышение эффективности государственного управления. Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике. Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества. Обеспечение безопасности в информационном обществе. Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия

Финансирование Программы: Тематические расходы (экспертные оценки): млрд. руб. в год. В том числе: 120 млрд. руб. - федеральный бюджет, 50 млрд. руб. – региональные бюджеты, 200 млрд. руб. – внебюджетные источники. Бюджетные обязательства: 9,3 млрд. руб. – на гг. 78,7 млрд. руб. – на гг.

Концепция создания Электронного государства в России: Массовый сервис для коллективной работы с документами Государственные информационные системы Управление информатизацией органов государственной власти Стандарты компьютерной грамотности для государственных служащих

Задачи Программы по преодолению цифрового неравенства в России: Дешевый широкополосный доступ в регионах – 50 Мбит для 85 % населения Отечественная сетевая платформа Телевидение как средство доступа в сеть Интернет Развитие мобильных сервисов Опережающее развитие цифрового контента (начиная с 2011 года)

Московская 5-летняя Программа «Информационный город» ( гг.) Основные подпрограммы: Развитие ИТ для повышения качества жизни Создание интеллектуальной системы управления городом Создание общедоступной информационно- коммуникационной среды Развитие СМИ и рекламы

Актуальные проблемы образования в России : Рыночная ориентация образования не учитывает требований инновационного развития общества Не ведется подготовки кадров для новых профессий информационного общества Происходит «разрыв поколений» в науке, образовании, сфере высоких технологий Снижается общий уровень образованности нации Медленно формируется новая информационная и электронная культура общества Государственные образовательные стандарты не отвечают современным требованиям

Структура проблемы информатизации образования: Инструментально-технологические аспекты проблемы: Компьютеризация образовательных учреждений Информационные технологии в образовании Цифровые образовательные ресурсы Информатизация процессов управления образованием Открытое образование и дистанционное обучение

Структура проблемы информатизации образования: Содержательные аспекты проблемы: Формирование современной информационной культуры личности: - Компьютерная грамотность и информационная компетентность. Современное информационное мировоззрение: - Роль информации в развитии природы, человека и общества; - Структура, методология и перспективы развития комплекса наук об информации.

Информационные аспекты повышения качества образования: Приоритетная информатизация сферы образования должна быть восстановлена Нужно обеспечить формирование новой информационной и электронная культура Изучение фундаментальных основ информатики как общеобразовательной дисциплины Изучение проблем информационного общества в высшей школе Создание НОЦ по проблемам информатики и развития информационного общества

Новые научно-образовательные инициативы Китая: 2006 г. - создан Институт Социальной информационной науки (провинция Ухань) 2007 г. – Первая Национальная конференция по Социальной информационной науке 2010 г. - Четвертая Международная конференция по фундаментальным основам информационной науки (г. Пекин) 2010 г. – создан Международный центр по проблемам философии информации (г. Сиань)

Международный Координационный Совет по фундаментальным основам информационной науки Совет основан в 1994 г. Состав Совета: 62 члена из 20 стран мира Международные конференции (FIS): 1994 г. – Мадрид; 1997 г. – Вена; 2005 г. – Париж; 2010 г. – Пекин; 2013 г. – Москва; 2015 г. – Вена.

Международный Совет по фундаментальным основам информационной науки В 2010 г. в состав Совета впервые избраны ученые России: - Кинелев В.Г., академик РАО, Рос НОУ. - Судаков К.В., академик РАМН - Урсул А.Д., академик АН Молдовы, (РГТЭУ) - Гендина Н.И. (КемГУКИ) - Гуревич И.М. (ИПИ РАН) - Колин К.К. (ИПИ РАН)

Доклады российских ученых в Пекине: Философия информации и фундаментальные проблемы информатики (Колин К.К.); Социальная информатика сегодня и завтра (Колин К.К.); Физическая информатика: информационные методы исследования природных систем (Гуревич И.М.); Использование ИКТ в образовании и науке (Кинелев В.Г.); Российский взгляд на информационную грамотность и информационную культуру (Гендина Н.И.).

Создание Международного общества по изучению информации(ISIS): В состав ISIS входят 62 представителя из 20 стран мира (США - 11, Китай – 10, Россия – 6) Штаб-квартира ISIS – в Вене (Австрия) Президент ISIS – Колин К.К. (Россия) Вице- президенты ISIS: - Wjlfgang Hofkirchner (Австрия) - Pedro Marijuan (Испания). ISIS создано в 2011 г. в Австрии.

5-я Международная конференция по основам информационной науки (FIS ): Место проведения – Москва, май 2013 г. Организаторы: Международное общество изучения информации Международная Академия Наук (Русское отделение) Российский Комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Московский гуманитарный университет Институт проблем информатики РАН Институт развития информационного общества

Научный и образовательный потенциал информатики в России: Разработана новая структура образовательной области «Информатика». Была представлена на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (1996 г.) Разработаны философские и научно-методоло-гические основы информатики ( гг.) Сформировано направление «Социальная информатика» Формируется новое направление «Физическая информатика» Формируются новые направления: «Информационная культурология» и «Информационная антропология» Созданы Научно-образовательные центры в СФУ и ЧГАКИ Разработаны программы новых учебных курсов и учебные пособия к ним

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становление глобального информационного общества – качественно новый этап развития цивилизации. Главная задача этого этапа – овладение информацией. Она предполагает: 1. Понимание определяющей роли информации в развитии природы и общества 2. Обеспечение доступа к информации для широких слоев населения. Для решения этой задачи необходимо новое содержание образования и формирование нового комплекса наук об информации

Некоторые публикации: Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. – М.: Профиздат, Соколов И.А., Колин К.К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. // Информ. общество, 4-5, Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. // Открытое образование, 3, Колин К.К. Наука об информации в 21-м веке: основные проблемы и перспективы развития //Smart education, 1, 2012

Новые публикации: Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.:, БИНОМ, – 264 с. (тираж – 1000 экз.) Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Откр. образование, 6, 2010 Колин К.К. Информационная культурология: структура и содержание предметной области новой научной дисциплины. //Вестник ЧГАКИ, 2011, 1 Колин К.К. Информатизация общества и глобализация: лекция. – Красноярск, СФУ, с. Колин К.К. Информационное пространство культуры: проблема многоязычия в информационном обществе. //Вестник КемГУКИ, 2011, 15 Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология: предмет и задачи нового научного направления

Современное определение информатики как науки: Информатика – это фундаментальная наука, которая изучает информационные процессы в природе и обществе, их фундаментальные основы, закономерности проявления, а также методы и средства их реализации в технических, физических, биологических и социальных системах.

Объект исследований информатики: Объектом исследований для информатики являются информационные процессы в природе и обществе, в том числе – в технических, социальных, физических и биологических системах. Никакая другая наука этот объект специально не изучает.

Современная структура предметной области информатики: Фундаментальные основы информатики Социальная информатика Физическая информатика Биоинформатика Техническая информатика

Актуальные задачи российского образования: Ориентация на опережающее инновационное и информационное развитие страны Модернизация программ магистратуры и аспирантуры для информационного общества Информационная грамотность преподавателей школ и библиотечных работников Подготовка специалистов для информационной сферы общества Изучение фундаментальных основ информатики в высшей школе

Проект модернизации педагогической магистратуры: Разработан учеными РАН и РАО совместно с Сибирским федеральным университетом Содержит комплекс из 13-ти инновационных дисциплин Создана сетевая структура разработки и сопровождения новых курсов

Новые программы образовательных дисциплин для магистров: «Философия и история образования» «Основы методологии научной и образовательной деятельности» «Основы теории управления образовательными системами»; «Система качества образовательных учреждений».

Учебные курсы по проблемам информационного общества: «Социальная информатика» «Информационные ресурсы общества» «Информационная культура личности» «Теоретические основы информатики» «Информационные технологии в науке и образовании» «Основы информационной безопасности»

Курсы для формирования современного научного мировоззрения: «Глобализация и устойчивое развитие» «Основы синергетики» «Историко-философское введение в проблемы информатики»

Научно-образовательный проект «Лекции ведущих ученых России» Основные разделы проекта: Глобальные вызовы и проблемы современности Актуальные проблемы науки Проблемы образования в 21-м веке Проблемы развития техники и технологий (В 2011 г. издано 5 лекций).

Содержание академических лекций ведущих ученых России (этап 2011 г.): 1. Информатизация общества и глобализация (Колин К.К., д.т.н., проф., ИПИ РАН). 2. Глобальное знание и глобальное образование (Урсул А.Д., ак. АН Молдовы, РГТЭУ). 3. Системные закономерности развития цивилизации (Гринченко С.Н., д.т.н., проф. ИПИ РАН). 4. Психоинформатика: природа познавательных и творческих способностей человека (Сергин В.Я., д.т.н. проф., ИМПБ РАН). 5. Проблемы программной инженерии (Липаев В.В., д.т.н., проф., ИСП РАН).

Научно-образовательный центр ЧГАКИ «Информационное общество» Программы новых учебных курсов: «Информационное общество»; «Социальная информатика»; «Историко-философское введение в проблемы информатики»; «Информационная культура личности»; «Концепции современного естествознания»; «Глобализация и устойчивое развитие»; «Глобальный эволюционизм»; «Системная картина Мироздания»; «Электронная культура: мобильные сервисы»; «Безопасность в информационном обществе»; « Основы философии информации».

Формирование международной кооперации по проблемам информационного общества: Институт проблем информатики РАН Челябинская гос. академия культуры и искусств Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств Смоленский государственный университет Приднестровский гос. Университет (Тирасполь) ОКБ «Юг» (Украина, Киев) University of Geneva (Switzerland) The National University of Education (Singapore) Huazhong University of Science and Technology Xian Jiaotong University (China)