КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 1 Издатель и разработчик: Принципы взаимоотношений Ответы на часто задаваемые вопросы Юрий Мирошников Фирма «1С» Руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как продать издателю свою игру? Правильное оформление и подача материалов по проекту Косенко Роман, менеджер по внешним проектам, КОНФЕРЕНЦИЯ.
Advertisements

Copyright © Buka Entertainment, 2004 Работа с молодыми командами Артем «Temach» Чуканов Продюсер, менеджер по новым командам Buka Entertainment
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
Особенности издания массового программного обеспечения в России.
Что такое SEO и нужно ли оно вам?. SEO – search engine optimization, поисковая оптимизация сайтов. Так что же такое SEO?
ЗАЧЕМ НУЖНА ОПТИМИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА ? Прежде, чем инвестировать в рекламу и отдавать деньги рекламным агентствам, имеет смысл быть полностью уверенным,
Выбираем профессию Типичные ошибки при выборе профессии.
Активные методы обучения на уроках биологии и природоведения. Русская гимназия г. Валга Авраменко О.В г.
Ашманов и Партнеры Оценка качества и результатов поискового продвижения Мастер-класс Привлечение аудитории РИФ апреля 2008 года Андрей Кузьменков,
«МИНЫ» на пути к собственному бизнесу Докладчик: Антон Басовский, управляющий партнер Внедренческий центр « ИстЛайн» «Мины» на пути к собственному бизнесу.
Управление аудиторией. Что такое управление аудиторией Найти тех, кому нужен продукт; Привлечь их внимание; Вызвать желание купить продукт у нас; Подтолкнуть.
Купить квартиру в Волжском с ипотекой. Агентство Центр недвижимости. Агентство Центр недвижимости. ул.Мира 36 б ул.Мира 36 б skibina.vlgk.ru skibina.vlgk.ru.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Детские болезни стартапов Александр Напорчук ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Сергей Антонов, SeoExperts, Что такое SEO и нужно ли оно вам?
Шаблон презентации 1 Приложение 3. ИНСТРУКЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Нельзя добавлять, удалять, менять местами слайды. 2.На каждом слайде даны рекомендации.
Как правильно вести бизнес Подготовили ученики 7 «А» класса Егоров Владимир, Волков Андрей и Детко Матуш.
Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным?
ЕВАНГЕЛИЗМ КАЖДОГО ЕВАНГЕЛИЗМ для КАЖДОГО Генеральная Конференция РУКОВОДСТВО ПО ЕВАНГЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ Отдел Женского служения РУКОВОДСТВО ПО ЕВАНГЕЛЬСКОЙ.
Интернет-маркетинг на этапе запуска проекта 1
Транксрипт:

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 1 Издатель и разработчик: Принципы взаимоотношений Ответы на часто задаваемые вопросы Юрий Мирошников Фирма «1С» Руководитель направления игровых продуктов КОНФЕРЕНЦИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР марта 2003 года

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 2 ПОЧЕМУ И ДЛЯ КОГО Я ЭТО РАССКАЗЫВАЮ Работаю в игровой индустрии давно – примерно с 94 года. На всякий случай – я не хвастаюсь, я, скорее, оправдываюсь! Участвовал в десятках проектов – от геймдизайнера до старшего продюсера. Суммарный тираж продуктов с моим участием – около 20 млн. копий, проданных в 37 странах. Сейчас, в основном, занят рассмотрением и отбором поданных в 1С документов по новым проектам. Ежедневно получаю письма молодых разработчиков с различными вопросами. 8 из 10 откровенно не понимают (или не знают) общих правил игры, принятых в индустрии.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 3 Хочу поделиться опытом девелопера прошедшего множество сабмишшнов; знакомого с десятками зарубежных паблишеров; помнящего Ярмарки проектов на ECTSах древних лет :) Могу поделиться опытом паблишера еженедельно рассматривающего документы по новым проектам от молодых и не очень молодых команд; выбирающего из многих десятков проектов те, из которых потом состоит линейка игр 1С; сублицензирующего эти проекты в другие страны. ПОЧЕМУ И ДЛЯ КОГО Я ЭТО РАССКАЗЫВАЮ

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 4 ПОЧЕМУ И ДЛЯ КОГО Я ЭТО РАССКАЗЫВАЮ Можно было бы предположить, что здесь все всё понимают, и ликбез никому не нужен. Буду рад, если это так. Тем не менее – перед КРИ я получил письма от 24 компаний с предложением встретиться на конференции. В 21 из писем по характеру вопросов было понятно, что общий рассказ о принципах взаимоотношений участников рынка может быть полезен. Остается надеяться, что в зале именно те, кому адресовано мое выступление, а не только друзья и конкуренты :) Конкурентам – огромное спасибо, что Вы есть! КРИ – серьезное индустриальное мероприятие для профессионалов

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 5 ПОЧЕМУ И ДЛЯ КОГО Я ЭТО РАССКАЗЫВАЮ Мое выступление вряд ли будет полезно: серьезным мэтрам индустрии; техническим специалистам; сотрудникам издательских компаний; тем, кто читал интервью на gamedev.ru. Для кого я все это говорю: для молодой команды, пытающейся выйти на рынок; для руководящих работников такой команды; для интересующихся вопросом и просто друзей :) Мое выступление относится к категории ЛИКБЕЗ, но в этом слове нет ничего обидного

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 6 ПОЧЕМУ И ДЛЯ КОГО Я ЭТО РАССКАЗЫВАЮ Происходит это от того, что время выступления очень ограничено (надеюсь, что на КРИ 2004 будет организован полнодневный мастер-класс по схожей тематике). При этом, повторяюсь, масса людей не знает именно простых вещей. В этом выступлении я отвечу на 10 самых повторяющихся вопросов. По отвечать на них приходится ежедневно. А разовьет и углубит начатую тему, рассмотрит конкретные стандартные ошибки молодого девелопера Дмитрий Архипов из Акеллы – один из самых опытных специалистов российской индустрии. Выступление Дмитрия Архипова – сразу после моего. Многое, из того, что я расскажу, может показаться слишком простым и всем понятным

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 7 КТО ТАКОЙ ИЗДАТЕЛЬ? ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ? ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН? Толковые и энциклопедические словари вменяемого ответа не дают. В Законе об авторских и смежных правах такого термина нет. Но издатели, тем не менее, есть. Издатель НЕ занимается тиражированием дисков и коробок. Если бы это было так, крупнейшим издателем страны стал бы Уральский Электронно-Механический Завод. Издатель НЕ обязательно имеет свою сбытовую сеть. Но издатель со сбытовой сетью обычно в разы мощнее издателя без таковой. Издатель НЕ занимается банковской деятельностью и никого не кредитует. Встречаются исключения, но они никак не влияют на общее правило. Потому как лежат вне сферы собственно издательской деятельности.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 8 Несмотря на все вышеизложенное, издатель играет важнейшую роль в судьбе продукта. Не зря все разработчики стремятся к контракту с самым известным и престижным издателем. Издатель покупает у разработчика права. Какие именно – вопрос условий договора. В общем случае – права на размножение и распространение. Издатель определяет для широких масс пользователей лицо продукта – занимается позиционированием на рынке. Издатель ведет рекламную кампанию продукта. Издатель обеспечивает успешное распространение продукта. КТО ТАКОЙ ИЗДАТЕЛЬ? ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ? ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 9 ЧТО РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ ИЗДАТЕЛЯ И РАЗРАБОТЧИКА? Ответ тривиален – все регулируется договором и действующим законодательством. Всего лишь напоминание: договор Вы подписываете сами по собственной воле. Сколько денег разработчик получит вперед? – см. договор Какой процент с продаж получит разработчик? – см. договор Кто будет владеть торговой маркой? – см. договор Кому будет принадлежать движок проекта? – см. договор У кого будут права на продолжение? – см. договор

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 10 РЕЗЮМЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ И ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ – ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ Все вышеизложенное, вроде бы, должно быть само по себе очевидно для любого взрослого человека. Для этого есть КРИ, для этого есть DEV.DTF – спасибо им, кстати! Тем не менее, однотипных вопросов поступает много. Возможно, потому, что большая часть работников индустрии вышла из программистов, а не из экономистов. Совет – откройте законы Об авторском и смежных правах иО правах на программы для ЭВМ и базы данных. Прочтите внимательно, поймите, чего Вы хотите, и посоветуйтесь с юристом. Помните, что условия, на которых Вы продаете Ваш проект, определяете Вы сами в диалоге с издателем. Внимательно и вдумчиво выбирайте издателя для Вашего детища. Больше общайтесь с коллегами – чужой опыт бывает полезен.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 11 С ЧЕГО МОЛОДОЙ КОМАНДЕ НАЧАТЬ ОБЩЕНИЕ С ИЗДАТЕЛЕМ? С Ярмарки проектов на КРИ Я сам провел много времени в различных Developers villages. Чем полезны такие ярмарки: есть имущественный или профессиональный ценз; на Dev. village приходят издатели – сами, без Вашего приглашения; рядом стоят коллеги, с которыми можно посоветоваться; если Вы созрели для участия в такой Ярмарке – это уже само по себе свидетельство некоторой зрелости команды и проекта. Больше таких Ярмарок – хороших и разных!

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 12 ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ СЕРИИ «С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 13 С ЧЕГО МОЛОДОЙ КОМАНДЕ НАЧАТЬ ОБЩЕНИЕ С ИЗДАТЕЛЕМ? Зачем нужна демоверсия: показываете проект лицом, а не документом; показываете свои возможности, тем самым уменьшая потенциальный риск в глазах издателя; увеличиваете свои шансы, так как в обсуждении перспектив проекта смогут принять полноценное участие различные службы (отделы) издателя; решение по Вашему проекту может быть принято заметно быстрее. Заготовленная success story из жизни С качественной демонстрационной версии и проработанного дизайн-документа

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 14 С ЧЕГО МОЛОДОЙ КОМАНДЕ НАЧАТЬ ОБЩЕНИЕ С ИЗДАТЕЛЕМ? Почему и зачем нужен дизайн-документ: даете возможность понять и увидеть проект целиком до его окончания; демонстрирует Ваш профессиональный уровень – если смогли описать большой проект, есть надежда, что сможете осуществить задуманное; дает возможность наложить его на план работ по проекту, что поможет издателю убедить себя в абсолютной надежности проекта и необходимости срочного подписания контракта. Подробно по процедуре подаче документов – в выступлении Романа Косенко С качественной демонстрационной версии и проработанного дизайн-документа

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 15 НА КАКОЙ СТАДИИ ПОКАЗЫВАТЬ ПРОЕКТ ИЗДАТЕЛЮ? Поскольку это почти никогда не бывает возможным: старайтесь довести проект до максимально готовой стадии; не показывайте до написания полного дизайн-докумета или создания полнофункциональной демоверсии; никогда не показывайте сырых материалов – Вам же будет хуже. Если Вы – североамериканский девелопер – этот слайд забудьте! Идеально – на стадии бета-версии

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 16 КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СУММУ, В КОТОРУЮ ОЦЕНИТЬ ПРОЕКТ? Встречаются полярные оценки: Кармак – мастдай, имею право тоже ездить на Феррари; Зачем Вам деньги, Киса?. Ни те, ни другие оценщики долго в бизнесе не удерживаются. Это должно Вас утешить, если у Вас все еще нет Феррари. Оценивать – всегда сложно.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 17 КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СУММУ, В КОТОРУЮ ОЦЕНИТЬ ПРОЕКТ? Объективно могут существовать две методики оценки: деньги, необходимые Вам на разработку проекта (зарплаты, аренда площадей, налоги, прочие регулярные расходы); сумма, которая позволит издателю заработать с продаж Вашего проекта. Рыночная экономика позволяет найти баланс этих подходов. Ценой банкротств некоторых компаний и смертей некоторых гениальных проектов. Утешения ради – бездарные проекты умирают чаще. Оценивать – всегда сложно.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 18 КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ СУММУ, В КОТОРУЮ ОЦЕНИТЬ ПРОЕКТ? Есть сложившаяся практика, традиция, принятая в индустрии. Условно назовем ее джентльменским соглашением аванс, выплачиваемый издателем разработчику должен покрывать расходы на разработку; разработчик не включает в смету свою норму прибыли. Это – не догма, это традиция. Если Вы – Кармак, условия могут отличаться. В качестве напоминания – все это при условии, что издателю Ваш проект нужен!

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 19 ЗАКАЖИТЕ НАМ ИГРУ! Мы не любим заказывать. В заказных проектах есть некоторая ущербность; опыт показывает, что заказных шедевров не получается внутри команды-разработчика нет носителя идеи; разработчик не считает себя морально ответственным за успех проекта. Заказные проекты существуют, и вполне успешно, но редко бывают высокобюджетными. Суммарное вознаграждение разработчику за успешный заказной проект не идет в сравнение с доходами успешных независимых разработчиков. Не путайте заказ с напутствием :)

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 20 КАК ВЫБРАТЬ ЖАНР? СКАЖИТЕ МНЕ – КАКУЮ ИГРУ ДЕЛАТЬ! Вот здесь речь не о заказе. Это – осмысленное понимание того, что издатель может лучше ориентироваться в рынке. Часто бывает, что команда – способная, проект – качественный, но жанр или тематика не подходят для конкретной территории/аудитории/платформы. мы стараемся понять, как можно изменить существующий проект, чтобы с минимальными переделками его можно было бы продать; учитываем при этом желания и наклонности разработчика, особенности технологии, наработанный контент. Стоит понимать, что у издателя нет желания испортить Ваш проект и потерять свои вложенные в него деньги. Хотя мы тоже не боги – часто идем на поводу у разработчика

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 21 КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОХОДЫ С ПРОДАЖ ИГРЫ! Как уже говорилось, все определяется условиями контракта. Подписывайте те контракты, которые Вам выгодны Общее правило – денежные отношения в индустрии торговли правами построены на приниципе отчисления с проданного. поскольку часто платится аванс (в случае с играми – на разработку), то правило звучит как advance against royalties; больше аванс – меньше роялти; больше роялти – меньше аванс. По моей практике – в России 20%-50%, в Америке – 5%-30%.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 22 КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОХОДЫ С ПРОДАЖ ИГРЫ! Нет, конкретика обуславливается текстом договора. Каким может быть вознаграждение: может быть заранее оговоренной фиксированной суммой; может быть процентом с продаж; может быть фиксированной суммой плюс процент с продаж; может быть процентом с продаж, но не меньше заранее оговоренной фиксированной суммы. Flat fee часто бывает больше возможного аванса, но жадничать стоит не всегда! Всегда ли платится аванс и всегда ли платятся роялти?

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 23 КАКИМ ОБРАЗОМ РАСЧИТЫВАЮТСЯ ПРОЦЕНТЫ РОЯЛТИ? С чего платятся роялти? Что встречается в жизни: оптовая цена минус стоимость производства; оптовая цена минус стоимость производства минус маркетинговые расходы; оптовая цена; розничная цена; фиксированная сумма с копии. Очевидно, что в интересах разработчика увеличить "роялеоблагаемую" базу, а в интересах издателя – ее же уменьшить. В конечном итоге все зависит от Вашего проекта. Все всегда бывает по-разному. Совет банальный – торгуйтесь!

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 24 КАК УБЕРЕЧЬ СВОИ ИДЕИ ОТ КРАЖИ ИХ ИЗДАТЕЛЕМ? Стандартный ответ – не показывайте их никому! Особенно пользователям!! Они своруют еще быстрее!!! Важно помнить: идеи не патентуются; сама по себе идея ничего не стоит; голые идеи никому не нужны; у издателя своих идей полон дом; Ваша идея уже может лежать в основе чужого проекта. До начала переговоров подписывайте NDA. Из дев. Форума: Все идеи придумываются издателями, чтобы денег не платить.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 25 ПОЧЕМУ ИЗДАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ОТ МОЕГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА? Видимо, потому, что издателю проект не нужен. То есть, издатель не чувствует в себе сил продать Ваш проект с выгодой для себя. Причин может быть множество, будут учитываться мнения разных служб и отделов. недостаточный уровень качества; неподходящий жанр; немодная стилистика; у издателя уже достаточно проектов в линейке; жанр/тема/сюжет Вашего проекта пересекается с другим проектом издателя; денег у издателя нет Не отчаивайтесь. Идите к другому издателю. Если проект хорош, все получится!

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 26 СОБСТВЕННО, НА ЭТОМ ВСЕ. 10 вопросов закончились. Времени совсем немного, дольше говорить не получится. Слушайте выступление Дмитрия Архипова – он разовьет тему дальше. Посетите выступления Сергея Герасева, Романа Косенко, Сергея Белистова – в них будет много полезного по этой теме. Пишите – - мы всегда Со мной можно пообщаться на стенде 1С; на 1C:PARTY вечером в пивной 01; на Ярмарке проектов. Кроме меня на КРИ присутствует продюсеры 1С Герасев и Косенко. Общайтесь с ними. Используйте КРИ не только как лекторий, но и как удобную возможность для кратких переговоров и, в первую очередь, знакомств.

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 27 Игры должны делать веселые счастливые люди. Я счастлив в жизни у меня растет чудесная замечательная дочь (ей уже 5 месяцев и 5 дней); я занимаюсь любимым делом – делаю игры. Будьте счастливы и удачливы! помните, что игры – это не только искусство, но и бизнес; помните, что игры – это не только бизнес, но и искусство. (начинающим полезно помнить первое, маститым – второе) Желаю всем Вам удачной работы на КРИ Больше приятных знакомств и выгодных контрактов! ЛИРИКА НАПОСЛЕДОК Не забудьте про 1C:PARTY в 19:00 в пивной «01» у метро Университет

КРИ 2003: ИЗДАТЕЛЬ И РАЗРАБОТЧИК 28 Если есть вопросы, я готов на них ответить. БОЛЬШОЕ СПАСИБО! До встречи в кулуарах!