СМИ КАК СИСТЕМА. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ СМИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год. Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии.
Advertisements

ТЕНДЕНЦИИ ГАЗЕТНОЙ ПРЕССЫ МИРОВАЯ ОТРАСЛЬ НА ЭТАПЕ ГИПЕРПЕРЕМЕН: глобальный финансовый кризис + «цифровая» медиа революция мощный толчок коренным преобразованиям.
РЫНОК СМИ И КНИГОИЗДАНИЯ В 2006 ГОДУ ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РЫНКА В МЛРД. ДОЛЛ. США по данным Роспечати 1.
Бизнес-планирование Занятие 4 НГУ 2008 Предприятие, которое неудачно планирует, планирует неудачу.
Выступление на тему: «Информационное партнёрство: Власть-Общество-СМИ» Г.Н. Кудий - заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания.
1 Книгоиздание в России: день сегодняшний Александр Воропаев, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Москва.
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Презентация по исследованию емкости рекламного рынка в сегменте печатных СМИ.
Классификатор печатных СМИ – от хаоса к структурированному рынку Киев 2009.
«ПАНОРАМА ТВ» ЖУРНАЛ-ТЕЛЕГИД. Журнал-телегид "Панорама ТВ" издается в Санкт-Петербурге с июля 1993 года. Еженедельное издание для семейного чтения – первый.
Отраслевой проект ГИПП mediastat при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям семинар «Информационная открытость издательской.
Модели издательского бизнеса отраслевых СМИ и экспертная оценка их рентабельности Павел ШУДНЕВ, интернет-агентство multipromotion.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Рейтинг глянцевых журналов о здоровье (Москва, 2 квартал 2010 год) Москва, 2 квартал 2010.
Десятая ежегодная конференция ЗАО "Сегодня-Пресс-Воронеж" мая 2007 г.
Аудитория еженедельника «Аргументы и факты» По данным TNS NRS-Россия/Москва, Май – Октябрь 2014.
LOGO Выпускная квалификационная работа На тему «» Выполнил Научный руководитель 1.
Структура рынка распространения прессы Санкт-Петербурга.
Юбилейный десятый Российский Интернет Форум (РИФ-2006) марта 2006 г. г.Москва, Пансионат «Лесные дали» ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД А.Ю.Романченко Заместителя.
Как у нас дела *Источник данных: Коммуникационный Альянс (без учёта рекламы СМИ ) Распределение затрат на рекламу*, первое полугодие 2010 года, % сократили.
Транксрипт:

СМИ КАК СИСТЕМА. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ СМИ

Тип Образ, модель однотипных изданий Однотипные: Сходны между собой по какому-то важному, общему признаку и одновременно по этому же признаку отличны от других.

Типология Метод: классификация по интегральному признаку, Дисциплина, позволяющая ориентироваться в системе СМИ и давать грамотное описание информационного продукта

Методика типологического исследования Теоретико-типологический, Историко-типологический, Социологический. (А.И. Акопов)

Уровни типологического анализа Классификационный, Типизационный, Структурно-функциональный. (М.В. Шкондин)

Для сравнительного изучения (М.В. Шкондин) Технологические; формат, тираж, объем, периодичность, время выхода, Экономические, Аудиторные, Редакционные, Характер, тип информации, Целевое назначение, Организационные (организационно-правовые, -политические, -экономические).

Система Совокупность взаимосвязанных элементов, образующая определенную целостность, которая обладает собственными свойствами, не сводимыми к сумме свойств ее элементов.

Черты системности Структурность, Уровни и иерархии уровней, Целостность, Взаимозависимость системы и среды, Множественность описания.

Некоторые системные качества Сложность, Многоцелевая направленность поведения, многомерность факторов регуляции, многочисленность параметров, Инерционность Для социальных систем: самореферентность (аутопоэзис)

Принципы типологии 1 Принцип целостности системы СМИ

Геннадий Кудий (начальник отдела периодической печати ФАПМК) «В современном мире конкурировать между собой начинают практически все виды СМИ, что вызывает необходимость объединения под одной крышей разнообразных медиа. И российские СМИ тоже либо втягиваются в общую тенденцию, либо становятся все более уязвимы перед экспансией транснациональных медиакорпораций»

Принципы типологии 2 Принцип единства системы СМИ и ее среды

СМИ и среда В 2007 г. в соответствии с законом в час могло быть показано 12 минут рекламы, а с 1 января 2008 г. собирались разрешить лишь девять минут. Ассоциации рекламодателей и сообщества «Русбренд» пытались оспорить закон, утверждая, что он вызовет удорожание до 2-3% в год по массовым и 5-7% по премиальным категориям товаров.

Принципы типологии 3 Принцип структурно-функциональной идентичности. Эти принципы важны при формировании типологической доминанты, типологического множества, «ниши»

ПЕЧАТНЫЕ СМИ РОССИИ

Выпуск всероссийских газет ( гг.) Годы Число изданий Число номеров Разовый тираж (тыс.экз.) Средний разовый тираж одной газеты (тыс.экз) , , , ,3

Выпуск газетных изданий ( гг.)

Выпуск журнальных изданий ( гг.)

Уменьшение аудитории 1990-е годы Россию постигло катастрофическое сжатие объемов информации и сокращение читательских аудиторий. В 1991 г. лишь 5 из наиболее популярных газет сумели набрать более половины прежнего подписного тиража. Это были «Труд», «Комсомольская правда», «АиФ», «Сельская жизнь» и «Красная звезда»

Уменьшение аудитории Остальные за один только год растеряли от 2/3 до ¾ подписчиков. Сохранили подсписку те издания, чтение которых было распространено среди наиболее консервативных в своих привычках слоев населения (пенсионеры, армия и др.). В 1993 г. число не подписавшихся ни на одну газету выросло в 1,8 раза и составило 27,4% опрошенных.

Неразвитость медиаизмерений и низкая достоверность отраслевой статистики. Отсутствие общепризнанных правил сотрудничества между издателями и распространителями. Проблема списания нереализованных тиражей периодики и книг с отнесением расходов по их производству и распространению на себестоимость, а не прибыль. Не хватает разумного соотнесения налоговых требований государства со спецификой деятельности печатных СМИ и книгоиздания. Характеристика рынка прессы

18 февраля 2011 г. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела жалобу Национальной тиражной службы (НТС) о нарушении принципов добросовестной конкуренции со стороны ряда изданий. По словам генерального директора НТС Александра Яковенко, тиражи в несколько раз завышали шесть журналов, среди которых Vogue, Tatler, GQ и Elle. Это позволяло изданиям привлечь больше рекламы, чем их конкурентам. Яковенко также сообщил, что помимо этого НТС проанализировала тиражи еще 32 глянцевых изданий крупнейших издательских домов в России (кроме ИД Burda). Служба сравнила официальные данные по тиражам, которые печатаются заграницей, с цифрами, зафиксированными в таможенных декларациях. Оказалось, что в среднем они отличаются в 3,4 раза. Интересный факт

Стабильный рост потребительского спроса на развлекательные издания (кроссворды, телегиды, женские, глянцевые журналы). Широкое распространение «серой» рекламы. Традиционно высокий уровень доверия аудитории к «малой» прессе и высокие тиражи в соотношении с численностью населения. Широкий спектр имеющихся изданий способствует четкой сегментации читательской аудитории. Характеристика рынка прессы

Читатели и издатели В России средний читатель тратит на чтение (просматривание) газет и журналов около 18 минут в день, и суть всей конкуренции на рынке прессы заключается в том, чтобы втиснуться в этот скудный временной отрезок. Меняются поведение и ожидания читателей: читают иногда, время от времени, редко; читают поверхностно; не любят читать – читают мало. Вербальная информация вытесняется визуальной. Читатель дезориентирован, растет «случайное» чтение.

Читатели и издатели отток читателей, особенно молодого поколения (37% россиян газет не читают вообще, 2008 г., Левада-центр) сокращение чтения в общей структуре медиапотребления отток classified рекламы в онлайновые медиа конкуренция с бесплатными формами распространения контента (бесплатная пресса и Интернет) Для газетной отрасли проблемы сформулированы так :

Читатели и издатели Отсюда вытекают основные задачи современной газеты: повышать доверие к данному изданию увеличить продолжительность просмотра и чтения издания добиваться большей глубины просмотра издания расширять долю материалов « внимательного чтения » усиливать мотивацию « возвращения » к данному изданию предоставлять газетную информацию в разных медийных форматах и по разным медийным каналам

Подписка vs. розница Подписка подразумевает хорошую читаемость (каждый подписчик хотя бы пролистывал каждый доставленный ему номер). Розничное распространение на рынке с высокой конкуренцией означает, что решающую роль начинает играть выкладка, внешняя привлекательность, формат и дизайн.

Тенденции Газеты по всей стране стали переходить на «полноцвет». Традиционные ассоциации между «качеством» и размером (таблоид) оказались нарушены. В середине 2000-х начался активный переход качественных газет на новые форматы. Возникло двойное форматирование.

Новые форматы: «Берлинер» – 315 x 470 мм, (урезанный широкий формат) D3 – 289 х 350 мм D2 – 310 х 578 мм

А3 и D3

А2 и D2

Концепцию «двойного форматирования», взяли на вооружение не только российские газеты (например, «Теле-7»), но и журналы. Например, «Cosmopolitan».

Двойное форматирование

Дизайн входит в типологические признаки газет, как особый вид проектной деятельности. «Случайный», «поверхностный» читатель требует от редакторов и изданий повышения роли визуальной информации. Инфографика перестает быть экспериментом одиночек и становится отдельным жанром, самостоятельной профессией. Визуальная составляющая

Инфографика

В начале марта 2011 г. журнал «Русский Репортер» был отмечен в пяти номинациях на ежегодном международном конкурсе Pictures of the Year International (одином из самых престижных мировых фотографических конкурсов, стоящих в одном ряду с World Press Photo и Пулитцеровской премией, присуждаемой в области фотожурналистики). Андрей Поликанов, руководитель фотослужбы «Русского репортера», признан лучшим фоторедактором в мире. Визуальная составляющая

Доходы от рекламы изданий центральной прессы в гг. (по тематическим нишам), млн. руб. c НДС

Доходы от рекламы изданий центральной прессы в гг. (по тематическим нишам), млн. руб. c НДС - продолжение

Доходы от рекламы Ситуация в разрезе по тематическим издательским нишам неоднородная. Вполне благополучно закончили 2011 год (прирост доходов более 30%) только бортовые журналы. Неплохие приросты показали ежедневные деловые газеты (+17%) и познавательные журналы (+16%). Отчасти это объясняется ростом количества платных объявлений о банкротствах в газете «КоммерсантЪ» и выходом новых журналов в нише познавательных изданий. «Честный» прирост в 14,5% показали мужские глянцевые журналы, несмотря на то, что отдельные издания потеряли в доходах, а журнал «Медведь» даже закрылся.

Данные за январь – сентябрь каждого года

Масштаб потерь Печать больше всего пострадала от кризиса (продали рекламы на 32,6 млрд руб.) т. е. на 43% меньше, чем годом раньше.

Доходы печатных СМИ России в 2009 г. (млн. руб.)

Меняются экономические модели прессы Продажа экземпляров изданий хоть и является главным источников доходов, но постепенно уступает позиции деньгам рекламодателей. Хотя… образец успешного издания, живущего только за счет читателя,– газета «Вестник ЗОЖ» с тиражом более 3 млн.

Всего на 31 декабря 2010 г. в РФ году зарегистрировано периодических изданий. В постоянном рыночном обороте находится не более половины из них. С 2008 г. – процесс закрытия изданий из-за их неэффективности, а также «мертвых душ». Зарегистрировано изданий

«Мертвые души» Зарегистрировано около 40 тысяч наименований газет. В подписном каталоге «Роспечать» на 2-е полугодие 2010 года было представлено 366 газет – 233 общероссийских и 143 региональных. В каталоге российской прессы «Почта России» – 2030 газет, в том числе 466 общероссийских. Существуют ли и где распространяются остальные – загадка.

Однако… Только около 3,5 тысяч газет и журналов реально формируют рынок. При этом сами зарабатывают еще меньше СМИ – чуть более 1000 журналов и газет.

Кризис бизнес-модели Поиск бизнес-модели Газета больше не « бумага с новостями »

Доклад Всемирной газетной ассоциации (WAN) «Новые редакционные концепции» Современное понятие «газета» больше не сводится только к бумажному носителю. По всему миру экономически сильные издатели газет, стремясь не просто сохранить, но и увеличить долю покрытия рынка СМИ своими продуктами, превращаются из производителей печатных СМИ в поставщиков разнообразного контента (своеобразные информационные агентства). Контент распространяется потребителям на любых носителях и по всем возможным каналам коммуникаций – бумага, онлайн, мобильные устройства, ТВ, радио и др.

Тренд - диверсификация медийных активов в рамках крупных компаний. Цель – постепенный переход на мультимедийные платформы развития издательского бизнеса.

Однако… Печатная модель останется доминирующей в газетной отрасли, хотя цифровые платформы способны частично компенсировать падение доходов. В большинстве стран цифровые доходы по-прежнему малы – от примерно 2% в Индии до 15% в Канаде ( гг.).

В мировом масштабе За последние пять лет глобальный тираж платных и бесплатных газет вырос на 9,95%, а за 2006 г. – на 2,36%. С 2004 года к 2009 продажи газет выросли на 8,8 процента. Газеты переживают период ренессанса, которые обеспечивают новые продукты, форматы, издания, редакционные подходы, более совершенные технологии распространения и маркетинга.

Возможно, сила принта именно в том, из- за чего все пророчат ему смерть, в трудности и дороговизне издания газет и журналов. Через несколько ходов это ограничение рождает простую и важную штуку ценз авторства. Андрей Мирошниченко Цитата…

В России Газеты – самый читаемый сегмент прессы (но самый маленький по привлеченным деньгам рекламодателей).

Проблемы газет Только 10-12% от общего количества газет являются в той или иной степени прибыльными. Остальные существуют на дотации. Это – главная проблема газетного сегмента.

Еще одно противоречие газетного рынка – расстыковка между социокультурной и доходной сегментацией аудитории.

Современные тенденции Газетная пресса начала активно использовать возможности Интернета; Печатные и онлайновые форматы газет от конкуренции всё больше переходят к взаимному дополнению друг друга; Массовый переход газет на полноцвет, а качественной газетной прессы на компактные форматы, Растут издательские инвестиции в полиграфию, ньюсрумы, новые печатные и предпечатные технологии; Ежедневные газеты (в том числе учрежденные органами государственной и муниципальной власти) преобразовываются в еженедельники.

Структура газетного рынка (по количеству изданий)

Структура газетного рынка (по тиражам) Структура газетного рынка России (по тиражам, в %, 2006 год) В России зарегистрировано газет. Регулярно издаются примерно 49 % из них Общий тираж в 2006 г. составил 8,05 млрд. экземпляров Тираж общероссийских газет (400 наименований) составил 2,8 млрд. экземпляров (34,8%) Общероссийск ие газеты 34,8 % Региональн ые газеты 33,1% Местные газеты 32,1% В России зарегистрировано газет. Регулярно издаются примерно 49 % из них Общий тираж в 2006 г. составил 8,05 млрд. экземпляров Тираж общероссийских газет (400 наименований) составил 2,8 млрд. экземпляров (34,8%) Общероссийск ие газеты 34,8 % Региональн ые газеты 33,1%

Рейтинг популярности газет, которые респонденты более-менее регулярно просматривают (% от числа читающих газеты; респондент мог выбрать несколько вариантов ответа)

Еще в 1993 г. тиражи центральных газет превышали совокупные тиражи местной прессы

Аудитория ежедневных газет (вместе с их еженедельными выпусками) (тыс. чел.)

Доля читающих и не читающих ежедневные газеты в различных по типу населенных пунктах (% от числа опрошенных)

Тенденция «Продукты добавленной стоимости» – надежный инструмент заработка!

Цитата… Знаете, почему в КП выручка на 1% упала всего-навсего? Потому что мы реализуем колоссальную программу по продаже книг, видео, аудио вместе с газетой, и цифры там невероятные. Этих «Коллекций» мы за 6 месяцев продали на 283 миллиона рублей Владимир Сунгоркин, «Комсомольская правда»

Аудитория еженедельных нерекламных газет

Бесплатная информационная пресса 23% тиража ежедневных газет в Европе распространяются бесплатно. России – менее 1%.

Успех стратегии «Метро» Metro – газета 1 в Дании, 20 Minutes – газета 1 в Швейцарии (1 млн. экз.), 20 Minutes и Metro борются за 1 место в Испании Успех стратегии: больше ничего не работает. Причем их читают те, кто вообще не читал газет.

Аудитория журналов в разрезе тематических категорий, тыс. чел., % населения

ТОР-10 журналов по рекламным бюджетам (в 2006 г., по прайс-листам, в $)

Рекламные сборы одного номера журнала ELLE в начале 2006 г. достигали $ 2 млн.

Перспективы Это – мир журнальных брендов! Издания, предназначенные для избранных высокообеспеченных аудиторий, будут иметь лучшие показатели по тиражам и доходам от рекламы. Специализированные издания, узко и глубоко сосредоточенные на определенных интересах потребителей, будут иметь хорошие показатели как на печатных, так и на цифровых платформах.

Аудитория еженедельных журналов

Аудитория еженедельных журналов продолжение

Аудитория ежемесячных журналов

Аудитория ежемесячных журналов продолжение Аудитория ежемесячных журналов

Аудитория ежемесячных журналов продолжение Аудитория ежемесячных журналов

Аудитория ежемесячных журналов продолжение Аудитория ежемесячных журналов

Аудитория ежемесячных журналов продолжение Аудитория ежемесячных журналов

Аудитория ежемесячных журналов продолжение Аудитория ежемесячных журналов