«Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У вас есть всё, что нужно, - сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит весёлый смех, и по содержанию.
Advertisements

1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. И. А. Юлаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт - Петербурга.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Урок литературы в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
Литература 7 класс Урок 3 Вольга и Микула Селянинович.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Основные литературные термины Основные литературные термины Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Овчинникова Евгения. Задачи: «Реабилитировать» произведение незаслуженно забытого автора. Увидеть в сатирическом изображении действительности реалии сегодняшнего.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Основным художественным направлением второй половины XIX в. Стал критический реализм.
З алог успеха, Соль удачи – Трудолюбивое терпенье, А без терпенья мало значат И озаренье И уменье… Л.Татьяничева.
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Семантика чисел в « Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил » М. Е. Салтыкова - Щедрина Семантика чисел в « Повести о том, как один мужик.
Как писать сочинение в жанре эссе по русскому языку? Работа над частью С1 ЕГЭ по русскому языку.
Транксрипт:

«Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии; «имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит»… И.С.Тургенев

Вопрос Что помогает определить принадлежность текста к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина?

Задание Дополните данное определение, пользуясь любыми доступными источниками информации. Выделите ключевые позиции. ПАРОДИЯ (от греч. parodia - противопеснь) - вид сатирического произведения, целью которого служит осмеяние литературного направления, жанра, стиля, манеры писателя, отдельного произведения. Пародия может быть направлена против определенных особенностей литературных произведений - тематики, идейного содержания, особенностей сюжета, образов героев, композиции, языка. Основное ее средство - ироническое подражание осмеиваемому образцу, передача в гиперболизированном, шаржированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.

Задание Прокомментируйте название главы «О корени происхождения глуповцев». Вопрос Благодаря чему создаётся пародийный эффект?

Задание Проанализируйте название романа, пользуясь подсказкой: «История одного города» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История села Горюхина» (А.С.Пушкин) «История государства Российского» (А.Толстой) «История государства Российского» (Н.М.Карамзин) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) Вопрос Что объединяет данные названия? Каковы принципиальные различия между указанными произведениями / исследованиями?

Выступление группы 1 Образ города Глупова в творчестве М.Е Салтыкова- Щедрина

Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.

Задание Прочитайте начало главы. Назовите произведение древнерусской литературы, ставшее объектом пародирования. Приведите примеры.

Задание Прокомментируйте соотношение образов: автор произведения – издатель, нашедший рукопись – архивариусы-летописцы. Приведите примеры подобного соотношения в произведениях художественной литературы.

Автор Издатель Летописцы

Интертекстуальность как основа приёма пародии в главе «О корени происхождения глуповцев» (роман «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина)

Задание Опираясь на собственный опыт, дайте определение термина «интертекстуальность». Пользуясь доступными источниками информации, уточните и расширьте Ваше определение.

Соотношение главы «О корени происхождения глуповцев» с произведениями древнерусской литературы. Вопросы Почему упоминаются имена историографов Костомарова, Соловьёва и Пыпина? Как изменяется смысловой и ритмический рисунок «Слова»? Какую роль в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина играет приём буквального прочтения метафорических выражений?

Выступление группы 2 Названия племён, упоминаемые в главе

«…Ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности. Они засвидетельствуют, что этот «вздор» сочинён самим народом, я же со свое стороны рассуждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу». М.Е.Салтыков-Щедрин

«моржееды» - архангельцы «лукоеды» - арзамасцы «гущееды» и «долбежники» - новгородцы «клюковники» - владимирцы «куралесы» - брянцы «вертячие бобы» - муромцы «лягушечники» - дмитровцы «лапотники» - клиновцы «чернонебные» - коломенцы «проломленные головы» - орловцы «слепороды» - пошехонцы, вятичане «вислоухие» - ростовцы «кособрюхие» - рязанцы «ряпушники» - тверитяне «заугольники» - холмогорцы «крошевники» - капорцы «рукосуи» - чухломцы

Выступление группы 3 Выявление интертекстуальных связей: быт и жизнь племён

Задание Сопоставьте тексты: «О корени происхождения глуповцев» (М.Е.Салтыков-Щедрин) «История России в рассказах для детей» (А.О.Ишимова) «История России с древнейших времён» (С.М.Соловьёв) «О физическом и нравственном характере славян древних» (Н.М.Карамзин) Что объединяет и различает данные тексты? Вопрос Какие фольклорные сюжеты стали объектом пародирования в главе «О корени происхождения глуповцев»?

Выступление группы 4 Выявление интертекстуальных связей: призвание на княжение

Задания Приведите примеры пародирования летописи, сказки, былины, буквального прочтения фразеологизма. Вспомните, что такое эзопов язык.

Выступление группы 5 Выявление интертекстуальных связей: заложение города Глупова

Существует два рода карикатуры: одна преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим. И.С.Тургенев

Домашнее задание Письменно прокомментировать слова Р.Барта: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат».