Нераспространение ядерного оружия и сохранность ядерных материалов в России Г.М.Пшакин, ГНЦ РФ ФЭИ, Обнинск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.
Advertisements

29 января 1992 года Совет Безопасности ООН на своем заседании принял резолюцию о рекомендации принять Республику Таджикистан в члены Организации Объединенных.
Проблемы обеспечения международной стабильности в условиях безъядерного мира СарФТИ Гринев А.В.
Тема: Международное агентство по атомной энергии. ПОДГОТОВИЛА: ЗВЯГИНЦЕВА ЮЛИЯ 35 ГРУППА 3 КУРС.
ДНЯО и история режима нераспространения. План Международные договоры по ограничению военных действий Международное право и международные режимы ДНЯО в.
Дополнительный протокол к соглашению о гарантиях МАГАТЭ в связи с ДНЯО. Реализация Дополнительного протокола между РФ и МАГАТЭ к соглашению о гарантиях.
Вассенаарские договоренности Выполнили : Кухаренко Владимир Мезенцев Евгений.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Обязательства и ответственность по правам человека Тахмина Каримова.
Лекция Тема 4 : Современные войны и вооруженные конфликты Доцент Жмакин И.А.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
Regional Nuclear Challenges Northeast Asia. Определение Китай Япония Корея Монголия Тайвань Россия США.
На протяжении нескольких десятилетийхолодной войныпроблема войны и мира оставалась проблемой 1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения. Мир.
ОАО «Биопрепарат», Москва Короткин Леонид Михайлович Контроль за экспортом продукции биологического профиля двойного.
Мир и разоружение Родин Владислав, ученик 10 класса МАОУ «СОШ 31» Великого Новгорода.
Цель: Узнать какие функции и основные задачи выполняют современные вооруженные силы России, их роль и место в системе обеспечения безопасности страны.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации а) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение.
Транксрипт:

Нераспространение ядерного оружия и сохранность ядерных материалов в России Г.М.Пшакин, ГНЦ РФ ФЭИ, Обнинск

История вопроса b После осознания чудовищной мощности Ядерного Оружия (ЯО) последовало обращение американских ученых к Президенту США не допустить его применения и приложить все силы к его нераспространению и уничтожению (Эйнштейн, Оппенгеймер и др.). Обращение осталось без ответа. b Международные контакты на правительственном уровне ограничились созданием комитетов (комитет Цандера, Лондонский клуб ядерных поставщиков, лиссабонский протокол и др.). Полномочия этих организаций весьма ограниченны и решения носят скорее рекомендательный характер. b Высказывались и другие идеи на различных уровнях (США план Баруха, например),, которые не нашли поддержки в том числе и со сторон СССР.

История вопроса (продолжение) b Декабрь 1954 г. предложение Президента Эйзенхауэра на генеральной ассамблее ООН о создании международного Агентства по атомной энергии с соответствующими полномочиями и функциями. b 1956 г. Первая Женевская конференция по мирному использованию атомной энергии. Открытый обмен информацией по ранее совершенно секретной области науки и техники. b 1957 г. официальное образование МАГАТЭ. В уставе организации его задачи сформулированы как способствовать использованию атомной энергии исключительно в мирных целях;способствовать использованию атомной энергии исключительно в мирных целях; способствовать режиму нераспространения ядерного оружия (ЯО) и разоружению вплоть до полного уничтожения ЯО.способствовать режиму нераспространения ядерного оружия (ЯО) и разоружению вплоть до полного уничтожения ЯО.

Ядерное оружие - щит или меч? b Осознание мощи ЯО пришло к политикам немедленно после его первого испытания в пустыне Аламо Гордо. Возможность поставить на колени противника одной только угрозой применения ЯО даёт политикам в руки инструмент давления не сравнимый ни с каким другим. b Известно, что в конце 40-х, в 50-х годах и начале 60-х ряд стран пытался развернуть собственные программы создания ЯО, но позже отказались от этих планов по разным причинам. b Какими основными соображениями руководствовались правительства и лидеры этих стран в своих планах по созданию ЯО?

Ядерное оружие - щит или меч? (продолжение) b Предотвратить нападение противника имеющего ЯО. b Устранить дисбалансе с вероятным противником в обычных вооружениях или в вооруженных силах. b Создать превосходство над возможным противником. b Поднять свой (государства) статус до уровня мировой державы или, по крайней мере, до региональной супердержавы. b Продемонстрировать научно-технический потенциал нации/государства. b Поднять моральный дух в национальном масштабе в ситуации кризиса в стране.

Ядерное оружие - щит или меч? (продолжение) b В качестве примеров можно привести несколько наиболее характерных случая - ЮАР, Ирак и КНДР ( Северная Корея). b ЮАР. У правительства не было стратегии военного применения. Основная опасность была оценена со стороны СССР и стран Африки с которыми у СССР имелись тесные связи. Основная идея была в готовности в случае приближения опасности для ЮАР провести испытание ЯО открыто, как демонстрацию возможности использования ЯО в крайнем случае. b Ирак. Первоначально идея обладания ЯО была политикой демонстрации мощи Иракского государства как лидера арабского мира на ближнем востоке. После агрессии Израиля с разрушением французского реактора Тамуз произошло трансформирования этой идеи в создание «оружия возмездия арабов Израилю». b КНДР. Идея мании величия Лидера страны создать противовес американскому оружию на корейском полуострове.

Ядерное оружие - щит или меч? (продолжение) b Страны имеющие ЯО де-факто и де-юре. b США г. b СССР-Россия г. b Великобритания г. b Франция г. b Китай г. b Индия г. (испытано «мирное взрывное устройство», 1998 г. проведено испытание ЯО). b Пакистан г. (проведено испытание ЯО). b ЮАР - конец 80-х г. (уже изготовленное ЯО было уничтожено в 1991, а инфраструктура программы уничтожалась вплоть до 1994 г.. МАГАТЭ приступило к проверке я.м. в 1993 г.) b Израиль - ядерная военная программа создана в начале 60-х, но официально ни одно израильское правительство не заявляли о наличии ЯО и готовности его применения b Более детальную информацию можно найти в приложении к лекции.

Ключевые моменты распространения b Для государства принявшего политическое решение развернуть программу создания ЯО стоит задача приобрести или использовать имеющуюся производственную и научно-техническую инфраструктуру, включая производство ядерного материала (сырьё и технологии) и специальных конструкционных материалов и технологий (электроника, спецобработка и тд.), сборочное производство и систему безопасного хранения и транспортировки, системы доставки ЯО и пр. b В случае межнациональной или крупной национальной подпольной террористической организации - это либо приобретение готового ЯО (единственный путь - захват или хищение) либо приобретение ядерного материала, который может быть использован для создания взрывного устройства или использования в качестве радиологического оружия.

Можно ли снизить мотивацию к созданию ЯО (снизить риск распространения)? b Договор о Нераспространении Ядерного Оружия - международные гарантии b Создание т.н. «зон свободных от ЯО». Договоренность стран определенного региона о недопущении ЯО на своих территориях как постоянно, так и транзитом. b Система двухсторонних и многосторонних договоров о взаимопомощи и союзничестве, а также о неприменении ЯО друг против друга и гарантиях безопасности в отношении друг друга. b Возможность приобретения современного обычного вооружения в необходимом (с точки зрения стратегии национальной безопасности) объеме. b Получение возможности использовать атомную энергию без возможности переключения полученных установок и материалов для иных целей (ядерный топливный цикл самозащищенный от распространения).

Можно ли и как предотвратить распространение ЯО? b Использовать все политические инструменты для снижения мотивации в приобретении ЯО (усиление роли ООН в решении конфликтов, расширение и совершенствование системы договоров, совершенствование системы прозрачности оборонных систем и вооружений, др.) b Использовать и совершенствовать международные механизмы по контролю за распространением информации, технологий, материалов и оборудования прямого и двойного использования в ядерной индустрии. b Своевременно инициировать действия Совета Безопасности по применению международных санкций к странам, которые не выполняют своих обязательств по Договору о нераспространении или создают угрозу миру в регионе за счет намерений по созданию ЯО.

Можно ли и как предотвратить распространение ЯО? (продолжение) b Естественными барьерами на пути распространения ЯО являются: Получение исходного ядерного материала (обогащение урана, наработка и выделение плутония либо приобретение готового ЯМ в каком-либо виде).Получение исходного ядерного материала (обогащение урана, наработка и выделение плутония либо приобретение готового ЯМ в каком-либо виде). Необходимость высокого уровня технологического развития индустрии в стране (всех видов промышленности).Необходимость высокого уровня технологического развития индустрии в стране (всех видов промышленности). Инвестирование огромного количества ресурсов - финансовых, материальных, интеллектуальных.Инвестирование огромного количества ресурсов - финансовых, материальных, интеллектуальных. Собственно ЯО охраняется и учитывается очень строго, поэтому его приобретение через коммерческие каналы практически невозможно.Собственно ЯО охраняется и учитывается очень строго, поэтому его приобретение через коммерческие каналы практически невозможно. Сложность скрыть информацию по приобретению специальных ядерных материалов в силу много-национального характера такой сделки и большого количества вовлеченных людей.Сложность скрыть информацию по приобретению специальных ядерных материалов в силу много-национального характера такой сделки и большого количества вовлеченных людей. Сложность приобретения и освоения технологий по производству ядерных и специальных конструкционных материалов.Сложность приобретения и освоения технологий по производству ядерных и специальных конструкционных материалов. Трудность сокрытия установок по производству ядерных и специальных конструкционных материалов.Трудность сокрытия установок по производству ядерных и специальных конструкционных материалов.

Как может стать известно мировому сообществу о скрытой (незаявленной) деятельности по созданию ЯО b Разведывательная деятельность, в том числе анализ спутниковой информации (пример - отслеживание программы Ирака по спутниковой информации ЦРУ) b Анализ открытых публикаций ученых. b Результаты международных инспекций в рамках системы гарантий. b Анализ информации по экспорту чувствительных товаров и технологий передаваемой в соответствии с обязательствами по различным соглашениям (лиссабонский протокол, клуб ядерных поставщиков и др.). b Обмен разведанной информацией между государствами и с МАГАТЭ на доверительном уровне.

Договор о нераспространении - история и нынешнее состояние b Работа над Договором началась практически с момента образования МАГАТЭ. b Договор был открыт для подписания и ратификации в 1968 г. b Договор вступил в силу в 1970 г. b По существу Договор является соглашением между официально признанными Ядерными Державами (ЯД) и остальными государствами-членами МАГАТЭ о том, что ЯД не будут передавать/распространять ЯО и технологии для его производства и стремиться к полному разоружению вплоть до полного уничтожения ЯО в обмен на обещание неядерных государств отказаться от ядерных амбиций. b Первоначально Договор не подписали ряд стран (т.н. Пороговые страны), которые на тот момент пытались развернуть (или уже развернули) программы по разработке ЯО. b На настоящее время 187 стран подписали и ратифицировали Договор. b По-прежнему несколько стран не подписали договор, но вынуждены допустить применение международных гарантий на своих (части) установках. Это прежде всего страны обладающие ЯО -Индия, Пакистан, Израиль.

Договор о нераспространении - история и нынешнее состояние (продолжение) b Первоначально Договор был подписан на 25 лет и его дальнейшая судьба была рассмотрена на генеральной конференции МАГАТЭ в 1995 г., где было принято решение продлить его действие бессрочно, с периодическим обсуждением результатов его действия каждые 5 лет. b Положительные и отрицательные моменты в истории действия Договора. (+) Число стран обладателей ЯО увеличилось незначительно; основная причина отказа ряда стран от программ создания собственного оружия - подписание и ратификация Договора.(+) Число стран обладателей ЯО увеличилось незначительно; основная причина отказа ряда стран от программ создания собственного оружия - подписание и ратификация Договора. (+) Ряд стран уже в процессе действия Договора отказались от своих планов и присоединились к Договору (ЮАР, Бразилия, Аргентина, и др).(+) Ряд стран уже в процессе действия Договора отказались от своих планов и присоединились к Договору (ЮАР, Бразилия, Аргентина, и др). (+) Создана и действует эффективная система международных гарантий, которая включена в общий механизм ООН по поддержанию стабильности в мире.(+) Создана и действует эффективная система международных гарантий, которая включена в общий механизм ООН по поддержанию стабильности в мире.

Договор о нераспространении - история и нынешнее состояние (продолжение) (-) По мнению ряда стран (Индия наиболее активно отстаивает эту точку зрения) Договор имеет дискриминационный характер.(-) По мнению ряда стран (Индия наиболее активно отстаивает эту точку зрения) Договор имеет дискриминационный характер. (-) К Договору не присоединились (или были вынуждены присоединиться частично) ряд стран с ядерными амбициями (Индия, Пакистан, Израиль).(-) К Договору не присоединились (или были вынуждены присоединиться частично) ряд стран с ядерными амбициями (Индия, Пакистан, Израиль). (-) Ирак и Северная Корея, даже подписав Договор, нарушили его условия и тайно осуществляли ядерные оружейные программы.(-) Ирак и Северная Корея, даже подписав Договор, нарушили его условия и тайно осуществляли ядерные оружейные программы. (-) В самом договоре не был до конца продуман и оговорен механизм «перераспределения» ЯО через действие договоров о сотрудничестве и совместной обороне (в рамках НАТО, например. США хранит ЯО на территории союзников и в случае возникновения войны, правительство страны, на территории которой находится ЯО, может взять на себя ответственность за его применение.(-) В самом договоре не был до конца продуман и оговорен механизм «перераспределения» ЯО через действие договоров о сотрудничестве и совместной обороне (в рамках НАТО, например. США хранит ЯО на территории союзников и в случае возникновения войны, правительство страны, на территории которой находится ЯО, может взять на себя ответственность за его применение. (-)(-)

Договор о нераспространении - история и нынешнее состояние (продолжение) b В 1993 году, в преддверии конференции по рассмотрению и продлению Договора, членами МАГАТЭ была принята программа по совершенствованию системы гарантий с учетом опыта 25 лет действия Договора (т.н. «Программа 93+2»). Основным итогом работ по этой программе явился Дополнительный Протокол (ДП), который был принят на Генеральной конференции и открыт для подписания в 1995 г. ДП является по сути документом уровня самого Договора поскольку после подписания он требует ратификации законодательным органом страны со всеми вытекающими последствиями. b Дополнительный протокол включает очень важный элемент репортирования в МАГАТЭ экспорта оборудования, которое может быть использовано для работ по созданию ЯО. Этот список был составлен на основе опыта расследования и уничтожения программы Ирака по созданию ЯО.

Договор о нераспространении - история и нынешнее состояние (продолжение) b Другим важным элементом ДП является расширение прав МАГАТЭ в осуществлении инспекционной деятельности - снятие ограничений по дезигнации инспекторов, упрощение визового режима, возможность проведение необъявленных инспекций, использование данных по контролю окружающей среды для целей обнаружения незаявленной деятельности и др. b Следует отметить, что вступление ДП в действие проходит очень сложно. Хотя страны - члены МАГАТЭ и подписали ДП, ратифицировали его пока-что около 30 стран, причем, в основном, наиболее развитые в ядерной области страны не торопятся ратифицировать ДП и подписать дополнительное соглашение с МАГАТЭ (модель INFCIRC-540) по применению ДП на своей территории.

Договор о нераспространении - история и нынешнее состояние (продолжение) b Индия и Пакистан настаивают на признании своих стран де-юре ядерными державами и в таком случае готовы подписать Договор. Однако нынешние ЯД основатели Договора считают, что это может привести к разрушению Договора в его нынешнем виде с непредсказуемыми последствиями в дальнейшем.

Международные гарантии, общие принципы b Основные принципы международных гарантий заложены в уставе МАГАТЭ. b Юридические основы заложены в Договоре о нераспространении. b Государства не обладающие ЯО добровольно принимают на себя обязательства НЕ покупать/приобретать, НЕ разрабатывать или получит каким - либо иным образом технологии для производства ЯО или ЯВУ, предоставлять возможность Агенству проводить инспекционную деятельность для проверки выполнения условий Договора. b Основные технические критерии по планированию и организации инспекционной деятельности: значимое количество - 25кг Урана 235 и 8 кг Плутония (количественный критерий);значимое количество - 25кг Урана 235 и 8 кг Плутония (количественный критерий); своевременность обнаружения (временной критерий).своевременность обнаружения (временной критерий).

Международные гарантии, юридические аспекты b Основа для применения гарантий на территории государства участника Договора являются следующие документы: собственно Договор.собственно Договор. Соглашение между государством и МАГАТЭ (модель соглашения - INFCIRC- 153 или INFCIRC- 66, если гарантии применяются на территории государства не подписавшего Договор, но вынужденного принять условия в соответствии с другими документами).Соглашение между государством и МАГАТЭ (модель соглашения - INFCIRC- 153 или INFCIRC- 66, если гарантии применяются на территории государства не подписавшего Договор, но вынужденного принять условия в соответствии с другими документами). Дополнительные Положения к соглашению между государством и МАГАТЭ (Subsidiary Arrangements). В этом документе оговариваются все процедуры по осуществлению инспекций на установках подпадающих под гарантии.Дополнительные Положения к соглашению между государством и МАГАТЭ (Subsidiary Arrangements). В этом документе оговариваются все процедуры по осуществлению инспекций на установках подпадающих под гарантии. Список установок и ядерных материалов, используемых на этих установках, заявленный государством МАГАТЭ.Список установок и ядерных материалов, используемых на этих установках, заявленный государством МАГАТЭ. Описание установок и ядерных материалов на них (Приложения по установке и проектная информация по установке - Facility Attachment and Design Information Questionnaire).Описание установок и ядерных материалов на них (Приложения по установке и проектная информация по установке - Facility Attachment and Design Information Questionnaire).

Международные гарантии, юридические аспекты (продолжение) b Вопросник по проектным параметрам установок подпадающих под гарантии составляется государством обсуждается с МАГАТЭ и принимается Агентством для проведения первичной проверки установки и начального инвентарного количества ядерного материала. b МАГАТЭ рекрутирует инспекторов по гарантиям и направляет списки этих инспекторов в государство для утверждения (дезигнации). b МАГАТЭ закупает необходимое оборудование и материалы для организации и проведения инспекций; список оборудования, которое может быть использовано для проведения инспекций на территории государства согласовывается с государством. b МАГАТЭ готовит ежегодный отчет о применении гарантий для генконференции Агентства с соответствующими выводами и рекомендациями. b Следует отметить, что МАГАТЭ не имеет полицейских функций, а только лишь контрольные. Задачей МАГАТЭ является контроль соблюдения Договора его участниками или обнаружение его нарушения с последующей передачей информации в ООН и Совет Безопасности.

Национальные гарантии b Государство для выполнения своих обязательств перед МАГАТЭ предпринимает усилия для того, чтобы быть убежденным в благополучном состоянии своих ядерных материалов и установок. b Эти усилия и есть т.н. «национальные гарантии» включающие в себя следующие элементы: учет и контроль ядерных материалов (УиК);учет и контроль ядерных материалов (УиК); физическая защита ядерных материалов и установок (ФЗ);физическая защита ядерных материалов и установок (ФЗ); экспортный контроль (ЭК).экспортный контроль (ЭК). b Надежное функционирование всех этих компонент позволяет государству/правительству с уверенностью заявлять мировому сообществу о выполнении своих обязательств по Договору.

Национальные гарантии (продолжение) b Каждый из элементов национальных гарантий достаточно тесно связан с другими и в тоже время имеет самостоятельные функции. Учет и контроль ядерных материалов - обеспечивает точность знания о ядерном материале (хранение, использование, перемещения/передачи, потери и наработку) и обнаружить неавторизованное использование/доступ к ядерному материалу.Учет и контроль ядерных материалов - обеспечивает точность знания о ядерном материале (хранение, использование, перемещения/передачи, потери и наработку) и обнаружить неавторизованное использование/доступ к ядерному материалу. Физическая защита ядерных материалов обеспечивает их сохранность от попыток насильственного захвата ядерных материалов. ФЗ тесно связана с УиКФизическая защита ядерных материалов обеспечивает их сохранность от попыток насильственного захвата ядерных материалов. ФЗ тесно связана с УиК Экспортный контроль обеспечивает контроль государства за распространением ядерных материалов и технологий с учетом обязательств по Договору.Экспортный контроль обеспечивает контроль государства за распространением ядерных материалов и технологий с учетом обязательств по Договору.

Учет и контроль ядерных материалов b У и К предназначен обеспечить «постоянство знания» о ЯМ - где, сколько, в каком состоянии, когда и кому передан, как использован/истрачен. b Учет ЯМ как особых материальных ценностей. b Исходная информация для обеспечения ядерной безопасности при хранении и проведении работ с материалом, а также при его передаче и транспортировке. b Контроль ЯМ - это прежде всего обнаружение несанкционированного доступа к ЯМ. b Технические средства У и К не предназначены обеспечить защиту ЯМ. b Надежность информации по У и К позволяет провести объективное расследование в случае какого-либо происшествия с ЯМ. b

Физическая защита ядерных материалов и установок b Обеспечение защиты ЯМ и установок от незаконных посягательств складывается из: ОбнаруженияОбнаружения Оценки события.Оценки события. Задержки.Задержки. Уничтожения угрозы.Уничтожения угрозы. Во взаимодействии с У и К своевременно обнаружить попытку внутреннего нарушителя получить и реализовать возможность несанкционированного доступа к ЯМ.Во взаимодействии с У и К своевременно обнаружить попытку внутреннего нарушителя получить и реализовать возможность несанкционированного доступа к ЯМ.

УК и ФЗ - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ b Перечень материалов (делящихся и сырьевых) подлежащих учету. Как правило этот перечень существенно перекрывает список ядерных материалов МАГАТЭ (ОПУК). b Официально утвержденная т.н. «проектная угроза» позволяющая определить количественные параметры/требования к построению систем УК и ФЗ. Один из ключевых моментов требующих учета современной социально- политической обстановки и её изменений. b Требования уголовного законодательства определяющие степень ответственности и правоприменения в случае его нарушения при обращении с ядерным материалом.

Экспортный контроль b Основу для экспортного контроля составляет внутреннее законодательство составленное как правило с учетом международных обязательств (контрольные списки, требования дополнительного протокола, др.). Для России - это закон об экспортном контроле и ряд постановлений Правительства, приказы по Минатому (о создании внутрифирменного контроля, например).