ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСКОВ-2007 Скуратов А.К. (Москва) Мартынов В.В. (Уфа) Веденяпин И.Э. (Уфа)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка средств методической и информационной поддержки систем качества образовательных учреждений на базе современных компьютерных технологий Алексей.
Advertisements

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА. Платонова С.Ю., заместитель директора по УВР Лицея имени.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
Сфокусированные на бизнес-задачах ECM-решения DIRECTUM: новый взгляд на СМК Дмитрий Старков Исполнительный директор ЗАО «ФИНЭКС Качество»
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Повышение эффективности работы службы качества в образовательном учреждении Автоматизация процессов системы менеджмента качества вуза на основе стандарта.
Развитие Smart Start для DocsVision Версия 2.0: новые возможности и подходы Евгений Самбу
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА Ярославский государственный университет 2007 г. Брюханов.
Подготовка ОУ к сертификации ИСО 9001 (из опыта ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга) Волков Валерий Николаевич, к.пед.н., доцент СПб АППО.
Опыт внедрения системы менеджмента качества в ВУЗе. Трудности и перспективы разработки, внедрения системы менеджмента качества. Хафизов Ильдар Ильсурович.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ИПИ-ТЕХНОЛОГИЙ НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика» А.И. Левин, Е.В Судов г. Королев 2002 г.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Новые задачи по совершенствованию СМК в КГМУ. Готовность к проведению инспекционного аудита Ректорское совещание отдел качества Яушев М.Ф.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСКОВ-2007 Скуратов А.К. (Москва) Мартынов В.В. (Уфа) Веденяпин И.Э. (Уфа) Баев Н.Г. (Москва) Степанов С.А. (СПб) Морозов Д.А. (Ярославль) КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ВПО: Как в очередной раз не наступить на грабли! Псков, 30 марта – 01 апреля 2007

Предлагаемый проект: цена качество НИИ+ОУ+фирма сопровождение Создание КСМК силами одного хорошего вуза: цена качество зависит от 1-2 программистов сопровождение Надежная и дорогая платформа зарубежного производителя: цена качество зависит от квалификации заказчика сопровождение Информационные технологии в управлении образованием должны быть эффективны Критерий: цена/качество/сопровождение (цена владения + поддержка) + – – – + +

В 2006 году был проведен анализ европейских требований в области гарантий качества образования и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (ОУ ВПО) и изучена сложившаяся структура системы управления качеством профессионального образования в России. Были рассмотрены модели, наиболее полно отражающие специфику качества российского высшего образования: Типовая модель системы качества ОУ ВПО и модель совершенствования деятельности ОУ ВПО в области менеджмента качества, разработанная в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Модель конкурса Минобрнауки России «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», т.н. модель МИСИС.

Разработан соответствующий информационный ресурс Информа- ционно- справочный портал поддержки систем управления качеством

Раздел «Система качества»

Раздел «Нормативно-правовое обеспечение системы качества ВПО»

Раздел «Справочная информация»

Содержание портала СК ОУ СК ОУ содержит: справочную информацию в области систем качества в области образования (и не только); нормативно-правовые материалы по вопросам систем качества в области образования; методические материалы по созданию, внедрению и развитию систем качества образовательными учреждениями ВПО; сведения о выполненных и реализуемых программах и проектах по системам качества в образовательных учреждениях; иные материалы, относящиеся к методической поддержке систем управления качеством.

Результаты исследования 1.Выполнен анализ Европейских требований в области гарантий качества образования и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений (ОУ ВПО). Выполнен анализ требований директив и стандартов Европейской сети гарантии качества в высшем образовании (ENQA), определены требования к гарантиям качества высшего образования и процессам информационного сопровождения обеспечения деятельности ОУ ВПО.

Результаты исследования 2.Проведены поисковые исследования в области зарубежного и российского опыта в области внедрения систем качества. Выполнен анализ полученных материалов и подготовка материалов для разработки дизайн-проекта компьютерной поддержки СК ОУ ВПО. 2.Разработаны предложения по функциональной структуре и информационной составляющей системы качества образовательного учреждения ВПО.

Результаты исследования 4. Разработаны спецификации процессов верхнего уровня системы качества образовательного учреждения, построенной на основе типовой модели системы качества ОУ ВПО. 5. Выполнен анализ программного обеспечения с целью создания типового аппаратно-программного комплекса и выработаны предложения по методам и срокам создания СК ОУ ВПО.

Структура системы управления качеством профессионального образования в России В качестве результатов анализа структуры системы управления качеством профессионального образования в России. Представим: структуру системы управления качеством профессионального образования в России; функциональную структуру системы качества в образовательном учреждении; пример организационной структуры системы качества в образовательном учреждении ВПО; иерархическую структуру документации СК ОУ; обобщенную схему взаимодействия типовых процессов ОУ.

Структура системы управления качеством профессионального образования в России

Функциональная структура СК ОУ

Пример организационной структуры системы качества в образовательном учреждении

Иерархическая структура документации СК ОУ

Типичными задачами, стоящими перед отделом качества ОУ ВПО являются: систематизация и описание процессов ВУЗа планирование, и контроль выполнения планов управление нормативной документацией и её разработка обработка жалоб и несоответствий управление корректирующими и предупреждающими действиями проведение аудитов качества формирование отчетности (протоколов качества) управление ресурсами Все эти задачи могут (и должны!) быть в той или иной мере автоматизированы.

Реестр типовых процессов и видов деятельности ОУ 1. Деятельность руководства по управлению качеством образования 1.1. Стратегическое планирование и управление качеством образования 1.2. Планирование и развитие СК ОУ 1.3. Распределение ответственности и полномочий 1.4. Лицензирование, аттестация и аккредитация 1.5. Анализ СК ОУ со стороны руководства

2. Основные процессы научно-образовательной деятельности ОУ 2.1. Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда 2.2. Проектирование и разработка образовательных программ 2.3. Довузовская подготовка и прием студентов 2.4. Реализация основных образовательных программ 2.5. Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми 2.6. Проектирование и реализация программ дополнительного образования 2.7. Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) 2.8. Научно-исследовательская и инновационная деятельность

3. Вспомогательные процессы ОУ 3.1. Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно- образовательного процесса 3.2. Кадровое обеспечение 3.3. Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов 3.4. Управление образовательной средой 3.5. Издательская деятельность 3.6. Библиотечное и информационное обслуживание 3.7. Управление инфраструктурой и производственной средой 3.8. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) 3.9. Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ

4. Деятельность в рамках процессов по измерению, анализу и улучшению 4.1. Мониторинг, измерение и анализ процессов 4.2. Управление несоответствиями 4.3. Улучшение процессов посредством политики, целей, а также корректирующих и предупреждающих действий Для всех бизнес-процессов по методологии IDEF0 разработаны функциональные модели в формате BPWin и информационные модели в формате ERWin.

Сравнительные характеристики нескольких платформ Параметр1СMS NavisionOracleSAP Галакти ка Стоимость лицензии на 1 рабочее место (средняя) от 100$от 1200$от 1500$от 1350$от 210 $ Стоимость 1 часа специалиста от 35$от 50$от 75$от 65$от 60$ Стоимость внедрения для системы класса Система Управления Качеством на 10 пользователей (примерно) от $от $от $от $ от $ Доступность специалистов - внедренцев Любой город на месте, 3000 партнеров Региональ- ные центры Регионал ьные центры 200 партне- ров в крупных городах Возможность написания новой системы по Техническому заданию ВозможноНе рекомендует ся производите лем Только настройки Только настрой- ки Возмож но Наличие готовых решений в этой области Различный уровень от небольших до крупных предприятий НетДля предприятий металлурги- ческой и химической промышлен- ности Различ- ный уровень

Наименование системы Автоматизация инструментов СМК Отраслевая применимость системы Система «Университет» ОУ TRIM-QMS Промышленные предприятия Business Studio Любое предприятие CompanyMedia Любое предприятие DocsVision Любое предприятие СМК «Бизнес-Клуб» Любое предприятие ИСОратник Небольшое предприятие (ограничено двухуровневой архитектурой системы) Решения на базе 1С Любое предприятие Управление документацией Внедрение процессорного подхода Регистрация жалоб Сбор и анализ данных о показателях процессов Управление несоответствиями Разработка коррект. и предупр. действий Проведение внутренних аудитов Анализ решений

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ информационной системы управления качеством образовательного учреждения высшего профессионального образования Дизайн-проект основан на результатах анализа требований, предъявляемых к системе и содержит информационную и функциональную структуры проектируемой системы. По результатам проектирования предложена информационная и функциональная структура системы, проработаны вопросы программной реализации проекта, определена платформа реализации и ориентировочный план работ по созданию системы.

Обобщенная схема взаимодействия (или обобщенная карта) типовых процессов ОУ ВПО

Подсистема мониторинга СК ОУ охватывает описанные в методике, разработанной СПбГЭТУ (ЛЭТИ), основные и вспомогательные процессы Основные процессы научно-образовательной деятельности ОУ Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда Проектирование и разработка образовательных программ Довузовская подготовка и прием студентов Реализация основных образовательных программ Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми Проектирование и реализация программ дополнительного образования Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) Научно-исследовательская и инновационная деятельность

Вспомогательные процессы ОУ Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно- образовательного процесса Кадровое обеспечение Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов Управление образовательной средой Издательская деятельность Библиотечное и информационное обслуживание Управление инфраструктурой и производственной средой Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ

Информационная структура СК ОУ

Информационная структура описывает общий подход к размещению и представлению информации в информационной системе управления системой качества, а так же концептуальные детали реализации. Номенклатура информационных моделей включает модели следующих процессов: 1. Информационная модель основных процессов ОУ 2. Информационная модель учебного плана 3. Информационная модель процесса приема студентов 4. Информационная модель образовательного процесса 5. Информационная модель процесса дополнительного образования

Информационная структура СК ОУ 7. Информационная модель кадрового обеспечения 8. Информационная модель процесса издательской деятельности 9. Информационная модель процесса библиотечного обслуживания 10. Информационная модель процесса управления инфраструктурой и образовательной средой 11. Информационная модель процесса проведения SWOT- анализа 12. Информационная модель процесса довузовской подготовки 13. Информационная модель процесса взаимодействия с поставщиками

Информационная структура СК ОУ 14. Информационная модель процесса финансово- экономического обеспечения 15. Информационная модель процесса маркетинговых исследований 16. Информационная модель (унифицированная) процесса сопровождения документооборота 17. Информационная модель процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности 18. Информационная модель процесса социальной поддержки 19. Информационная модель процесса

Информационная структура СК ОУ Общая информа- ционная модель

Информационная структура СК ОУ Информа- ционная модель процессов

Планирование работ по созданию и запуску СК ОУ п/п Наименование работДлитель- ность (мес.) 1Определение требований к системе информационной поддержки СК ОУ, с учетом требований стандартов ENQA к гарантиям качества образования в Европе. 1 2Определение требований пользователей к средствам информационной и программной поддержки СК ОУ. 2 3Разработка и согласование технического проекта на программные модули поддержки СК ОУ. 6 4Разработка и создание на основе типовой методической модели СК ОУ информационно-программного комплекса, обеспечивающего регистрацию, хранение, анализ и использование информации, необходимой для оценки и управления качеством образования. 3 5Разработка, отладка и тестирование программных модулей информационной поддержки СК ОУ. 3 6Подготовка сопроводительной документации к разработанному программному обеспечению. 3 7Разработка типовых обучающих курсов и учебных пособий3 8Внедрение, апробация и отработка созданного программного комплекса и организационных мероприятий в отдельных ОУ. 9 9Создание региональных центров компетенции, обеспечивающих подготовку специалистов по внедрению средств информационной и программной поддержки систем качества образовательных учреждений построенных на базе современных компьютерных технологий. 3

Опыт реализации компьютерной системы управления качеством на платформе 1С Система автоматизации менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 разработана в 2001 году. Система предназначена для организаций, как работающих в сфере промышленного производства, так и в сфере услуг, к которым относится образование. Основная направленность – увеличение удовлетворенности потребителей путем сознательного контроля и планирования процедур управления качеством. Фокус на простоту использования и снижение издержек– все процессы сконструированы с использованием понятной терминологии и отлажены с учетом максимально быстрого понимания пользователем, что в разы снижает издержки при внедрении.

Основные подходы автоматизации СМК Модули ориентированы на организационную структуру менеджмента качества учреждения. Управление всеми процессами менеджмента качества и всех коммуникаций происходят в рамках системы автоматизации – начиная с хранилища методических материалов, заканчивая обязательными записями, приказами по СМК и электронными письмами. Система имеет настраиваемый слой, позволяющий легко адаптировать возможности хранения, анализа и импорта данных из других систем под потребности конкретного учреждения. Для развития системы используется апробованная схема автоматизированных обновлений, включающих как обновления в хранилище документации, так и обновления методических и информационных материалов. Платформенная реализация: 1С Предприятие 8 и MS SQL Server.

Охватываемые сферы менеджмента качества выдача заданий сотрудникам и контроль исполнения совещания с контролем исполнения принятых решений управление нормативной документацией прием и обработка внешних сообщений оценка удовлетворенности потребителей управление жалобами потребителей работа с требованиями заказчика управление несоответствующей продукцией проведение действий по выявленным несоответствиям (КД) проведение предупреждающих действий (ПД) планирование действий в области СМК аудит качества и контроль анализа со стороны руководства

Управление нормативной документацией Для многих организаций и учреждений внедрение системы качества затруднено из-за большого количества бумажной документации. При ведении записей по качеству в бумажном виде, анализ результатов становится затруднительным и эффект от внедрения системы качества может быть значительно уменьшен. Реализована возможность работы с электронным Руководством по Качеству. В конфигурации хранится список всех документов и бланков, имеющихся в учреждении. Для каждого документа хранится история изменения версий. Текущую версию любого документа можно открыть и просмотреть из системы. Каждая запись по качеству оформляется отдельным документом. Все документы хранятся в соответствующих по типу журналах, прямо из которых возможно формирование аналитических отчетов по данному виду записей.

Автоматизация процессов СМК Для проведения опросов заказчиков с целью определения их удовлетворенности качеством работы учреждения используется документ «Оценка удовлетворенности заказчиков». Он содержит информацию о том, как воспринял потребитель выполнение его требований, выявлять «узкие» места в работе учреждения. Анализ, поиск истинных причин, предотвращение и исправление конфликтных ситуаций позволяет улучшить репутацию учреждения и привлечь новых заказчиков. Действующая система качества учреждения требует регулярного проведения внутренних аудитов каждого процесса и оценки результатов работы в области качества со стороны руководства. В результате аудитов и анализа могут быть приняты определенные решения, выявлены несоответствия и т.д. В нашей системе для работы с внутренними аудитами, анализами со стороны руководства предназначен документ «Результат анализа».

Достижения по внедрению системы менеджмента качества на платформе 1С В компании «1С» разрабатывается и внедряется компьютерная система качества. Выпущен комплект методических материалов «Типовая система качества франчайзи (ТСКФ) Ред. 9» Внедряют ТСКФ 470 компаний, планируют внедрение еще 75 франчайзи. В 4 кв г. 302 фирмы прислали отчеты. Рост количества выполненных заказов в компаниях, внедряющих ТСКФ Всего компаниями, внедряющими ТСКФ, за 4 кв г. было выполнено заказов, из них Проектное внедрение Без технологии Стандартное внедрение Сервисный выезд Договора сопровождения Международный сертификат ISO 9001 получили 62 компаний

Решения для учреждений профессионального образования Планирование и оперативное управление учебным процессом. Функционально ориентированный продукт, предназначенный для составления расписания в том числе и в учреждениях профессионального образования. В настоящее время ведется: От решения данной конференции зависит: Компьютерная система поддержки систем качества ОУ ВПО Начало апробации и внедрения январь 2008 года.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСКОВ-2007 ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» (Москва) СПб ГЭТУ (ЛЭТИ) (Санкт-Петербург) УГАТУ (Уфа) ООО «НПЦ 1С» (Москва) ЯрГУ (Ярославль) а также УлГУ (Ульяновск), РРТА (Рязань), СевКавГТУ (Ставрополь) БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Псков, 30 марта – 01 апреля 2007