Виды переработки текста в 9 классе: сжатое изложение, сочинение-рассуждение. Учитель русского языка и литературы МОУ Березовской СОШ Абанина Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сжатие текста Урок русского языка, 9 класс, подготовка к ГИА 9.
Advertisements

Сжатие текста Подготовка к ГИА Сжатие текста Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. При сжатии текста употребляются.
Сжатое изложение. ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель Конева Ирина Васильевна ГОУ 546 Санкт-Петербург 2009.
Экзаменационная работа Часть 1. Сжатое изложение (не менее 90 слов)
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Приёмы сжатия текста 9 класс. Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Экзаменуемый применил 1 или.
Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о.
Основные приемы сжатия текста. Исключение одного или нескольких синонимов Попечителем одной из школ Серпухова был Гиляровский. И фотография учеников есть:
Экзаменационная работа Часть 1. Сжатое изложение (не менее 90 слов)
Приёмы компрессии текста. ЦЕЛЬ Краткое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские.
Подготовка к экзамену Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Обучение сжатому изложению. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В НОВОЙ ФОРМЕ 9 КЛАСС ЧАСТЬ 1 (НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ) Способы сжатия текста.
1 Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению)
Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе.
Транксрипт:

Виды переработки текста в 9 классе: сжатое изложение, сочинение-рассуждение. Учитель русского языка и литературы МОУ Березовской СОШ Абанина Е.В.

Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить. Б.Паскаль

Что нужно знать, приступая к работе с текстом Текст и его свойства Связность Основные средства связности текста Целостность Единство Основные функциональные стили речи Стили речи и их особенности

Движение информации в тексте В тексте любого типа речи информация движется внутри предложений. А также от предложения к предложению. Движение информации происходит от данного, что уже известно читателю, к тому новому, что автор хочет сообщить об этом известном. Движение может происходить на основе той или иной синтаксической связи (цепная, параллельная).

Содержательный анализ текста Тема текста Проблема текста Идея Авторская позиция Аргумент Экспрессивная лексика Оценочные слова Для содержательного анализа текста очень важно его заглавие.

Информационная обработка текста Главная информация Авторский замысел Микротема Абзац

Сжатое изложение Это форма обработки информации исходного текста; воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно-логической структуры, стиля и типа речи исходного текста. Основное содержание текста- это то содержание, которое несёт главную тему, проблему, идею тексту, передаёт авторский замысел.

Сжатое изложение позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений Точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; Адекватно воспринимать авторский замысел; Вычленять главное в информации; Сокращать текст разными способами Правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; Находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Сжатие текста Происходит по двум направлениям: Содержательная компрессия информации Языковое сжатие текста

Основные приёмы сжатия текста Исключение второстепенной информации, подробностей. деталей Обобщение единичных явлений и фактов Упрощение синтаксических структур

Исключение ( исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании- короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Удаление из текста поясняющихся конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих. Раскрывающих содержание первой части. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Обобщение (выявление обобщенного содержания какого –либо фрагмента текста, замена однородных членов их обобщенным наименованием)- обобщение содержания. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца. Обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.(протекала в творческой атмосфере)

Языковое обобщение Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. ( не мешает)

Упрощение синтаксических структур – замена сложного предложения простым или сокращение частей сложного предложения. 1.Замена придаточного определительного синонимичным определением. Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты. Трамплины и горки.( с электродвигателями --- соревнований)

2.Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем.Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывая о том, что было.

3.Сокращение количества структурных частей сложного предложения. Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так. Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.

Сочинение -рассуждение Рассуждение – это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение «что это такое», размышление ( как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяженными и сложнопостроенными предложениями ( с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т.е. значительным количеством слов, обозначающих общие понятия ( в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). В любом рассуждении высказывается тезис, его обоснование и логический вывод из всего сказанного.

Классическая структура рассуждения Тезис Доказательства (аргументы) Выводы

Развёрнутая композиция рассуждения Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. Основная часть: а)формулирование основного тезиса; б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса; Заключение – вывод.

Грамматическая связь Вводные слова (во-первых, во- вторых, следовательно, таким образом, наконец и другие) Союзы ( однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.)

Сложно построенные предложения С обособленными оборотами С различными типами бессоюзными и союзной связи Вставные конструкции

Лексика Употребление слов, обозначающих отвлечённые понятия

Опровержение тезиса Это доказательство ложности выдвинутого тезиса.

Способы опровержения Опровержение только тезиса, или только аргументов, или тезиса и аргументов; Установление ложности следствий, вытекающих из тезиса; Выдвижение противоположной мысли с её обоснованием и установление ложности исходного текста; Нахождение ошибок в форме доказательства.

Опровергать в сочинении можно: Какое – либо утверждение автора текста, рассказчика, критика; Какое-либо утверждение, мнение высказывание героя текста Формулировку названия текста или предложенной темы сочинения.

Возражение Речевой жанр, в котором человек выражает своё несогласие с мнением другого. Слово «возражение» употребляется с существительным в дательном падеже ( кому/ чему?); в родительном с предлогом «против» ( против кого/ против чего?) ; в винительном с предлогом « на» (на что?).

Виды доказательств Дедуктивные (от тезиса к доказательствам. «Книга –лучший учитель. Например,…» Индуктивные ( от примера к тезису. « Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель». Прямые: а)ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. « Каждый человек хочет быть счастливым» ; б) ссылка на авторитетный источник (цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные ; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтверждённые экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы в) указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. г ) приведение аналогии, сравнения. Косвенные – доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.

Рассуждение- доказательство Рассуждение- объяснение Рассуждение- размышление Представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Оно строится по схеме: подведение к вопросу (экспозиция) – вопрос – тезис (ответ на вопрос) – доказательство тезиса – выводы. После тезиса в тексте- доказательстве всегда можно поставить вопрос «почему?» В нем нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача объяснения заключается в раскрытии содержания тезиса Строится, как правило, в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему необходимо Проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, Давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!