Аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Санкт-Петербургский государственный университет СОЛНЕЧНЫЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сохранение психического здоровья детей в условиях дома ребенка. Реорганизация порядка работы учреждения Никифорова Наталья Васильевна.
Advertisements

Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
Уход за младенцами и маленькими детьми: теория, практика и результаты Хелен Джонс Международная организация замешаюшего воспитания Пермь, апрель 2013.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЦПРО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА Модуль 3 «Образовательные.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида 1 « Теремок » Адаптационная группа кратковременного пребывания «
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Миссия МАОУ СОШ 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Деятельность специалистов сферы образования в службе ранней помощи.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования __________________________________________________________ Государственное.
Транксрипт:

Аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Санкт-Петербургский государственный университет СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД ДЕТСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «КАК ДОМА. Модернизация работы домов ребенка в Сибирском федеральном округе». Научно-практическая конференция марта 2013г. Новосибирск Влияние изменений социального окружения на психическое развитие детей в домах ребенка. Результаты научного исследования в Санкт-Петербурге. Пальмов О.И., к.пс.н., доцент факультета психологии СПбГУ

Профессиональная позиция авторов проекта Признание первостепенной потребности детей в формировании отношений с постоянным чувствительным и отзывчивым взрослым и имеет научное обоснование; Уважение к разностороннему опыту домов ребенка в выхаживании, лечении и развитии детей младенческого и раннего возраста с особыми потребностями.

Почему изменения необходимы? Условия обычного дома ребенка не способствуют формированию психического здоровья и развитию личности детей

Модель «Как дома» Разработана, внедрена и научно подтверждена в рамках исследовательского проекта «Влияние изменения социального окружения на психическое здоровье детей» 2000 – 2005 (Мухамедрахимов Р.Ж.. Никифорова Н.В., Пальмов О.И.. Гроарк К., МакКолл Р.)

Теоретические предпосылки Социально-эмоциональное развитие в раннем возрасте определяет последующее психическое здоровье человека Характер социально-эмоционального развития зависит от психологического взаимодействия и отношений привязанности с близким взрослым

Теоретические предпосылки Качество отношений привязанности определяется социальным окружением, а именно: - постоянством и стабильностью, - чувствительностью, отзывчивостью и -эмоциональной доступностью близкого взрослого и соответствием его поведения возрасту ребенка

Основные вопросы Может ли изменение социально- эмоционального окружения улучшить развитие детей? Социально-эмоциональное Когнитивное/языковое Физическое Какой вклад в изменение развития вносят Обучение персонала чувствительному, отзывчивому взаимодействию с детьми Структурные изменения, направленные на создание условий формирования отношений детей и взрослых

Качество социального окружения в домах ребенка: характеристики взаимодействия персонала с детьми Рутинная работа персонала по уходу за ребенком (кормление, переодевание, подмывание, смена пеленок) практически не сопровождалась социальным взаимодействием Минимальное количество взаимодействий инициированных персоналом в течение 3 часов наблюдалось 18 минут взаимодействия взрослых с младенцами от рождения до 10 месяцев Низкая отзывчивость персонала 1-2 минуты в течение 3 часов наблюдения минут безответного плача ребенка Низкая вовлеченность персонала в разговор и игру 12 минут из 3 часов наблюдения

Качество социального окружения в домах ребенка: ограниченные возможности для формирования отношений 9+ женщин в течении недели на группу из детей 1,25 последовательных дней работы по 24 часа через трое суток скользящий график перевод детей из группы в группу (от одних сотрудниц к другим) 2-4 раза в первые 2 года жизни в течение года в учреждении может меняться до 30% персонала Таким образом, в течение первых лет жизни ребенок имеет опыт непродолжительного взаимодействия с 60 – 100 взрослыми. Сегодня ребенок с другими, по сравнению со вчерашним и завтрашним днем, женщинами.

Изучение эффективности программы Основная стратегия Дом ребенка A (N= ): обучение (чувствительность, отзывчивость) + структурные изменения (стабильность и постоянство) Дом ребенка B (N= ): только обучение Дом ребенка C (N= ): без изменений

Обследование детей ОбластьПоказатели Здоровье Пренатальные данные Хронические и острые заболевания Физическое развитие Вес, рост, окружность головы и груди Психическое развитие Метод «Battelle», субшкалы познавательного и коммуникативного развития Моторное развитие и функциональные способности Социально-эмоциональное Метод «Battelle», субшкала моторного развития Индекс способностей (Simmeonsson - Bailey) Метод «Battelle», субшкалы личностно- социального и адаптивного развития Оценка ранних отношений родителя и ребенка (Clark) Эмоции на лицах младенцев (Osofsky, Muhamedrahimov, Hammer) (поступление, 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36, 48 месяцев, перевод)

Обследование взрослых ОбластьПоказатели Содержание обучения Штатное расписание Поведение персонала Тест выбора из множества ответов Количество сотрудниц в группе, количество последовательных дней работы, и т.д. HOME (версия для домов ребенка; Bradley & Caldwell) Образование, опыт работы, семейное положение и т.д. Анкета Отношение к воспитанию детей Состояние персонала Parental Attitude Modernity Scale (Schaefer & Edgerton) Taking Care of Young Children (Begley & Czajka) Взаимодействие с детьми Методы оценки тревоги и депрессии (Spielberger, Beck, Zung) (базовая линия, после обучения, после супервизии, ежегодно)

Обучение : повышение чувствительности и отзывчивости персонала; Структурные преобразования: повышение постоянства и стабильности социального окружения. Программа изменения социального окружения в домах ребенка

Обучение Цель: улучшить такие качества взаимодействия персонала с детьми, как чувствительность, социальная отзывчивость, соответствие поведения взрослого уровню развития ребенка. Характеристики обучения: модель «обучение учителей» - сначала обучаются врачи и педагоги, которые затем обучают весь персонал; супервизия (профессиональное сопровождение); фокус обучения – создание условий, поддерживающих психическое здоровье детей; программа обучения включает информацию о развитии детей во взаимодействии с близким взрослым; особое внимание уделяется работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития.

Структурные изменения Цель: повысить стабильность и постоянство ухаживающих за детьми взрослых. Характеристики структурных изменений: количество детей в группе уменьшается до 6-7 человек; среди персонала выделяются два наиболее близких взрослых, работающих 42 часа в неделю по скользящему графику с 7.30 до и с до и двумя выходными в неделю; график работы медсестер не изменяется (сутки через трое); дети не переводятся из одной группы в другие; группы становятся интегрированными по возрасту и развитию; дважды в день проводится "Семейный час", когда ограничивается посещения группы другими сотрудниками. Дети имеют до 6 взрослых в неделю при сохранении общего числа часов работы персонала в группе.

График работы персонала в группе детей до изменений Количество часов работы в день Должность ПерсоналВсПнВтСрЧтПтСб Няняa14 b c Мед. сестраd24 e f g Воспитательh10 i

График работы персонала в каждой из двух подгрупп детей (N=6-7) после изменений Количество часов работы в день ДолжностьПерсоналВсПнВтСрЧтПтСб Воспитатели (наиболее близкие взрослые) a b777 7 Мед. Сестры c24 d e f

Изменение социального окружения в доме ребенка (2000 – 2005 г.): допосле

Результаты: изменение поведения группового персонала (по методике HOME: отзывчивость, принятие, организация окружения, наличие материалов, вовлечение в активность)

Результаты: изменение развития детей (после 4-9мес. и 9+мес. проживания в новых условиях; по методике Battelle Developmental Inventory) типично развивающиеся дети дети с нарушениями развития

Поведение привязанности в эпизоде воссоединения с близким взрослым

Результаты: развитие детей в новом окружении улучшилось Улучшение наблюдалось во всех областях развития у типично развивающихся детей и детей с нарушениями развития Больше после О+СИ чем после ТО, и в обоих случаях больше, чем БИ Больше при увеличении длительности пребывания детей в новых условиях (dose-response) Чувствительность-отзывчивость и стабильность-постоянство являются критически необходимыми для развития ребенка характеристиками социально-эмоционального окружения

Выводы Впервые в результате лонгитюдного исследования обнаружено: Ключевыми характеристиками социально-эмоционального окружения, влияющими на развитие и психическое здоровье человека в младенческом и раннем возрасте, являются: Чувствительность и отзывчивость Постоянство и стабильность близкого взрослого Сочетание этих характеристик в ближайшем социальном окружении приводит к значительному улучшению развития ребенка в эмоциональной, познавательной, коммуникативной, адаптационной и двигательной областях.

10 лет модели «Как дома» Успешно работает в доме ребенка 13 Санкт-Петербурга Внедрена в домах ребенка Красноярска (3), Новосибирска (2) Внедряется в Иркутской области (г. Усолье), Новосибирской области (г. Куйбышев) Новые программы обучения персонала Технологии раннего вмешательства Создание условий для самостоятельной спонтанной активности детей

Раннее вмешательство До обучения и структурных изменений После обучения и структурных изменений

От учреждения к домашней обстановке с доступным взрослым Неподвижность, отсутствие собственной активности Свобода движения и доступный взрослый

От «конвеерной» заботы Tension, sadness без внимания к состоянию и сигналам ребенка

К заботе с уважением с опорой на самостоятельную активность ребенка и сотрудничество

Модель «Как дома» в Санкт-Петербурге

Модель «Как дома»: организация работы домов ребенка в соответствии с современными научными данными о развитии ребенка в системе отношений с близкими взрослыми, изменение деятельности служб домов ребенка в направлении семейно- центрированного междисциплинарного раннего вмешательства

Модель «Как дома» в Санкт-Петербурге: 10 лет Структурные изменения – это: Возможность формирования отношений ребенка и взрослого; Снижение высокой непредсказуемости и уровня стресса, обусловленного нестабильностью социального окружения (перевод из группы в группу, график работы и сменяемость персонала); Отход от перестимулирующей педагогической практики и отстраненного ухода к более свободному взаимодействию, «как дома»; ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ

Модель «Как дома» в Санкт-Петербурге: 10 лет Обучение персонала – это: Приоритет социально-эмоционального развития детей и их потребности в отношениях с постоянными чувствительными взрослыми; Способность взрослого видеть сигналы ребенка; Переход от структурированной активности к соприсутствию самостоятельной игре ребенка и следованию за его инициативой.

Модель «Как дома» в Санкт-Петербурге: 10 лет Обучение персонала – это: Переход от выполнения действий с ребенком (привлечение внимания к игрушкам, побуждение к действиям и исследованию и т.д.)–к наблюдению за детьми в процессе их самостоятельной активности; От «посредничества» в мире предметной игры – к предоставлению себя в качестве объекта для исследования, объекта отношений с ребенком.

Базис Стабильное социальное окружение и отношения с ограниченным числом постоянных близких взрослых. Доступность близких взрослых для взаимодействия и формирования отношений. Отзывчивость близких взрослых к потребностям детей.

и надстройка Дальнейшее улучшение качества заботы о ребенке. Индивидуальные программы раннего вмешательства с использованием научно обоснованных современных подходов. Психологическая реабилитация и сопровождение.

Мы ожидаем, что модель «Как дома» позволит улучшить развитие детей и их социально- эмоциональный опыт; снизить количество вторичных отказов от детей; увеличить количество усыновлений, возвращений в биологические семьи детей с нарушениями развития; создать и отработать на базе домов ребенка модель семейного мини дома для детей с тяжелыми нарушениями развития; использовать ресурсы домов ребенка для обслуживания размещенных в семьи детей и их родителей (ухаживающих взрослых).