1 Номинация «Дошкольник» Психологическая поддержка адаптации к ДОО Творческое название «Материнская группа» ДОО 27 "БАЛДАУРЕН" Автор: педагог-психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Advertisements

Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основные направления в работе:
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни через игровую деятельность» Руководитель: Грунина С.О Автор : Ютина.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД 23 «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РА ЙОНА МОДЕЛЬ.
Стратегическая цель – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Транксрипт:

1 Номинация «Дошкольник» Психологическая поддержка адаптации к ДОО Творческое название «Материнская группа» ДОО 27 "БАЛДАУРЕН" Автор: педагог-психолог Попова Н. М. Тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми.

2 Психологическая поддержка процесса адаптации Цель: создать «зону повышенного комфорта» для детей раннего и младшего дошкольного возраста на период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи: Создать систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов Способствовать повышению психолого- педагогической компетентности педагогов Разработать систему планирования деятельности педагога на период адаптации, создания единого психологического пространства (включить в планы воспитателей) А именно, предлагается: Разработать технологическую карту планирования Расширить варианты подготовки родителей на период адаптации ребенка при сопровождении педагога- психолога повысить профессиональный уровень педагогов с помощью психологического консультирования (развитие у них таких качеств как коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность) способствовать организации предметно- пространственной среды в группе с позиции психологической комфортности организовать игровую деятельность, направленную на формирование положительных эмоциональных контактов предложить к использованию в рамках образовательного процесса искусство: театрализованная деятельность, музыка, изодеятельность. отказаться от жесткой регламентации и проведения фронтальных занятий, учитывая возрастные особенности детей 1,5 – 3 лет. Направить усилия на осуществление общего ухода. Заниматься с детьми индивидуально в повседневной жизни и в игре.

3 ОПИСАНИЕ работы Актуальность и значимость Эмоциональное благополучие маленького ребенка зависит от микроклимата социальной среды, в которой находится малыш. Социальная среда формирует у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Это чувство дарит ребенку взрослый, участвуя в его жизни, общаясь с ним, организуя окружающую среду. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющиеся основой всего отношения ребенка к миру, влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Именно с развития эмоционального реагирования начинается процесс адаптации, социализации, становление эмоционально- чувственного опыта. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных психолого- педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни (А. В. Запорожец, Я.З. Неверович), определяющей степень адаптированности детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду. Очень часто проблемы, связанные с адаптацией, остаются теорией, не имеющей практических разработок, касающихся организации психолого-педагогического сопровождения детей. А сама адаптация сводится к рекомендациям перед поступлением ребенка в детский сад. Но этого оказывается недостаточно. Общая направленность проекта: Смещение акцента в работе с детьми : с обучения на общение, с фронтальной формы организации обучающих моментов на индивидуальную форму работы с детьми, переориентации воспитателей с учебно- дисциплинарной модели на личностно- ориентированную модель взаимодействия с детьми. Отказ от проведения фронтальных занятий и жесткой заданости тех или иных видов деятельности в течение дня направить больше усилий и внимания на осуществление общего ухода, на эмоциональные проявления любви и заботы; на непосредственное участие в жизни детей, на общение, организацию окружающей предметной среды. Такую группу можно условно назвать «материнской».

4 Модуль работы по теме Психологическая поддержка процесса адаптации к ДОО Повышению психолого- педагогической компетентности педагогов Содействие созданию условий «зоны повышенного комфорта». Создание системы психологического сопровождения всех участников процесса

5 СТАТУС (долгосрочный) Стадия работы Завершена. Все участники адаптационного процесса овладели психолого-педагогическими знаниями, в результате улучшился эмоциональный фон ребенка в период адаптации. Преодолены негативные факторы в период адаптации детей Перспективы Создание системы планирования деятельности педагога Коррекция использования режимных моментов как психопрофилактической работы во всех возрастных группах Разработка технологических карт планирования на период адаптации; использовать режимные моменты как необходимость психопрофилактической работы с детьми Выпуск методических рекомендаций по проекту План достижения 1.Психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста 2.Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации 3.Психолого-педагогическое сопровождение всех участников. Психологическое консультирование 4.Подготовка структуры эмоциональной среды 5.Пересмотреть варианты планирования образовательного процесса 6.Воспитание через эмоциональное воздействие 7.Периодичность деятельности по снятию психоэмоционального напряжения у детей в течение дня

6 Последовательность выполнения работ ЗадачаСодержание работыПродолжитель ность 1.Создать систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. 1. Психодиагностика уровней адаптации 2. Анализ ситуации Создание рефлексивно-информационной зоны 4. Групповая дискуссия (выявление, уяснение проблемы) Формирование команды проекта Организация образовательного пространства. Подбор литературы, поиск технологий Составление плана работы (Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации) 2. Способствовать повышению психолого- педагогической компетентности педагогов Подбор воспитателя (педагогическое сочинение) Подготовка методических рекомендаций 2. 3.Проведение обучающих консультаций и семинаров Психологическое консультирование

7 3. Разработать систему планирования деятельности педагога на период адаптации и апробировать ее на практике 3.1.Коррекция расписания занятий 3.2.Пересмотреть варианты планирования образовательного процесса 3.3.Определить периодичность деятельности по снятию психоэмоционального напряжения у детей в течение дня 3.4.Разработать технологическую карту планирования 3.5.Проведение мониторинга результатов с учетом изменения технологии 4. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей 4.1.Организация системы психологического и педагогического консультирования 5. Содействовать созданию условий «зоны повышенного комфорта». 5.1.Самоэкспертиза итогов мониторинга проекта. Рефлексия. Доработка проекта его участниками 5.2.Подготовка отчета 5.3.Выпуск методических рекомендаций 5.4.Проведение педсовета по результатам внедрения проекта 5.5. Подготовка изменений образовательного процесса 5.6. Составление ежегодного отчета.

8 Ожидаемый результат: Поднимется имидж общественного воспитания как развивающейся, прогрессивной, современной системы Повысится профессиональное мастерство педагогов Снизится уровень неконструктивного эмоционального проявления у педагогов Все участники педагогического процесса овладеют психолого-педагогическими знаниями, в результате улучшится эмоциональный фон детей Формирование у педагогов ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья детей. Разовьется детская креативность Критерии оценки эффективности Индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации. Настроение (бодрое уравновешенное, неустойчивое раздражительное, подавленное) Длительность и характер засыпания ребенка (спокойное, быстрое до 10 мин; неустойчивое; неспокойное, медленное) Длительность и характер сна (спокойный, соответствует возрасту; неустойчивый; неспокойный, не соответствует возрасту) Аппетит (Хороший; избирательный, неустойчивый; плохой) Навыки самообслуживания (соответствует возрасту, не всегда, не соответствует возрасту) Инициативность в игре ( умеет найти себе дело, не всегда, нет) Инициативность во взаимоотношениях со взрослым (вступает в контакт сам, не всегда, сам не вступает в контакт) Результативность действий (умеет найти себе дело, не всегда, нет) Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно, не всегда, сам не играет) Идет на контакт со взрослыми (легко, избирательно, трудно) Идет на контакт с детьми (легко, избирательно, трудно) Реакция на отрыв от матери (отходит от матери, проявляет интерес к окружающим, отрывается не сразу, периодически возвращается, плачет) Диагностика дошкольниковАнкетирование педагогов Психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста (по Макшанцевой Л. В.) Педагогическое сочинение, помогающее определить уровень взаимодействия педагога с детьми.

9 Описание ожидаемого результата В результате реализации проекта: Педагог обеспечит ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), будет кропотливо формировать начала личности (базис личностной культуры), будет развивать его индивидуальность. Воспитатель не будет подгонять развитие детей к заранее известным канонам, а будет стараться предупреждать возникновение возможных тупиков их личностного развития, скоординирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребёнку с задачей создать максимально благоприятные условия, для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого. Разрешит всё, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребёнка. Не будет реализовать первоначально заданного смысла, а динамично проектировать, подобно перестройке движения сюжета в романе по мере выявления собственной логики характера действующих лиц. Формирование умений, знаний, навыков не цель, а средство полноценного развития личности Способы общения: понимание, признание, понятие личности ребёнка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения с ребёнком (многообразие стилей общения и их варьирование). Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям). Основное содержание 1.Команда проекта 2. Материалы 3. Оборудование 4. Методы 5. Среда

10 Методы Методы: изучение научно-практической литературы по избранной теме нормативных и инструктивных документов; методы педагогического и психологического анализа (констатирующая и контрольная диагностика, наблюдение, эксперимент, анкетирование); консультирование метод изучения, теоретический анализ и обобщение опыта Методы исследования : I. Теоретические 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам: а) общение дошкольника со взрослым; б) эмоциональное развитие дошкольника. 2) Создание модели педагогического процесса стабилизирующее эмоциональное благополучие дошкольника. II. Экспериментальные 1) Анкетирование педагогов. 2) Беседы с педагогами. 3) Наблюдения за детьми. 4) Игровая деятельность

11 КОМАНДА ПРОЕКТА Воспитатели групп Специалисты Музыкальный руководитель

12 Материалы проекта Диагностический инструментарий: анкеты, карты наблюдений по Л. В. Макшанцевой; протоколы, дидактический материал к цветовой диагностике «Домики» (А. М. Эткинда) Материально-техническое обеспечение: магнитофон, диски с записями колыбельных, классической и популярной детской музыки,куклы «Би-ба- бо», перчаточные куклы, костюмы для переодевания «Ряженные», настольный кукольный театр, маски, шапочки, зеркала, канцтовары Информационное поле для родителей: информационные папки. стендовая информация, почта доверия, экран настроения. электронная газета

13 Творческие наработки Таблицы игр (игры на общение, на формирование эмоционального контакта, игры для робких застенчивых детей, игры, помогающие расслабиться). Физкультурные веселинки (спонтанный танец, психогимнастика,элементы древних гимнастик, подвижные игры со сказочной мотивацией) Картотека психологически оправданных методов и приемов, используемых в работе с детьми в период адаптации (структура эмоциональной среды) Перспективное планирование педагога-психолога по психологическому консультированию Конспекты организации адаптационного дня Технологическая карта «Тематическое планирование по организации воспитательно- образовательной работы с детьми на период адаптации» Театрализованные занятия. Кукла- посредник

14 Завершение работы Видоизменена сетка занятий, в которой содержание не меняется, а дополняется новыми формами организации детей и методами, способствующими заинтересованности ребенка в процесс обучения и общения. Представлена в действии система по профилактике и дезадаптации детей младшего дошкольного возраста (по Макшанцевой Л. В). Разработана картотека методов и приемов, необходимых для детей в период привыкания к новой среде. Создана система планирования, обеспечивающая психологическое сопровождение педагогической деятельности при организации режимных моментов и процесса обучения. Систематизированы разнообразные игры, способствующие эмоционально-тактильному контакту взрослого и ребенка. Переориентации воспитателей с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Процесс обучения лишен жесткой регламентации и максимально приближен к игровой деятельности с использованием куклы-посредника (Ш. Амонашвили), театрализованной деятельности (игротерапия), рисуночных игр (арттерапия), элементами древних гимнастик (методы психической саморегуляции) и др. Используются в работе с родителями электронные публикации: буклеты, газеты, бюллетени

15 Результативность работы по теме «Психологическая поддержка процесса адаптации Уровни адаптации Трудный уровень 37%19%8% Средний уровень 30%29%23% Легкий уровень 33%52%69%