Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении (тезисы доклада) © Прутченков А.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.
Advertisements

"Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"
Игровая технология школьного ученического самоуправления в условиях крупного общеобразовательного учреждения "Демократическая республика" © А.С. Прутченков,
Развитие форм государственно – общественного самоуправления в 2006 – 2007 учебном году.
Самоуправление: основные понятия © Прутченков А.С.
Детские (молодежные) общественные организации как партнеры Совета обучающихся © А.С. Прутченков.
Самоуправление: понятие и основы © А.С. Прутченков, 2010.
Модель ученического самоуправления МБОУ «СОШ 27 с углублённым изучением отдельных предметов»
Участники МГМ В МГМ могут принять участие целые коллективы, включая общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские и.
Примерная схема представления авторского проекта организации ученического самоуправления в конкретном образовательном учреждении Проект "Модель ученического.
Государственно- общественное управление образованием: основные понятия, проблемы и перспективы.
© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, Эпиграф: "Кто постоянно говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не осознает и не использует их – просто.
Развитие системы государственно-общественного управления в МБОУ «СОШ 2» г. Скопина.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Программа МОУ СОШ 8 «Сотрудничество семьи и школы» Разработана на годы.
Создание и развитие школьного самоуправления Составлено на основе программ: к.п.н., доц. Нечаева М.П. и к.п.н., доц. Маленковой Л.И.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Методология и нормативное сопровождение ученического самоуправления Кораблёва М.В., методист МЦОО Августовское совещание заместителей директоров ОУ по.
принципами и генеральными ориентирами «Закона об образовании», инициативы «Наша новая школа», национальным проектом «Образование». Устав школы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15»
Транксрипт:

Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении (тезисы доклада) © Прутченков А.С.

Модель (в широком смысле) – это любой образ (мысленный или условный); изображение, описание, схема и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве "заменителя" данного объекта, процесса или явления для изучения реального моделируемого объекта (процесса или явления). Модель

Моделирование (в педагогике) – это описание педагогической деятельности по созданию модели, основная цель которой создание условий, благоприятных для развития свободной личности ребенка, знающего свои права и осознающей свои обязанности перед собой, своими близкими, обществом и государством. Моделирование

В основе концепции развития ученического самоуправления в современном общеобразовательном учреждении должны лежать идеи гуманистической педагогики, включая: - признание уникальности и самоценности человека, - уважение права личности на социальную и творческую самореализацию, - соблюдение фактического равенства всех граждан в общественной жизни; - воспитание чувства ответственности и гражданской активности. Концепция

При моделировании и реализации программы ученического самоуправления в школе следует опираться на следующие приоритетные принципы: а) свободный выбор коллективом общеобразовательного учреждения модели ученического самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций; Принципы

б) ориентация на индивидуальные и коллективные интересы и потребности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители и даже партнеры); в) равноправная позиция всех участников (субъектов) самоуправления; Принципы

г) деятельностный подход, позволяющий направлять энергию школьников на социально полезные дела; д) тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления и партнерами по решению имеющихся социальных проблем. Принципы

Основные характеристики модели МОДЕЛЬ самоуправления 1. Образность. Объект, которого нет в действительности, есть только его образ, планируемая деятельность, отношения. 4. Перспективность. Модель прогнозирует состояние объекта, задает желаемый результат (промежуточный или конечный). 3. Конкретность. Модель всегда индивидуальна и должна учитывать особенности объекта (процесса, явления) 2. Согласованность действий. Разработка модели координирует деятельность коллектива.

1. Научная обоснованность 3. Качество нормативной базы 2. Четкость структуры модели Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования. 5. Наличие педагогически целесообразной деятельности 4. Технологичность модели 6. Обеспечение функционирования модели 7. Учет условий данного общеобразовательного учреждения Раздел 1. Требования к качеству разработки модели

1.1. Наличие четкой цели создания и функционирования модели; 1.2. Раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью; 1.3. Педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности; 1.4. Опора на имеющийся опыт ученического самоуправления школьников; 1.5. Учет современных педагогических достижений и передового опыта в сфере воспитания школьников. 1. Научная обоснованность модели

2.1. Наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее эффективного функционирования; 2.2. Взаимосвязь элементов модели, отсутствие "лишних" звеньев; 2.3. Выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможных ролей на каждом из них для всех участников образовательного процесса; 2.4. Простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса. 2. Четкость структуры модели

3.1. Наличие соответствующих положений в Уставе школы; 3.2. Наличие дополнительных локальных актов, регулирующих ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. 3. Качество нормативной базы

4.1. Разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления; 4.2. Воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения; 4.3. Предсказуемость результатов ее функционирования; 4.4. Возможность измерить результаты функционирования модели. 4. Технологичность модели

5.1. Наличие системообразующей деятельности; 5.2. Разнообразие деятельности органов самоуправления; 5.3. Соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели ученического самоуправления школьников. 5. Наличие социально полезной деятельности

6.1. Наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление; 6.2. Наличие методических разработок и материалов для школьного актива; 6.3. Наличие подготовленных педагогов (организаторов) и системы их подготовки Наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения; 6.5. Наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы (помещения, оргтехника, канцтовары и т.д.). 6. Обеспечение функционирования модели

7.1. Учет сложившегося морально- психологического климата в коллективе; 7.2. Учет воспитательного потенциала педагогов; 7.3. Учет воспитательного потенциала родительской общественности; 7.5. Учет социальной ситуации, сложившейся в местном сообществе. 7. Учет условий данного коллектива школьников

2. Позиционный блок (схема элементов) 5. Содержательный блок 3. Организационный блок (по уровням участия) 1. Блок целеполагания 4. Нормативный блок 6. Технологический блок Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии. Раздел 2. Структура модели

1. Блок целеполагания Блок целеполагания – это формулировка цели и основных задач, которые решаются данной моделью с помощью самоуправления, а также ценностей и идеологии, заложенной в модели. Педагогическая цель организации ученического самоуправления создание условий для развития свободной личности на основе активной социальной практики. Ценности: гражданское общество, правовое государство, демократические выборы, экономические свободы. Идеология – "Гражданское общество - будущее человечества".

Позиционный блок дает представление модели в виде общей схемы с указанием взаимосвязей ее структурных компонентов. 2. Позиционный блок (схематическое представление) Директор образовательного учреждения Общее собрание Совет образовательного учреждения Педагоги Педагогический совет Методическое объединение Малый педсовет Обучающиеся Общее собрание (Конференция) Собрание класса (Совет класса) Общее собрание учащихся, учителей и родителей класса Родители Общешкольное родительское собрание (Конференция) Классное родительское собрание (Родительский комитет)

3. Организационный блок (представление уровней субъектов самоуправления и их ролей) Организационный блок позволяет выделить уровни субъектов самоуправления и более детально описать роли участия каждого субъекта в общей системе самоуправления. Высший уровень. Образовательное учреждение Школьный совет III-й уровень. Коллективный субъект образовательного процесса Школьный ученический Совет II-й уровень. Первичный коллектив образовательного процесса Совет класса Класс I-й уровень. Отдельный участник образовательного процесса Ученик

4. Нормативный блок (нормативная база) Нормативный блок представляет основные нормативные документы, необходимые для эффективного функционирования данной модели самоуправления. В ней, как правило, указываются полномочия каждого органа школьного самоуправления, его компетентность и ответственность. Нормативная база включает в себя минимум: - Устав образовательного учреждения с конкретными положениями о структуре и полномочиях органов самоуправления; - Положение об общей системе самоуправления учреждения; - Положение об Ученическом совете образовательного учреждения и т.д.

5. Содержательный блок Содержательный позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов описываемой системы самоуправления. В основе деятельности ученического самоуправления - изучение интересов и запросов учащихся, обобщение, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению, как правило, своими силами. Каждая школа самостоятельно выбирает системообразующую деятельность, исходя из традиций и перспектив развития.

6. Технологический блок (основные формы деятельности) Технологический блок раскрывает основные возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Основные формы работы органов ученического самоуправления: - заседание ученического совета образовательного учреждения, - открытые заседания ученического совета, совместные заседания ученического совета и других органов школьного самоуправления, включая педагогическое и родительское, - реализация социальных проектов и т.д.

1. Соответствие содержания деятельности цели и задачам 3. Соответствие содержания деятельности используемым формам 2. Соответствие структуры органов самоуправления нормативной базе Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего, с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии. Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей

Это описание социально-психологических и организационно- педагогических условий необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью. Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели - Качество самой модели, ее соответствие внутренним потребностям коллектива; - Демократический стиль педагогического управления коллективом; - Учет внешних условий и перспектив развития; - Постоянное обучение и самообучение актива; - Совершенствование нормативной базы и т.д.

Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): - Степень достижения поставленной цели, в том числе, накопление детьми позитивного социального опыта; - Изменение характера внутренних процессов; - Расширение способов и содержания взаимодействия с социумом; - Изменение отношения к данной модели со стороны участников образовательного процесса. Раздел V. Оценка результативности функционирования модели

Проект - это способ реализации модели, то есть ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с расчетом необходимых расходов и специфической организацией планируемой деятельности. Проект

Модель ученического самоуправления Проект реализации модели Функционирующая система ученического самоуправления

Прутченков Александр Сергеевич, профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО; главный научный сотрудник Института семьи и воспитания Российской Академии Образования, профессор кафедры экономики Московский институт открытого образования (МИОО) Желаю удачи!