Тема 7. Методы управления и их характеристика Методы управления это способы осуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения ее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы управления. это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают: экономические,
Advertisements

Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Выполнила: Горчакова Елена, Гр. СРБ Методы Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны.
Методы управления Менеджмент в управлении Выполнил: Студент 401 группы Кузьминцев Артем.
Управление ПланированиеОрганизацияКоординацияМотивацияКонтроль.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Методы воздействия в управлении организацией. Понятие системы методов руководства производственным подразделением. Экономические методы воздействия. Социально-психологические.
Тема: Руководитель как субъект организаторской деятельности Теория организации.
Менеджмент и менеджер
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Характеристика методов и функций менеджмента Выполнила: Михайлова А.Р. Группа: эбз-161.
Презентация к уроку по теме: Презентация "Методы управления"
Занятия на стажировочной площадке школы 22. Финансово-экономические механизмы обеспечения нового качества образования.
Тема 2.5. Контроль и регулирование в системе функций менеджмента Значение и содержание функций контроля и регулирования Виды и формы контроля.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ПОДГОТОВИЛИ: СУРОВА КСЕНИЯ КОННОВА ЮЛИЯ МБ 01/1301 Эффективность управленческого решения.
Транксрипт:

Тема 7. Методы управления и их характеристика Методы управления это способы осуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения ее целей. Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Методы управления классифицируются по различным признакам: по направленности, содержанию и организационной форме. Направленность методов отражает мотивы деятельности объекта управления (сотрудника, группы, подразделения, организации в целом). Содержание отражает специфику способов воздействия, управления. Организационная форма отражает характер воздействия (прямое косвенное). Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал. 1

Экономические методы Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. Эти методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся: налоговая система страны, кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения и т.п., относятся: * система заработной платы и других форм материального поощрения работников; * система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы; * система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции. 2

Экономические методы Экономический метод управления основан на знании и сознательном использовании объектов экономических законов. Он характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию. В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма хозяйствования: методы планирования система ценообразования система кредитования финансирования налогообложения анализ хозяйственной деятельности распределение доходов и прибыли оплата труда материальное стимулирование. 3

Организационно-распорядительные (административно-правовые) методы Система организационно-распорядительных (административно- правовых) методов реализуется в двух равнозначных направлениях. Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов. Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) отражает динамику процесса. Это распорядительные методы. Формы проявления организационно-распорядительных методов: обязательное предписание (приказ и т. п.); согласительные (консультации); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.). 4

Организационно-распорядительные методы 5

Организационно-распорядительные (административно-правовые) методы 1. Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п. 2. Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено па решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления. Особенности административно-правовых методов управления: 1)Принадлежат к группе силового воздействия. 2)Предопределяют однозначные решения вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности. 3)Оказывают конкретное воздействие - определяют цели и задачи, порядок и сроки выполнения, ресурсы. 4)Имеют самостоятельное значение, но могут служить средством осуществления др. методов. 5)Акты административного воздействия характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями. 6)Этот метод является наиболее сильным средством воздействия на коллектив для поддержания дисциплины и порядка в работе. 6

Социально-психологические методы Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Главная цель - положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Цель социально-психологический методов - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе. 7

Тема 8. Современный менеджер. Стиль руководства менеджера. 8

Стиль pyкoвoдcтвa Стиль pyкoвoдcтвa - этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний). Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa: aвтopитapный; дeмoкpaтичecкий; либepaльный. 1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. Пoлoжитeльныe мoмeнты: нe тpeбyeт ocoбыx мaтepиaльныx зaтpaт, пoзвoляeт быcтpee нaлaдить взaимoдeйcтвиe мeждy coтpyдникaми и пoдpaздeлeниями. Отpицaтeльныe мoмeнты: пoдaвляeт инициaтивy; тpeбyeт гpoмoздкoй cиcтeмы кoнтpoля зa paбoтoй пepcoнaлa; пoвышaeт cтeпeнь бюpoкpaтизмa. В peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты пpeдпpиятия. 9

Стиль рyкoвoдcтвa 2. Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций. Пoлoжитeльныe мoмeнты: cтимyлиpyeт твopчecкyю дeятeльнocть; cнижaeт нeдoвoльcтвo coтpyдникoв oт пpинятыx peшeний, тaк кaк oни пpинимaютcя coвмecтнo; пoвышaeт мoтивaцию тpyдa; yлyчшaeт пcиxoлoгичecкий климaт нa пpeдпpиятии и yдoвлeтвopeннocть oт выпoлнeннoй paбoты. Отpицaтeльныe мoмeнты: нe ocyщecтвляeтcя жecткoгo цeнтpaлизoвaннoгo кoнтpoля; oтвeтcтвeннocть зa выпoлнeниe мoжeт дoлгo пepeклaдывaтьcя; зaтягивaeтcя пpoцecc пpинятия peшeний и иx выпoлнeния. 3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть. Оcoбeннocти. 1. Дaнный cтиль yпpaвлeния вoзмoжнo иcпoльзoвaть пpи выcoкoй квaлификaции paбoтникoв и низкoм ypoвнe пoдгoтoвки pyкoвoдитeля. 2. Пoдчинeнным пpeдocтaвляeтcя пoлнaя cвoбoдa, кoтopaя мoжeт пpивecти к aнapxии. Либepaльный cтиль yпpaвлeния пpимeнялcя в нaшeй cтpaнe в пepиoд cтaнoвлeния pынoчнoй экoнoмики c 1985 дo cepeдины 1990-x гг. Сyщecтвoвaниe дaннoгo cтиля yпpaвлeния в coвpeмeнныx ycлoвияx вoзмoжнo, ecли oфициaльный pyкoвoдитeль являeтcя фиктивным, инaчe тaкoгo мeнeджepa вcкope "пoдcидят" eгo пoдчинeнныe. 10

Классификация стилей управления Блейка и Моутона 11

Классификация стилей управления Блейка и Моутона 1.1 обедненное управление: приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занима­емой должности. 1.9 управление в стиле «дом отдыха»: вдумчивое и вни­мательное отношение к потребностям и нуждам людей в це­лях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы.' 9.1 " властьпринуждение: приоритет максимизации производственных результатов, при этом подчиненным дик­туется, что и как они должны делать. 5.5 организационное управление: адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по выполнению ра­боты и приемлемой социально-психологической атмосферы. 9.9 управление в стиле «команда», эффективность ра­боты исходит из обязательств людей и взаимодействия, от­ношения строятся на доверии и уважении. 12

Тема 9. Технология выработки и принятия управленческих решений Каждый менеджер в процессе своей работы постоянно {сталкивается с необходимостью принимать решения. Решение это выбор альтернативы действия. Менеджеры не только принимают решения, но и несут ответственность за них. Организационные решения это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Организационные решения можно рассматривать как: Запрограммированные. Решения, принимаемые соглас­но определенной процедуре или правилам. В этом случае число альтернативных решений сводится к минимуму Незапрограммированные. Такие решения принимаются в новой ситуации, когда появляются дополнительные факторы или изменяются старые. Число незапрограммированных решений возрастает с ростом неопределенности среды деятельности организации. В организации существует небольшое количество решений, которые четко можно отнести либо к запрограммированным, либо к незапрограммированным. У выбираемых решений всегда есть достоинства и недостатки. Всегда существует компромисс при принятии решений. Процесс принятия решения это психологический процесс, и поэтому виды решений зависят от того, как их принимают. Процесс принятия решения носит либо интуитивный (на основе ощущений) характер, либо основанный на суждениях (на основе знаний и опыта), либо рациональный характер (на осно­ве объективного аналитического процесса). 13

Этапы принятия управленческого решения Рис. 1. Схема принятия управленческого решения 14

Этапы принятия управленческого решения Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо: сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования; сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов: является ли альтернатива допустимой; является ли альтернатива удовлетворительной, является ли альтернатива оптимальной; какая из двух сравниваемых альтернатив лучше; осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения. Этап реализации и оценки. Организация производствен­ного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи. 15