«Социально-психологические аспекты деятельности директора школы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Advertisements

Психологическа я поддержка Безопасное общение с детьми.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Вовлеченность ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКА Работа и результаты СОТРУДНИК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЗНАЕТ ЧТО ДЕЛАТЬ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПАНИИ.
Стресс- это реакция нашего организма на любое предъявленное ему требование. Жить без стрессов не может никто, но разумному поведению в стрессовой ситуации.
Педагог-психолог Макарова Н.П. Психологическая поддержка учителя.
Возможности применения опыта психологии управления в работе современного преподавателя И. В. Головнева, канд. психол. наук, доцент, ХГУ-НУА,
Трактат о любви часть 5 Растим крылья партнёру Отдай миру лучшее, что есть в тебе и к тебе вернется лучшее, что есть в мире.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Воспитание культуры поведения ребёнка Подготовила Игольникова Ирина Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Предгорного района Ставропольского.
ПРИВЫЧКИ, ОТ КОТОРЫХ НАДО ИЗБАВИТЬСЯ! Успех не приходит сразу. Это наши затраты и усилия (интеллектуальные, материальные, эмоциональные и т.д.) за определенный.
Мотивация учебной деятельности Тапайкина Любовь Герасимовна Учитель начальных классов, педагог - психолог.
Подготовка к публичному выступлению Разработала : учитель ОПД МБУ средней школы 18 учитель ОПД МБУ средней школы 18 г. Тольятти Тачкова Е.Н.
Общешкольное родительское собрание « Почему Ваш ребёнок стал плохо учиться ?»
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
Общешкольное родительское собрание « Почему Ваш ребёнок стал плохо учиться ?»
Советы по поддержанию психологического здоровья. Как сохранить психологическое здоровье.
Управление временем Планирование. Для выполнения задач не отводится конкретного времени и места в расписании. Необходимо что бы в вашем расписании или.
Транксрипт:

«Социально-психологические аспекты деятельности директора школы»

Рудая Наталья Леонидовна, заведующая кафедры социальной психологии Южнославянского института Киевского славистического университета, кандидат психологических наук, доцент. Автор около 40-ка печатных работ научного и методического характера, некоторые их которых изданы в Болгарии и Польше. Шевчук Сергей Петрович, заведующий кафедрой экономики и управления Южнославянского института Киевского славистического университета, кандидат педагогических наук, профессор. Автор более 100 научно-методических работ, в т.ч. учебных пособий под грифом МОН Украины. Рурик Галина Леонидовна, старший преподаватель кафедры социальной психологии Южнославянского института Киевского славистического университета, доктор философии в сфере образования. Работает практическим психологом более 12 лет. Участник тренингов и семинаров по темам: «Арт-терапия в сфере образования», «Проблема эмоциональной депривации личности и ее коррекция», «Гештальт-терапия». Автор более 20 научных статей и методических рекомендаций. Романюк Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии Южнославянского института Киевского славистического университета, эксперт учебных тренингов, участник тренингов и семинаров «Учебный тренинг в образовании», «Психологическая служба ВУЗа», «Психология успеха и победы», «Школа лидеров» и др.

1-й блок МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА Мало уметь. Нужно хотеть!

Чтоб сделать систему оценивания персонала более эффективной, менеджер должен учитывать следующие принципы оценивания: –Подчиненный должен знать, что именно от него ожидает руководство. –Во время процесса оценивания менеджер должен делать записи о работе подчиненного, чтоб потом опираться на конкретные примеры. –Во время оценивания необходимо акцентировать внимание на деятельности конкретного человека, нельзя сравнивать его с другими работниками. –Оценивать нужно поведение, а не личность. –Желательно выслушать мнение подчиненного о его оценке. –Не нужно избегать здоровой критики – большинство работников стремится знать, что именно они делают не так и как им это исправить.

Наиболее приемлемыми формами личного признания заслуг работников со стороны руководства являются такие: Простое высказывание благодарности за отлично выполненную работу сразу после ее завершения. Письмо, присланное домой работнику от его непосредственного руководителя или руководителя высшего ранга с высказыванием благодарности за конкретный вклад работника в успешную деятельность фирмы. На отчете, который представил подчиненный, менеджер может в письменном виде выразить благодарность за его содержание или форму изложения. Открытки, которые посылаются домой работнику по случаю его дня рождения с высказыванием благодарности за его труд в течение последнего года. Текст таких открыток должен содержать конкретные дела подчиненного, что свидетельствует об осведомленности руководства относительно эффективности работы подчиненного.

Чтоб сделать похвалу эффективной, необходимо помнить о следующем: Не преувеличить. Следовательно излишне частая похвала уменьшает полезность каждой следующей, если ее многовато, она теряет смысл. Откровенность. Менеджер должен твердо верить что то, за что он хвалит своих подчиненных, действительно имеет место. Точно сформулируйте, за что именно вы хвалите. Вместо того, чтоб сказать: Отличная работа!, укажите конкретные аспекты этой работы, которые вам понравились. Объявите похвалу. Выговор всегда нужно сообщать в частной обстановке, а хвалить нужно на публике.

Разновидности письменных благодарностей персонала за отличную работу: Открытки с благодарностью. В компании A&G Merchandising Company в Вилмингтоне, руководителям выдают набор открыток с благодарностью, на которых сверху красиво написано благодарю, а внутри открытки чисто. Если кто-то сделает что-то, что заслуживает признание, руководитель команды пишет благодарность за особенные достижения и приветствует ими работника. Благодарность, которую можно повесить на стену. Не важно, какую награду вы даете работникам – большую или маленькую (деньги, подарки, билеты на концерт или спортивное зрелище, поездку на отдых), следует потратить еще немного средств на грамоту или значок. Работники любят вешать таки сувениры на стены в офисе или дома. Деньги они потратят, вещи испортятся, поездка останется в прошлом, а грамота будет постоянная напоминать им об их признании. Файлы успеха. Вместе с первой письменной благодарностью работнику можно послать и папку с названием Файлы успеха с добавлением: Сберегите открытку в этой папке. Сохраняйте в ней все другие открытки с благодарностями, которые вы будете получать в будущем. Время будет проходить, у вас на работе могут случиться неурядицы и разочарование. Если такое произойдет, перечтите все эти открытки, они будут доказательством того, что вы успешный и способный работник. Вы достигали успеха раньше – следовательно, сможете быть успешным и сейчас. Те работники, которые получают эти открытки, отмечают, что перечитывание этих открыток, помогает им преодолеть состояние депрессии. Открытки перепрограммируют их психику, возобновляют веру у себя, помогают подойти к решению проблемы с новыми силами и уверенностью.

Упражнение «Хвалим грамотно» 1.М.И., спасибо за то, что Вы сегодня сделали. 2.М.И., когда я увидела, что Вы принесли отчет, я очень обрадовалась. Этим Вы мне очень помогли. Спасибо! 3.М.И., спасибо! Я надеюсь, Вы теперь всегда будете вовремя сдавать отчет. 4.М.И., неужели это Вы так качественно составили отчет? Что ж Вы раньше так не делали? 5.М.И, когда я увидела, что Вы принесли отчет, я подумала: «Какая же Вы умница» 6.Как я рада, что Вы принесли отчет!

Вид похвалыЧто говорит менеджер? Что слышит подчиненный? ПринятиеТы хорошийЯ хороший ВниманиеЯ вижу тебяЯ что-то значу ПризнаниеСпасибо тебе за...Мои усилия замечены ОдобрениеЯ знаю о тебе что-то замечательное Я - состоятелен Теплые чувстваТы мне нравишьсяКто-то заботится обо мне

Чтоб сделать ситуацию критикования деликатнее, нужно учесть такие советы: 1.Не критикуйте при свидетелях. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого. 2.Найдите повод для похвалы. Отметьте какие рабочие качества вы в сотруднике цените, это покажет вашему собеседнику, что вы ему не враг, а союзник. 3.Скажите, о чем пойдет речь. 4.Перечислите факты, анализ которых показал недостатки в работе подчиненного. Постарайтесь достичь согласия по фактам (Вы, например, считаете, что ваш подчиненный забыл оформить отчет на завтра. Но прежде чем устраивать разнос, удостоверьтесь, что это действительно так. Возможно, человек вполне законно передал свою работу кому-нибудь еще, поскольку его самого куда-то вызвали). 5.Критикуя, упоминайте не более 2-3 недостатков. 6.Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

7.Не выносите поспешных обвинений 8.Попросите объяснить причины - выясните, почему так произошло, а затем выслушайте объяснения подчиненного. Проявите уважение к мнению сотрудника, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность ему высказаться до конца. 9.Расскажите об опыте собственных неудач, о том как вы их разрешали. 10.Совместно ищите пути решения проблемы. Ошибка допущена, время вспять не повернуть. Важнее всего сделать так, чтобы она не повторилась впредь. Вам надо найти такое решение, которое удовлетворит вас обоих. В идеале оно должно исходить от самого провинившегося. В этом случае он будет чувствовать себя обязанным выполнить его. 11.Дайте сотруднику позитивные установки на дальнейшую работу. Вам совершенно ни к чему оставлять работника в подавленном состоянии или подрывать его уверенность в своих силах. Это не способствует повышению производительности труда. Поэтому всегда завершайте разговор комплиментом «Кстати, спасибо за отчет, который вы сделали во вторник. Я прочитал половину, и он мне нравится. Вы выполнили задание очень тщательно».

2-й блок ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон

Формула А. Меграбиана «Передача информации происходит: за счет вербальных средств (только семантика) на 7%, за счет паралингвистических средств (высота, тон голоса, интонации, паузы) на 38%, а за счет невербальных средств (позы, жесты, мимика) на 55%».

Уверенность

Открытость

Обман и нечестность

Агрессивность и властность

Закрытость

3-й блок УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ (TIME-MANAGEMENT) Времени не хватает тому, кто не умеет его использовать!

Анализ «поглотителей» времени Поглотители времени Возможные причины потерь времени Меры по устранению

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ 1.Проведите самофотографию рабочего дня. 2.Правило приоритетов. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности. 3.Начинайте с важнейших и срочных дел. 4.Правило «Закрытых дверей». Спрячьтесь от текучки на 1 час для работы над наиболее важными проблемами. 5.Правило «Песочных часов». 6.Используйте принцип делегирования. Руководитель сам не должен делать то, что могут сделать его подчиненные! 7.Правило «Оптимального контроля». 8.Правило «Чистого стола». 9.Экономьте время на совещаниях. 10.Правило 6 "мелочей". 11.Приемы выполнения сложных дел.

Стадии планирования: 1.Составление заданий. 2.Оценка длительности акций. 3.Резервирование времени про запас. 4.Установление приоритетов, сокращения и перепоручение. 5.Контроль и перенос несделанного.

Составляйте план дня в письменном виде! То, что не записано на бумаге, часто превращается в пустые мечтания

4-й блок ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЕНЕДЖЕРА Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять самим собой. Английская пословица

В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы. 1. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за случайными целями. 2. Быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся. Г. Селье советует: «С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала стоит ли сражаться». 3. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий. Французский мыслитель Монтень как-то заметил: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее». Этот принцип требует осуществлять объективацию стрессов, то есть объективно оценивать то, что в начале представлялось катастрофическим или трагическим.

4. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым; проявляем известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности. 5.Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта. 6. Жить полной жизнью в каждый данный ее момент.

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то напряжение можно снять следующими способами. Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас есть возможность пройти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и за­пястья холодной водой. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?! Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, постарайтесь сосредоточенно выполнить следующие упражнения. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружаю­щие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структу­рой таким образом, чтобы суметь четко представить его с за­крытыми глазами. Если есть возможность выпить воды воспользуйтесь ею пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно че­рез нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляют­ся и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им!