Тема : Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Взаимодействие ДОУ и семьи». Понятие взаимодействие Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной деятельности (Х. И. Лийметс), как.
Advertisements

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Материалы к презентации для педагогического совета «Взаимодействие ДОУ и семьи» Подготовила Тупикина Л.А. Старший воспитатель МДОУ «Д/с 11 о.в.» г. Магнитогорска.
Старший воспитатель Овчаренко Тамара Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад 15 «Берёзка»
Традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. ЦЕЛЬ: Обогатить их педагогическими знаниями.
Выполнил: педагог-психолог МБДОУ детского сада 5 р.п. Хор Гаврилова О.В.
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
МДОУ "Ошьинский детский сад", Ефимова Н.Г. МДОУ «Ошьинский детский сад» Ефимова Н.Г. Мерзлякова Л.И.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
Боловнева Татьяна Анатольевна, заместитель заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 7 «Елочка», года.
Санкт-Петербургская академия педагогического образования «Институт детства» Центр дошкольного образования « ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Детский сад 15 комбинированного вида Г.Луга Куликова К.В.
Взаимодействие детского сада и семьи Воспитатель Исанбитова Лейсан Заитовна МБДОУ д/с 1 с. Стерлибашево.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
, Взаимодействие с семьёй Педагогическое просвещение родителей и информирование Вовлечение в образовательный процесс Мониторинг.
Взаимодействие детского сада и семьи Воспитатель Исанбитова Лейсан Заитовна МБДОУ д/с 1 с. Стерлибашево.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Транксрипт:

Тема : Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

План : Роль семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе. Проблемы взаимодействия педагогов и родителей. Организация эффективного взаимодействия детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе.

Роль семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе Для ребёнка семья это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Современная семья является источником самых разнообразных психолого - педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.

Типы семей 1 тип « Взаимодействующие семьи »: благоприятные детско - родительские взаимоотношения ; эмоционально положительная, принимающая позиция родителей к детям ; признание и уважение индивидуальности ребенка, одобрение и поддержка его интересов ; семья уделяет достаточно времени ребенку ; родители адекватно оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных. У детей, воспитывающихся в таких семьях, хорошо развиты коммуникативные способности, они проявляют ответственность, любознательность, самостоятельность.

Типы семей 2 тип « Индифферентные семьи ». родители проявляют к своему ребенку безразличие в отношении его уровня развития, мало эмоциональны во взаимодействии с ним, игнорируют интересы ребенка. Отсюда возникают трудности у детей в процессе подготовки к школьному обучению ( недостаточно развиты : самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, ответственность ). Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении задания ; проявляют мало инициативы, тяготеют к шаблонным действиям и решениям, имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

Типы семей 3 тип « Проблемные семьи » Родители считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьезными и игнорируют их, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и завышают требования к нему. В общении с ребенком ведут себя слишком авторитарно, требуют безоговорочного послушания. У детей возникают проблемы в подготовке к школе ( недостаточно развиты : инициативность, познавательная активность, умение самостоятельно решать поставленные задачи, отсутствует самоконтроль, самоорганизация, ответственность ; возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками ).

Основные проблемы семьи Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного патриархального или детоцентристского к либеральному или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному. Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы. Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов. Личностные проблемы современных родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение, возникающее чувство одиночества, отсутствия понимания, рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности. Большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.

Модели помощи семье в решении психолого - педагогических проблем Педагогическая модель базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, т.е. здесь идет речь о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого- педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного воспитания детей. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.

Педагогическое сопровождение ( А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская ) Цель - целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем ( образования, просвещения, воспитания, обучения ) и совокупности условий. Особая роль в педагогическом сопровождении отводится педагогическому взаимодействию субъектов образования ( т. е. педагогов, родителей и детей ) и их конструктивному общению.

Понятие взаимодействие Взаимодействие может рассматриваться как : особый вид совместной деятельности ( Х. И. Лийметс ), как способ организации деятельности ( А. С. Самусевич ), как особый тип отношений субъектов ; как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени ( Радионова Н. Ф.). Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость родителей, недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт, агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя, недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей, …

Портрет родителей 1 группа « Уверенные родители ». Родители полностью готовы к новому социальному статусу своих детей в качестве будущих первоклассников. Родители активны, инициативны, постоянно интересуются успехами своего ребенка, открыты для взаимодействия с воспитателями. Творчески подходят к развитию интереса к школьному обучению у ребенка. Считают, что подготовка к школе заключается не только в развитии умения читать, писать и считать, но и в развитии самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, ответственности.

Портрет родителей 2 группа « Сомневающиеся родители » готовы принять своих детей, как будущих школьников, но при этом проявляют слабую тревожность и некоторую неуверенность о предстоящем обучении в школе их детей. Родители часто обращаются к воспитателю с вопросами по специальной подготовке детей к школе, часто интересуются успехами своего ребенка. Активно занимаются развитием познавательной активности ребенка.

Портрет родителей 3 группа « Тревожные родители » Взрослые не готовы видеть своих детей школьниками, проявляют излишние переживания и волнения, неуверенны в будущем своих детей. Родители очень часто обращаются к воспитателю с вопросами о поведении и самочувствии ребенка, иногда интересуются успехами своего ребенка в подготовке к школе. Редко занимаются развитием интереса ребенка к школьному обучению.

Портрет родителей 4 группа « Пассивные родители ». родители считают процесс подготовки к школе неважным для ребенка. родители крайне редко обращаются к воспитателю за рекомендациями по проблеме подготовки детей к школе. Они неактивны, безынициативны, не готовы к сотрудничеству с воспитателями для усовершенствования процесса подготовки детей к школьному обучению, переоценивают собственную роль в воспитании и развитии ребенка, игнорируют возникающие сложности проблемы и трудности у детей в процессе подготовки их к школе. Крайне редко занимаются развитием интереса ребенка к школе.

Общение Общение является специфической формой взаимодействия, в которой выделяют три взаимосвязанных стороны : коммуникативная ( обмен информацией ), интерактивная ( организация взаимодействия педагогов и родителей ) и перцептивная сторона ( процесс восприятия друг друга партнеров по общению и установление ими взаимопонимания ).

Позиции родителей характерные для них в общении с педагогами 1 позиция – « У нас нет проблем, поэтому мы не общаемся » 2 позиция – « У нас нет проблем, потому что мы не общаемся » 3 позиция – « У нас не было проблем, пока мы не начали общаться » 4 позиция – « У нас есть проблемы, поэтому мы общаемся »

Основные недостатки во взаимодействии детского сада и семьи формальный характер педагогического образования родителей, в котором преобладает просвещение отцов и матерей в самых общих вопросах дошкольной педагогики, без дифференциации содержания и форм образовательной работы на основе особенностей конкретных семей, педагогических возможностей родителей. Педагогическое образование родителей в детских садах ориентировано на « среднего родителя », педагоги недостаточно осознают специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержание и методы воспитания детей в детском саду на условия семьи и рекомендуют их родителям.

Структура взаимодействия детского сада и семьи ( Т. И. Бабаева, Б. Б. Алласан ) Все компоненты эффективного взаимодействия должны быть согласованны ! Целевой компонент Результат Коммуникативны й компонент Содержательны й компонент

Структура взаимодействия педагога с родителями ( В. А. Петровский ) Трансляция родителям положительного образа ребенка. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителю ( после достигнутого доверительного отношения родителей к педагогам ). Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.

Основные линии взаимодействия детского сада и семьи ( Т. И. Бабаева, Б. Б. Алласан ) по линии дополнения усилий детского сада ; по линии параллельного действия детского сада и семьи ; по линии стимулирования семьи в направлении развития личностной готовности детей к школе ; по линии изменения ценностных ориентаций семьи в развитии личностной готовности ребенка к школе ; по линии педагогического образования родителей, повышения их педагогической культуры в воспитании и развитии ; по линии выработки согласованных стратегии и тактики в подходе к ребенку.

Формы взаимодействия детского сада и семьи Информационно - аналитические ( опросы, диагностика, « Почтовый ящик » и др.). Досуговые ( праздники, выставки, тренинги и др.). Познавательные ( практикумы, семинары, родительские собрания, устные журналы, библиотека, родительские клубы и др.). Наглядно - информационные : информационно - ознакомительные, информационно - просветительские ( выпуск газет, папки передвижки, день открытых дверей, выпуск газет и журналов и др.).

Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей Родительские собрания Издание журнала « Скоро в школу » Виртуальный клуб « Клуб успешного родителя » Детско - родительские вечер Праздник - тренинг Портфолио « Книжка обо мне », « Моя семья », « Год до школы » Творческий семейный проект

Основные принципы взаимодействия детского сада и семьи 1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей ; 2. единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей ; 3. помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей ; 4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми ; 5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Психолого-педагогические задачи взаимодействия детского сада с семьей изучение семей детей ; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах ( семье и др.); обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей ; использование опыта деятельности других детских садов для построения модели взаимодействия с родителями ; расширение средств и способов работы с родителями ; обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы. привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ ; изучение семейного опыта воспитания и обучения детей ; просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основные этапы работы педагога с семьей Этап социально - педагогической диагностики семьи. Этап выявления педагогом зон особого внимания ( общих и частных проблем семьи ), совместное с родителями осмысление результатов диагностики. Этап совместного создания проекта и плана действий с прогнозируемыми результатами для ребёнка, педагога, родителя. Для каждой семьи определяются конкретные и реальные цели. Этап выполнения плана действий, наблюдения за детско - родительскими отношениями. Этап оценки педагогами и родителями полученных результатов.

Вывод Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижения ребенком высокого уровня личностной готовности к школе, преодоления ребенком проблем ( индивидуальных, связанных с подготовкой к школе ), обеспечение оптимальных условий для преодоления трудностей детско - родительских отношений.