Тема урока: «Подготовка к ЕГЭ. Часть С.» Цель урока: Познакомиться с особенностями письменного высказывания и способами его создания в третьей части ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы моделирования вступления. 1. Именительный темы. Схема приема: 1. Запишите ключевое слово. 2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем.
Advertisements

СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ.
Способы моделирования вступления. 1.Именительный темы.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Тема урока : «Совершенствование навыков выполнения экзаменационных заданий С и В 8 (анализ текста, средства выразительности)» Задачи урока. 1)Развивать.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Основные способы создания текста. Основные способы моделирования вступления I. Именительный темы. II. Вопросы-стимулы. III. Картина. IV. Название.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ Структура Содержание Алгоритм работы.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Транксрипт:

Тема урока: «Подготовка к ЕГЭ. Часть С.» Цель урока: Познакомиться с особенностями письменного высказывания и способами его создания в третьей части ЕГЭ по русскому языку.

Типы текстов на ЕГЭ по русскому языку. Какие это могут быть тексты? Давайте сравним два отрывка: Давайте сравним два отрывка: а) Ни для кого не является секретом, что здоровье закладывается в детстве. Стало быть, огромное значение имеет правильное воспитание молодого поколения. Поэтому и педагоги, и родители должны обязательно ознакомиться с основами анатомии и физиологии, чтобы уметь разумно строить режим жизни ребенка и подростка.

б) Об Алексее Максимовиче Горьком писали так много, что если бы это не был неисчерпаемый человек, то можно было бы легко смутиться и не приубавить к тому, что уже написано о нем, ни одной строчки. О чем говориться в первом отрывке? О здоровье. О Чем говориться во втором? О Максиме Горьком. Эти два очевидных ответа позволяют нам поделить все тексты публицистического стиля на две группы:

1) Тексты, в которых говориться о «чем – то»: о том, что надо беречь природу; о том, что надо честно трудиться; о высоком предназначении искусства…Назовем эту группу текстов – «тексты – проблемы». В них всегда ставиться какая – то актуальная общественно – политическая или нравственно философская проблема, решение которой представляется автору задачей жизни. 2) Тексты, в которых рассказывается о «ком – то»: о какой – то выдающейся личности (писателе, музыканте, ученом и т.д.), которая оставила неизгладимый след в истории, которая оказывает глубокое влияние на духовную жизнь общества. Давайте назовем такие тексты «портретными».

Итак, все бесчисленное множество исходных текстов мы поделили на две группы: «тексты – проблемы» и «тексты – портреты». Вряд ли эта классификация серьезно обогатит классическую теорию текста, зато она существенно поможет вам в создании сочинения. В частности в выделении основной проблемы текста. Итак, все бесчисленное множество исходных текстов мы поделили на две группы: «тексты – проблемы» и «тексты – портреты». Вряд ли эта классификация серьезно обогатит классическую теорию текста, зато она существенно поможет вам в создании сочинения. В частности в выделении основной проблемы текста. ( Чтение текста К.Паустовского « Жизнь с чужого плеча»)

Жизнь с чужого плеча (1) Больше всего в людях раздражает отсутствие простоты.(2) В этих людях, считавших себя близкими к литературе, поражало обилие предрассудков, высокомерие, отсутствие любопытства ко всему, не относившемуся к их профессиональным интересам. (3) О таких превосходных вещах, как дождь или собирание грибов, с ними можно говорить не всерьёз. (4) Всё это для них темы третьего сорта, вызывающие лишь недоумевающий взгляд. (5) Первостепенными считаются разговоры о шумных, но совершенно не интересных театральных премьерах. (2) (6) Бесполезная, никому не интересная жизнь. (7) Невесёлая судьба человека, который ни разу не испытал незабываемую теплоту земли на босых ногах, не промокал насквозь под дождем в чаще орешника. (8) А если и испытал все это, то недооценил, недопонял этой недюжинной силы простоты и страдал, как от протекающего потолка или тесной обуви. (9) Таким людям неуютно в природе. (10) У них нет непоколебимой веры в счастье, чудо, сказку. (11) Они проходят с открытыми, но совершенно невидящими глазами мимо никогда не виданного чуда. (12) Глубинная прелесть жизни не измерена и не понята ими. (3) (13) Большинство из них живут за счет чужого ума, таланта, чужих ошибок и успехов, ну и считают, что без них, без их неустанного вмешательства не существовало бы ни настоящей литературы, ни поэзии, ни театра. (4) (14) Им не под силу понять, что лучше внести в жизнь крупинку своего, собственного, как бы ни была она мала, чем суетиться у чужих верстаков, не сделав ничего важного в жизни. (5) (15) А ведь нельзя не понять, что каждому нужна его жизнь, а не жизнь с чужого плеча. (1) (1)

1. К какой группе относится данный текст? 2. В каком предложении выражена мысль о том, что человек, лишенный способности ощущать естественную красоту жизни, не может быть счастливым? ( а -2; б -7; в-13; г-14;) 3. В каком предложении выражена мысль о том, что смысл жизни каждого человека заключается в творческой самореализации, в раскрытии своих возможностей? ( а-3; б-8; в-11; г-14;)

Способы моделирования вступления. 1. Именительный темы. Схема приема: 1. Запишите ключевое слово. 2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово. 3. Сделайте переход к теме исходного текста

Приемы выполнения: 1. «Текст – портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф.Достоевскому. Упрощенный вариант: Упрощенный вариант: Достоевский…Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.(Переход к исходному тексту.)

Профессиональный вариант: Профессиональный вариант: Ф.Достоевский…Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный мертвый дом…Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.(Переход к анализу исходного текста.)

« Текст – проблема », в которой четко выделяется ключевое слово – тема. « Текст – проблема », в которой четко выделяется ключевое слово – тема. (П.)Память…Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

2. Вопросы – стимулы. Схема приема: 1. Задайте два – три вопроса, которые созвучны теме исходного текста. 2. Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора. Прием выполнения: Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

3. Картина Схема приема: 1. Запишите три – четыре назывных предложениях, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста. 2. Сделайте переход к исходному тексту.

Пример выполнения: Бескрайняя пустыня… Знойное солнце…Горячий песок…Сожженные засухой деревья…И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе…

4. Название Схема приема: 1. Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль. 2. Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

Пример выполнения: « Ключи от счастья » - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться! Выбор того или иного приема определяется содержанием исходного текста.

Основная часть сочинения. 1. Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста ( избегайте чрезмерного цитирования). 2. Сформулируйте позицию автора. 3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. 4. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Способы моделирования заключительной части сочинения – рассуждения. Первый прием можно назвать « отклик ». Схема приема: 1. Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.(П.) « Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать(чувствовать)…», « Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…» 2. Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

(П.)«… что мало говорить о защите природы, надо, чтобы каждый человек осознавал свою ответственность перед будущим. Все мы должны понять, что случайно сорванный цветок отнимает частичку Природы, разрушает Жизнь. Все мы должны понять, что от нас зависит, какой будет Земля – мертвой звездой или цветущим садом».

Второй прием, который можно использовать для эффектного завершения сочинения – рассуждения, называется «цитата». Схема приема: 1. Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста. (П.)«Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», - писал К.Батюшков. 2. Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту.

П.« Мне кажется, что это высказывание точно отражает главную мысль текста… Действительно, важнейшей чертой подлинной поэзии является искренность. И вся жизнь Блока была непрерывным творчеством, одним большим, очень искренним и необычайно красивым стихотворением ». Цитата может быть взята из исходного текста, и тогда ее использование будет аналогично «ниточке». Цитата может быть приготовлена заранее, представлять собой емкое и выразительное изречение авторитетного человека. В любом случае она должна заключать в себе итоговое суждение и отражать главную мысль текста.

Вы можете использовать следующие цитаты: а) Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет. И.Гете ( ),немецкий писатель И.Гете ( ),немецкий писатель б) …все в мире – мое… И.Бунин (1870 – 1953), русский писатель и поэт И.Бунин (1870 – 1953), русский писатель и поэт в) Все то, чего коснется человек, Озарено его душой живою. Озарено его душой живою. С.Маршак ( !964), русский поэт С.Маршак ( !964), русский поэт г) Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах. Живут в сем мире, как впотьмах. Ф.Тютчев ( 1803 – 1873), русский поэт Ф.Тютчев ( 1803 – 1873), русский поэт