Действие, деятельность, потребности. Действие процесс взаимодействия человека с каким- либо предметом, целью которого является достижение определенной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Новомосковск 2012 год. 1) Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.
Advertisements

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 1 вопросы кодификатора.
Система экономических интересов, мотивов, стимулов Основные понятия.
Рынок следует изучать как определённую совокупность экономических отношений между субъектами рынка (домашними хозяйствами (население), разными типами.
Фундаментальные проблемы экономического развития Принципы экономики Лекция 2.
ТЕМА 2 РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Цели для учащихся: Определить роль государства в развитии экономики; Определить роль и виды налогов в экономики страны; Определить роль государственного.
Экономическая теория Микроэкономика. Список литературы 1.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: «Норма» 2.Курс экономической теории /под. ред. Чепурина.
Министерство здравоохранения Украины Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького Кафедра социальной медицины, организации здравоохранения.
Экономика и её основные участники План. 1 Что такое экономика? 2. Зачем нужна экономика 3. Основные участники экономики.
Урок экономики в 10 классе Как открыть предприятие? Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Тема 2. Проблема потребительского выбора.. Бюджетное ограничение «Бюджетное ограничение» - означает, что количество денег, на которое можно приобрести.
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. 10 класс. Урок 1 Марценюк Т.Н.
1. Экономика: наука и хозяйство. Сфера деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Наука, изучающая эффективные.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Экономика «вырастает» из производства, которое образует материальную основу экономики. Производство есть процесс воздействия человека на природные ресурсы.
Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Транксрипт:

Действие, деятельность, потребности

Действие процесс взаимодействия человека с каким- либо предметом, целью которого является достижение определенной заранее цели. В структуре действия выделяют следующие этапы: (1) оценка возможности достижения цели; (2) принятие решения; (3) реализация решения; (4) контроль соответствия полученного результата поставленной задаче; (5) коррекция цели. При этом реализация и контроль осуществляются циклически.

Деятельность активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект, стремясь удовлетворить свои потребности. Если субъект совершает действия, ориентируясь только на внешние аспекты, непосредственно воспринимаемые, что характерно для животных, то это активность, но не деятельность. Для человеческой деятельности характерно то, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели; операции, при помощи которых эти цели достигаются (в теории организации Г.Саймона типовые операции называются рутинами).

Мотив материальный или идеальный предмет, достижение которого является смыслом деятельности.

Интерес может быть определен и количественно измерен.

Потребности –форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первичной формой потребности является нужда, при удовлетворении которой включаются инстинкты (в этом случае говорят о поведенческих актах биоида – не полноценного человека). Здесь пролегает граница между поведением и активностью. Потребности человека, даже если они связаны с задачами обеспечения физического выживания, отличны от аналогичных потребностей животных. Поэтому они способны видоизменяться с развитием отношений человека и общества. Потребности разделяют по характеру деятельности (оборона, добыча пищи, половая активность, познавательная, коммуникативная, игровая, творческая). Субъективно потребности представлены в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений. Реализацию потребностей субъект оценивает в виде эмоций. Можно также заметить, что эмоции инертны и часто искажают оценку

Потребности Экономическая теория исследует только экономические потребности, то есть те, что объясняют рациональное поведение. Потребности разделяют на физиологические - базовые, социальные, интеллектуальные и духовные (бытийные – по терминологии А.Маслоу).

Иерархия потребностей

Редкость В рамках данной концепции утверждается, что потребности человека не ограничены; экономические блага – это предметы (товары или услуги), которые могут удовлетворить человеческие потребности; человек не может получить все экономические блага, которые он пожелает, - они редки, то есть количество их, доступное в данный момент ограниченно; редкость определяет ценность блага для человека. Концепция «редкость» подразумевает также и ограниченность ресурсов.

Ценность Ценность блага есть то, что от него можно получить. Стоимость блага есть то, что за него надо отдать. Потребительную ценность блага каждый человек оценивает индивидуально. В экономической теории потребительная ценность блага, именуемая полезностью, оценивается, и существует величина, предназначенная для ее измерения, – ютил.

Меновая ценность Меновая ценность блага может быть определена как количество и качество других благ, которые получит человек в обмен на данное благо. Граница между двумя видами ценности довольно условная. Ведь, для того, чтобы состоялся обмен, полезность получаемого блага (благо 1) должна быть больше той, с которой человек расстается (полезность блага 2). А для другого участника обмена – напротив: полезность блага 2 должна быть больше, чем полезность блага 1. Для того, чтобы можно было построить экономико- математическую модель, экономические блага характеризуют при помощи понятий полезность и стоимость.

Человек совершает экономические действия тогда и только тогда, когда в результате этих действий увеличивается суммарная полезность экономических благ, которые он потребляет (обладает ими, распоряжается). Потребности необходимо знать для объяснения первопричин появления социального порядка. Если человек не будет управлять потребностями, они будут управлять им.

Задание Определите потребности своих близких и знакомых. С этой целью проведите интервью. Помимо вопросов теста «Определение потребностей» задайте также следующие: Пол? Возраст (приблизительно)? Вид экономической деятельности (род занятий, профессия)? Образование (незаконченное, среднее, среднее специальное, высшее)? Доход (сумма, которую человек тратит на удовлетворение своих потребностей)? Состав семьи? Выясните, что можно сказать о влиянии на степень удовлетворенности потребностей уровней образования, дохода и других факторов.

Производственные ресурсы элементы, необходимые для производства экономических благ, которые могут быть использованы в производстве (могут стать факторами производства).

Основные ресурсы труд (человеческие ресурсы); физический капитал (средства труда); земля (естественные ресурсы).

Человеческие ресурсы Человеческие ресурсы предприятия, общества можно измерить, подсчитав число работников. Но, этого будет недостаточно.

Человеческий капитал Необходимо также знать насколько четко и эффективно эти работники могут решать производственные задачи. Для этого оценивают их физическую силу и здоровье, уровень образования и профессиональной подготовки. + управленческие способности (способности рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ); предпринимательство (предпринимательские способности), а также способности создавать новшества и идти на риск.

Задание: Определение свойств человеческого капитала» Характер человека, психологический тип личности во многом определяет его способности выполнять тот или иной вид работы. Поэтому на современных предприятиях большое внимание уделяется оценке психологических качеств работника. Одна из методик, предназначенных для этой цели, приведена в приложении. Определите свой тип личности и тот вид работы, который вам подойдет лучше, чем другие.

Природные ресурсы все, что дает человеку природа и что может быть использовано в производстве в натуральном состоянии - плодородные земли, свободные места для строительства, леса, минералы и т.д.

Физический капитал созданные в производстве блага, которые затем снова можно использовать для производства товаров и услуг. То есть, это объекты, которые можно измерить в натуральных показателях – в штуках, литрах, тоннах и т.д. Данный вид капитала следует отличать от капитала финансового, владелец которого стремится получать денежный доход с оборота и не интересуется производством как таковым.

Производственные ресурсы + Информация сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах; сообщения (сигналы) осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин. Информация, для того, чтобы стать фактором производства, должна быть капитализирована. То есть, с ее помощью могут быть усовершенствованы элементы физического капитала. Технология

Основные факторы производства Труд, Земля, Капитал. Владельцы труда получают заработную плату за свой труд; владельцы земли получают ренту; владельцы капитала получают доход (прибыль).

Экономические агенты Домохозяйством называется экономический агент (физическое лицо или группа лиц, имеющих обособленный бюджет), владеющий ресурсами, получающий за них деньги и расходующий их на потребление благ. Фирма в роли экономического агента выполнят функции покупки ресурсов, использования их в целях про­изводства продукта и продажи продукт. Достаточно крупная организационная единица, существование которой обеспечивается за счёт прибыли. Государство – это экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным (общественные блага), а также принимающий решения о перераспределении произведенных экономических благ.

Экономические цели и функции государства Цели, соответствующие потребностям домохозяйств Цели, соответствующие потребностям фирм Экономическая обеспеченность (безопасность) Экономическая свобода Полная занятостьСтабильный уровень цен Справедливое распределение дохода Экономический рост Повышение уровня жизниТорговый баланс Государство защищающееГосударство производящее

Экономические цели ЯМой знакомый (ая) Оценка Экономическая свобода Рост производства и торговли в стране Эффективное использование производственных ресурсов Справедливое распределение доходов Стабильность цен Гарантии экономической безопасности Наличие достойной работы для каждого желающего Рост экспорта товаров Рост импорта товаров Ваши цели: 1. … 2. … …