Ментальные учебники: от гипертекста к гипермозгу Пак Николай Инсебович, Д.п.н, профессор КГПУ им.В.П.Астафьева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе »
Advertisements

Ментальные карты Стандартные способы записи Текст Таблица
Тема Формирование коммуникативной компетентности на уроках биологии через внедрение ИКТ технологии Учитель биологии МБОУ СОШ 13 г.Александрова Герасимова.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
LOGO Формирование творческой компетентности обучающихся на основе моделирования образовательного продукта.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
«Использование метода электронных проектов при изучении ряда разделов русского языка и литературы через призму естественно- научных законов природы» Елена.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы.
Представление информации (Кодирование и Измерение) Определение ОсновноеОсновное понятие Языки Подходы Основное понятие Единицы.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Формирование универсальных учебных действий на примере образовательной области «Филология» по УМК «Русский язык.1- 4» Авторы: Митюшина Л.Д., Хамраева Е.А.
Интегрированный УМК «Открываю законы родного языка, математики и природы» для 1- 4 кл. Семинар НФПК марта 2007 года.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно - коммуникативной компетентности учащихся.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Москвы.
Транксрипт:

Ментальные учебники: от гипертекста к гипермозгу Пак Николай Инсебович, Д.п.н, профессор КГПУ им.В.П.Астафьева

Грамотность Система предметных знаний Гармонично- развитая личность Информация и деятельность Компетентность Развитие разума Чтение и счет Знания по дисциплинам Интегрированные Знания по областям ЗУН Компетенции Качество разума

ЭтапКультураТип обученияОтношенияСредстваФорма до 15вдревняяритуальноеОдин ко всемМифы, легендыочная до 18времесленнаяМастер- подмастерье Один к одномуРечь, деятельностьочная до 20виндустриальнаяКлассно-урочныйОдин ко многимКнига, речьочно-заочная наст. время Проектно-технологическаяСетевое, кластерное Многие ко многимКнига, Гипертекст, Трехмерный текст очно-заочная, дистанционная будущееинформационнаяОткрытое, электронное Многие к одномуМентальный учебник, Гипермозг облачная Классификация характеристик образования

Все для одного Нужен механизм, обеспечивающий структуризацию и сохранение информации в памяти человека для последующего эффективного извлечения. Облачные технологии

Обучение Нельзя передать опыт, знания от учителя к ученику Передать можно информацию. В таком виде, чтобы ученик смог приобрести опыт, знания.

Обучение Главным источником информации является текст. Основной способ обучения - чтение Почему источники информации разделяют на разные виды: энциклопедии, справочники, учебники, статьи и пр. ?

Чтение древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно

Чтение Чтение текста – это процесс речевого кодирование статического сигнала в динамический. Чтобы извлечь информацию из текста мы его озвучиваем (вслух, про себя). Мысль – это текст который мы проговариваем про себя. Мыслить – это разговаривать с самим собой

Текст Написание текста – это кодирование речевого сообщения Качество текста (содержание, избыточность, красота, информативность и пр.) – это то, что «ублажает слух», речь, которую хотелось бы слушать и слушать

Чтение и текст Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Оно аналитическое, критическое, творческое. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин

Чтение и текст Быстрое чтение. Способность извлекать и использовать наиболее значимую информацию для заданных целей. Легкая интерпретация смысла текста

Тезис При создании текста происходит переструктурирование извлекаемой из памяти информации из иерархической структуры в плоскую линейную последовательность образов. При чтении текста - для реализации механизма воссоздающего воображения, происходит обратное переструктурирование линейного текста в иерархическую структуру образов

Гипертекст – это принципиально нелинейная организация информационных единиц, которые могут быть представлены текстом, аудио и видео информацией, основанной на идее ассоциативной навигации

Анализ содержания и представления информации в ЭУ Большинство существующих гипертекстовых ЭУ не позволяют моделировать смену процессов сворачивания и разворачивания информации в пределах одной страницы, без нарушения целостности восприятия учебного текста.

Локально-рекурсивный формат Теги HTML Для сворачивания и разворачивания информации Всплывающие подсказки

Пример моделирования текста «Информация для человека - это образы отображенной им материи с помощью сообщений в пространственно-временной мереобразы сообщений дальше

Пример моделирования текста «Информация для человека - это образы (формируемое сознанием человека представление воспринимаемого фрагмента окружающего мира) отображенной им материи с помощью сообщений в пространственно-временной мереобразы сообщений

Пример моделирования текста «Информация для человека - это образы отображенной им материи с помощью сообщений в пространственно-временной мереобразы сообщений дальше

Уточнение понятий Тезаурус – это структурная совокупность зафиксированных в памяти пространственно- временных образов (чувственных, модельных и понятийных). Знание – это совокупность возможных цепочек образов, допускаемых заданным тезаурусом на основе механизма извлечения информации из памяти Мышление – это реализация знаний для достижения заданной цели (решения задачи)

Принципы ментального учебника (или как возникают знания?) 1. Обобщение и конкретизация Счет … Конкретизация 0+1 = = = 3 Обобщение : прибавление к заданному числу 1 дает следующее по счету число, т.е. если к числу n прибавить 1, то получится число n+1. Конкретизация 0+2 =0+1+1 =2 (дважды применяем знание прибавления к числу 1) 1+2=1+1+1 = = = 4 Обобщение: прибавление к заданному числу 2 дает число, по счету отстоящее от него на 2 позиции вправо.

Обобщение и конкретизация Обобщение предыдущих обобщений: прибавление к числу n числа m (т.е. n+m) дает число отстоящее от числа n на m позиций вправо. Визуализация знания сложения чисел – это числовая ось с числами Знание таблицы сложения чисел от 0 до 9 позволяет научиться складывать числа столбиком

Числа 1, 23, Текст Мама мыла раму Числа 1, 23, Рисунок M x N пикселей Звук Частотная модуляция Видео 24 рисунка в сек бит байт Килобайт Измерение информации (объемный подход)

Н -энтропия сообщение Информация H = - Log 2 Pi H=Log2 N H = - Pi Log2 Pi состояния Pi Измерение информации (вероятностный подход)

Средства для построения ментальных карт Explane Free Mind XMind

Спасибо!