Учитель начальных классов МОУ «Семилуженская СОШ» Баклашова С.Ю
Введение Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Обучение сочинению – очень важный аспект работы по развитию связной речи. Известно, что даже учащиеся старших классов испытывают серьёзные затруднения при написании сочинений : они не знают « как начать », « чем закончить », не могут построить текст. Поэтому приёмам написания связного текста начали обучать в начальных классах.
Работа по обучению сочинения начинается с первого класса. Не секрет, что наши дети не умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку. Для развития устной речи на уроках чтения я использую следующие игры: «Узнай меня» Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живёт, и т.д., не называя его самого. Остальные угадывают о чём шла речь, поправляют, дополняют.
«З АГАДАЛКИ » Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Какого цвета у тебя глаза?» На верно заданный вопрос должен быть дан полный ответ. Если ответил одним словом уступает место другому. «Выгляни в окошко» В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающими створками вставляются листы цветной бумаги. Створки открываются, предлагаю детям «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать. Что они видят за «окном».
Такие игры детям нравятся, им кажется, что они играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, обогащают словарный запас, учат размышлять. Следующий этап подготовки это распространение простых предложений: «Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Все деревья в снегу.» Как называют зиму? Как летят снежинки, какие они по форме, цвету? На что похож снег на земле? С чем можно сравнить снег на деревьях? т.д.
С ЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП – ЭТО РАБОТА С ЗАГЛАВИЕМ. Нужно прочитать внимательно текст и ответить на вопрос: соответствует его содержание заглавию? Снежная кукла. Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Почему содержание текста не вполне соответствует названию? Каким предложением нужно дополнить текст, чтобы его содержание соответствовало заглавию? ( Из снега они лепили куклу или Они лепили снежную куклу.) Во втором, третьем классах предлагаются задания: озаглавить текст, дописать предложения; приготовить ответы на вопросы; используя слова составить небольшой рассказ; прочитать текст с, дописать 4-5 предложений; редактирование текста (деформированный текст).
С ОЧИНЕНИЯ ПИШУТСЯ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПО ПЛАНУ, ДАННОМУ УЧИТЕЛЕМ. Работа над планом связывается с осознанием структуры, планированием композиции и определением примерного содержания составляемого текста. Ушинский К.Д. писал: « Сочинения… должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т.е., по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз». Хороший порядок работы над сочинением, на мой взгляд, даётся в 4 классе по программе «Школа ». Суть его состоит в том, что работа над текстом сочинения начинается «с конца», т.е. после осмысления темы определяется замысел работы, главная мысль, которую нужно будет вынести в заключение. Когда главная мысль определена, нужно подумать как она будет развиваться. Для этого нужно будет зафиксировать на черновике те мысли, которые появляются по мере обдумывания. Если затем эти мысли пронумеровать, получиться рабочий план.
Э ТАПЫ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 1. Определи замысел своего сочинения: что самое главное ты хочешь сказать. Эта запись тебе понадобится: она станет заключением твоей работы. 2. Подумай, как будет развиваться твой замысел, твоя самая важная мысль: о чём ты расскажешь сначала, о чём потом. 3. Запиши на черновике рабочий план. Названия пунктов плана могут быть любыми: длинными, короткими, даже из одного слова. Этот план только для тебя, поэтому он должен быть удобным и помогать в работе. 4. Напиши сочинение на черновике. Не забывай, что каждая микротема – это новый абзац. 5. Не забудь, что ты - автор сочинения, а автор всегда выражает своё отношение к тому, о чём он рассказывает.
Постоянно держи в памяти свою самую главную мысль. Напиши её в последней части работы – в заключении. 6. Проверь свой черновик, ещё раз сравни его содержание с планом. Проверь знаки препинания и орфограммы. 7. Перепиши работу на чистовик. К каждой теме сочинения набираем слова, которые можно употреблять при написании. Вспоминаем какие произведения близки теме сочинения, чтобы взять оттуда яркие фразы, слова. Вводятся понятия: Вступление(начало сочинения). Основная часть. Заключение(главная мысль).
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ В СОЧИНЕНИИ. Обязательно прочитываются разные сочинения – удачные и не очень и анализируются с точки зрения содержания, структуры и соответствия друг другу содержания, темы, главной мысли. Анализ речевых ошибок (неудачное употребление слова, повтор слова) Анализ и классификация орфографических и пунктуационных ошибок. Предложить детям отредактировать определённые места в своих работах.
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ ТИПА ОПИСАНИЯ. Описание может быть двух видов: художественным, образным и деловым, научным, строгим. Сочинения учащихся, как правило, представляет собой художественное описание, которое предполагает субъективность, образность, эмоциональность. Описание развивает у учащихся наблюдательность, точность изображения деталей, умение выбирать слова, создавать словесно- зрительные образы. Описания могут создаваться по памяти, на основе специальных наблюдений, по картине, по воображению. Предлагаю один из вариантов подготовки к сочинению - описанию К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Р АССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ 1. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? 2. Каков по вашему замысел художника? О чём эта картина? Почему названа «Конец зимы…»? 3. Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? 4. Как выглядит снег на переднем плане картины? Каким изобразил художник небо? 5. Какие краски преобладают на заднем плане картины? Почему автор дал задний план в тёплых холодных тонах?
П РИМЕРНЫЙ ПЛАН 1. Какое впечатление производит на вас картина К.Ф. Юона? 2. Каков замысел художника? 3. Как рисунок переднего плана, освещение позволяют автору раскрыть основную мысль? 4. Как выглядит снег на картине? Почему он такой красочный? 5. Что вам особенно нравится в полотне Юона?
П ОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И. Л ЕВИТАНА «В ЕСНА. Б ОЛЬШАЯ ВОДА » 1. Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»? 2. Какие цвета преобладают на картине? 3. Почему главные цвета голубой и жёлтый? 4. На картине не показано солнце, а между тем чувствуется, что день солнечный? 5. Чем вы можете это подтвердить? Взгляните на небо: какое оно? С чем можно сравнить плывущие по небу облака? 6. Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми? 7. Какими красками нарисованы деревья, вода? 8. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
П РИМЕРНЫЙ ПЛАН 1. Начало половодья 2. Апрельский солнечный денёк 3. Деревья встречают весну.
Л ИТЕРАТУРА Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению описанию природы по картине. М., 1996 Бунеева Е.В. Обучение сочинению. М., 2002 Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением-2. М., 2009 Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.,1984