Лекция 2 Тема 2. Понятие коммуникации ее основные виды и функции. План: 1. Определение коммуникации, обучения. 2. Соотношение этих понятий. 3. Виды коммуникаций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3. Тема 3. Роль коммуникации в концепции культуры План 1.Связь коммуникации и культуры 2.Уровни культуры 3.Общие параметры культуры 4.основные формы.
Advertisements

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ ДОУ-23 БОКОВА НАТАЛЬЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Термин «коммуникация» (от лат. communicare делаю общим, сообщение, передача) это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Информационно-коммуникативное обеспечение менеджмента Виды коммуникации Модель процесса коммуникации.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
Проблема коммуникаций на предприятиях и в организациях.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ. Коммуникативный аспект общения Информационный обмен - глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого.
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
МЕНЕДЖМЕНТ «Коммуникации в менеджменте». Коммуникации – это обмен информацией между двумя или более людьми Эффективной коммуникации необходимо:1) Между.
1. Коммуникации и эффективность управления 2. Коммуникационный процесс 3. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения 2.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Тема 10. Коммуникации в системе управления фирмой.
Тема 10. Коммуникации в системе управления фирмой.
Коммуникации в менеджменте. происходит от лат. «communis» - общее процесс обмена информации (с помощью символов) КОММУНИКАЦИЯ субъекты отдельные личности.
Транксрипт:

Лекция 2 Тема 2. Понятие коммуникации ее основные виды и функции. План: 1. Определение коммуникации, обучения. 2. Соотношение этих понятий. 3. Виды коммуникаций. 4. Функции и задачи коммуникаций. 5. Понятия и виды коммуникационных барьеров.

Литература: 1.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П., Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под редакцией А.П. Садохина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. –М: ИТДГК « Гнозис», Садохин А.П. Межкультурная коммуникация : Учеб. Пособие. –М.: Альфа-М; ИНФРА –М., Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная Культура : учеб. Пособие –М.;Логос, 2002

При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. никация Коммуникация на научном уровне означает на обыденном уровне –передача на научном уровне означает на обыденном уровне –передача делает общим, связывать информации от человека к делает общим, связывать информации от человека к общаться. человеку общаться. человеку

В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляют как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживается некоторая разница. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляют как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживается некоторая разница. В англо язычной лингвистической литературе термин « коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общения» т.к. этот термин обозначает процесс обмена информацией и эмоциональными переживаниями между людьми так рассуждают лингвисты. В англо язычной лингвистической литературе термин « коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общения» т.к. этот термин обозначает процесс обмена информацией и эмоциональными переживаниями между людьми так рассуждают лингвисты. В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматривается как пересекающиеся, но не синонимические понятия. Здесь термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку, а так же, передачи и обмена информацией в обществе. С целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение означает воздействие, обмен мнениями.

Соотношение понятий «коммуникация» и «общение» Существует т.зр., что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмена знаковыми образованиями (сообщениями). Существует т.зр., что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмена знаковыми образованиями (сообщениями). Основной категорией является, а в структуре последнего выделяются коммуникация ( обмен информацией), интеракция(организация взаимодействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи информации в социально значимый процесс персонального и массового значения. Основной категорией является, а в структуре последнего выделяются коммуникация ( обмен информацией), интеракция(организация взаимодействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи информации в социально значимый процесс персонального и массового значения. Понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации. Отличительными признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связанно с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Общение – межличностное общение, и коммуникация – информационный обмен в обществе.

Виды коммуникаций: Внутренняя коммуникация (между подразделениями организаций). Существует в виде обмена информации между сотрудниками и подразделениями. Внутренняя коммуникация (между подразделениями организаций). Существует в виде обмена информации между сотрудниками и подразделениями. Вертикальная коммуникация идет как по нисходящей, так и по восходящей линии(сверху вниз, снизу вверх).С помощью ее сообщаются цели, планы, задачи и результату их выполнения. Вертикальная коммуникация идет как по нисходящей, так и по восходящей линии(сверху вниз, снизу вверх).С помощью ее сообщаются цели, планы, задачи и результату их выполнения. Внешняя коммуникация (внешнее окружение –связи с внешним миром) Горизонтальная коммуникация Устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации.

Коммуникации Формальные – передача информации по иерархической вертикали формальной структуры. Формальные – передача информации по иерархической вертикали формальной структуры. Неформальные – возникает спонтанно. Они основаны на личных и нерегламентиро ванных отношениях. Неформальные – возникает спонтанно. Они основаны на личных и нерегламентиро ванных отношениях.

Коммуникации Невербальные – совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации.(Мимика, выражение глаз, позы, жесты и д.р.) Вербальные. Под ними понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциями переживаниями.

Выделяется пять коммуникативных сфер: Обиходно-бытовая Деловая Научная Художественно-творческая профессиональная

Функции коммуникации: 1. Информативная или инструментальная, 1. Информативная или инструментальная, Которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков. Которая проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков. 2. Интегративная. Выражается в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, в организации обмена деятельностью между людьми и группами. 2. Интегративная. Выражается в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности, в организации обмена деятельностью между людьми и группами. 3. Дестабилизирующая. Направленная на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе. 3. Дестабилизирующая. Направленная на создание условий для социальной напряженности и конфликтности в обществе. 4. Культурологическая. Проявляется в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта. 4. Культурологическая. Проявляется в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта.

5. Экспрессивная. Возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. 5. Экспрессивная. Возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. 6. Контактная установление и поддержание коммуникативного контакта. 6. Контактная установление и поддержание коммуникативного контакта. 7. Регулятивная. Социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм. 7. Регулятивная. Социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.

Задачи коммуникативного процесса : Первая. Интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а социальных групп и общностей – в единую и целостную систему общества. Первая. Интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а социальных групп и общностей – в единую и целостную систему общества. Вторая. Внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов. Вторая. Внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов. Третья. Отделение и обособление общества и различных групп общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия. Третья. Отделение и обособление общества и различных групп общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия. Четвертая. Создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения Четвертая. Создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения

Коммуникационные барьеры Коммуникационные барьеры Могут возникнуть на каждом этапе процесса коммуникации. Если на каком-то этапе присутствуют помехи то полной ясности и понимания передаваемого сообщения не происходит. Принято выделить следующие коммуникационные барьеры Принято выделить следующие коммуникационные барьеры - компенсация - избирательное слушание - оценочные суждения - достоверность источника - семантические проблемы - фильтрация - внутригрупповой язык - различия статуса - поведение на дистанции - давление времени - коммуникационная перегрузка

Компенсация – для ясного и четкого понимания информации необходимо определенный опыт, знание вопросов, по которым происходит общение. Компенсация – для ясного и четкого понимания информации необходимо определенный опыт, знание вопросов, по которым происходит общение. Избирательное право – при этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Избирательное право – при этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. В каждой ситуации общения получатель делает оценочные суждения, которые основываются на оценки отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним. В каждой ситуации общения получатель делает оценочные суждения, которые основываются на оценки отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним. Семантические проблемы связаны с пониманием, правильной интерпретации генформации передаваемой посредством общих символов ( например слов ). Семантические проблемы связаны с пониманием, правильной интерпретации генформации передаваемой посредством общих символов ( например слов ). Фильтрация – распространенное явление в восходящем общении в организациях, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Фильтрация – распространенное явление в восходящем общении в организациях, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно.

Внутригрупповой язык – трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять позитивные функции. Внутригрупповой язык – трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять позитивные функции. Различия статуса – организации зачастую используют различные символы ( титулы, должности, знания ), которые бы подчеркивали различия статуса. Различия статуса – организации зачастую используют различные символы ( титулы, должности, знания ), которые бы подчеркивали различия статуса.