ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ВИЧ/СПИДу В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИИ Н.А. Должанская Национальный научный центр наркологии Отделение профилактики СПИДа.
Advertisements

Риски для здоровья молодых людей. Основные факты: Ежегодно умирает более 2,6 миллиона молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет, в основном, от предотвратимых.
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной.
Эпидемическая ситуация Организация профилактической деятельности по проблеме ВИЧ/СПИД среди учащихся общеобразовательных школ.
Предложения в Концепцию противодействия ВИЧ-инфекции в РФ в отношении противодействия половому пути передачи ВИЧ Фонд социального развития и охраны здоровья.
Мониторинг программ по профилактике ВИЧ-инфекции / СПИДа Ольга Варецкая Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине Четвертая национальная конференция «Развитие.
Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в контексте универсального доступа к профилактике, лечению и поддержке при ВИЧ-инфекции «Итоги.
ПЕРЕДАЧА ВИЧ МЕЖДУ ПИН И ИХ СЕКСУАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ Сесиль Казачкин IHRD, ИОО Будапешт.
Национальный отчет о выполнении решений Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом Україна Отчетный период: январь 2006 г. – декабрь 2007 г.
СПИД – болезнь ХХ века, болезнь души. Общее количество пораженных вирусом иммунодефицита в Беларуси – 5678 человек.
СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита),патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ с. Марьино- Николаевка Волобуева Зоя Ивановна.
Система наблюдения за клиническим состоянием и лечением больных ВИЧ- инфекцией в РФ. О.Г. Юрин Федеральный научно-методический центр по профилактике и.
Что такое СПИД и ВИЧ? СПИД – СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУНОДЕФЕЦИТА. Синдром – это совокупность определенных признаков болезни – симптомов.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде Минобрнауки России Федеральная служба по надзору в сфере защиты.
«Анализ эффективности стратегий по профилактике употребления алкоголя и нелегальных наркотиков»
1 Образовательная программа «ВИЧ РАБОТЕ» Елена Гуменюк Руководитель программы «Бизнес против СПИДа»
Предварительные результаты исследования случаев ранней сероконверсии и недавнего инфицирования в Украине Подготовлено Международным Альянсом по ВИЧ/СПИД.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ВИЧ/СПИДу В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Проблемный анализ ситуации по созданию и продвижению информационных материалов по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь Министерство здравоохранения Республики Беларусь

отсутствие единых стандартов производства информационной продукции, и, как следствие, снижение качества и эффективности информационного воздействия.

Отсутствие критериев для определения границ позитива и негатива при создании информационных материалов по теме ВИЧ/СПИДа

Отсутствие национальных стандартов разработки информационных материалов. Так, например, при изготовлении печатной продукции, направленной на профилактику ВИЧ-инфекции, разработанные макеты не всегда тестируются на целевых группах. Часто не учитываются образовательные, культурные, гендерные, возрастные особенности целевых групп.

Европейский опыт Ранние европейские кампании по профилактике ВИЧ-инфекции часто использовали страх в качестве основного мотивирующего фактора, с фокусом на смертельную опасность инфекции, угрозу существования человечества и катастрофические последствия эпидемии. Видеоряд был в основном посвящен передаче образов смерти и практически не имел образов утверждения жизни или возможности ее продолжения.

Самым ярким примером такого рода кампаний является английская кампания «Не умирай от незнания» («Dont die of ignorance», ). Основным лейтмотивом этой кампании является смерть в образе могильных камней, забивающихся в гроб гвоздей и извергающихся вулканов.

Интересной представляется оценка этой кампании кампания проходила с осени 1986 года по весну 1987 года и в течение активной фазы проведения кампании был зарегистрирован всплеск обращений по тестированию на ВИЧ-инфекцию (более чем на 300% в течение времени проведения кампании), но уровень тестирования на ВИЧ после проведения кампании упал ниже уровня, зарегистрированного до начала кампании. Данный результат свидетельствует о том, что страх вызывает краткосрочный эффект и после прекращения активного воздействия быстро вытесняется из человеческой памяти. Паника, граничившая с истерией, которая была одним из основных результатом кампании, сменилась равнодушием после получения отрицательного результата теста на ВИЧ. Люди продолжили свой стиль жизни, удостоверившись, что они не инфицированы ВИЧ и не поменяли своего поведения, тем самым продолжая подвергать себя риску инфицирования.

Европейский опыт Очень интересен опыт Голландии, где кампании проводились последовательно с 1987 года, и отличительной чертой этих кампаний было отсутствие запугивания, образов страха и смерти кампании были ориентированы на продолжение жизни, пропагандировали безопасное сексуальное поведение и использование презервативов. Дизайн этих кампаний и сообщения тщательно тестировались с участием целевых групп. Основным сообщением, которое прослеживается во всех кампаниях, было то, что люди должны взять ответственность за свое здоровье и свою жизнь на себя. Сообщение о профилактике ВИЧ-инфекции было интегрировано в более широкое сообщение о сохранении сексуального и репродуктивного здоровья.

Некоторые результаты европейских кампаний: Более 75% молодых людей используют презервативы при первом контакте; Более 75% молодых людей используют презервативы со случайным партнером; 45% используют презервативы всегда. Специалисты не останавливаются на достигнутом и продолжают работу с учетом новых современных средств связи и коммуникации. Интересен опыт работы в интернете, который отвечает стилю жизни молодых людей и является на сегодняшний день самым доступным и быстрым средством получения информации. На сайте кампаний можно создать свою собственную страничку и обсудить с профессионалом и со сверстниками свой риск, любые другие возникающие вопросы. Аналогичный опыт проведения масштабных (чаще всего на уровне страны) кампаний есть у Германии, Испании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Великобритании и др.

Опыт США В США в течение 10 лет проводили программы продвижения идей верности и полового воздержания, и анализ эффективности данных программ не дает основания считать этот подход результативным. Программы не только не привели к желаемым результатам, но, к сожалению, имели эффект обратного действия. Молодые люди, охваченные данными кампаниями, не только не сформировали пропагандируемое поведение, но дефицит достоверной информации привел к тому, что доверие к средствам контрацепции не было сформировано, а также отсутствовала практика их применения. Как результат, среди данной группы молодежи инфекции, передающиеся половым путем, регистрировались в полтора раза чаще, по сравнению с молодыми людьми, не охваченными данными программами Исследования показывают, что молодые люди, имеющие доступ к достоверной информации о сексуальных отношениях, рисках и средствах контрацепции, позже начинают половую жизнь, и значительно чаще пользуются средствами контрацепции. Молодые люди, охваченные программами абстиненции, не верят в эффективность контрацепции и используют средства контрацепции в три раза реже, тем самым подвергая себя большему риску.

Допустимо ли?

ПОДХОДЫ позитивный; устрашающий; морализаторский; отрицательный/осуждающий; логический/ рациональный; эмоциональный; юмористичный

Какой «подход»?

Цель: Подход: Содержание кампании: Результат: Цель: ??? Подход: морализаторский. Содержание кампании: 2005 – Россия, Москва. Слоган: Безопасного секса не бывает. Результат: Кампания «БЕЗОПАСНОГО СЕКСА НЕТ!» ставит под угрозу достижения проводимых до этого кампаний по профилактике ВИЧ/СПИДа и несет в себе недостоверную и неполную информацию. Оскорбляет и дискриминирует людей, живущих с ВИЧ. Противоречит основным принципам профилактики ВИЧ, принятым в международной практике и доказавшим свою эффективность Кампания в СМИ по профилактике ВИЧ/СПИДа Московской Городской Думы

Дизайн 1

Дизайн 2

О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ – С ОПТИМИЗМОМ

«СМЕРТЕЛЬНАЯ ЭСТАФЕТА»

«ДИАГНОЗ СМЕРТИ»

«Я слушаю эту несчастную девушку и думаю: «Ей всего 19 лет, а она уже никогда не будет счастливой…»

«Страшной чумою ХХ века – СПИДом назвал эту болезнь человек. Вирус, страшнее которого нету, гибкий, как спрут, заразил всю планету».

«Восемь маленьких брестчан сейчас живут в приемных семьях. Диагноз «ВИЧ/СПИД» подтвержден, они обречены».

«СПИД – чума XXI века, губящая все и всех подряд. И до настоящего времени никто не застрахован от этой ужасной болезни. Ежегодно человечество борется со СПИДом, но статистика с каждым разом все страшнее».

«Цифры расползаются, как раковая опухоль, накрывая своим черным вороньим крылом все большее и большее количество людей».

«Мы знаем, что СПИД – очень страшная болезнь, всегда приводящая к смерти».

Примеры некорректных публикаций «И хотя СПИД и все с ним связанное – тема, прямо скажем, грустноватая, но мероприятия, ему посвященные, никогда не бывают скучными, как сарай под дождем».

отсутствие доступа у целевых групп и специалистов ко всем информационным материалам, выпускаемым различными организациями по теме ВИЧ/СПИДа (нет единого информационного ресурса)

Интернет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ НА ТЕМУ ВИЧ По информации новостного портала tut.by ( согласно данным исследовательской компании "Акавита", самой активной возрастной категорией остается группа пользователей от 18 до 24 лет (39,62%). Количество регулярных пользователей интернета в Беларуси около 2,5 млн. Всех интернет-пользователей (включая тех, кто бывает в сети раз в полгода и реже) – порядка 3 млн. Количество пользователей Интернета в мире увеличится до 2.2 млрд. к 2013 году «Если вас нет в Интернете, то вас нет в бизнесе»

СМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ НА ТЕМУ ВИЧ С какой сферой жизни связывается проблема ВИЧ/СПИД % публикаций 2007/08 гг. Медицинской 69% Социальной 40% Образовательной 35% Нравственной 25% Правовой 8%

СМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ НА ТЕМУ ВИЧ Доминирует жанр информационного сообщения, который составляет 65% всех публикаций

СТАНДАРТ 1 Публикация фото и видео, мнения или цитаты человека, живущего с ВИЧ, должна быть с ним согласована Журналист до выхода в свет должен показать финальную версию материала человеку, живущему с ВИЧ, чьи изображение, цитаты, мнение, жизнеописание использованы в данной публикации, и получить его визу. В случае получения отрицательной визы материал не может быть издан.

СТАНДАРТ 2 Запрещено в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать ВИЧ-статус человека без его письменного согласия, как конфиденциальную информацию. Конфиденциальной или ограниченной для распространения считается любая информация, относящаяся к определенному (или определяемому на основании такой информации) человеку, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. Эта информация называется персональными данными. Человек вправе сам определять, что именно он хотел бы отнести к своим персональным данным. Без согласия человека (или его законных представителей, если он недееспособен или не достиг 18 лет) распространение его персональных данных не допускается.

СТАНДАРТ 3 При публикации статистических данных и информации медицинского содержания по ВИЧ/СПИДу обязательна ссылка на официальный источник, указание даты публикации данных. Официальными источниками статистических данных и информации медицинского содержания по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь являются: специалисты Министерства здравоохранения; информационные ресурсы Министерства здравоохранения, ЮНЭЙДС.

СТАНДАРТ 4 Нельзя рассматривать в информационных материалах ВИЧ- инфекцию как заболевание, не требующее изменения образа жизни ВИЧ-инфекция является серьезным и пока неизлечимым заболеванием. В случае определения положительного ВИЧ- статуса человека существуют медицинские рекомендации по изменению его образа жизни: правила безопасного секса, приверженность АРВТ-терапии, если она назначена.

СТАНДАРТ 5 При выпуске информационных материалов на ему ВИЧ/СПИДа, предназначенных для длительного многократного использования тиражом: на национальном уровне – не менее тысяч экз., на областном – не менее экземпляров, на городском – не менее 1000, а также информационных материалов, предназначенных для длительного и многократного показа в национальном телеэфире, обязательно проведение фокус-групп на целевой аудитории. Фокус-группы должны проводиться специалистами по проведению фокус-групп в соответствии с разработанным механизмом проведения фокус-группы на тему ВИЧ/СПИДа

СТАНДАРТ 6 Нельзя употреблять в информационных материалах по ВИЧ/СПИДу термины, аббревиатуры, примеры, непонятные целевой группе Например, употребление специфических медицинских терминов, описывающих научным языком патогенез ВИЧ, непонятно водителям-дальнобойщикам или работникам коммерческого секса.

СТАНДАРТ 7 Нельзя публиковать изображения, иллюстрирующие технологию приготовления и употребления наркотиков. Частое изображение атрибутов, связанных с приготовлением и употреблением наркотиков, может формировать устойчивый интерес и любопытство к наркотикам, в особенности у детей и подростков.

СТАНДАРТ 8 Недопустимо рассматривать ВИЧ-статус человека как следствие его религиозных убеждений, социального, культурного статуса, сексуальной ориентации, национальных, этнических характеристик. В ряде публикаций существуют устоявшиеся стереотипы, например: «ВИЧ-кара божья», «болеют одни гомосексуалисты», «все цыгане – распространители наркотиков и ВИЧ», «богема – среда беспорядочных половых связей и наркотиков, следовательно – и ВИЧ», «Если человек принадлежит к «группе риска», скорее всего, он будет инфицирован». Это не так. Например, многие мужчины, вступающие в сексуальные отношения с мужчинами, практикуют только защищенный секс или имеют только одного партнера. Поэтому в данном случае риск не выше, чем у человека с гетеросексуальной ориентацией. Кроме того, у людей, не причисляющих себя к уязвимым группам, может возникнуть ложное чувство безопасности.

СТАНДАРТ 9 Недопустимо в информационных материалах рассматривать ВИЧ-инфекцию как способ приобретения каких-либо жизненных благ Например, фраза в информационном сюжете: «Если бы у меня не было ВИЧ, я бы не посетил разные страны, не приобрел столько друзей» подает ВИЧ-инфекцию как один из способов получения жизненных благ, в то время как на самом деле источником достижений является сам человек.

СТАНДАРТ 10 Нельзя использовать в информационных материалах по ВИЧ/СПИДу некорректную терминологию (см. таблицу). Выражения, не рекомендуемые к использованию Почему не рекомендуется использовать эти выражения Альтернативные варианты ВИЧ- инфицированный Важнее подчеркнуть, что таким заболеванием, как ВИЧ, можно управлять и с ним можно жить, а не сосредоточивать внимание на том, что данный человек является носителем инфекции. ВИЧ- положительный, человек с положительным ВИЧ-статусом, ВИЧ- позитивный, человек, живущий с ВИЧ

Продолжение таблицы Жертвы СПИДа Этот образ наводит на мысль о слабости и беспомощности Люди, живущие с ВИЧ Вирус СПИДа Правильное название вируса – ВИЧ. СПИД – это синдром, вызываемый ВИЧ ВИЧ Бич, чума, ужасная болезнь, смертельный приговор и т.п. Эти слова слишком драматичны и чрезмерно часто используются. Кроме того, они основаны на ошибочных представлениях о путях передачи ВИЧ и сроках жизни людей с ВИЧ. «СПИД – чума современности» – наиболее устойчивый штамп, появившийся в начале 1980-х, когда люди еще не знали о причинах и путях распространения ВИЧ, нагнетает панику и СПИДофобию. Кроме того, использования штампов следует избегать еще и потому, что они снижают литературную ценность материала. Можно заменить данные выражения менее эмоциональными медицинскими терминами. Заболевание, эпидемия, болезнь

СТАНДАРТ 11 Нельзя использовать изображения символов смерти, а именно: гробы, надгробные кресты, могилы, черепа, скелеты, смерть с косой. Изображения символов смерти стигматизируют людей, живущих с ВИЧ, вызывают панику и СПИДофобию, что не снижает риск распространения ВИЧ и затрудняет проведение эффективной профилактики.

Из представленных для анализа материалов большинство составила наглядная печатная продукция – листовки, плакаты, календари и пр. – 57% (70 материалов). Далее следуют брошюры и буклеты – 38% (47 материалов) и аудио- видеоматериалы – 5% (2 аудиоролика и 4 видеоматериала).

Абсолютное большинство материалов (72% или 88 материалов) носило агитационный характер, каждый пятый материал являлся практическим пособием / пособием для специалистов (9% или 11 пособий), либо пособием для групп риска или ЛЖВ (11% или 13 пособий). Кроме того, было проанализировано 8 периодических изданий (7%) и 3 материала исследований (2%).

Целевые группы, на которые ориентированы материалы (%)

Главные заказчики печатных материалов (%)

Тип печатных материалов (%) Две трети материалов по своему содержанию были направлены на широкую аудиторию. В оставшейся трети по 8- 9% материалов предназначались для таких целевых групп как врачи/специалисты, МСМ и ПИН. Менее чем по 5% материалов были направлены на ЛЖВ и ЖСБ.

Случаи несоответствия материалов информационным стандартам

Влияние ИС на информационно- профилактическую работу с молодёжью. Основная целевая группа. Точное определение её потребностей и особенностей. Учёт положений, принципов и стандартов ИС при планировании и проведении ИК для молодёжи.

Деятельность в рамках ИС для молодёжи. Экспертиза и рекомендации по разработке и проведения ИК по профилактике ВИЧ для молодёжи. Разработка и апробация учебного курса для журналистов « Профилактика ВИЧ-инфекции: информационный аспект. Подготовка телевизионного ток- шоу для молодёжи « Мифы и стереотипы в отношении ВИЧ СПИДа».

Ближайшие планы и перспективы Создание журналистского, социально пула. Создание школы социального пиара.

ИС в действии

Роль социального и журналистского пула в профилактике ВИЧ-инфекции. В Информационной стратегии сформулирована актуальная задача: вывести на новый качественный уровень подготовку специалистов, работающих над созданием и продвижением информации по проблематике ВИЧ/СПИДа. Именно с помощью участия журналистов и специалистов коммуникационной сферы можно добиться реализации основных положений ИС. Поэтому выстраивание правильных взаимоотношений с журналистами, а также другими представителями СМИ часто становится фундаментом постоянного и качественного присутствия темы профилактики ВИЧ-инфекции в средствах массовой информации. Специалисты по PR называют этот процесс – формирование пула лояльных журналистов (пул журналистов)

н ия.