Формирование системы и рынка квалификаций в Российской Федерации Деятельность региональных агентств развития квалификаций Главный специалист НФПК Лыков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO 1 Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, объединений работодателей, профессиональных сообществ в развитии системы.
Advertisements

О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
1 Методология формирования системы независимой оценки квалификаций Лейбович Александр Наумович Первый заместитель Федерального института развития образования.
Екатеринбург 2011 С. Объективные предпосылки создания системы развития квалификаций (Система): 1.Несоответствие системы (качества, количества, целевой.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
1 Стандартизация этических аспектов деятельности руководителей высшего звена организации как инструмент повышения управляемости компании. (Опыт системы.
Транксрипт:

Формирование системы и рынка квалификаций в Российской Федерации Деятельность региональных агентств развития квалификаций Главный специалист НФПК Лыков М.М. 1

СФЕРА ТРУДА СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональные стандарты становятся единым и понятным «языком квалификаций» для сфер труда и образования Ключевые категории : должность, уровень квалификации (разряд, класс, категория), соответствие тарифному разряду, соответствие требованию рабочего места, аттестация персонала / рабочих мест Стандартизация: Классификатор занятий (ОКЗ), ЕТКС, ЕКСД, КСД Ключевые категории : профессия (специальность, направление подготовки), квалификация по образованию, компетенции, знания, умения, государственная итоговая аттестация Стандартизация: ОКСО, ОКОНПО, общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК ), ОК Ключевые категории : вид профессиональной деятельности, уровень квалификации, трудовые функции, трудовые действия, знания, умения, практический опыт, сертификация квалификаций Стандартизация: Профессиональные стандарты, НРК, отраслевые рамки квалификации Появляется система профессиональных посредников – Система квалификаций

Регистр Система квалификаций «прирастает» новыми институтами, общими сервисами и переходит в статус общероссийской Профессиональные сообщества Объединения и организации работодателей Частные и корпоративные системы сертификации персонала Рекрутинговые и кадровые агентства Региональные системы сертификации квалификаций выпускников ОУ Рейтинговые и аккредитационные агентства (ОУ и программы) Российские центры международных систем сертификации персонала Система независимой оценки качества профессионального образования Общероссийская система оценки и признания (сертификации) квалификаций Национальное, межрегиональные (отраслевые) и региональные агентства развития квалификаций Системы профессионально -общественной аккредитации программ Национальные, отраслевые и региональные общественно- профессиональные органы

Лыков М.М.4 Данные ТПП России: Индикатор 1 – инвестиции в экономику Наличие квалифицированной рабочей силы в России считают привлекательным фактором 56% инвесторов. Некоторые респонденты отмечают необходимость повышения квалификации российских специалистов для построения инновационной экономики 10 наиболее привлекательных стран для прямых иностранных инвестиций (млрд.долл.США, 2012 г.) «Конвертируемость» российских квалификаций на международной арене (текущая ситуация)

5 Динамика рынка труда России (данные ТПП России)

6 Динамика рынка труда (данные ТПП России)

7 Текущая ситуация: Качество квалификаций российских соискателей рабочих мест по 5-ти балльной шкале (данные рекрутингового агентства Kelly Services) Где 1 наихудшая оценка, а 5 уровень специалиста-суперзвезды, который будет востребован в любой ситуации

Вывод: В настоящее время как российские работодатели, так и иностранные инвесторы в целом не вполне удовлетворены качеством квалификаций, предлагаемых на российском рынке труда. Отсутствие единой и открытой системы подбора необходимых квалификаций приводит к большим издержкам бизнеса, связанным с поиском и доучиванием персонала.

9 *Товар - продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для свободного обмена. **Рынок – 1) сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями; 2) место, где совершается акт купли-продажи товаров Движение товара должно быть обеспечено такими институтами рынка, как банки (реестры квалификаций, депозитарии программ), биржи, развитая сеть обмена ресурсами, сеть коммуникаций и т.д. Квалификации из ресурса становятся товаром*, а система квалификаций – рынком** квалификаций Рынок образовательных услуг Рынок труда Рынок квалификаций

10 Игроки на рынке квалификаций 1. Человек ( будущий или настоящий профессионал). 2. Профессиональные сообщества, независимые системы оценки качества профессионального образования 3. Отраслевые системы развития профессиональных квалификаций. 4. Региональные системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций. 5. Система профессионального образования ( подготовки профессионалов). 6. Работодатели ( объединения работодателей). 7. Государство.

11 Цели деятельности -обеспечение постоянного совершенствования и развития профессиональных квалификаций в конкретных отраслях экономической деятельности, -профессионально- квалификационная реструктуризация рынка труда, -преобразование системы профессионального образования по требованиям работодателей и профессиональных сообществ через механизм профессиональной стандартизации с одновременным введением контроля качества через механизм независимой сертификации, - включение механизма частно- государственного партнёрства, - развитие системы признания и идентификации профессионалов среди работодателей и профессиональных сообществ на региональном, национальном и международном уровнях.

12 Принципы: 1.Независимость и самостоятельность институтов рынка - Независимость от производителей (государственных систем образования и др. провайдеров обучения) и носителей квалификаций - Независимость от потребителей квалификаций (государство и бизнес) 2. Учет интересов одновременно всех участников производства и потребления квалификаций -Интеграция сфер производства и потребления квалификаций 3. Обеспечение свободного рыночного обмена - Свободное ценообразование, определяемое балансом спроса и предложения - Открытость и объективность информации о спросе и о предложении

Институты рынка квалификаций:

РАРК, созданные в регионах (2011 год) 14

15 1. АНО «Тамбовское региональное агентство развития квалификаций» 2. АНО "Агентство Развития Квалификаций", г. Калининград 3. АНО «Центр дополнительного профессионального образования и сертификации «Региональное агентство развития квалификаций», г. Казань 4. АНО «Агентство развития квалификаций Удмуртии» 5.АНО «Агентство развития квалификаций «ЭКОС», г. Калининград 6.АНО «Астраханский центр сертификации квалификаций» 7.АНО «Региональное агентство развития квалификаций», Челябинск 8.АНО «Уральское региональное агентство развития квалификаций», г. Екатеринбург 9. АНО «Южное агентство развития квалификаций», г. Ростов-на-Дону Действующие РАРК (май 2013 года): Планируемые к созданию ( гг.) РАРК: 10. Башкирское республиканское АРК - Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан 11. Забайкальское РАРК - ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно- педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» 12 Сибирское РАРК - Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края 13. Самарское РАРК - ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Центр профессионального образования Самарской области 14. Ярославское РАРК - ГУ Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» и др. …. Поволжское агентство развития квалификаций? Совет Директоров Агентств развития профессиональных квалификаций – 2011 г.

РСОСК НСОСК Региональное агентство развития квалификации Государственная и система подготовки кадров Объединения работодателей Областное отделение РСПП, ТТП… Объединения работодателей Организации работодателей (союзы) Межотраслевые (холдинговые) и отраслевые компании и корпорации Корпоративная система дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров Службы управления персоналом Корпоративные университеты, тренинговые центры, центры подготовки кадров, НОУ Предприятия самостоятельные и межотраслевых (холдинговых) и отраслевых компаний (Работодатели) Кадровые службы предприятий Учебно-производственные центры предприятий Органы государственной власти региона Управление образования и науки области Ресурсные центры профессионального образования по отраслям Государственные образовательные организации, реализующие программы начального, среднего, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки Соглашения о сотрудничестве Лыков М.М.16

+ Дополнительные функции содействие в развитии регионального сегмента оценки и сертификации квалификаций консультирование систем аттестации персонала предприятий, кадровых служб содействие в развитии регионального сегмента общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ функции региональных ЭМЦ (создание КОС и методического обеспечения ЦОСК, обучение экспертов, создание ЦОСК) Специфические функции: обучение, тренинги, консалтинг, система менеджмента качества, аттестация рабочих мест, охрана труда и др. Функции действующих сегодня РАРК: Основные: функция переговорной площадки стейкхолдеров содействие в развитии национальной системы квалификаций (координация разработки ПС, взаимодействие с системой профессионального образования)

ОБРАЗ БУДУЩЕГО Региональный рынок квалификаций Язык - профессиональные стандарты Предложение индивидуальных квалификаций (реестры систем сертификаций) РАРК - Биржа квалификаций Предложение программ обучения (рейтинги аккредитационных агентств, провайдеры обучения) Региональный рынок рабочей силы Региональный рынок труда Спрос индивидуальных компетенций Спрос трудовых функций (проекты технологического развития производств)

РольАгентств развития профессиональных квалификаций в структуре национальной системы квалификаций Роль Агентств развития профессиональных квалификаций в структуре национальной системы квалификаций Образ Образ – биржа профессиональных квалификаций и компетенций Мегацель : функционирование саморазвивающегося механизма синергии интересов предпринимателя- регулятора (государства, общества) – индивида Основная функция: организация форвардных/фьючерсных контрактов в области квалификаций и компетенций Способы : А. Свободная и доступная циркуляция информации («Единое окно»): о спросе на компетенции о предложениях индивидуальных компетентностей (способностей, ЗУН, желаний) о возможностях получить знания, отработать умения, совершенствовать индивидуальные способности о путях трудовой/профессиональной/карьерной мобильности Б. Постоянный функциональный анализ профессиональной деятельности внутри профсообществ В. Постоянная стандартизация актуальных профессиональных квалификаций по уровням (корпоративный, отраслевой, региональный, национальный, международный) Лыков М.М.19

Правила 1. Широта поддержки профсообществом деятельности профильной системы сертификации (профстандарта, ЭМЦ – центральной методической организации, ЦОСК – центров сертификации, деятельности экспертов, траекторий модульного обучения в течении всей жизни) 2. Публичность договоренности и признания взаимных интересов, обязательств, ответственности по объему и качеству реализации трудовых функций 3.Доступность для человека-профессионала получения/ применения/признания профессиональной квалификации 4.Доступность для предпринимателя формулирования новых компетенций/ стандартов деятельности, доступа к носителям квалификации 5.Доступность для регулятора информации о трендах изменения величины и структуры спроса/предложения квалификаций и компетенций, перемещения инициатив и специалистов Лыков М.М.20

Создание постоянно действующих консультационных и организационных механизмов взаимодействия заинтересованных органов государственной власти субъекта РФ, региональных и региональных отраслевых объединений работодателей, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их объединений по вопросам внедрения национальной и отраслевых рамок квалификаций (уровней квалификаций) и компетенций, профессиональных стандартов в сфере профессионального образования и в сфере труда субъекта РФ. Организация адаптации и внедрения на территории субъекта РФ нормативных и организационно – методических документов, принимаемых федеральными органами власти, общероссийскими объединениями работодателей, Общественно – государственным советом системы независимой оценки качества профессионального образования (в том числе системы оценки и сертификации квалификаций, профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ); анализ потребностей работодателей субъекта РФ в новых и перспективных квалификациях работников, обобщение предложений работодателей по разработке новых и модернизации действующих профессиональных стандартов; организационно-консультационная поддержка деятельности центров оценки и сертификации квалификаций, расположенных на территории субъекта РФ, по вопросам формирования и развития системы оценки и сертификации квалификаций; оказание консультационных услуг региональным объединениям работодателей, профессиональным сообществам, организациям и предприятиям по вопросам применения и развития основных компонентов национальной системы квалификаций с учетом задач социально – экономического развития региона; содействие в организации обучения специалистов компаний, системы профессионального образования и системы независимой оценки качества профессионального образования. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАРК

Tel: 8(495) Лыков М.М.22