«Как сердцу высказать себя»: от понятия к образу на уроках русской словесности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок развития речи «Концептуальный анализ слова ОБИДА» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 70» Автор: О. А.
Advertisements

Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
О. И. Куприянова учитель биологии и химии МКОУ СОШ пос. Николаевка Партизанского муниципального района.
Работа с притчей. Прочитай притчу. В чем заключается смысл притчи? В чем мораль? Какими мыслями и чувствами вам хотелось поделиться? (Чему она вас научила?)
МОУ Пречистенская СОШ Классный час в 5 классе. Пречистое 2009 год. Классный руководитель: Соколова Т.Ю.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Слагаемые настоящего человека. Духовные ценности Добро Вера Красота Истина Солидарность Патриотизм Память предков Нравственность Милосердие и сострадание.
Почему детям необходимо читать книги. Родительское собрание. 1 – 2 класс.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Проект составили: Филиппенко Л.К. Филиппенко Л.К. Ермилова М.Н. Ермилова М.Н. Учителя начальных классов МОУ лицея 29 г. Тамбов 2010 год.
Сочинение-рассуждение на экзамене по русскому языку Сафронова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 сельского поселения «Село.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Сочинение на лингвистическую тему Лингвистика (языкознание) - наука о языке, об исторически сложившейся системе звуковых, словарных и грамматических средств,
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Одноклассники, сверстники, друзья Урок 17. План урока: 1. Ты и другие ребята. 2. Слово не воробей. 3. Какой ты друг.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Транксрипт:

«Как сердцу высказать себя»: от понятия к образу на уроках русской словесности»

Портрет обиды (урок развития речи в 6 классе) Материалы подготовлены учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 89 г. Санкт-Петербурга Ковалёвой Е.А.

1.Установление лексического значения слова «обида» ЛКЗ 1 Познакомьтесь со словарными статьями из двух словарей. Назовите слова, которые помогают понять смысл слова «обида».

Словарный материал Обида – 1. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого-либо. 2. О досадном, обидном случае. Опоздал! – такая обида! (* С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка») Обида – всякая неправда тому, кто должен переносить её; всё, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток. (* В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»)

ОБИДА огорчение оскорбление неправда досада боль

ЛКЗ 2 Один из синонимов слова «обида» - «оскорбление». Подумайте, возможно ли заменить название рассказа В.Набокова «Обида» на «Оскорбление»? Почему?

ОБИДА задеты чувства ОСКОРБЛЕНИЕ задето достоинство

ЛКЗ 3 Назовите корень слова «обида». Приведите однокоренные слова. Чем обидчивый человек отличается от необидчивого?

2. Установление «внутренней формы» слова ЛКЗ 1 Обратимся к фрагменту рассказа В.Набокова. Прочитайте, найдите в отрывке и подчеркните главные, опорные слова, помогающие понять, почему обида возникла в душе Пути.

Отрывок из рассказа В. Набокова Путя, улыбаясь и волнуясь, спрыгнул в сад и опрометью бросился к скамейке. Он еще бежал, когда заметил какую-то странную кругом неотзывчивость. Все же, не уменьшая скорости, он достиг скамейки и трижды стукнул палочкой. Впустую. Никого кругом не было. Трепетали солнечные пятна. По ручке скамейки ползла божья коровка, неряшливо выпустив из-под своего маленького крапчатого купола прозрачные кончики кое - как сложенных крыл. Путя подождал несколько минут, озираясь исподлобья, и вдруг понял, что его забыли, игра давно кончилась, а никто не спохватился, что есть еще кое-кто ненайденный, таящийся, – забыли и уехали на пикник.

Отрывок из рассказа В. Набокова Путя, улыбаясь и волнуясь, спрыгнул в сад и опрометью бросился к скамейке. Он еще бежал, когда заметил какую-то странную кругом неотзывчивость. Все же, не уменьшая скорости, он достиг скамейки и трижды стукнул палочкой. Впустую. Никого кругом не было. Трепетали солнечные пятна. По ручке скамейки ползла божья коровка, неряшливо выпустив из-под своего маленького крапчатого купола прозрачные кончики кое - как сложенных крыл. Путя подождал несколько минут, озираясь исподлобья, и вдруг понял, что его забыли, игра давно кончилась, а никто не спохватился, что есть еще кое-кто ненайденный, таящийся, – забыли и уехали на пикник.

неотзывчивость никого не было забыли никто не спохватился ненайденный таящийся Что объединяет эти слова? С чем связана обида Пути?

ЛКЗ 2 Сравните ваши размышления с этимологической справкой. Как объясняют учёные происхождение слова «обида»?

Этимологическая справка Обидеть произошло из об-видеть, где предлог об- имеет значение «вокруг, огибая, минуя». Сравните значение слов с этой приставкой: обнести (кого-то угощением) – т.е. «пронести мимо, не дать», также слова обделить, обвесить. Русская обида, тем самым, выросла из идеи «обделить взглядом, не посмотреть» (т.е. обойти вниманием). (* М. Фасмер «Этимологический словарь»)

ОБИДА НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕОТЗЫВЧИВОСТЬ

3. Формирование метафорического инструментария для создания портрета обиды 1. Подбираем глаголы. 2. Подбираем эпитеты (приём «пяти чувств»). 3. Обращение к текстовым фрагментам. Создаём сравнения.

Метафорический инструментарий ГлаголыЭпитетыСравнения Жжёт Наваливается Растёт Разъедает Губит Обволакивает Сковывает Колет Засоряет Вытесняет Накапливается Преследует Кипит Съедает Серая Чёрная Красная Бесформенная Холодная Вязкая Липкая Горячая Горькая Солёная Колючая Рычащая Кричащая Тяжёлая Старая Камень Волчица Скрипка Колючий шар Крыса Воздушный шар Туман Дождь Игла Ёж Замок Нож Лабиринт Туннель

Работы учащихся Обида – лабиринт, из которого надо постараться выбраться. А ещё обида похожа на черничный сок – пролил, и никогда до конца не отстирается. (Настя В.)

Обида – страшная сила. Обида накапливается в сердце, потом кипит и взрывается. И мелкие осколки взорвавшейся обиды колют и больно ранят душу. (Даниил М.)

Обида тяжёлым камнем ложится на дно твоей души. Мир вокруг кажется холодным, серым и однообразным. Ты зовёшь, но никто не откликается. Кругом неотзывчивость и несправедливость. Тебе остаётся только плакать. (Алёна К.)

Обида похожа на снежный ком. Она всё растёт и растёт. Холодит твою душу, заполняет её. И в одно мгновение, когда не может больше душа вынести этой тяжести, снежный ком обиды тает и выходит горючими слезами. (Оля Г.)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВУЮЩЕГО, В СЛОВЕ ЯВЛЕННЫЙ» (8 – 9 классы) Результаты диагностики

УчительОУ 1.Бутолина Т.М. СОШ 232, Гимназия 70 2.Зябрикова М.Е. СОШ 232, Гимназия 70 3.Шелгунова Г.В. Гимназия Чупина Л.Л. СОШ Ковалева Е.А. СОШ 89 6.Пыршенкова О.А. СОШ 68 7.Пилипенко В.В. СОШ 68 8.Евдокимова П.В. СОШ 88 9.Гаврилова Т.С. СОШ 47 им. Д.С. Лихачева 10.Мишатина Н.Л. Центр «Интеллект» для одаренных детей Ленинградской области

Обобщённые данные Вопросы анкеты217 респондентов 8-9-х классов 1. Понравилось ли вам заниматься по «Рабочей тетради»? да 178 (82%) нет 17 (8%) не знаю 22 (10%) 2. Хотелось бы вам и дальше работать по таким тетрадям? да 189 (87%) нет 28 (13%)

Рейтинг тем

Почему эти темы особенно запомнились? «Метафорические портреты чувств, т.к. включались воображение и ассоциации, и мы все полнее и честнее раскрывались друг для друга» «Я узнала язык этого чувства» «Мне понравилось составлять портрет своей души» «Потому что это здорово» «Это очень интересно, т.к. это про меня»

Какие трудности возникали в работе с тетрадями? «На некоторые вопросы было трудно ответить» «Трудно было выражать собственные мысли» «Не все слова были понятны» «Трудно было писать от себя сочинения» «Сложнее всего писать неформальные сочинения» «Сложно выражать свои мысли в письменной форме» «Требуется своя точка зрения, а ее трудно выражать»

Что нового вы открыли для себя благодаря этому курсу? «Этот курс стал для меня инструментом самопознания, я начал по-другому понимать, что такое стыд, честь, совесть, достоинство» «Возникали чувства, которые я первый раз чувствовала и анализировала» «Я по-новому посмотрел на окружающих, стал взрослее» «Открыла новые ощущения, знания о внутреннем мире человека и много полезного для себя» «Я научился быть доказательным в отстаивании своей позиции и уважать мнения других людей» «Я научилась развернуто отвечать» «Лучше стал понимать и чувствовать мысли и чувства автора за строчками его стихов» «Открытием стало то, что можно создавать портреты чувств»