Лекция 6. Уровни исторического исследования. План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5. Уровни исторического исследования. План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые.
Advertisements

Лекция 5. Уровни научного исследования. План лекции Эмпирическое познание. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки,
Лекция 4. Исторический факт в историческом исследовании.
Лекция 2. Методология и методы исторической науки.
Лекция 6. Исторический факт в историческом исследовании.
Лекция 3. Методология и методы исторической науки.
Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
Транксрипт:

Лекция 6. Уровни исторического исследования

План лекции Эмпирическое познание истории. Суть эмпирического знания и пути его получения: познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Исторические описания Теоретический уровень познания. Познавательно-целевые установки, теории, методы исследования. Объяснение как задача теоретического уровня исследования, виды исторических объяснений.

Литература к лекции Варшавчик М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник // Вопросы истории Генинг В.Ф. Структура археологического познания. Киев, Данилевский И.Н.,Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод.- М Егорова В.С. Проблема объяснения в исследованиях по гражданской истории // Философские науки Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, Ракитов А.И. Историческое познание. М., Румянцева М.Ф. Теория истории. М., Санцевич А.В. Эмпирический и теоретический уровни познания в историческом исследовании // Методологические проблемы общественных наук. Киев, С Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. М Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в исторических исследованиях // Вопросы философии

Эмпирический уровень научного исследования Эмпирия - «опыт», «наблюдение» Эмпирический уровень познания - это проявление чувственной стадии познания в науке Познание явления - внешних, видимых свойств изучаемого явления. Чувственное познание характеризует историческую реальность в виде образов, представляющих совокупность определенных данных о внешних чертах и свойствах этой реальности

Эмпирический уровень научного исследования Цель: Поиск и выявление научных исторических фактов Накопление конкретного материала, относящегося к изучаемому процессу Завершается всегда описанием научного исторического факта

Эмпирический уровень научного исследования Эмпирические факты могут быть систематизированы, классифицированы, обобщены, сравнимы, т.е. для их поиска, выявления и описания используются соответствующие методы исследования (текстологический анализ, разведки, раскопки, анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение и т.п.)

Эмпирический уровень научного исследования Система научных фактов, выявленных на эмпирическом уровне, представляет собой научное описание изучаемой исторической реальности в пределах поставленной исследовательской задачи

Исторические описания Формы исторических описаний Естественно- языковая графическая Количественные показатели

Исторические описания Пример словесного описания: «А.С.Лебедев - выдающийся деятель вятского просвещения начала XX в., один из организаторов музейного дела в Прикамье и на Урале. Он родился в 1888 г. в слободе Кукарке Вятской губернии (ныне г. Советск Кировской области). Учился на естественном отделении физико-математического факультета Казанского университета, затем на юридическoм факультете – Петербургского. В студенческие годы принимал участие в археологических изысканиях в Казанской и Вятской губерниях. Александр Сергеевич был основателем Образовательного общества, библиотеки и музея в слободе Кукарке. Лебедев активно сотрудничал с Сарапульским земским музеем»

Исторические описания Пример графического описания:. Диаграмма распределения научных интересов женщин-археологов гг.

Исторические описания Пример: описание в виде таблицы: Образование женщин-археологов Место обуче ния ФИОГода Бестужевск ие курсы 1.Максимова М.И. 2.Тревер К.В. 3.Книпович Т.Н. 4.Кривцова-Гракова О.А. 5.Артамонова- Полтавцева О.А. 6.Хованская О.С

Типы исторических описаний 1. Полные, целостные - в них можно различить все элементы, свойства, отношения того или иного объекта ( в той мере, в какой описание фиксирует основные стадии Бородинского сражения, этапы его подготовки, расположение, состав войск, их передвижение, приказы командующих и т.п.)

Типы исторических описаний 2. Частичные описания – описание отдельных фрагментов сражения

Типы исторических описаний 3. единичные описания – фиксируют единичные, индивидуальные признаки явления (например, описание портрета Кутузова в определенны момент Бородинского сражения)

Черты исторических описаний 1. обязательная фиксация временного момента 2. природные описания попадают в исторические только в той мере, в какой они повлияли на деятельность людей 3. Главное внимание – деятельность человека 4. В описании фиксируются детали и закрепляется информация, необходимые для объяснения деятельности человека

Теоретический уровень исторического познания Является проявлением рациональной формы человеческого познания Осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений Цель – объяснение исторических фактов через раскрытие внутренних, существенных признаков явления. Часть исследователей предполагает выявление исторических законов Используются методы: анализ, синтез, сравнение, типология, моделирование, реконструкция и т.п.

Понятие объяснения До конца XIX в. – отсутствие четкой теории исторического объяснения: история как описательная дисциплина К. XIX в. Огюст Конт: «Историческое объяснение означает, что историк открывает законы и истолковывает мир, как в естественных науках»

Понятие объяснения Объяснение –это раскрытие сущности объекта посредством выявления наиболее существенных черт и связей, тенденций генезиса, функционирования и развития объекта

Виды исторических объяснений Через закон Причинно-следственные Генетические Структурные Функциональные Посредством определения

Спасибо за внимание!

Понятие объяснения Мотивационные Через нормативность Психологоэмоциональные