Дистанционное обучение как инновационная форма в послевузовском профессиональном образовании ФППОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Advertisements

Нормативно- правовая база дистанционного образования 2013 г.
Нормативная база электронного, дистанционного обучения Учитель информатики МБОУ СОШ 14 Бабаева Ф.Ш. Учитель информатики МБОУ СОШ 14 Бабаева Ф.Ш.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Нормативно-правовое основа дистанционного обучения детей-инвалидов. Мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 293-ФЗ 8 ноября 2010 г. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
Вопрос: Обязана ли образовательная организация создать и вести свой официальный сайт в сети Интернет? Ответ: - до не обязано; - с
Что мы знаем о ДОТ. Правовые основы дистанционных образовательных технологий Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов.
Дмитрий Кулагин Центр информатизации образования Калининградский областной институт развития образования.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 170 ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА Современные подходы к моделированию.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Методические рекомендации по составлению программы управленческих действий по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Транксрипт:

Дистанционное обучение как инновационная форма в послевузовском профессиональном образовании ФППОВ

Центры ДО в Вузах Москвы Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Имеет в своем составе «Электронный Университет». Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Имеет в своем составе «Электронный Университет». Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова (МГУ). Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова (МГУ). Имеет Координационный совет МГУ по технологиям дистанционного образования Факультет дополнительного образования является базовым полигоном в МГУ, координирующим работу всех подразделений МГУ в системе ДО Российский Университет дружбы народов Российский Университет дружбы народов Имеет в структуре Институт дистанционного образования Современная Гуманитарная Академия (СГУ). Современная Гуманитарная Академия (СГУ). Мегавуз, включающий сеть центров доступа к академическим ресурсам СГА, расположенных экстерриториально, в т.ч. для партнеров встранах ближнего и дальнего зарубежья. Использует телекоммуникации, имеет статус телевещательной компании Московский Государственный Технический Университет им.Н.Э. Баумана. Московский Государственный Технический Университет им.Н.Э. Баумана. Имеет Центр компъютерного обучения «Специалист» Московский Государственный Индустриальный Университет. Имеет Институт Дистанционного образования на правах факультетат, в т.ч. для обучения соотечественников за рубежом. Московский Государственный Индустриальный Университет. Имеет Институт Дистанционного образования на правах факультетат, в т.ч. для обучения соотечественников за рубежом. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Имеет Факультет дистанционного обучения Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Имеет Факультет дистанционного обучения Государственный технологический университет. «Московский институт стали и сплавов». Факультет дистанционного обучения. Государственный технологический университет. «Московский институт стали и сплавов». Факультет дистанционного обучения. Московский городской психолого- педагогический университет. Факультет дистанционного обучения Московский городской психолого- педагогический университет. Факультет дистанционного обучения

Российские организации ДО Совет по дистанционному образованию Совета ректоров Москвы и московской области Совет по дистанционному образованию Совета ректоров Москвы и московской области Научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики Научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики Экспертно-консультативный совет по вопросам электронного обучения, дистанционного образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы по образованию и науке Экспертно-консультативный совет по вопросам электронного обучения, дистанционного образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы по образованию и науке Отделение дистанционных образовательных технологий при Российской академии естественных наук. Отделение дистанционных образовательных технологий при Российской академии естественных наук. Координационный совет Минздрава России по телемедицине» Координационный совет Минздрава России по телемедицине» Совет по дистанционным образовательным технологиям при федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования»» Совет по дистанционным образовательным технологиям при федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования»»

Международный организации ДО Международная Академия открытого образования Международная Академия открытого образования Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения Международный консорциум «Электронный университет» Международный консорциум «Электронный университет» Евразийская ассоциация дистанционного образования Евразийская ассоциация дистанционного образования Международный совет по открытому и дистанционному образованию (Нидерланды) Международный совет по открытому и дистанционному образованию (Нидерланды) Международная академия информатизации Международная академия информатизации Глобальная сеть мегауниверситетов Глобальная сеть мегауниверситетов Глобальная сеть дистанционного обучения во имя развития Глобальная сеть дистанционного обучения во имя развития

5 Передовой международный опыт Страны-лидеры в применении современных средств обучения Великобритания Франция Германия Бельгия Япония Финляндия Швейцария Чехия

Исторические вехи становления и формирования общеевропейского образовательного пространства - Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в Университеты (1953 г., ETS 15) и Протокол к ней (1964 г., ETS 49); - Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в Университеты (1953 г., ETS 15) и Протокол к ней (1964 г., ETS 49); - Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования (1956 г,, ETS 21); - Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования (1956 г,, ETS 21); - Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959 г., ETS 32); - Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959 г., ETS 32); - Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 г.); - Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 г.); - Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 г., ETS 138); - Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 г., ETS 138); - Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря, принятая в рамках ЮНЕСКО, 1976 г.; - Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря, принятая в рамках ЮНЕСКО, 1976 г.; - Первый и второй международный конгресс по информатизации образования (1992, 1995 г.г.) - Первый и второй международный конгресс по информатизации образования (1992, 1995 г.г.)

ДО составная часть инновационного направления образования "Об обучении в течение жизни и электронном обучении" - Меморандум Комиссии Европейского Совета (30 октября 2000 года). "Об обучении в течение жизни и электронном обучении" - Меморандум Комиссии Европейского Совета (30 октября 2000 года). Концепция обучения в течение всей жизни является продолжением существующих на европейском уровне инициатив, реализуя цели, поставленные на Съезде Европейского Совета в Лиссабоне, включая: инициативу электронного обучения; инициативу "Ворота в Общеевропейское пространство обучения". Концепция обучения в течение всей жизни является продолжением существующих на европейском уровне инициатив, реализуя цели, поставленные на Съезде Европейского Совета в Лиссабоне, включая: инициативу электронного обучения; инициативу "Ворота в Общеевропейское пространство обучения".

ДО составная часть инновационного направления образования В "Копенгагенской декларации" от 29 и 30 ноября 2002 года о профессиональном образовании указано, что Концепция обучения в течение всей жизни может быть эффективно реализована только на основе: В "Копенгагенской декларации" от 29 и 30 ноября 2002 года о профессиональном образовании указано, что Концепция обучения в течение всей жизни может быть эффективно реализована только на основе: - Партнерства между государствами – участниками и Европейской комиссией, социальными организациями, компаниями, учебными заведениями, между областями образования и подготовки. - Партнерства между государствами – участниками и Европейской комиссией, социальными организациями, компаниями, учебными заведениями, между областями образования и подготовки. - включая инициативу электронного обучения и инициативу «Ворота в общеевропейское пространство образования». - включая инициативу электронного обучения и инициативу «Ворота в общеевропейское пространство образования». - Перспективного планирования и разработки Программ по поощрению исследований в области обучения в течение всей жизни. - Перспективного планирования и разработки Программ по поощрению исследований в области обучения в течение всей жизни.

ДО составная часть инновационного направления образования Ученый совет ФППОВ Ученый совет ФППОВ «Инновационные образовательные технологии в рамках программы «Формирование инновационного образовательного пространства ММА» - Дистанционное образование» Ученый совет ФППОВ Ученый совет ФППОВ Дистанционные образовательные технологии Ученый совет ФППОВ Ученый совет ФППОВ «Инновационное образование и научные исследования как составляющие континуума непрерывного профессионального образования врачей» Ученый совет ФППОВ Ученый совет ФППОВ «Дистанционные образовательные технологии на факультете: возможности и перспективы развития»

Дистанционное образование Вопросы готовности кафедр факультета послевузовского профессионального образования врачей к активному пользованию дистанционными образовательными технологиями были предметом обсуждения на заседании Ученого Совета факультета в ноябре 2010 г. Вопросы готовности кафедр факультета послевузовского профессионального образования врачей к активному пользованию дистанционными образовательными технологиями были предметом обсуждения на заседании Ученого Совета факультета в ноябре 2010 г.

ЧАСТЬ 1 Нормативная база дистанционного обучения Федеральные документы нормативно-правового и рекомендательного характера

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации Указами Президента Российской Федерации Большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации Большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации Ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими. В части, не противоречащей российскому законодательству, в сфере образования до сих пор применяются отдельные нормативные правовые акты СССР. Ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими. В части, не противоречащей российскому законодательству, в сфере образования до сих пор применяются отдельные нормативные правовые акты СССР.

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Юридически закрепляют и определяют возможность вести образовательный процесс, используя технологии дистанционного обучения с выдачей соответствующих документов об образовании следующие документы: 1. Закон РФ от 10 июля 1992 г «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ). 1. Закон РФ от 10 июля 1992 г «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ). 2. Закон РФ от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ). 2. Закон РФ от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ). 3. «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» сформулирован в Приказе Минобрнауки России от 3. «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» сформулирован в Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Дистанционное образование Вопросы и ответы Решение Всероссийского совещания «Дистанционное обучение: стратегия развития, нормативное и учебно-методическое обеспечение», состоявшееся 9-12 сентября 2002 года. Решение Всероссийского совещания «Дистанционное обучение: стратегия развития, нормативное и учебно-методическое обеспечение», состоявшееся 9-12 сентября 2002 года. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды ( годы)», ставшая правовой основой развития дистанционных технологий в образовательных учреждениях общего и профессионального уровней. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. N 630 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды ( годы)», ставшая правовой основой развития дистанционных технологий в образовательных учреждениях общего и профессионального уровней. Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. 6 "О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России"; Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. 6 "О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России"; Постановление Госкомвуза РФ от 10 апреля 1996 г. 6 "Об утверждении Инструкции о порядке введения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании" (с изм. и доп. от 13 апреля 2000 г., 19 мая 2003 г Постановление Госкомвуза РФ от 10 апреля 1996 г. 6 "Об утверждении Инструкции о порядке введения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании" (с изм. и доп. от 13 апреля 2000 г., 19 мая 2003 г Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г "О создании центра информационно- аналитического обеспечения системы дистанционного образования"; Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г "О создании центра информационно- аналитического обеспечения системы дистанционного образования"; Инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании"; Инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании"; Приказ Минобразования РФ от 13 января 1999 г. 46 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов" (с изм. и доп. от 5 сентября 2000 г., 28 мая 2001 г., 17 марта, 29 сентября 2003 г.); Приказ Минобразования РФ от 13 января 1999 г. 46 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов" (с изм. и доп. от 5 сентября 2000 г., 28 мая 2001 г., 17 марта, 29 сентября 2003 г.); Приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» Приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» Приказ Минобразования РФ от 24 августа 2000 г "О создании Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации". Приказ Минобразования РФ от 24 августа 2000 г "О создании Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации".

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Первые попытки нормативно урегулировать дистанционное образование были предприняты в гг. Первые попытки нормативно урегулировать дистанционное образование были предприняты в гг. По инициативе Государственного Комитета РФ по высшему образованию была начата работа по созданию проекта Единой системы дистанционного образования (ЕСДО) России. По инициативе Государственного Комитета РФ по высшему образованию была начата работа по созданию проекта Единой системы дистанционного образования (ЕСДО) России. КОНЦЕПЦИЯ создания и развития Единой системы дистанционного образования в России была утверждена постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. 6 ( однако в дальнейшем не была реализована.

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от г. N 41 ( Инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от г. N 41 ( Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от г. N 1434 ( который действует и в настоящее время. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от г. N 1434 ( который действует и в настоящее время.

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 20 дек г. 444 «О создании координационного совета Минздрава России по телемедицине» Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 20 дек г. 444 «О создании координационного совета Минздрава России по телемедицине» Организация работ по подготовке и рассмотрению методических рекомендаций (указаний) по применению дистанционного обучения в профессиональном образовании медицинских и фармацевтических работников Российской Федерации Организация работ по подготовке и рассмотрению методических рекомендаций (указаний) по применению дистанционного обучения в профессиональном образовании медицинских и фармацевтических работников Российской Федерации Рассмотрение вопросов защиты информации и сохранения конфиденциальности персонифицированных данных при проведении телеконсультаций Рассмотрение вопросов защиты информации и сохранения конфиденциальности персонифицированных данных при проведении телеконсультаций.

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Приказ Минобразования РФ от г. 157 Приказ Минобразования РФ от г. 157 «О порядке проведения проверки готовности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения» (70% учебного времени) ( ) Письмо Минобразования РФ от г /05-01 Письмо Минобразования РФ от г /05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» ( Являются действующими, однако опираются на отмененные приказы Минобразования России: 4452 от и 3387 от

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Приказ Минобразования РФ 117 от Приказ Минобразования РФ 117 от 18 апреля 2007 г. «О Совете по дистанционным образовательным технологиям при федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования»» ( Целью создания Совета являются рассмотрение вопросов развития дистанционных образовательных технологий и подготовка по ним решений, носящих рекомендательный характер. Целью создания Совета являются рассмотрение вопросов развития дистанционных образовательных технологий и подготовка по ним решений, носящих рекомендательный характер.

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Авторское право на продукт интеллектуальной собственности, размещенный в интернете Важно отметить, что при создании комплекса дистанционного обучения возникает проблема сертификации и лицензировании готового электронного продукта. Важно отметить, что при создании комплекса дистанционного обучения возникает проблема сертификации и лицензировании готового электронного продукта. Вопросы авторского права регулируются в соответствии со Статьей Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных» от 1 января 2008 года Вопросы авторского права регулируются в соответствии со Статьей Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных» от 1 января 2008 года Отменены с 1 января 2008 года Закон РФ от 13 ноября 1992 г «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» Закон РФ от 13 ноября 1992 г «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» Закон РФ от 9 июля 1993 г «Об авторском праве и смежных правах». Закон РФ от 9 июля 1993 г «Об авторском праве и смежных правах».

Нормативная база дистанционного обучения Нормативная база дистанционного обучения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» ( Опубликован 16августа 2005г. Вступил в силу с 27августа 2005г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. Регистрационный N 6862 Является последним действующим документом и определяет Порядок использования дистанционных образовательных технологий. Является последним действующим документом и определяет Порядок использования дистанционных образовательных технологий.Порядок

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; N 33, ст. 3348; 2002, N 7, ст. 631; N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4855; 2004, N 10, ст. 835; N 27, ст. 2714; N 30, ст. 3086; N35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок использования дистанционных образовательных технологий. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; N 33, ст. 3348; 2002, N 7, ст. 631; N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4855; 2004, N 10, ст. 835; N 27, ст. 2714; N 30, ст. 3086; N35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок использования дистанционных образовательных технологий.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607). (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Образовательное учреждение самостоятельно формирует порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ. Образовательное учреждение самостоятельно формирует порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, - при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, - практик (за исключением производственной практики), - текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (?) - текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (?)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Рекомендации Приказа Минобразования РФ от г. 157 Рекомендации Приказа Минобразования РФ от г % учебного времени

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии: Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии: - руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, - специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы, партнеры). Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы, партнеры).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к Учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: - учебный план образовательного учреждения; - индивидуальный учебный план обучающегося; - программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса); - учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу); - практикум или практическое пособие;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Продолжение - тестовые материалы для контроля качества усвоения материала; - методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса); - методические рекомендации для обучающегося по организации самоконтроля; - методические рекомендации для обучающегося по организации текущего контроля; - учебные (дидактические) пособия и задачники позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы. позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно- вспомогательного персонала Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно- вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах). (в том числе работающих в филиалах). Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

Нормативная база дистанционного обучения ( г.г.) Нормативная база дистанционного обучения ( г.г.) Приказ Министерства образование и науки РФ от 16 июля 2009 г. N 259 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525" Приказ Министерства образование и науки РФ от 16 июля 2009 г. N 259 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525" Проект федерального закона "Об образовании". Проект федерального закона N «Об информационно- коммуникационных технологиях в медицине» Проект федерального закона "Об образовании". Проект федерального закона N «Об информационно- коммуникационных технологиях в медицине» Проект федерального закона N «Об электронной медицине» Проект федерального закона N «Об электронной медицине» Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия» ( годы) Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия» ( годы) Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество ( годы)"

Нормативная база дистанционного обучения ( г.г.) Нормативная база дистанционного обучения ( г.г.) Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р О плане действий по модернизации общего образования на гг. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1109 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Дети России" на годы" Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р О плане действий по модернизации общего образования на гг. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1109 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Дети России" на годы" Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1112 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов" (с изменениями и дополнениями) Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2010 г. N "О представлении информации" Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1112 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов" (с изменениями и дополнениями) Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 сентября 2010 г. N "О представлении информации" Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"

Нормативная база дистанционного обучения (2011 г.) Нормативная база дистанционного обучения (2011 г.) ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 февраля 2011 г. N 61 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ Правительство Российской Федерации постановляет: Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития образования на годы (далее - Программа). целевую 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Программу 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в годах региональных целевых программ развития образования учитывать положения Программы Программы. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН

Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Закрепленная Законом Российской Федерации "Об образовании" типология образовательных организаций с жестким закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательной организации в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и так Закрепленная Законом Российской Федерации "Об образовании" типология образовательных организаций с жестким закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательной организации в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и так

Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, ……………………… Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, ……………………… в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

Правовые основы дистанционных образовательных технологий o На вузы, применяющие ДОТ, распространяется право выдавать выпускникам итоговые документы государственного образца по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (ст.7 Федерального Закона «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ)

Дистанционное образование Вопросы и ответы Можно ли закончить ВУЗ через интернет? Можно ли закончить ВУЗ через интернет? Можно ли закончить ВУЗ через интернет? Можно ли закончить ВУЗ через интернет? Имеем ли мы право заключать договора с другими образовательными учреждениями России и СНГ... Имеем ли мы право заключать договора с другими образовательными учреждениями России и СНГ...Имеем ли мы право заключать договора с другими образовательными учреждениями России и СНГ...Имеем ли мы право заключать договора с другими образовательными учреждениями России и СНГ... Возможно ли получение государственного или иного диплома после прохождения обучения дистанционно? Возможно ли получение государственного или иного диплома после прохождения обучения дистанционно?Возможно ли получение государственного или иного диплома после прохождения обучения дистанционно?Возможно ли получение государственного или иного диплома после прохождения обучения дистанционно? Социально-экономическая ситуация в образовательной политике создает объективные предпосылки для развития и совершенствования такой формы обучения как дистантное.... Социально-экономическая ситуация в образовательной политике создает объективные предпосылки для развития и совершенствования такой формы обучения как дистантное....Социально-экономическая ситуация в образовательной политике создает объективные предпосылки для развития и совершенствования такой формы обучения как дистантное....Социально-экономическая ситуация в образовательной политике создает объективные предпосылки для развития и совершенствования такой формы обучения как дистантное.... Является ли обязательным для использования дистанционных образовательных технологий при очной форме обучения студентов, проживающих в сельской местности, создание представительств и филиалов вуза?.. Является ли обязательным для использования дистанционных образовательных технологий при очной форме обучения студентов, проживающих в сельской местности, создание представительств и филиалов вуза?..Является ли обязательным для использования дистанционных образовательных технологий при очной форме обучения студентов, проживающих в сельской местности, создание представительств и филиалов вуза?..Является ли обязательным для использования дистанционных образовательных технологий при очной форме обучения студентов, проживающих в сельской местности, создание представительств и филиалов вуза?.. Распространяется ли действие положения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу студентам, обучающимся по очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий? Распространяется ли действие положения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу студентам, обучающимся по очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий?Распространяется ли действие положения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу студентам, обучающимся по очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий?Распространяется ли действие положения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу студентам, обучающимся по очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий?

Правовые основы дистанционных образовательных технологий Можно ли закончить ВУЗ через интернет? ………..обучаться на всех стадиях образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий можно, а закончить – нельзя. Итоговую аттестацию все равно придется проходить в очном порядке. Ответ дан по состоянию законодательства на 03 февраля 2010 г. Можно ли закончить ВУЗ через интернет? ………..обучаться на всех стадиях образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий можно, а закончить – нельзя. Итоговую аттестацию все равно придется проходить в очном порядке. Ответ дан по состоянию законодательства на 03 февраля 2010 г. Можно ли закончить ВУЗ через интернет? Можно ли закончить ВУЗ через интернет?

Правовые основы дистанционных образовательных технологий Имеем ли мы право заключать договора с другими образовательными учреждениями России и СНГ.. Университет вправе создавать представительства с целью набора учащихся, консультаций, в том числе и на базе иных образовательных учреждений, а также филиалы, осуществляющие все функции Университета или часть их, в том числе функции представительства. Университет вправе создавать представительства с целью набора учащихся, консультаций, в том числе и на базе иных образовательных учреждений, а также филиалы, осуществляющие все функции Университета или часть их, в том числе функции представительства. При этом следует учесть, что в соответствии с п. 24 ст. 33 Закона РФ «Об образовании», для осуществления филиалом образовательной деятельности требуется самостоятельное прохождение им процедуры лицензирования. Ответ дан по состоянию законодательства на При этом следует учесть, что в соответствии с п. 24 ст. 33 Закона РФ «Об образовании», для осуществления филиалом образовательной деятельности требуется самостоятельное прохождение им процедуры лицензирования. Ответ дан по состоянию законодательства на

Правовые основы дистанционных образовательных технологий Возможно ли получение государственного или иного диплома после прохождения обучения дистанционно …… вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании (документа об образовании государственного образца – для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию). Ответ дан по состоянию законодательства на …… вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании (документа об образовании государственного образца – для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию). Ответ дан по состоянию законодательства на

ЧАСТЬ 2 Дистанционное обучение. Общие вопросы

Концепция создания и развития ДО в РФ Концепция создания и развития ДО в РФ Дистанционное образование комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь т.п.). Дистанционное образование комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Концепция создания и развития ДО в РФ Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно- организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно- организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Преимущества дистанционных образовательных технологий обучение без отрыва от дома, от работы, без дополнительных расходов на проживание во время обучения в другом городе обучение без отрыва от дома, от работы, без дополнительных расходов на проживание во время обучения в другом городе индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий. Особенно это важно для студентов, совмещающих учебу с работой, для лиц с ограниченными возможностями передвижения (служба в армии, нахождение в пеницитарном учреждении, состояние здоровья), индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий. Особенно это важно для студентов, совмещающих учебу с работой, для лиц с ограниченными возможностями передвижения (служба в армии, нахождение в пеницитарном учреждении, состояние здоровья), престижное столичное образование, обучение у лучших отечественных и зарубежных преподавателей на месте проживания престижное столичное образование, обучение у лучших отечественных и зарубежных преподавателей на месте проживания

Преимущества дистанционных образовательных технологий наряду с получением основной специальности профессиональное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций; наряду с получением основной специальности профессиональное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций; доступная стоимость обучения за счет использования в учебном процессе средств коммуникаций - альтернатива высокому уровню цен в платных отделениях государственных учебных заведений при резком сокращении бюджетных мест доступная стоимость обучения за счет использования в учебном процессе средств коммуникаций - альтернатива высокому уровню цен в платных отделениях государственных учебных заведений при резком сокращении бюджетных мест

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) Особенности учебного процесса с использованием дистанционного образования В отличие от традиционного обучения слушатель является активным действующим лицом; Функции преподавателя в ДО, помимо традиционных, заключаются в оказании обучающемуся содействия в успешном освоении большого объема учебной информации и решении возникающих проблем

ЦЕННОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Для обучающегося: Делает высококачественное образование доступным для всех Богатые образовательные ресурсы Гибкость выбора времени и места Образование с гарантией высокого качества Эффективность Способность управлять собственным временем и обучением

ЦЕННОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Для преподавателей: Способность предложить образовательные услуги широкой аудитории Способность предложить образовательные услуги широкой аудитории Гарантированное качество Гарантированное качество Гарантированная востребованность Гарантированная востребованность Возможность мониторировать процесс преподавания и обучения Возможность мониторировать процесс преподавания и обучения

Лекция А. А.Бунятяна Москва – Якутск 16 октября 2001 г. 16 октября 2001 г. Длительность лекции 78 мин Стоимость трафика – 38 $ Стоимость билета Москва- Якутск – Москва 15 тыс. руб ISDN (501)

МАСТЕР-КЛАСС

ИЗ ОПЕРАЦИОННОЙ В УЧЕБНУЮ КОМНАТУ Операция на клапанах сердца

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Совокупность понятий: «дистанционные технологии» + «дистанционное обучение»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ взаимодействие на расстоянии преподавателя и обучающихся; взаимодействие на расстоянии преподавателя и обучающихся; взаимодействие обучающихся между собой; взаимодействие обучающихся между собой; имеет присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения); имеет присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения); реализуется средствами Интернет-технологий или другими компьютерными средствами, предусматривающими интерактивность. реализуется средствами Интернет-технологий или другими компьютерными средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционные интеллектуальные технологии Дистанционные интеллектуальные технологии Процесс структуризации материалов; Процесс структуризации материалов; Процесс воспроизведения; Процесс воспроизведения; Процесс корреспондирования информации; Процесс корреспондирования информации; Процесс коммуникации. Процесс коммуникации.

СТРУКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ДО Преобразование всех учебных и учебно- методических материалов в модульный формат; Преобразование всех учебных и учебно- методических материалов в модульный формат; Применение системы кредитных зачетных единиц в учетном и накопительном формате; Применение системы кредитных зачетных единиц в учетном и накопительном формате; Опора на профессиональную компетенцию в рамках НПР. Опора на профессиональную компетенцию в рамках НПР.

СПОСОБЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Бумажные носители; Бумажные носители; Электронные носители: CD, DVD, Flesh, дискеты, фото- и видеофайлы, жесткие компьютерные диски, серверы; Электронные носители: CD, DVD, Flesh, дискеты, фото- и видеофайлы, жесткие компьютерные диски, серверы; Интернет: браузеры и сайты, электронная почта. Интернет: браузеры и сайты, электронная почта.

СПОСОБЫ КОРРЕСПОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ Недиалоговая форма; Недиалоговая форма; Диалоговая форма; Диалоговая форма; Гибридные формы. Гибридные формы.

НЕДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Комплексные кейс-технологии; Комплексные кейс-технологии; Дистанционные телевизионные сети и спутниковые каналы; Дистанционные телевизионные сети и спутниковые каналы; Компьютерные сетевые технологии. Компьютерные сетевые технологии.

НЕДИАЛОГОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ Представляют собой два последовательных этапа: самостоятельное изучение печатных и самостоятельное изучение печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучающемуся в форме кейса; очные занятия с преподавателем очные занятия с преподавателем установочные лекции, активные семинарские установочные лекции, активные семинарские занятия, тренинги, консультационные и контрольно- проверочные занятия.

НЕДИАЛОГОВЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ И СПУТНИКОВЫЕ КАНАЛЫ Передача информации одновременно нескольким географически удаленным потребителям; Передача информации одновременно нескольким географически удаленным потребителям; Учебным материалом являются телелекция или видео-мастер-класс Ограничение – высокая стоимость реализации Учебным материалом являются телелекция или видео-мастер-класс Ограничение – высокая стоимость реализации

НЕДИАЛОГОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ и ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ, размещенные: размещенные: в глобальной Интернет-сети; на сервере локальной компьютерной сети

НЕДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Представляют собой: обогащение и модернизацию традиционных средств обучения, обогащение и модернизацию традиционных средств обучения, но не являются инновационной парадигмой образовательного процесса. но не являются инновационной парадигмой образовательного процесса.

ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ДИАЛОГА двухсторонняя (или более) видео- и аудиоконференц-связь, двухсторонняя (или более) видео- и аудиоконференц-связь, реализуемая посредством WEB-камеры или IP- телефонии; реализуемая посредством WEB-камеры или IP- телефонии; Интернет- «чат» или «форум», Интернет- «чат» или «форум», позволяющие мгновенно передавать набираемый с клавиатуры текст другим участникам образовательного процесса позволяющие мгновенно передавать набираемый с клавиатуры текст другим участникам образовательного процесса (не требуют высокой пропускной способности каналов связи и специального оборудования «конечных точек» - WEB-камеры и микрофона) (не требуют высокой пропускной способности каналов связи и специального оборудования «конечных точек» - WEB-камеры и микрофона)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНОГО ДИАЛОГА По наличию/отсутствию изображения (картинки): Видеоконференции; Видеоконференции; Аудиоконференции; Аудиоконференции; «Чаты»; «Чаты»; «Форумы» «Форумы» Электронная почта Электронная почта По синхронизации во времени: Синхронные (видео- и аудиоконференции, чаты); Асинхронные (форумы, электронная почта)

видеолекция и мультимедия-лекция (слайд-лекция) практические занятия в ДО приобретают специфику практические занятия в ДО приобретают специфику виртуальные семинары – интерактивная форма занятий виртуальные семинары – интерактивная форма занятий консультации – очные, офф-лайн- консультации консультации – очные, офф-лайн- консультации Основные педагогические технологии, используемые для изучения теоретического материала в дистанционном обучении Дистанционные образовательные технологии

ЧАСТЬ 3 ДО на ФППОВ в 2010 – 2011 г.г

Ученый совет ФППОВ План реализации проекта «Развитие дистанционного обучения на факультете послевузовского профессионального образования врачей» Предусматривает на 2010 – 2011 г.г. Предусматривает на 2010 – 2011 г.г. активное внедрение в практическую деятельность кафедральных коллективов инновационных технологий дистанционного образования активное внедрение в практическую деятельность кафедральных коллективов инновационных технологий дистанционного образования

Звание и диплом «Лучший преподаватель медицинского Вуза РФ» Номинация: «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров» Номинация: «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров» «Оптимизация процесса образования на кафедре анестезиологии и реаниматологии с использованием технологии Web-интеграции анестезиологической информации» «Оптимизация процесса образования на кафедре анестезиологии и реаниматологии с использованием технологии Web-интеграции анестезиологической информации» Бунятян Армен Артаваздович, Бунятян Армен Артаваздович, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФППОВ, академик РАМН, профессор

Успешность внедрения дистанционных форм образования и дистанционных образовательных технологий на ФППОВ определяется: наличием технических средств; наличием технических средств; доступом к техническим средствам; доступом к техническим средствам; уровнем овладения персоналом техническими средствами; уровнем овладения персоналом техническими средствами; готовностью кафедральных коллективов к работе в системе дистанционного обучения готовностью кафедральных коллективов к работе в системе дистанционного обучения

Формы дистанционного обучения: -Телеконференции -Веб-трансляции -Вебинары -Веб-презентации -Веб-кастинг -Мастер-классы on-line -Веб-интегрированная система (веб-сайт:

Телеконференции: -Использование видеоконферецсвязи по протоколу H.323, H.320, H.329 (линии IP и ISDN) -VoIP-телефония (Skype, ooVoo)

Для видеоконференцсвязи используются системы «Polycom» и «VCON» (линии IP и ISDN) Система ВКС «Polycom» Система ВКС «VCON» Телеконференции

-Системы ВКС используют протоколы Н.323, Н.320, Н.239 и поэтому требуют совместимого оборудования с обеих сторон. -Не везде имеется современное оборудование ВКС, позволяющее передачу и прием изображений в HD формате, т.е. в высоком качестве -Режим многоточечных видеоконференций ограничен количественно и качественно -Высокая стоимость оборудования -Необходимость наличия высокоскоростных (IP) и дорогих (ISDN) линий связи -Отсутствие специалистов - консультантов Недостатки видеоконференцсвязи :

Системы Видеоконференцсвязи: -4 системы ВСК «Polycom» -2 системы ВКС «VCON» -3 линии ISDN -IP-канал (скорость свыше 10 Mb/sec)

VoIP-телефония: «Skype» До 5 пользователей «ooVoo» До 12 пользовотелей

Преимущества VoIP-телефонии: - бесплатность (необходимая программа свободно скачивается с сайта разработчика и легко устанавливается) -нет необходимости в дорогом оборудовании -не нужны дорогие и скоростные каналы связи (достаточно 500 Кбит/сек) -не требуются консультанты-специалисты -высокая распространенность в мире -возможность проведения многоточечных видеоконференций -кроссплатформенность (Windows, Mac OS, Linux) -поддержка большинства мобильных операционных систем (iOS, Android, Symbian)

Пример использования «Skype»

Web-трансляции – передача информации в реальном времении. Для Web-трансляции используются: -4 Web-камеры «SONY Network Camera SNC-RZ30N» -2 Web-камеры «SONY SNC - RZ50P (IPELA)» -1 Web-камера «SONY SNC - RX550P/W (IPELA)» -1Web-камера «AXIS P5534 Network Camera» -2 видео-сервера «AXIS 241 QA» -4 видео-сервера «AXIS 701A»

Web-камеры «SONY Network Camera SNC-RZ30N»

Для Web-трансляций мы используем: Unreal Media Server – программный потоковый сервер под операционную систему Windows. Unreal Media Server поддерживает различные потоковые протоколы, совместимые с Flash Players, Silverlight, Windows Media Player и Unreal Media Player на Windows, Mac OS, Linux и мобильных устройствах. Поддерживаемые форматы файлов включают все типы файлов, поддерживаемых Microsoft DirectX: AVI, MPEG-1 (SVCD, DVD), MPEG-4, MPA, WMV, WMA, ASF, MP3, QuickTime.

Unreal Media Player может быть встроен в веб-страницу как ActiveX control для IE браузера или как плагин для браузеров Mozilla Firefox, Netscape, Safari, Opera и Chrome. Входящий (просматриваемый) контент не сохраняется на жестком диске клиента и пользователю не разрешено записывать его, что полностью защищает авторские права. При необходимости – есть возможность авторизации пользователя и отказе пользователя к медиаресурсам.

Для вебинаров мы используем: -eLecture (Unreal Streaming Technologies) Mikogo -TeamViewer

Вебинар «eLecture» Для вебинаров используем: -eLecture (Unreal Streaming Technologies) Mikogo -TeamViewer

Вебинар «eLecture»

Unreal Media Player основан на Direct-Show и является кодек-независимым UMS пртоколом. Он может работать с TCP-unicast, RTP (UDP)-multicast и HTTP(S)- unicast потоками и воспроизводиться с помощью Unreal Media Player. RTMP- протокол может быть использован для вещания с помощью Flash Player, MMS-H протокол – с Silverlight, Windows Media Player и другими MMS совместимыми плеерами. Поддерживаемые медиаисточники включают в себя: -USB/Firewire цифровые камеры, -IP сетевые камеры, -микрофоны, -ТВ-тюнеры, -аналоговые источники видео (аналоговые камеры или ТВ)

Mikogo это бесплатное кроссплатформенное многофункциональное приложение, предназначенное для демонстрации экрана, вебинаров, онлайн конференций. С помощью Mikogo можно выполнять широкий спектр задач: -Вебинары; -Онлайн встречи; -Онлайн конференции; -Демонстрации экрана; -Онлайн презентации; Mikogo обеспечивает высококачественную демонстрацию экрана через интернет между пользователями PC и Mac. Присоединиться к сеансу могут до 10 участников и видеть экран лектора в реальном времени. Участники будут иметь возможность видеть экран лектора в окне просмотра, которое появится на их экранах после присоединения к сеансу. Участникам не нужно устанавливать ПО или где-либо регистрироваться. Нет необходимости делать настройки Mikogo или изменять сетевые настройки и параметры безопасности компьютера. Mikogo самостоятельно определяет все сетевые настройки компьютера, работает в обход NAT, роутеров, фаерволов и прокси-серверов. Mikogo поддерживает прокси-аутентификацию Basic, Digest и NTLM, а так же может использовать стандартные порты (80, 443) и протоколы (TCP, HTTP). Версии для Windows, Mac OS.

TeamViewer программа для удаленного доступа к любому компьютеру. Передача данных в TeamViewer осуществляется с помощью стандартных веб-протоколов. Позволяет проводить многопользовательские презентации, передавать с компьютера на компьютер файлы. Программа полностью бесплатна для некоммерческого использования. Приложения TeamViewer реализованы под Windows, Mac OS, Linux и iPhone OS. Если требуется работать с другими операционными системами, то можно попробовать воспользоваться веб-приложением Web Connector, реализованным на Adobe Flash 9 и работающим напрямую из браузера. Доступ к Web Connector можно получить через сайт TeamViewer, предварительно (бесплатно) зарегистрировавшись.

Веб-презентации Презентации, опубликованные на веб-сайте и доступные любому пользователю. Используются: -в сочетании в системой ВКС или VoIP- телефонии при проведении обучающих дистанционных циклов, -при подготовке к экзаменам и т.д. (видеолекции)

Веб-презентации Презентации, опубликованные на веб-сайте и доступные любому пользователю.

Пример видеолекции

Веб-кастинг -Обучающие подкасты, -Видеоролики манипуляций и процедур -Видеофильмы методов анестезии и т.д. Размещены и общедоступны на веб-сайте.

Веб-кастинг -Обучающие подкасты, -Видеоролики манипуляций и процедур -Видеофильмы методов анестезии и т.д. Размещены и общедоступны на веб-сайте

Мастер-классы on-line Проведение тематических практических занятий из операционных в режиме on-line с использованием ВКС или VoIP- телефонии.

Мастер-класс on-line Проведение тематических практических занятий из операционных в режиме on-line с использованием ВКС или VoIP- телефонии.

Веб-сайт ( Объединение в одном месте всей необходимой информации: - Веб-трансляции - Вебинары - Веб-презентации - Веб-кастинг -Мастер-классы on-line -Справочная информация -Ссылки на тематические сайты

Оснащенность кафедр ФППОВ компьютерно- коммуникационными технологиями дистанционного обучения на основе анкетирования

АНКЕТА О НАЛИЧИИ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ (да/нет) учебные программы, учебные и учебно-методические планы в модульном и модульно- кредитном формате: a.в печатной форме ___________________________________________ b.в электронной форме (Word)__________________________________ наличие компьютера с оперативной памятью менее 128 Мб ________________ наличие компьютера с оперативной памятью более 128 Мб и операционной системой XP Windows ______________________________________________ наличие пишущего CD и/или DVD привода ____________________________ возможность выхода в Интернет-сеть _________________________________ наличие цифрового фотоаппарата _____________________________________ наличие цифровой видеокамеры ________________________________________ наличие локальной компьютерной сети _________________________________ наличие WEB-камер ________________________________________________ наличие оптоволоконной сети с высокой пропускной способностью и/или IP-телефонии ___________________________________ наличие спутниковой связи ___________________________________________ наличие Skype технологий _____________________________________________ наличие 3D технологий ___________________________________________

Дистанционное образование Обновление АНКЕТЫ о готовности кафедр к работе в системе ДО Готовность преподавательских коллективов к работе в системе дистанционного обучения: Умение пользоваться указанными выше технологиями и другими (указать) - Количество преподавателей, обладающих навыками создания слайдов в программе Power Point и Excel - Количество преподавателей, обладающих навыками создания текста с гиперссылками - Количество преподавателей, обладающих навыками работы с - Количество преподавателей, обладающих навыками работы и общения в Интернет-сети.

Сравнительная характеристика уровней технического обеспечения ДО Год проведения анализа 2009 г г г. Ответили кафедры (кол-во в %) Высокий уровень обеспечения ДОТ (кол-во в%) 12,53633 Средний уровень обеспечения ДОТ (кол-во в%) 19,62522 Недостаточный уровень обеспечения ДОТ (кол-во в %) 35,716,717

Перечень технологий дистанционного обучения на ФППОВ Наличие интернета: 27 кафедр (19) Наличие интернета: 27 кафедр (19) Наличие IP-телефонии: 7 кафедр Наличие IP-телефонии: 7 кафедр Наличие WEB-камер: 27кафедр (13) Наличие WEB-камер: 27кафедр (13) Наличие 3D-технологии: 2 кафедры Наличие 3D-технологии: 2 кафедры Спутниковая связь: 0 (дорого!) Спутниковая связь: 0 (дорого!)

УРОВНИ ОСНАЩЕННОСТИ Высокий (14-8 технологий) Кафедра анестезиология и реаниматология Кафедра анестезиология и реаниматология Кафедра медико-социальной экспертизы и поликлинической терапии Кафедра медико-социальной экспертизы и поликлинической терапии Кафедра клинической трансфузиологии Кафедра клинической трансфузиологии Кафедра сердечно- сосудистой хирургии 1 Кафедра сердечно- сосудистой хирургии 1 Кафедра семейной медицины Кафедра семейной медицины Кафедра функциональной и ультразвуковой диагностики Кафедра функциональной и ультразвуковой диагностики Кафедра патологической анатомии Кафедра патологической анатомии Кафедра гематологии и гериатрии Кафедра гематологии и гериатрии Кафедра социальной и судебной психиатрии Кафедра социальной и судебной психиатрии Кафедра травматологии и ортопедии Кафедра травматологии и ортопедии Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии Кафедра стоматологии Кафедра стоматологии Кафедра общей хирургии Кафедра общей хирургии 13 кафедр

УРОВНИ ОСНАЩЕННОСТИ Средний (7-5 технологий) Средний (7-5 технологий) Кафедра фтизиатрии Кафедра фтизиатрии Кафедра эндокринологии Кафедра эндокринологии Кафедра психиатрии и психосоматики Кафедра психиатрии и психосоматики Кафедра профилактической и неотложной кардиологии Кафедра профилактической и неотложной кардиологии Кафедра кожных и венерических болезней Кафедра кожных и венерических болезней Кафедра нелекарственных методов лечения и клинической физиологии Кафедра нелекарственных методов лечения и клинической физиологии Кафедра нервных болезней Кафедра нервных болезней Кафедра лучевой диагностики Кафедра лучевой диагностики Кафедра нефрологии и гемодиализа Кафедра нефрологии и гемодиализа 9 Кафедр

УРОВНИ ОСНАЩЕННОСТИ Недостаточный Недостаточный (4-1 технологии) (4-1 технологии) Кафедра акушерства и гинекологии Кафедра акушерства и гинекологии Кафедра клинической иммунологии и аллергологии Кафедра клинической иммунологии и аллергологии Кафедра ревматологии Кафедра ревматологии Кафедра неотложных состояний в клинике внутренних болезней Кафедра неотложных состояний в клинике внутренних болезней Кафедра организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Кафедра организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Кафедра клинической реабилитологии и физиотерапии Кафедра клинической реабилитологии и физиотерапии Кафедра терапии Кафедра терапии 7 кафедр

Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ в 2010 – 2011 г.г. 11 кафедр провели 31 цикл с применением ДОТ Обучено 246 курсантов Кафедра семейной медицины Кафедра акушерства и гинекологии Кафедра нефрологии и гемодиализа Кафедра сердечно-сосудистой хирургии 1 Кафедра функциональной и ультразвуковой диагностики Кафедра анестезиологии и реаниматологии Кафедра эндокринологии Кафедра нервных болезней Кафедра профилактической и неотложной кардиологии Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии Кафедра патологической анатомии

Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ в 2010 – 2011 г.г. Кафедра семейной медицины Кафедра семейной медицины г. Астрахань, г. Белгород г. Тула, г. Москва г. Ульяновск, г. Казань г. Волгоград Кафедра акушерства и гинекологии Кафедра акушерства и гинекологии г. Барнаул г. Кемерово г. Новгород г. Иваново

Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ в 2010 – 2011 г.г. Кафедра нефрологии и гемодиализа г. Астрахань х 2 г. Кострома Кафедра сердечно-сосудистой хирургии 1 г. Пенза Кафедра функциональной и ультразвуковой диагностики г. Тула

Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ в 2010 – 2011 г.г. Кафедра анестезиологии и реаниматологии Кафедра анестезиологии и реаниматологии г. Тула г. Ижевск г. Челябинск г. Голицино, госпиталь ФСБ, г. Тамбов г. Липецк *2 г. Ижевск

Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ в г. Кафедра эндокринологии Кафедра эндокринологии Внеплановый цикл профессиональной переподгогтовки «Эндокринология» г.Тула Кафедра нервных болезней Кафедра нервных болезней г. Тамбов г. Черкесск У каждого преподавателя имеется опыт проведения дистанционных лекций и практических занятий

Кафедра профилактической и неотложной кардиологии Кафедра профилактической и неотложной кардиологии г. Астрахань Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии г. Москва и Московская область Кафедра патологической анатомии Кафедра патологической анатомии г. Тула г. Тверь Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ в 2010 – 2011 г.г.

Использование дистанционных технологий в 2010 – 2011 г.г. Кафедра психиатрии и психосоматики Кафедра психиатрии и психосоматики Циклы СЦ не проводились Циклы СЦ не проводились Проведены прерывистые циклы ТУ в рамках ежегодной Всероссийской школы молодых ученых-психиатров Проведены прерывистые циклы ТУ в рамках ежегодной Всероссийской школы молодых ученых-психиатров Проведена видеоконференция «Тревожные и депрессивные состояния человека: факторы риска и способы их устранения» на 400 удаленных «центров доступа» Проведена видеоконференция «Тревожные и депрессивные состояния человека: факторы риска и способы их устранения» на 400 удаленных «центров доступа» Проводятся клинические разборы ведущих отечественных специалистов в области психосоматики в интерактивном режиме. Проводятся клинические разборы ведущих отечественных специалистов в области психосоматики в интерактивном режиме. Создан банк видеоматериалов: Создан банк видеоматериалов: видеоразборы показательных клинических случаев (более 30 сюжетов); лекции по расстройствам личности (более 3 часов) на DVD-носителях.

Использование дистанционных технологий для проведения циклов СЦ и ТУ на перспективу Кафедра организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Кафедра организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Охват регионов с организацией циклов тематического усовершенствования по программам кафедры; Охват регионов с организацией циклов тематического усовершенствования по программам кафедры; Использование интерактивных математических моделей в рамках проведения практических занятий. Использование интерактивных математических моделей в рамках проведения практических занятий.

ЧАСТЬ 4 Перспективный план мероприятий по проблеме «Развитие системы дистанционного образования на факультете послевузовского профессионального образования врачей» ЧАСТЬ 4 Перспективный план мероприятий по проблеме «Развитие системы дистанционного образования на факультете послевузовского профессионального образования врачей» в рамках реализации стратегии развития инновационных образовательных технологий Первого МГМУ имени И.М. Сеченова

План реализации проекта «Развитие дистанционного обучения на факультете послевузовского профессионального образования врачей» Применение современных технологий ДО: Телеконференции Телеконференции Веб-трансляции Веб-трансляции Вебинары Вебинары Веб-презентации Веб-презентации Веб-кастинг Веб-кастинг Мастер-классы on-line Мастер-классы on-line Веб-интегрированная система (веб-сайт: Веб-интегрированная система (веб-сайт:

Перспективная задача ФППОВ Развитие и внедрение высоких технологий в научную, педагогическую и клиническую деятельность факультета

118 АУДИОВИЗУАЛЬНЫУ ТЕХНОЛОГИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫУ ТЕХНОЛОГИИ Аудиовизуальные технологии - технические системы для воздействия на каналы восприятия – слуха и зрения Аудиовизуальные технологии - технические системы для воздействия на каналы восприятия – слуха и зрения Интерактивные технологии – технические устройства с возможностью в режиме реального времени делать пометки, комментарии, акценты в учебном материале путем прикосновения Интерактивные технологии – технические устройства с возможностью в режиме реального времени делать пометки, комментарии, акценты в учебном материале путем прикосновения Multi - touch-технологии – технические средства, позволяющие с помощью прикосновения нескольким участникам работать с учебным материалом, проводить коллективное обсуждение Multi - touch-технологии – технические средства, позволяющие с помощью прикосновения нескольким участникам работать с учебным материалом, проводить коллективное обсуждение Технологии виртуальной реальности (ВР) - технологии трехмерного изображения, позволяющие создать виртуальное образовательное пространство и отрабатывать практические навыки Технологии виртуальной реальности (ВР) - технологии трехмерного изображения, позволяющие создать виртуальное образовательное пространство и отрабатывать практические навыки

119 Аудиовизуальные технологии: подача теоретической информации Современный лекционный зал – для наилучшей подачи теоретической информации Панорамный экранВывод нескольких тематических приложений одновременно Система проверки знаний Документ - камера

120 Оптимальный технический AV – систем лекционного зала Система отображения: Система отображения: Панорамный экран, Проектор с высоким разрешением, Контроллер для вывода сразу нескольких источников на экран одновременно, Документ-камера – для вывода бумажных источников, Врезной архитектурный интерфейс для подключения ноутбука лектора, презентер для свободного переключения слайдов Врезной архитектурный интерфейс для подключения ноутбука лектора, презентер для свободного переключения слайдов Система озвучивания в зале, а также беспроводной петличный микрофон для лектора для свободного перемещения по залу Система озвучивания в зале, а также беспроводной петличный микрофон для лектора для свободного перемещения по залу

121 Аудиовизуальные технологии: углубленное изучение учебной информации Современная учебная аудитория – для организации камерного режима работы со слушателями, в небольших группах

122 Лаборатории виртуальной реальности (ВР) Лаборатории виртуальной реальности (ВР) Изначально виртуальная реальность начала применяться в хирургии для тренировки хирургов. ВР в медицине начала применяться начиная с 60-х годов. В 1965 г. был разработан тренажер для виртуальной хирургии. Изначально виртуальная реальность начала применяться в хирургии для тренировки хирургов. ВР в медицине начала применяться начиная с 60-х годов. В 1965 г. был разработан тренажер для виртуальной хирургии. Особенностью технологий ВР для обучения в медицине заключается в особой важности моделирования ощущений врача при тактильном касании пациента, тканей его органов. Врачу важно не только видеть исследуемую ткань, но и ощущать взаимодействие с ней. Особенностью технологий ВР для обучения в медицине заключается в особой важности моделирования ощущений врача при тактильном касании пациента, тканей его органов. Врачу важно не только видеть исследуемую ткань, но и ощущать взаимодействие с ней. Аудиовизуальные технологии: формирование практических навыков

123 Оптимальный технический состав AV-комплекса лаборатории виртуальной реальности Экран, проекторы, стерео-очки, кластер для вывода изображений, система отслеживания объекта в пространстве (системы трекинга), специальное программное обеспечение и приложения Экран, проекторы, стерео-очки, кластер для вывода изображений, система отслеживания объекта в пространстве (системы трекинга), специальное программное обеспечение и приложения Тренажерный комплекс: мониторы, шлемы, спец.инструменты Тренажерный комплекс: мониторы, шлемы, спец.инструменты Дополнительные системы: системы озвучивания, системы бесперебойного питания, системы кондиционирования