1 Малый и средний бизнес в условиях кризиса Данные регулярного мониторинга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Advertisements

Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Барометр «Деловой России» Тюменская область Июль 2011.
Барометр «Деловой России» Тюменская область январь 2011.
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, III квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Мониторинг деятельности малых и средних предприятий, II квартал 2012 года НП «Агентство городского развития»
Влияние финансового кризиса на российский рынок недвижимости Июнь 2009г Соколов Денис Партнер, руководитель отдела исследований.
Презентация исследования Евгений Михайлович Фридман Член Президиума «ОПОРЫ России»
Результаты анкетирования представителей бизнес-сообщества Кабардино-Балкарской Республики 2009 г.
ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Федеральный Барометр предпринимательских настроений УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ.
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРУППА МИКРОЭКОНОМИКА: ситуация сложная, но компании адаптируются к новым условиям, показывают данные системы СПАРК.
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года 18 мая 2009 года.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
ЛШ "Предпринимательство", Что мы знаем о предпринимательской активности населения в условиях кризиса? Некоторые данные GEM, опрос – май\июнь.
Типовые расчёты Растворы
III Республиканская Конференция предпринимателей Татарстана Взаимодействие бизнеса и власти: современные вызовы и выбор пути развития предпринимательства.
Транксрипт:

1 Малый и средний бизнес в условиях кризиса Данные регулярного мониторинга

2 Методика проведения мониторинга Сформирована постоянная панель опроса, состоящая из 300 малых и средних компаний в 30 регионах РФ. Проводится ежемесячный опрос руководителей и/или владельцев выбранных компаний в течение 2009 года. Акцент исследования сделан на отраслях: a)обрабатывающее производство, b)строительство, c)ЖКХ, d)мелкая розничная и оптовая торговля, e)сельское хозяйство и пищевая промышленность, f)транспорт, доставка грузов, g)бытовые услуги, h)общественное питание, i)здравоохранение Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

3 Ситуация с начала года существенно не изменилась, но сохраняется негативная тенденция: для 2/3 респондентов привлечь заемные средства сложно или невозможно. Март 09 > Влияние внешних факторов > доступность финансовых ресурсов На сегодняшний день привлечь заемные финансовые средства для бизнеса… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн Янв. Февр. Март

4 Треть компаний отмечают низкий уровень спроса. Негативная тенденция сохраняется. Март 09 > Влияние внешних факторов > спрос на продукцию / услуги За последний месяц спрос на продукцию / услуги… На сегодняшний день спрос на продукцию / услуги… Янв. Февр. Март

5 Почти половина компаний отмечает наличие задолженностей со стороны покупателей. Наблюдается ухудшение ситуации. Март 09 > Влияние внешних факторов > задолженности со стороны покупателей За последний месяц объем задолженностей по платежам со стороны покупателей продукции / услуг … На сегодняшний день объем задолженностей по платежам со стороны покупателей продукции / услуг… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн Янв. Февр. Март

6 Более половины респондентов отмечают рост цен поставщиков за последний месяц. Март 09 > Влияние внешних факторов > цены поставщиков За последний месяц цены на продукцию / услуги поставщиков… На сегодняшний день цены на продукцию / услуги поставщиков… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн Янв. Февр. Март

7 Сохраняются позитивные изменения в доступности кадров. Март 09 > Влияние внешних факторов > доступность персонала На сегодняшний день найти производственный персонал (квалифицированных и неквалифицированных рабочих, инженеров, технологов)… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн Янв. Февр. Март

8 Недвижимость становится более доступной. Вместе с тем для трети компаний найти помещение для бизнеса сложно. Март 09 > Влияние внешних факторов > доступность недвижимости На сегодняшний день найти подходящие помещения для бизнеса… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн Янв. Февр. Март

9 Около 20% респондентов отмечают увеличение административного давления на бизнес. Март 09 > Влияние внешних факторов > административное регулирование За последний месяц количество проверок… За последний месяц сумма «поборов» и иных неформальных платежей… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

10 12% предприятий фиксируют случаи противоправных действий в отношении своего бизнеса со стороны правоохранительных органов, и ситуация принципиально не меняется. Случаи противоправных действий в отношении компаний со стороны правоохранительных органов за последний месяц Март 09 > Влияние внешних факторов > противоправные действия со стороны правоохранительных органов Изменение давления со стороны правоохранительных органов за последний месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

11 11% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов. Наблюдается негативная тенденция. Случаи противоправных действий в отношении компаний со стороны налоговых органов с начала 2009 года Март 09 > Влияние внешних факторов > противоправные действия со стороны налоговых органов Изменение давления со стороны налоговых органов с начала 2009 года Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

12 Давление со стороны криминала в марте испытали на себе 4% компаний. Обозначилась явная тенденция к ухудшению ситуации. Давление со стороны криминала за последний месяц Март 09 > Влияние внешних факторов > давление со стороны криминала Изменение давления со стороны криминала за последний месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

13 13% опрошенных говорят о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последний месяц и почти половина из них отмечают ухудшение ситуации. Случаи рейдерских захватов* компаний за последний месяц (по информации респондента) Март 09 > Влияние внешних факторов > рейдерские захваты компаний Изменение количества рейдерских захватов компаний за последний месяц * В регионе респондента Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

14 Более половины компаний отмечают падение объема продаж и снижение рентабельности бизнеса. Почти треть опрошенных с начала года снизили объемы налоговых отчислений (29% респондентов, в сравнении с январскими16%). Март 09 > Реакция компаний > изменения в деятельности компаний за последние два месяца Увеличение показателя Уменьшение показателя Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

15 Наличие просроченных платежей (включая задолженности по зарплате) Треть респондентов имеют просроченные платежи. Из них почти 40% - по налогам. Март 09 > Реакция компаний > задолженности Виды задолженностей * Процент респондентов, из имеющих задолженности * За последний месяц объем просроченных платежей… Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

16 Пессимистичные ожидания предпринимателей сохраняются: примерно треть компаний ожидают ухудшение состояния своего бизнеса. Март 09 > Интегральные оценки > нынешнее состояние бизнеса и прогнозы Прогнозы по изменению состояния бизнеса через месяц («предпринимательский оптимизм») Нынешнее состояние бизнеса Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн Янв. Февр. Март

17 Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Основными проблемами малый и средний бизнес по-прежнему считает спад спроса на продукцию и дефицит финансов. При этом неплатежи за последний месяц стали более значимой проблемой, чем ослабление рубля и инфляция. Март 09 > Интегральные оценки > основные проблемы * Процент респондентов, отметивших данную проблему в качестве одной из трех, наиболее серьезных для бизнеса * Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

18 Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Структура приоритетов практически не меняется. По-прежнему почти 2/3 компаний пытаются решить проблемы за счет сокращения издержек. Март 09 > Интегральные оценки > основные приоритеты * Процент респондентов, отметивших данную позицию в качестве одного из трех приоритетов для его компании на ближайший месяц * Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

19 Антикризисные меры, способные наиболее эффективно помочь бизнесу По-прежнему наиболее ожидаемые малым и средним бизнесом меры Правительства РФ: налоговые каникулы, кредитование и не повышение тарифов. Март 09 > Антикризисная политика * Процент респондентов, отметивших данную антикризисную меру в качестве одной из трех, способных наиболее эффективно помочь их бизнесу * Эффект от усилий федерального правительства по борьбе с кризисом на сегодняшний день Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

20 Выводы В марте 2009 года ситуация структурно не изменилась: состояние малого и среднего бизнеса в России продолжает постепенно ухудшаться. Наиболее ожидаемыми мерами государственной помощи стали сохранение (не изымание) финансовых ресурсов: - применение налоговых каникул либо отсрочки налоговых платежей; - создание возможностей кредитования; - содействие сокращению непроизводительных расходов предприятий (в первую очередь, не повышение тарифов и арендных платежей). Падение спроса становится проблемой для все большего количества предприятий. Поэтому одним из наиболее эффективным направлением антикризисной поддержки может стать стимулирование спроса на продукцию малого и среднего бизнеса, создание новых и развитие существующих рынков сбыта через: - увеличение государственного и муниципального заказа, повышение его доступности для малого и среднего предпринимательства; - поддержание платежеспособного спроса (в том числе населения). Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

21 ЖКХ Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные проблемы Торговля оптовая и розничная Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн * Здесь и далее процент респондентов, отметивших данную проблему в качестве одной из трех, наиболее серьезных для бизнеса *

22 Производство Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные проблемы Строительство Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

23 Сельское хозяйство и пищевая промышленность Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные проблемы Транспорт, доставка грузов, связь Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

24 Бытовые услуги Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные проблемы Общественное питание Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

25 Здравоохранение Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные проблемы Другие отрасли Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

26 Дефицит финансовых ресурсов Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Март 09 > Интегральные оценки по проблемам > актуальность для разных сегментов бизнеса * Здесь и далее процент респондентов из данного сегмента бизнеса, отметивших проблему в качестве одной из трех, наиболее серьезных для бизнеса * Спад спроса на продукцию Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Среднее по выборке Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

27 Ужесточение конкуренции Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Март 09 > Интегральные оценки по проблемам > актуальность для разных сегментов бизнеса Ужесточение условий поставщиков Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Среднее по выборке Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

28 Ужесточение условий и неплатежи со стороны покупателей Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Март 09 > Интегральные оценки по проблемам > актуальность для разных сегментов бизнеса Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Среднее по выборке Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

29 Налоговые ставки Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Март 09 > Интегральные оценки по проблемам > актуальность для разных сегментов бизнеса Ослабление рубля и инфляция Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Среднее по выборке Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

30 Требования и проверки со стороны регулирующих органов Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Март 09 > Интегральные оценки по проблемам > актуальность для разных сегментов бизнеса Коррупция и организованная преступность (рейдерство) Актуальность проблемы на сегодняшний день для разных сегментов бизнеса Среднее по выборке Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

31 Производство Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные приоритеты Строительство Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн * Здесь и далее процент респондентов, отметивших данную позицию в качестве одного из трех приоритетов для его компании на ближайший месяц *

32 ЖКХ Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные приоритеты Торговля оптовая и розничная Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

33 Сельское хозяйство и пищевая промышленность Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные приоритеты Транспорт, доставка грузов, связь Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

34 Бытовые услуги Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные приоритеты Общественное питание Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн

35 Здравоохранение Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Март 09 > Интегральные оценки по сегментам бизнеса > основные приоритеты Другие отрасли Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц Copyright © 2009 ОПОРА РОССИИ совместно с Бауман Инновейшн