Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием словесных игр Выполнила: Бузыгина Н.И. Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
Advertisements

Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
Развитие словаря детей 4 лет с общим недоразвитием речи в упражнениях с Монтессори - материалом.
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Районный семинар «Формирование общеобразовательной программы дошкольного образования» Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе. Учитель.
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Развитие пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения на логопедических занятиях Учитель-логопед Котова.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование.
1 группа Грубая несформированность всех языковых систем снижено понимание речи развёрнутая речь отличается лексико- грамматическим недоразвитием крайне.
Особенности изучения и коррекции монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Выполнил: студент 5 курса ИСП КГПУ.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Развитие восприятия описательной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР на логопедических занятиях.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Роль устных вычислений в обучении математики и дальнейшей адаптации школьников.
Транксрипт:

Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием словесных игр Выполнила: Бузыгина Н.И. Научный руководитель: Лынская М.И.

Актуальность Речь - важнейший элемент жизни человека в обществе Недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы + отсутствие коррекционных мероприятий Недостатки лексической стороны речи Трудности общения Отверженность, одиночество Нарушение социальных связей Коррекция недостатков лексической стороны речи + использование в работе системы словесных игр Формирование лексической стороны речи Адаптация в детском коллективе, социализация

Объект исследования - особенности лексической стороны речи у детей с ОНР. Предмет исследования – методика формирования лексической стороны речи у детей с ОНР с использованием словесных игр.

Гипотеза: Целенаправленное использование системы словесных игр Оптимизация процесса формирования лексической стороны речи у детей с ОНР Повышение мотивации детей к занятиям Повышение эффективности проводимой коррекционной работы

Задачи: 1. Проанализировать современные сведения об особенностях лексической стороны речи у детей с ОНР и современных методах формирования лексической стороны речи у детей с ОНР; 2. Определить систему логопедического обследования особенностей лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с целью определения уровня развития лексической стороны речи. 3. Разработать, теоретически обосновать и апробировать систему словесных логопедических игр, положительно влияющих на формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ С ОНР ограниченность словарного запаса резкое расхождении объёма активного и пассивного словаря Неточное употребление слов Многочисленные вербальные парафазии Несформированность семантических полей сложности усвоения слов обобщённого, отвлечённого значения трудности актуализации словаря

ВИДЫ СЛОВЕСНЫХ ИГР 1. Игры на установление правильного расположения серии картинок 2. Игры эвристического характера 3. Игры на «воображение» 4. Игры в «семантические абсурды» 5. Ассоциативные игры

2 балла - правильный ответ 1 балл - при затруднении, поиске, помощи логопеда 0 баллов - неправильный ответ «-» - отказ от выполнения задания Технология подсчета баллов Словарь Максимум баллов Результат Пассивный 24 Низкий Средний Высокий Активный 30 Низкий Средний Высокий

ЗаданиеОНРN речь Дети Общ. баллы дети Общ. баллы I. Понимание номинативной стороны речи 1. Называние окружающих предметов Узнавание предметов по описанию Предъявление «конфликтных» картинок Понимание действий, изображенное на картинках Понимание слов, обозначающих признаки Понимание пространственных наречий II. Понимание предложений 1. Выполнение 2-3 х действий в одной просьбе Понимание инверсионных конструкций Выбор наиболее подходящего по смыслу слова Исправление предложения Выбор правильного предложения Закачивание предложения Количественный и качественный анализ сформированности пассивной стороны речи. Констатирующий этап

Задание ОНРНорм. речь +баллы+ 1.Слова, обозначающие предметы: 99 7, , 3 назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся с обобщающим словом бдополнить тематический ряд слов в Назвать предмет по описанию, по признакам, по действиям гназвать детенышей днайти общее название еназвать части тела Называние признаков предметов, подбор признаков к предмету Названия действий людей и животных 77 5, а.Сказать, кто что делает (профессии) б.кто как передвигается вкто как кричит г Показ движений по картинке дчто делает человек на картинке Называние времен года, их последовательности, признаков Слова- антонимы Слова – синонимы Количественный и качественный анализ сформированности активной стороны речи.

Для словаря исследуемых детей с ОНР характерно: Значительное преобладание активного словаря над пассивным; Трудности актуализации новых слов; Затруднения при классификации и обобщении предметов; Употребление слов в границах личного опыта; Преобладание бытовой лексики; Употребление в речи чаще им.существительных, реже- глаголов и прилагательных, единично- числительных и наречий; Страдает процесс отбора нужных слов; Недостаточная способность к усвоению слов обобщенного и отвлеченного характера; Неточность употребления слов; Трудности подбора синонимов и антонимов.

1. Обогащение и активизация пассивного и активного словаря детей с помощью подобранной серии словесных игр; 2. Формирование мотивации детей к логопедическим занятиям и работой с логопедом. Задачи формирующего эксперимента:

Виды словесных игр Примеры игр 1. Развитие словаря существительных 1)Классификация предметов по картинкам 2) «Найди лишний предмет» 3) «Назови лишнее слово» (среди имен существительных) 4) «Назови одним словом» 5) «Назови части» 6) Подбор названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу) И др. 2. Развитие словаря прилагательных 1) «Какой?», «Какая?», «Какие?» 2) «Сравни!» 3) «Назови лишнее слово» (среди имен прилагательных) 4) Выбрать из 3 слов 2 слова 5) «На что похоже?» И др. 3. Развитие словаря глаголов и наречий 1) «Кто как передвигается?» 2) «Кто как ест?» 3) «Назови лишнее слово» (среди глаголов) 4) Объяснить значение слов-глаголов 5) «Кто как голос подает?» 6) «Когда человек ест?» 7) «Кто что умеет делать?» 8) «Что какие звуки издает?» И др. 4.Слова- синонимы 1) Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля» 2) Придумать слова-«приятели» к словам И др. 5.Слова- антонимы 1) Закончить предложение и назвать слова «неприятели» 2) «Скажи наоборот» 3) Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу И др. Применяемые виды словесных игр

Классификация предметов по картинкам «Найди лишний предмет»

Развитие словаря по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Словесные игры, выполняемые в речевом плане: «Назови лишнее слово», «Пара к паре», «Какое следующее слово?» Словесные игры с мячом: «Скажи наоборот», «Кто как голос подает»

ЗаданиеОНР (констатир. этап) ОНР (контрольный этап) +баллы+ I. Пони мани е номинативной стороны речи 1. Называние окружающих предметов Узнавание предметов по описанию Предъявление «конфликтных» картинок Понимание действий, изображенное на картинках Понимание слов, обозначающих признаки Понимание пространственных наречий II. Пони мани е предложений 1. Выполнение 2-3 х действий в одной просьбе Понимание инверсионных конструкций Выбор наиболее подходящего по смыслу слова Исправление предложения Выбор правильного предложения Закачивание предложения 3367 Сравнительный анализ количественного и качественного пассивного словаря детей с ОНР на этапе констатирующего и контрольного экспериментов Контрольный этап

ЗаданиеОНР (констатир.этап) ОНР (контрольный этап +баллы+ 1.Слова, обозначающие предметы:997,491411,3 назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся с обобщающим словом бдополнить тематический ряд слов в Назвать предмет по описанию, по признакам, по действиям гназвать детенышей 3378 днайти общее название еназвать части тела Называние признаков предметов, подбор признаков к предмету Названия действий людей и животных 775,891313,4 а.Сказать, кто что делает (профессии) б.кто как передвигается вкто как кричит г Показ движений по картинке дчто делает человек на картинке Называние времен года, их последовательности, признаков Слова- антонимы Слова – синонимы Сравнительный анализ количественного и качественного активного словаря детей

Отказы детей от выполнения заданий на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Констатирующий этап Контрольный этап Пассивный словарь 5 детей в 10 заданиях 1 ребенок в 1 задании Активный словарь 5 детей в 16 заданиях 2 детей в 2 заданиях

В результате систематического использования специально подобранной серии словесных игр: значительно увеличился пассивный и активный словарный запас детей с ОНР; дети с большим интересом стали заниматься; повысилась мотивация детей к занятиям; значительно уменьшилось количество отказов от участия в занятиях.

Спасибо за внимание!