Вопросы для обсуждения в ходе лекции о международных механизмах защиты человека 1. Международный уровень защиты – неужели национальные власти не справляются?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конференция «Применение международного права в деятельности общественных объединений», Чернигов, 5-11 февраля 2007 Место и значение международного и конституционного.
Advertisements

Конференция «Применение международного права в адвокатской практике», Вильнюс, 5-7 ноября 2006 Международные нормы и институты в правозащитной деятельности.
«Международное публичное право» Тема лекции: Соотношение систем международного права и внутригосударственного права Лектор: Проф. Абашидзе Аслан Хусейнович.
Международная защита прав человека.. На сегодняшний день Российская Федерация является участником двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Устав обязывает главный орган ООН – Генеральную Ассамблею ООН – уделять особое внимание защите прав человека. В 1948 г. она приняла Всеобщую декларацию.
Международный пакт о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах -был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.
Международная защита прав человека. В настоящее время Российская Федерация является участников двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
П ОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА © Полубан М.В., 2013.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. Право реально существует и функционирует в определенных формах. Внешнее выражение права в юридической литературе называют по-разному:
Презентация по предмету «Международное право» Тема: «Форма и структура международного договора, язык международного договора, юридическое значение»
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
Особенности, общая характеристика и источники международного права Выполнила студентка группы ВЗБ3ЮР-26 гп Сверчкова Ж.Е. Преподаватель: Глазков А.Н.
Законодательная база государственно- общественного управления.
Гордей М.В. 13-ОМ. В соответствии с ст.1 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: 1.Законодательство Российской Федерации.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Источники права То, что помогает познать право То, чем руководствуется практика в решении юридических дел -Правовой обычай – Правило поведения, признанное.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень_Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Транксрипт:

Вопросы для обсуждения в ходе лекции о международных механизмах защиты человека 1. Международный уровень защиты – неужели национальные власти не справляются? 2. Какова эффективность международной процедуры защиты? 3. Прецедентный характер решений международных квазисудебных органов.

Использование международного права в области прав человека в национальной системе Людмила Ульяшина Конференция «Применение международного права в деятельности общественных объединений, Чернигов, 5-11 февраля 2007

Вопросы для повторения Являются ли граждане субъектами международного права? Является ли международное право частью национальной правовой системы в Беларуси? Возможно ли применять международные договора непосредственно при обращении за восстановлением нарушенного права внутри государства? В каких случаях это сделать нельзя?

План лекции Правовые основания для ответственности государства в области международных обязательств Субсидиарность международной ответствонности Развитие национальной правовой системы посредством международных инструментов

Общие основания и пределы международной ответственности государства по договорам в области прав человека Внутренние нормы Статья 8 Конституции Статья 27 часть 2 Закона о международных договорах Республики Беларусь Статья 3 Закона о международных договорах Республики Беларусь Международные нормы Общего значения: ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ о праве международных договоров 23 мая 1969 года Специфические договора в области прав человека, например: Пакт о гражданских и политических правах Конвенция против пыток Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 3. Правовая основа заключения, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь Заключение, исполнение, приостановление действия и прекращение международных договоров Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, другими международными договорами Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 27. Исполнение международных договоров Республики Беларусь Международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом. Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Министерство иностранных дел Республики Беларусь осуществляет общее наблюдение за исполнением международных договоров Республики Беларусь и оказывает содействие государственным органам Республики Беларусь в пределах своей компетенции в исполнении международных договоров.

Общие сведения об ответственности, вытекающей из договоров в соответствии с международным правом (Анализ некоторых положений Венской Конвенции) 1. Правила Конвенции распространяются только на договоры между государствами(статья 2 п. 1(а)) договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, 2.Процедура заключения договоров и момент, с которого этот договор обязателен для государства ратификация, принятие, утверждение и присоединение означают международный акт, посредством которого государство выражает в международном плане свое согласие н на обязательность для негоо договора (статья 2, 1(б) Венской Конвенции) Для Беларуси: Статья 14. Закона О международных договороах Выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров

Статья 14. Выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией международного договора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к международному договору, путем правопреемства в отношении международного договора. Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено любым иным способом, предусмотренным международным договором, при соблюдении процедуры, установленной настоящим Законом для указанных в части первой настоящей статьи способов выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь межгосударственных и межправительственных договоров принимаются Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией, определенной Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь международных договоров межведомственного характера принимаются Советом Министров Республики Беларусь или руководителями государственных органов Республики Беларусь, заключающих данные международные договоры, в соответствии с их компетенцией, определенной настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Общие сведения об ответственности, вытекающей из договоров в соответствии с международным правом (продолжение) 3. Момент, когда договор получил юридическую силу и является основанием для обязательств государства Для Беларуси : Статья 22. Вступление в силу международных договоров для Республики Беларусь См. Также ст.ст Закона О международных договорах Вопрос : Подписание договора является ли основанием для ответственности?

Статья 22. Вступление в силу международных договоров для Республики Беларусь Международный договор вступает в силу для Республики Беларусь после выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора в соответствии с настоящим Законом в порядке и сроки, предусмотренные международным договором или иным образом согласованные между договаривающимися сторонами.

Общие сведения об ответственности, вытекающей из договоров в соответствии с международным правом (продолжение) 4.Исполнение договора. Принцип »pacta sunt servanta» Венская Конвенция : Статья 26. Pacta sunt servanda Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Статья 27. Внутреннее право и соблюдение договоров Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Это правило действует без ущерба для статьи 46.

Общие сведения об ответственности, вытекающей из договоров в соответствии с международным правом (продолжение) 5.Толкование договоров Позволяет применять «старые» нормы, приспосабливая их к реальным, новым, изменившимся обстоятельствам жизни Толкование международных договоров осуществляется на основании определенных правил: Венский Договор Статья 31. Общее правило толкования Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Виды толкования: Грамматическое, систематическое, телеологическое, историческое(ст.32)

Общие сведения об ответственности, вытекающей из договоров в соответствии с международным правом (продолжение) Вопрос: Что такое нормы Jus Cogens? Сравни: ст.4(2) Пакта о гр. и полит. Правах и ст.15ч.2 Европейской Конвенции. Венская Конвенция Статья 53. Договоры, противоречащие императивной норме общего международного права (jus cogens) Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Статья 64. Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens) Если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.

Общие сведения об ответственности, вытекающей из договоров в соответствии с международным правом (продолжение) Jus Cogens нормы Erga omnis обязательства у всех государств в отношении нарушителя Jus Cogens Смотри например, ст.ст.39.41,42 Устава ООН)

Специфика обязательств по договорам в области прав человека Вопрос: Что является основной особенностью современного международного права? Ответ: новый субъектный состав Индивидуумы как субъекты прав в международном праве – основной элемент в концепции построения и функционирования институтов прав человека на международном уровне

Специфика обязательств по договорам в области прав человека (продолжение) Другой важной чертой современного международного права является создание системы контроля за исполнением договоров в области прав человека Вопрос: В чем заключается эта система? Направление государствами отчетов о выполнении договоров в адрес исполнительных органов, созданных государствами Создание и работа специальных комитетов, наделенных полномочиями по проверке исполнения договоров Обратить внимание: Роль НПО и правозащитников в работе этих комитетов по проверке отчетов государств

Специфика обязательств по договорам в области прав человека (продолжение) Создание органов с функциями квази-судебного контроля Пакт о гражданских и политических правах(Факультативный Протокол 1) Конвенция против пыток(статьи 19,22) Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации(статья 14) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин(статья 17)

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года. Участвующие в настоящем Протоколе государства, принимая во внимание, что для дальнейшего достижения целей Пакта о гражданских и политических правах (в дальнейшем именуемого «Пакт») и осуществления его постановлений было бы целесообразно дать Комитету по правам человека, учреждаемому на основании части IV Пакта (в дальнейшем именуемому «Комитет»), возможность принимать и рассматривать, как предусмотрено в настоящем Протоколе, сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте, согласились о нижеследующем:

Статья 1 Государство участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством- участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Ни одно сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства участника Пакта, которое не является участником настоящего Протокола

Субсидиарность международной ответственности Система международной юстиции основана принципе субсидиарности, т.е. она является вспомогательным, а не основным средством в осуществлении и защите основных прав и свобод Вопрос: В чем проявляется этот принцип субсидиарности? Смотри, например, Ст.61 Конституции РБ, Ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах

Субсидиарность международной ответственности (продолжение) Главная цель этого принципа: Государства должны реализовывать обязательства в области прав человека на внутреннем уровне, в национальной системе

Субсидиарность международной ответственности (продолжение) Препятствия на пути реализации правозащитных инструментов Государственный суверенитет Равноправие субъектов международного права Отсутствие органа способного издавать обязательные для всех государств норм Отсутствие на межнациональном уровне судебной и исполнительной системы, с компетенцией, обязательной для государств Политические, национальные и территориальные споры, которые препятствуют реализации принципа равноправия государств и верховенства прав и свобод человека на международном уровне

Предпосылки к развитию национальной правовой системы посредством международных инструментов 1. Наличие каталога прав и свобод в Конституции Республики Беларусь 2. Признание примата международного права 3.Ратификация Республикой Беларусь большинства международных конвенций в области основных прав и свобод 4.Применение Конституционным Судом Республики Беларусь норм Европейской Конвенции, Международного Пакта о гражданских и политических правах, и др. 5.Доступность международных институтов защиты прав человека для лиц, находящихся под юрисдикцией РБ(при условии прохождения внутренних инстанций) 6.Наличие среди решений органов международной юстиции богатой юридической практики, которая должна быть использована для развития внутренней правовой системы

Развитие национальной правовой системы посредством международных инструментов Главная цель: Международные нормы, разработанные юристами высочайшего класса должны быть реализованы в практике государственных органов и судов тех национальных государств, которые стали участниками международных договоров.

Развитие национальной правовой системы посредством международных инструментов Специфика Беларуси(характерно для большинства бывших стран СССР): Правовая система является неразвитой с точки зрения применения демократических институтов Долгое существование партийно-административной системы, где отсутствовала необходимость развивать правовые концепции Зависимость судебной системы не от развития правовых концепций, в основе которых лежит универсальная основа- права и свободы человека Правовые знания и аргументация базировались на партийных приоритетах, а не на международных стандартах Международные конвенции о правах человека являлись формальной декларацией

Развитие национальной правовой системы посредством международных инструментов (продолжение) Международное право тем временем развило серьезную концептуальную базу для реализации и защиты тех прав и свобод, которые коротко сформулированы в основных правозащитных конвенциях Эти инструменты должны быть восприняты и привнесены в национальную правовую систему Это позволило бы изменить прежний способ правового мышления и развить систему изнутри

Используемые источники Устав ООН, Статут Международного Суда Пакт о гражданских и политических правах (Факультативный Протокол 1) Конвенция против пыток Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод Закон о международных договорах Республики Беларусь

Вопрос для повторения Комитет по правам человека рассматривает обращение гражданина Беларуси, который ссылается на норму Пакта о гражданских и политических правах и утверждает, что его право было нарушено в Беларуси. Государство ссылается на то, что внутреннее законодательство регулирует спорное отношение и чиновники действовали в соответствии с законом. Могут ли органы международной юстиции признать государство виновным в нарушении международных обязательств, если чиновники, действовали в строгом соответствии с законом? Обоснуйте ответ