С РАВНИТЕЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА Лекция 3. Что сравнивать? 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает Курс на ослабление многонациональных государств Курс на ослабление многонациональных.
Advertisements

С РАВНИТЕЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА Лекция 4. Цельносистемные сравнения 1.
Политическая карта мира Интегрированный урок Интегрированный урок Учитель географии: Саитова Гульнара Тагировна Учитель географии: Саитова Гульнара Тагировна.
Основные формы государств. Формы государств.. Критерии классификации форм государства. Форма правления; Форма государственного устройства; Форма политического.
План лекции 1.Этапы формирования политической карты мира: а)Древний б)Средние века в)Новое время г)Новейшее время д)Современный этап 2.Типология стран.
Все страны современного мира представлены на политической карте, которая прошла длительный исторический путь в своем формировании. Сегодня в мире насчитывается.
Признаки государства - публичная власть как аппарат управления обществом -целостность, т.е. социально-политический, экономический, духовный союз народа;
Формы государства Урок 14. План 1. Понятие «формы государства». 2. Формы правления государства. 3. Формы территориального устройства государства.
Куликов р.в учитель истории и обществознания МБОУ лицей 4 Г. Славянск-на-Кубани 2012.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Государственный строй и административно - территориальное устройство стран мира.
Критерии классификации стран Критерии классификации стран Критерии, выделения подсистем мирового хозяйства Критерии, выделения подсистем мирового хозяйства.
1. Основная часть населения и экономического потенциала сосредоточена в северной части: 1) Австралии и Бразилии 2) Венесуэлы и Алжира 3) Канады и Японии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА Политика – от греческого «полис» (город-государство) Политика – искусство управления государством.
Выполнила: Абдулгамидова Д Студентка 2 го курса 5- ой группы.
Государство в политической системе Подготовила студентка 3- курса Ф-п группы Стецко Алина.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
СТАНОВЛЕНИЕ,СУЩНО СТЬИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Технические Инструменты Парламентского Надзора за Сектором Безопасности Женевский центр по демократическому контролю над вооруженными силами (ДКВС) Д-р.
Транксрипт:

С РАВНИТЕЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА Лекция 3. Что сравнивать? 1

Ч ТО СРАВНИВАТЬ ? (и КАК сравнивать, когда единица анализа слишком велика и сложна, а сравнение – универсально) Государство в сравнительной перспективе. Проект «Политический атлас современности». 2

Ч ТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ МИР СЕГОДНЯ ? 3 Мир можно представить в виде «ячеистой» структуры, где каждая «ячейка» - некое государство (полития). Её примитивное изображение – политическая карта мира, которая отражает пространственный размер «ячеек» и их взаимное расположение.

4

Ч ТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО ? Р АЗНООБРАЗИЕ ГОСУДАРСТВ. Территориальные государства, составляющие современный мир в качестве основных структурных единиц, существенно отличаются не только по своим размерам, географическому положению, мощи и месту в мировом сообществе, но также живут по различным логикам и зачастую существенно отличаются друг от друга по своей природе. Они являются признанными членами мирового сообщества и привычно именуются государствами. Однако сами эти суверенные члены мирового сообщества не обязательно являются политиями одного определенного типа или даже природы. Только часть из них являются государствами в строгом смысле, или «государствами-состояниями» (англ. the state, нем. die Staat, франц. létat и др.). 5

Типологически можно выделить три идеальных типа исходного формирования территориальных государств: 1) династическое образование «сверху», 2) консоциативное «снизу», 3) корпоративно-сословное «сбоку». 6

В реальных исторических условиях происходит соединение всех трех типов, однако некоторые из типов получают преимущественное развитие: первый – во Франции и ряде германских политий, второй – в Швейцарии и Нидерландах, третий – в ряде германских и скандинавских политий. Некоторые политии – Англия, Швеция, ряд североитальянских политий – представляют собой примеры сочетания или смены различных типов. В результате уже ранний Модерн (конец Средневековья) дает большое разнообразие типов территориальных государств. Последующие этапы модернизации создают новые типы и модификации государственности, «природы» которых существенно отличаются друг от друга. 7

Сейчас в мире наряду с собственно государствами- состояниями существуют иные типы политий, выступающие в виде функциональных эквивалентов государств-состояний. Едва ли не большинство суверенных членов мирового сообщества составляют функциональные эквиваленты государств, которые усваивают, имитируют или симулируют различные черты современной государственности. Они были признаны в качестве государств потому, что логика сменявших друг друга международных систем требовала закрепления территорий, вов- леченных в европейскую, международную, а затем и мировую политику, за суверенами как единствен-ным законным типом политических акторов. 8

Каждая новая система при своем расширении (колонизация) или внутреннем усложнении (деколонизация) вовлекала все новых политических акторов, заставляя их принимать общие правила суверенитета и нормы международного права. Так появилась эволюционная, структурная и субстанциональная «чересполосица» форм и типов государственности. Фактически различные постсредневековые политии – от династических центров и орденских господств до городских и т.п. сообществ – так или иначе образовали различные варианты суверенных территориальных политий. Ключевую роль при этом сыграла международная среда. Она заставляла все существующие политии адаптироваться к своим условиям и требованиям. Осуществленная ими территориальная (ре)организация имела следствием формы, которые лишь весьма условно могут быть объединены в одной рубрике «современное государство». 9

Оказавшиеся в одном «клубе» членов ООН политии принадлежат к различным видам и типам или же поколениям (ранним, относительно зрелым, очевидно зрелым и т.п.), что затрудняет универсальные сравнения. В то же время длительное сосуществование и партнерство в «клубах» различных поколений международных систем, а также связанное с этим более или менее систематическое и продолжительное воздействие внешних факторов на отдельные политии способствовало возникновению (имитации, симуляции и т.п.) и закреплению некоторых общих институциональных признаков. Лучше интегрированные в международные системы «долгожители» оказываются относительно более «сравнимыми», чем «новички», у которых комплекс «уникальности» проявляется резче и прямолинейнее. 10

Ретроспектива современной государственности в самом общем виде может быть представлена следующим образом. В период существования западноевропейской Respublica Christiana по обе стороны от так наз. пояса городов – зоны бывшего пограничья (лимеса) Римской империи – возникают династические центры власти, которые формируют крупные территориальные политии – ядра будущих государств. Именно династические центры (конкретные представители династий) стали первыми акторами, к которым применимо понятие суверен. 11

Постепенно оно распространилось на всех основных участников системы силового противоборства, а после Тридцатилетней войны статус суверенов получили не только сами династы и династические центры, но также территориальные политии пояса городов – Нидерланды и Швейцария, построенные преимущественно «снизу» и типологически противоположные выстроенным преимущественно «сверху» династическим территориальным политиям – Франции, двум габсбургским монархиям (Австрии и Испании) и великодержавной Швеции. 12

Систематическое и продолжительное воздействие внешних факторов, связанных с участием в различных поколениях международной системы, способствовало возникновению (имитации, симуляции и т.п.) и закреплению некоторых общих признаков в политическом строе соответствующих стран. 13

К числу подобных признаков, помимо международного признания, относятся: 1) территориальность, включая демаркированность границ, их обустройство и развитость режима трансграничного перемещения, 2) монополия на принуждающее насилие и развитие связанных с нею структур обеспечения военной безопасности и административного контроля, 3) монополия на «чеканку монеты» и налогообложение, а также в целом 4) контроль над основными ресурсами, необходимыми для обеспечения участия соответствующей политии в международной системе. 14

Весьма широко распространены, но не полностью универсальны такие признаки, как: 1) конституции и, шире, конституционность, 2) система представительства и представительное правление, включая функционирование электоральных систем и практик, 3) конкуренция режима и оппозиции, включая формирование партий и партийных систем, а также в целом 4) ответственность государственной власти за эффективное функционирование государства вкупе с развитием прав человека и гражданских свобод. Данные признаки достаточно широко признаны, но имеют далеко не универсальную реализацию – все еще адаптируются, имитируются, а то и поверхностно симулируются. 15

С эволюцией международной системы и превращением ее в мировую разнообразие типов политий, занимавших те или иные «ячейки», становилось все большим. Сейчас ООН включает наряду с долгожителями, имеющими четырех-пятисотлетний опыт суверенов различных разновидностей (Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Испания, Швеция, Дания и др.), больше десятка типов иных политических образований. Одни сформировались на западноевропейских перифериях или вновь образовались путем слияния (Германия, Италия) или разделения (отделения от) исходных членов «клуба» суверенов (Норвегия, Ирландия, Финляндия, Исландия и т.п.). Другие были созданы как бы на «пустом месте» по западноевропейским лекалам (США, Канада, Австралия и т.п.). 16

Третьи включились в международную систему со своими особыми цивилизационными традициями и специфическими структурами неевропейской политической организации (Россия, Япония, Китай и т.п.). Четвертые подверглись сложной переработке по модели «гибели-и- возрождения» (Индия, Египет и т.п.). Пятые заставили признать себя путем решительного сопротивления давлению великих держав (Турция, Эфиопия, Таиланд и т.п.). 17

Шестые в разные исторические эпохи искусственно формировались великими державами (Греция, Албания, страны «малой Антанты» и т.п.). Седьмые послужили простым оформлением тех или иных территорий (Микронезия и многие другие подобные островные образования, ряд африканских государств и т.п.) при фактическом сохранении внешнего контроля – нужно было формально заполнить «бреши» в глобальной «ячеистой» структуре. Наконец, возникло несколько поколений и типов постколониальных политий, в большей или меньшей степени развивших альтернативные версии государственности. 18

К АК ИЗУЧАТЬ ЭТО РАЗНООБРАЗИЕ ? Первый шаг заключается в том, чтобы неким образом ранжировать «ячейки». Самое простое ранжирование – по отдельным параметрам (душевой доход и т.п.). Недостаток подобного ранжирования – одномерность получаемых результатов и грубое представление о мире в целом и об отдельных странах. Увеличение количества параметров ведет к утрате наглядности. Картина мира распадается на несвязанные друг с другом шкалы («линейные псевдокарты»). 19

П РОЕКТ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ АТЛАС СОВРЕМЕННОСТИ» Однако это тот материал, который нам доступен. Именно он и составил эмпирическую базу данных из семи десятков переменных (с конкретными значениями для каждой страны) и соответствующих шкал. Следующим шагом стало более точное (адекватное) ранжирование с помощью пяти комплексных индексов, группирующих различные взвешенные параметры. В основу этих индексов были положены ключевые факторы, влияющие на положение отдельных политий в мире. 20

Р АЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СРАВНИТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ГОСУДАРСТВ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЕЖИМОВ Тату Ванханен : Индекс демократизации Тэд Р. Гурр и др. (проекты «Polity», в т.ч. «Polity IV» - Индекс политии) «Freedom House» : Индексы политических прав и гражданских свобод «Transparency International» : Индекс восприятия коррупции, Барометр мировой коррупции и т.п. «Reporters without Borders» : Индекс свободы прессы «Foreign Affairs» & A.T.Kearney : Индекс глобализации «Cato Institute» : Индекс экономической свободы «World Economic Forum» : Индекс мировой конкурентоспособности UNDP : Индекс человеческого развития и др. 21

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ «П ОЛИТИЧЕСКОГО АТЛАСА СОВРЕМЕННОСТИ » Многомерные классификации (не «карта», а «атлас» политических систем современных государств) Статистические базы данных (ООН, ЮНЕСКО, ПРООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения, Межпарламентский союз, СИПРИ, национальное законодательство, национальная статистика и др.) Собственная база данных (192 страны, 70 переменных, единиц данных++) и ее обработка в SPSS Комплексная обработка информации методами многомерного статистического анализа, позволяющая осуществить политологическую интерпретацию полученных результатов 22

СТРУКТУРА ПРОЕКТА Осуществление комплексного сравнительного анализа 192 политий на основе их многомерных классификаций с использованием методов дискриминантного анализа, главных компонент и кластерного анализа (построение разновидностей классификаций стран мира) Создание аналитических описаний 192+ политий современного мира на основе единых параметров и структурных требований («Энциклопедия политических систем современных государств») 23

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС Что влияет на положение национальных государств в структуре их взаимосвязей? 24

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ На положение государств в современном мире оказывают влияние: качество и эффективность государственности способность отвечать на внешние и внутренние вызовы ресурс воздействия на окружающую среду качество жизнеобеспечения собственного населения институциональный потенциал для демократического развития (традиции конкуренции, представительства, участия и ограничения исполнительной власти) 25

5 КОМПЛЕКСНЫХ ИНДЕКСОВ ( В СОВОКУПНОСТИ – ВЗАИМОСВЯЗАННАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ ) Индекс государственности Индекс внешних и внутренних угроз Индекс потенциала международного влияния Индекс качества жизни Индекс институциональных основ демократии 26

С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Время существования суверенной государственности Доля внешней помощи в ВНД государства Внешняя долговая зависимость Наличие на территории страны иностранных / международных военных контингентов Внутренние конфликты: наличие и масштабы жертв Территориальное выражение внутренних конфликтов Влияние внутренних конфликтов на стабильность режима Отношение заявок на патенты резидентов и нерезидентов Доля доминирующего этноса в структуре населения страны Режим привязки национальной валюты 27

С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ Наличие угрозы вооруженной агрессии (по оценке правительства) Наличие территориальных претензий со стороны иностранных государств Присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений Наличие угрозы терроризма Наличие в стране легальных сецессионистских движений Попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий 28

Несбалансированный экспорт – преобладание одного / двух товаров в структуре экспорта (50% и более) Зависимость от импорта энергоносителей Хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса Проблемы недоедания или голода (недостаток рациона питания по нормам FAO) Проблемы со снабжением населения питьевой водой Избыточная миграция (по оценке правительства) Сокращение численности населения Эпидемия ВИЧ/СПИД (более 1% инфицированных по данным UNAIDS) 29 С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ (2)

С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ПОТЕНЦИАЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ВЛИЯНИЯ Доля в мировом ВВП (в %) Доля в мировом экспорте товаров и услуг (в %) Доля взносов страны в регулярный бюджет ООН (в %) Доля голосов страны при принятии коллективных решений МВФ (в %) Членство в Парижском клубе стран-кредиторов Наличие статуса постоянного члена СБ ООН 30

Военные расходы (в долларах США) Наличие ядерного оружия Наличие истребительной авиации 4-го и/или выше поколений (50 и более единиц) Численность регулярной армии Доля населения страны от общей численности населения мира (в %) Нобелевские премии (не менее 10) Постоянное размещение за рубежом значительных военных контингентов 31 С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ПОТЕНЦИАЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ВЛИЯНИЯ

С ТРУКТУРА ИНДЕКСА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Ожидаемая продолжительность жизни при рождении ВВП на душу населения (в долларах США по ППС) Включенность населения в систему начального, среднего и высшего образования Расходы на здравоохранение на душу населения (в долларах США по ППС) Смертность от передающихся болезней (на 100 тыс. человек населения страны) Смертность от увечий (несчастных случаев, убийств, самоубийств и др.; на 100 тыс. человек населения страны) Детская смертность до 1 года 32

С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ДЕМОКРАТИИ Факторы укрепления/ослабления институциональных основ демократии: - непрерывность демократической традиции после Первой мировой войны - отсутствие или подрыв конкуренции при формировании исполнительной власти - нарушения конституционного порядка (неконституционные смены власти, перевороты или их попытки, гражданские войны, оккупации и др.) - нахождение во главе исполнительной власти более двух сроков подряд - влияние парламента на формирование правительства 33

Уровень конкуренции при формировании исполнительной власти Уровень парламентской конкуренции Возраст непрерывной минимальной электоральной традиции ( гг.) Включенность граждан в избирательный процесс Доля женщин в нижней палате парламента 34 С ТРУКТУРА ИНДЕКСА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ДЕМОКРАТИИ

Р ЕЙТИНГ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ : ПРИМЕРЫ СтранаБаллМесто США101 Япония9,342 Германия8,934 Южная Корея8,538 Китай8,2412 Аргентина8,0717 Россия7,527 Южная Африка7,3530 Саудовская Аравия6,9941 Иран6,9743 Венгрия6,8845 Индонезия5,8467 Индия5,4281 Алжир5,0198 Украина4,35113 Эфиопия2,66154 ЦАР0,

И НДЕКС ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ : ПРИМЕРЫ СтранаБаллМесто Эфиопия10,001 ЦАР7,5710 Индия5,9944 Индонезия5,9945 Иран5,3457 КНДР4,8968 КНР4,4878 Россия4,3481 Республика Корея4,2882 Япония4,0387 Саудовская Аравия3,63101 США3,06118 ЮАР2,37136 Украина2,27141 Аргентина2,07146 Венгрия1,02172 Германия0,

И НДЕКС ПОТЕНЦИАЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ВЛИЯНИЯ : ПРИМЕРЫ СтранаБаллМесто США10,001 КНР3,932 Япония3,253 Германия3,244 Россия2,607 Индия2,288 Саудовская Аравия1,6910 КНДР1,2512 Республика Корея1,0216 Иран0,8320 Индонезия0,8122 Украина0,5929 Аргентина0,5631 ЮАР0,4934 Венгрия0,2953 Эфиопия0,2262 ЦАР0,

И НДЕКС КАЧЕСТВА ЖИЗНИ : ПРИМЕРЫ 38 СтраныБаллМесто США6,535 Япония6,0514 Германия5,5522 Республика Корея4,6633 Венгрия3,8043 Аргентина3,5846 Саудовская Аравия3,2156 Россия2,6873 Иран2,4985 КНР2,3595 Украина2,20101 ЮАР2,00111 Индонезия1,86116 Индия1,60125 КНДР1,46131 Эфиопия0,33186 ЦАР0,00192

И НДЕКС ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ДЕМОКРАТИИ : ПРИМЕРЫ СтранаБаллМесто Австрия8,099 Индия7,3516 США7,318 Венгрия6,9428 Аргентина6,9129 Республика Корея6,6234 Украина6,4642 Япония6,4643 Индонезия5,4486 Россия5,2493 ЮАР5,2394 Эфиопия4,03124 ЦАР3,2139 Иран1,76161 КНР0,69178 КНДР0,

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 40