Г.Пенза, 25 апреля 2009 г. Бюджетная система Российской Федерации в 2009 году: от антикризисной адаптации к посткризисной модернизации (?)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Advertisements

Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
1 Новые принципы бюджетного планирования и организация составления проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов Директор.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Формирование муниципального задания, мониторинг его выполнения.
ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Мэрия города Архангельска 19 марта 2009 года.
Директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А.М.Лавров Международная конференция «Россия и мир: вызовы десятилетия» Пленарная.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
111 Порядок финансирования бюджетных расходов в 2013 году.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
1 Учебный семинар по теме «Основы государственного управления» 15 декабря 2009 г. Государственные услуги, управление системой государственных услуг на.
Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
М ] ф 1 Опыт, проблемы и перспективы внедрения государственных заданий на оказание государственных услуг Начальника Отдела анализа и развития бюджетной.
Департамент бюджетной политики 1 РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.Чебоксары, 9 августа 2007 г. Проблемы применения и перспективы.
П/п 1Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию приоритетного национального проекта.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Транксрипт:

г.Пенза, 25 апреля 2009 г. Бюджетная система Российской Федерации в 2009 году: от антикризисной адаптации к посткризисной модернизации (?)

1)Что было сделано за 2000-е годы? 2) Как идет (ли) адаптация бюджетов? 3)Как войти в новый бюджетный цикл? 4)Что было изменено в Бюджетном кодексе за последние полгода? 5)Что можно и (или) нужно делать в ближайшие 3 года? 6)??

1.1 Среднесрочные программы бюджетных реформ в Российской Федерации в 2000-х годах В 1998 году принят Бюджетный кодекс, вступивший в силу с 2000 года ________________________________________________________________________________ Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в гг. (1998 г.) – внедрение новой методологии выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и базовой программы реформирования региональных финансов (Фонд реформирования региональных финансов) Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года (2001 г.) – реформа федеративных отношений и местного самоуправления, разграничение расходных обязательств и доходов, система межбюджетных трансфертов; Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации (2003 г.) – реформа бюджетных учреждений, новые формы оказания государственных (муниципальных) услуг; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в гг. (2004 г.) – среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты (СБОР). _____________________________________________________________________ С 2011 года – новая редакция Бюджетного кодекса (?)

1.2 Субъекты бюджетных правоотношений Публично-правовые образования: Российская Федерация Субъекты Российской Федерации Муниципальные образования Участники бюджетного процесса Законодательные органы власти Исполнительные органы власти высшие» (правительства) «финансовые» (минфины, финорганы, казначейство) ведомственные (главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов, главные администраторы источников финансирования дефицита) Получатели бюджетных средств – только бюджетные учреждения

1.3 Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований МР (субв.)РРМуниципалитетам 3б. Делегирование полномочий субъектов РФ М РФ(субв.)РФ Муниципалитетам РРФ (субв.)РФ Субъектам РФ 3а. «Делегирование» полномочий РФ МММРФМуниципалитеты (М) РРРРФСубъекты РФ (Р) 2. Совместные полномочия МММММуниципалитеты (М) РРРРСубъекты РФ (Р) РФ 1. Собственные полномочия Введение Исполнение Финансовое обеспечение Регулированию Полномочия по: Установление Р/МР/МР/МР/МРФ Субъект РФ/Мун. Необеспеченный федеральный мандат

1.5 «Жизненный цикл» расходных обязательств

Плановый период (2 года) Плановый период (2 года) Очередной год Очередной год Плановый период (2 года) Очередной год t +1 t +2 t +3t +4 t +5 корректировка разработка 1.6 «Скользящая трехлетка»: предсказуемостьгибкость резерв (5%)

1.8 Базовая схема бюджетного планирования на федеральном уровне Ненефтегазовые доходы Нефтегазовый трансферт, в % к ВВП Источники дефицитного финансирования РЕСУРСЫ ДРОПРО 1 год 2 год 3 год изменение ДРО новые РО 1% ВВП корректировка объём включают все доходы, кроме нефтегазовых доходов и доходов от управления Резервным фондом и ФНБ.

1.13 Основные понятия БОРа Ресурсы, затраты (inputs) - то, что используется для получения непосредственного результата (объекты, персонал, помещения, оборудование, медикаменты...) Непосредственные результаты (outputs) - то, для чего используются ресурсы, оказанная услуга, мероприятия (построенные дороги, выпускники, вылеченные больные, проведенные проверки, спасенные, раскрытые преступления…) Готовность, возможность (capacities) - потенциальная способность обеспечить непосредственный результат (вооруженные силы, пожарные, скорая помощь, МЧС…) Конечные результаты (outcomes) - ожидаемые позитивные последствия непосредственных результатов или повышения готовности (качество рабочей силы, продолжительность жизни, снижение заболеваемости, безопасность, удовлетворенность населения…)

Бюджетный кодекс (закон субъекта РФ) Закон о бюджете 1.16 Ведение сводной бюджетной росписи Порядок ведения сводной бюджетной росписи Сводная бюджетная ропись (по состоянию на ______) Сводная бюджетная ропись (по состоянию на ______) Рамочные требования Прямые основания (ст. 217) Доп.основания Утверждение и Изменения

2.1 Динамика мировых цен на нефть «Urals» (долл. США/барр.) 5 январь феврал ь мартапрельмайиюньиюльавгуст сентябр ь октябр ь ноябрь декабр ь 89,591,799,8105,3118,7127,8129,7111,597,070,552,539,2 Цена на нефть «Urals» в 2008 году

2.2 Изменение основных характеристик федерального бюджета на 2009 год (млрд. руб.) 2008 год (отчет) 2009 год Утверждено первоначальным законом ( с учетом 204- ФЗ) Предлагается законопроек- том Отклонение от 204-ФЗ В % к 2008 году Доходы, всего9 274, ,16 713, ,372,4 в % к ВВП22,321,216,6-- Расходы, всего7 566,69 024,79 692,2667,6128,1 в % к ВВП18,217,524,0-- Дефицит/профиц ит 1 707,51 902, , ,8- в % к ВВП4,13,7- 7,4-- Кроме того, квазифискальные операции 255,0 млрд. рублей. Объем финансовых ресурсов с учетом квазифискальных операций составляет 9 947,2 млрд. рублей, дефицит (с учетом квазифискальных операций) ,4 млрд. рублей (8% ВВП). 11

2.3 Финансовые ресурсы в рамках антикризисных мер Правительства РФ в 2009 году (млрд. руб.) Всего3 179,8 в % к ВВП7,9 Сокращение налоговой нагрузки595,1 Бюджетные ассигнования федерального бюджета1 379,7 Кредиты и гарантии за счет средств федерального бюджета:450,0 Государственные гарантии300,0 Увеличение объема предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ150,0 Средства Фонда национального благосостояния255,0 Средства Центрального Банка Российской Федерации (на обеспечение ликвидности банковской системы) 500,0 15

Объем бюджет- ных ассиг- нований Норма- тивно- обусло- влен- ные расходы Доля норматив- но- обуслов- ленных в % в том числе Иные расходы, подлежа- щие сокра- щению % сокращения Доля оплаты труда в % Доля социаль -ного обеспе- чения в % Доля субвен- ций в % Всего9 024,74 888,754,219,23,32,84 136,0 10,5 (943,3 млрд. руб.) в том числе: Минспорт России 40,56,115,15,91,08,434,426,4 Минкультуры России 95,122,223,317,00,30,072,919,5 Минсельхоз России 190,048,125,312,90,29,6141,912,8 Минздравсоцраз -вития России 474,8147,631,016,23,553,7327,28,7 Минюст России211,9142,867,458,65,22,969,15,0 Генпрокуратура58,444,375,963,911,10,014,13,2 2.4 Расчет сокращения расходов на 2009 год (млрд. руб.) 22

2.5 Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов (млрд. руб.) год (отчет) 2009 год Справочно: Рост бюджетных ассигнований 2009 года с учетом законопроекта к 2008 году Утвержден о законом (с учетом 204-ФЗ) Изменения, предусмот- ренные законопроек- том Бюджетные ассигнования с учетом законопроект а в млрд. рублей в % =5-27=5/2 ВСЕГО7 566,69 024,7667,69 692,22 125,6128,1 Общегосударственные вопросы 835,21 209,2-196,01 013,1177,9 121,3 Национальная оборона1 040,81 336,4-139,31 197,0156,2115,0 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 835,61 093,2-70,71 022,5186,9 122,4 Национальная экономика1 025,01 074,7652,31 727,0702,0168,5 Жилищно-коммунальное хозяйство 129,599,912,1112,0-17,5 86,5 Охрана окружающей среды10,213,8-0,912,92,7126,5 Образование 355,0424,0-27,9396,241,2 111,6 Культура, кинематография, средства массовой информации 88,9114,3-4,3109,921,0123,6 Здравоохранение, физическая культура и спорт 278,2361,8-26,8335,056,8 120,4 Социальная политика293,6310,30,6310,917,3105,9 Межбюджетные трансферты 2 674,62 987,1468,63 455,7781,1 129,2

2.6 Оценка сбалансированности бюджетов регионов в 2009 году (млрд.руб.) 2008 год - исполнение Первый прогноз на 2009 год Уточненная оценка Минфина России на 2009 год Млрд. руб. в % к 2008 году Млрд. руб.в % к 2008 году Доходы 6 196, ,7102,45 105,082,4 изменения в млрд. руб. 151, ,4 налог на прибыль организаций 1 751, ,3 98,1968,255,3 налог на доходы физических лиц 1 665,51 967,5118,11 549,393,0 Расходы 6 250,96 764,8108,25 932,694,9 в том числе: оплата труда с начислениями 1 678,11 990,9118,61 834,7109,3 капитальные расходы 1 377,31 186,286,1915,366,5 Несбалансированность 827,6 Источники покрытия: - остатки средств 416,0 - заимствования у банков (сальдо) 111,6 - дотации на сбалансированность и бюджетные кредиты 300,0 36

3.1 Внешние условия нового бюджетного цикла Цена на нефть – около 50 долларов; Падение ВВП в 2009 году на 6-7%; В 2010 году – стабилизация или незначительный (1-2%) рост ВВП В гг. – рост ВВП в пределах 3-4% Замедление инфляции с 13-14% до 7-8% Крайне высокая неопределенность макроэкономических условий

3.2 Практические выводы Для целей бюджета - консервативный экономический прогноз Если нет трехлетнего бюджета – не вводить Если есть трехлетний бюджет, то можно признать утратившими силу параметры планового периода («перезагрузка») Варианты: 1) традиционный 2) годовой + финплан 3) укрупненный плановый период Ограничивать и снижать дефицит Увеличить условно-утверждаемые расходы Реструктуризация расходных обязательств

3.3 Первый шаг к реструктуризации расходов 1) Публично-нормативные и приравненные к ним («администрируемые») обязательства пособия, стипендии, субвенции, трансферты ОМС, налоги, иски, резервные фонды, обслуживание долга 2) «Политически обусловленные» обязательства особо значимые программы, оплата труда, социально-значимые субсидии, дотации на выравнивание, антикризисные меры… 3) Другие обязательства (решения министерств)

3.4 Формула адаптации

3.5 Нужно ли выделять «расходы на развитие»?

4.1 Вступившие в силу изменения в бюджетном законодательстве

4.2 Изменения в бюджетном законодательстве

4.5 Не согласованные предложения Возврат к дифференциации нормативов отчислений для местных бюджетов Размещение остатков средств на депозитах для низкодотационных муниципальных образований Предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам

Стратегия (концепция) долгосрочного развития Стратегия (концепция) долгосрочного развития ДРОНД (Стратегия Министерства) ДРОНД (Стратегия Министерства) 5.1 Модель управления результатами 3-хлетний бюджет и долгосрочный бюджетный прогноз 3-хлетний бюджет и долгосрочный бюджетный прогноз ДЦП (конечные результаты) ДЦП (конечные результаты) Планы реформ (регулирование) ВЦП (ОБАС) (бюджетные ассигнования и непосредственные результаты) ВЦП (ОБАС) (бюджетные ассигнования и непосредственные результаты) Годовой отчет (оценка результативности) Годовой отчет (оценка результативности)

5.2 Альтернативы развития программно- целевого планирования 1)Долгосрочные целевые программы (подпрограммы) и ведомственные целевые программы – 2 самостоятельных «бюджетных» инструмента 2)Ведомственные целевые программы – составные («бюджетные») части долгосрочных целевых программ Непосре- дственные результаты Расходы Регулирова- ние Реформи- рование Конечные результаты ВЦП ДЦП ВЦПДЦП Конечные результаты Непосре- дственные результаты Расходы Непосре- дственные результаты Расходы Регулирова- ние Реформи- рование

5.3 Условный пример второго подхода: ДЦП «Обеспечение доступного и качественного образования» (Минобрнауки России) Конечный результат Повышение уровня, доступности и качества образования в соответствии с потребностями граждан, общества и рынков труда (+индикаторы) Непосред- ственные результаты План нормативно-правового регулирования Бюджетные ассигнования 285 млрд.руб, в том числе: 1)Ратификация Болонского соглашения и принятие вытекающих из него актов (перечень, сроки) 2)Принятие нормативного акта «О формировании и финансовом обеспечении государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием» (июнь 2009) 3)Утверждение порядка мониторинга качества и доступности образовательных услуг 4)Разработка и утверждение стандартов среднего образования и базовых учебных программ 5)Поправки в ФЗ «Об образовании» и т.д. 1)ВЦП «Выполнение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием млрд.. (Федеральное агентство по образованию) 2)ВЦП «Мониторинг процессов развития сферы образования в РФ» - 5 млрд. руб (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) 3)ВЦП «Содействие внедрению новых образовательных технологий в общеобразовательных школах» - 20 млрд. руб (Федеральное агентство по образованию– субсидия регионам) 4)ВЦП «Обеспечение среднего профессионального образования военнослужащих срочной службы» - 10 млрд.руб. (Минобороны)

Концепция долгосрочного развития до 2020 года План основных направлений деятельности Правительства России Отраслевые стратегии 60 Проектов Бюджетная стратегия до 2023 года 60 ДЦП ДЦП ВЦП Б Ю Д Ж Е Т ЦСР СЛАЙД 28

СЛАЙД РЕФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАСХОДОВ

СЛАЙД ВИДЫ АССИГНОВАНИЙ Код Перечень видов бюджетных ассигнований ст.69 БК Код подвида Наименование подвида 1 Оказание государственных (муниципальных) услуг 11 Выполнение функций бюджетных учреждений 12 Оказание услуг физическим и юридическим лицам (кроме п.11) 13 Субсидии автономным учреждениям ст.69,1 14 Субсидии НКО (кроме БУ и АУ) на оказание ими государственных (муниципальных) услуг ст.69,1 15 Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности (кроме ГУПов и МУПов) 16 Гособоронзаказ 17 Государственный материальный резерв 2 Социальное обеспечение населения 21 Публичные нормативные социальные выплаты гражданам 22 Иные социальные выплаты гражданам 23 Публичные нормативные обязательства по приобретению товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки 24 Иное приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки 3 Бюджетные инвестиции юридическим лицам (кроме БУ) 31 Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности государственным (муниципальным) унитарным предприятиям 32 Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности иным юридическим лицам 4 Субсидии юридическим лицам, ИП, физлицам - производителям товаров, работ, услуг (кроме БУ) 41 Субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг 5 Межбюджетные трансферты 51 Субсидии 52 Субвенции 53 Иные межбюджетные трансферты целевого назначения 54 Дотации 55 Трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 6 Перечисления субъектам международного права 60 7 Обслуживание долга 70 8 Исполнение судебных решений 80

СЛАЙД ВОЗМОЖНЫЙ ФОРМАТ БЮДЖЕТА раздел подраздел глава расходы правительства (сумма расходов ФОИВ) или расходы СБП расходы иных органов власти целевая статья расходов вид расходов

5.8 Государственные услуги и государственное задание Гос.(муниципальные) услуги - услуги, оказываемые: физическим и юридическим лицам в соответствии с гос.(муниципальным) заданием органами гос.власти (органами МСУ), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами гос.власти (органами МСУ) Гос.(муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания гос. (муниципальных) услуг выписка из реестра расходных обязательств показатели качества и объема услуг порядок контроля за исполнением задания требования к отчетности об исполнении задания категории потребителей услуги порядок оказания услуг, предельные цены (тарифы)

Бюджетный аудит Аудит бюджетной отчетности Аудит законности Аудит эффективности 5.9 Базовая схема госфинконтроля Бюджетный контроль Предварительный бюджетный контроль Последующий бюджетный контроль (надзор) Государственный (муниципальный) финансовый контроль Аудит осуществляется органом не входящим в систему органов исполнительной власти Составление протоколов об административных правонарушениях Реализация мер принуждения только через уполномоченные органы власти Контроль осуществляется внутри системы органов исполнительной власти Составление протоколов и рассмотрение дел (кроме рассматриваемых судами) об административных правонарушениях, направление протоколов, рассматриваемых судами, в судебные органы ?

5.10 Массовое создание автономных учреждений Все бюджетные учреждения становятся автономными Обратная реорганизация – в особых случаях по решениям высших органов исполнительной власти Консолидация внебюджетных доходов бюджетных учреждений

Публично-правовое образование как одно юридическое лицо Оставшиеся бюджетные учреждения и ведомства не являются юридическими лицам Действуют от имени публично-правового образования Единые контрактные, юридические, кадровые, информационные службы

Бюджетная реформа в России: децентрализация управления общественными финансами