КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ АПРОБАЦИИ Ознакомительные материалы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
Advertisements

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Начальник отдела общего образования МКУ «Ишимский городской методический.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ АПРОБАЦИИ Ознакомительные материалы.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Основа для разработки Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур.
Общая характеристика учебного курса.. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. ( Пр ВП - П ) и Распоряжение Председателя.
Министерство образования. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года Пр-2009 в общеобразовательных учреждениях.
1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства. 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
Транксрипт:

КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ АПРОБАЦИИ Ознакомительные материалы

Контактная информация: кафедра ЮНЕСКО/лаборатория истории и культуры религий мира/курс Основы религиозных культур и светской этики

Итоговый контороль Эссе 2-3 стр. текста отправлять на сайт. Темы Темы для зачётного эссе слушателям ОРКСЭ: 1. Методические приёмы контроля эффективности преподавания предметов духовно-нравственного цикла. 2. Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ. 3. Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ. 4. Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ.

Согласно Приказа Минобрнауки России от 69 от О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного образования… Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» внесен в список обязательных для изучения предметов. Один из 6 модулей изучается с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей).

Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ) ФГОС начального общего образования Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ. 5

Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 6

7 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.

Цели предмета ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС). Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 9

Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 10

Культурологический подход В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский), способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие. Человек – главное действующее лицо культуры. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса образования Значимые функции культуры - наследование, развитие и изменение систем ценностей и обеспечение условий их постоянного обновления; создание адекватных связей, взаимодействий и коммуникаций в сообществе, создание условий для социальной реализации и творческой самореализации человека, выявление и роста его индивидуальных способностей. Понимание культуры как условия становления стимула и духовного практического основания социального развития, обеспечивая целостность взгляда на мир.

Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его привязанностей тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

Основы культурологического подхода в рамках курса ОРКСЭ: -направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие позиции катехизации (индоктринации); -отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов; -направлен на формирование поликультурной компетентности

Базовая характеристика культурологического подхода - интегративность. Так, например, культурологическая интеграция разнопредметных знаний обеспечивает формирование готовности к социокультурной ориентации. - учёт субъектного опыта ребёнка, молодого человека; - определение личных особенностей субъектов образовательного процесса; - культурологическая интеграция содержания предметов и дисциплин многоуровневой структуры образования.

Структура предмета Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры 2)основы исламской культуры 3)основы буддийской культуры 4)основы иудейской культуры 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики. Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). 16

Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 18

Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 19

Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 20

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Опасения родителей «Почему не для старшеклассников, у которых естественным образом пробуждается стремление к познанию и обретению истины, для них такие уроки могли бы оказаться полезным подспорьем. Нет, давайте учить доверчивых четвероклассников – понять они, может, не все поймут, но запомнят крепко».

Для формирования нравственных качеств личности детей важно учитывать контекст внутрисемейных отношений, в частности, способность семьи к передаче традиций. С этой целью необходимо укрепление традиций семьи с учетом всех трех уровней: духовно- религиозного, культурно-исторического, социально-психологического.

Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Предмет ОРКСЭ - социально-педагогическая технология морального оздоровления общества. «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» Формы работы с родителями: 1)Проведение родительских собраний 2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно- воспитательный процесс: «Расскажите о самом счастливом дне в жизни вашей семьи», «Счастлив тот, кто счастлив дома» и т.д. 3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника: «Вечер бабушек и дедушек». Коллективное творческое дело - «Дерево уважения» 25

ЗАЯВЛЕНИЕ Директору _______________________ заявление Я __________________________________________________ выбираю учебный модуль - Основы православной культуры; - Основы исламской культуры; - Основы иудейской культуры; - Основы буддийской культуры; - Основы мировых религиозных культур; - Основы светской этики в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для изучения моим (ей) сыном (дочерью) ______________________________________________, учащимся (ейся) ______ класса. ________________ ____________/_______________ Дата Подпись Фамилия

Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника «Диалог культур – путь к миру и согласию» привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены: 1)презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКиСЭ; 2)номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно- исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; 3)выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; 4)дегустация блюд национальной кухни народов России. 27

Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников) Контроль за качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю. Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности. Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся 28

Межпредметные связи По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История»

Согласно Приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» в Федеральный перечень рекомендованных МОиН РФ учебников вошли 10 учебников: 1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4кл., Вентана-Граф, Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл., Просвещение, Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл., Просвещение, Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл., Баласс, Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 кл., Русское слово, Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл., Русское слово, Источник:

Учебники О достоинствах Согласно данным мониторингов, проводившихся в пилотных регионах среди достоинств учебных пособий около 50% учителей всех трех модулей называют удачный дизайн и качественную полиграфию. Главным достоинством учебного пособия по ОПК учителя считают доступность текстов для восприятия учащихся 4-5 классов. Эту особенность в своих анкетах отметили 70% респондентов. Следующим по значимости достоинством данного учебного пособия, по мнению педагогов, является социокультурный подход в изложении материала, ориентированность на жизненный опыт ребенка (59%). Далее в качестве достоинств педагоги перечисляют удачно подобранный иллюстративный ряд, информативность, диалогичность, наличие обратной связи, четкую структуру и оптимальный объем текстов. Анализируя недостатки учебных пособий, в модуле ОСЭ (диаграмма 21) 54,7% учителей отмечают трудные для восприятия учащихся тексты. Самую высокую оценку у педагогов получило мультимедийное пособие по ОСЭ. О недостатках В учебнике ОСЭ Около 15% учителей указывают на сложные формулировки определений, недостаточности примеров из жизненного опыта детей. 7% респондентов указывают на избыток теоретического материала. 9% педагогов в качестве недостатка учебного пособия выделяют отсутствие текстов из художественных произведений. 4,7% указывают на большой объем текстов и малый формат иллюстраций. В учебном пособии по ОМРК почти 70% учителей в качестве главного недостатка называют большой объем некоторых уроков, говорят о трудных для восприятия учащихся текстах. При анализе учебного пособия по ОПК 42,2% учителей не назвали никаких недостатков. 16,9% педагогов указывают на большой объем некоторых текстов. 12,7% респондентов говорят о трудностях восприятия текстов учащимися. 8,4% учителей отмечают недостаточное количество вопросов и заданий. 7% педагогов в качестве недостатка называют малый формат иллюстраций. Основную массу претензий педагоги высказывают к разделам «Тренажер» и «Контроль», отмечая в них фактические ошибки, однотипные задания и некорректно составленные вопросы. Больше всего претензий к этим разделам высказали учителя ОПК, в меньшей степени это отмечается в модулях ОМРК и ОСЭ.

Где можно скачать учебники ОРКСЭ На сайте Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа 5" г. Губкинский Еще одна открытая ссылка: Учебник ОПК на сайте автора - А также: Основы буддийской культуры (учебник 4-5 класс) Основы исламской культуры (учебник 4-5 класс) Основы иудейской культуры (учебник 4-5 класс) Основы мировых религиозных культур (учебник 4-5 класс) Основы мировых религиозных культур (учебник 4-5 класс) Основы православной культуры (учебник 4-5 класс) Основы светской этики (учебник 4-5 класс)