Тема. "За добро плати добром» (По сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трудный путь к добру ( по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.
Advertisements

Литературная сказка К.Паустовский «Теплый хлеб». Главные герои. Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» Вороной конь.
Черты народной сказки в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и.
Народная мудрость и народная мораль в сказке К. Г. Паустовского « Теплый хлеб » Учитель: Соколова Е. И.
Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб» Элементы народной сказки в произведении.
Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб ». Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь. К.Г.Паустовский.
МБОУ БСОШ 3 Открытый урок по литературе Тема: «Секрет тёплого хлеба». Сказочное и реальное в произведении. Нравственные уроки сказки ( по сказке К.Г.Паустовского.
Урок –игра по сказке К.Паустовского «Теплый хлеб» Учитель высшей категории Самопалова Т.К.
1.Какой масти был раненый конь? а) саврасой б) вороной в) гнедой 2. Кто взял себе коня? а) мельник б) Филька в) Филькина бабка.
Подумаем над вопросом: Пр оизведение К.Г. Паустовского "Теплый хл еб"-это сказка или рассказ?
Народная мудрость в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
"Трудный путь к добру" Урок литературы в 5 классе Валеева Наталья Александровна (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")
Уроки жизни (по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»). Значение слова «тёплый» в названии произведения: А)обладающий теплотой, приветливый Б)согревающий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Светлый г. Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова.
Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь - наивно, но писать без веры – невозможно.
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» Урок литературы 5 класс учитель Смирнова О.А.
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» Учитель русского языка и литературы Исказиева Ж.Н.
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» Урок – мастерская. Литература 5 класс.
Что спасло деревню от «неминуемой гибели»? К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» «...Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело» Лоуэлл.
Транксрипт:

Тема. "За добро плати добром» (По сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь. К.Г.Паустовский

Литературная сказка К.Паустовский «Теплый хлеб»

ЦЕЛЬ УРОКА: Проанализировать поступок главного героя. Обозначить сказочные мотивы произведения. Определить выразительные средства языка.

Попробуй, перескажи. Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали? В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.

Главные герои. Мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя» Вороной конь Панкрат Бабка

ПЛАН 1.История раненого коня. 2.Панкрат-колдун. 3.Трудная зима. 4.Филька по прозвищу «Ну Тебя». 5.Злорадный окрик Фильки. 6.Обезумевшая метель. 7.Рассказ бабки. 8.Решение Фильки. 9.Разговор Фильки с Панкратом. 10.Сорока. 11.Работа у мельницы. Тёплый ветер. 12.Запах хлеба. 13.Примирение.

История раненого коня Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрат-колдун. мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Трудная зима. Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться».Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба… …каждый считал своей обязанностью его покормить.

Филька по прозвищу «Ну Тебя» Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»

Жестокий поступок Фильки. Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: -На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из- под снега! Иди, копай!

Зима в Бережках Какие выразительные средства использует автор, создавая зимний пейзаж?

Обезумевшая метель. …тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег… Ревела, обезумев, метель…

Сказка столетней давности.

Решение Фильки. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице.

Совет Панкрата. Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи. Он дал Фильке на это час с четвертью.

Сорока. …полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.

Что придумал Филька? …соберу со всей деревни ребят. …будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды

Работа у мельницы.

Тёплый ветер. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Запах хлеба. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…

Примирение с конем. Филька принес коню буханку свежего хлеба. Конь съел хлеб и положил голову Фильке на плечо.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 1.Какой масти был раненый конь? а)белый; б) чёрный; в) вороной; 2.Какое прозвище было у Фильки? а) Фу Тебя; б) Ну Тебя; в) да ну тебя

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай? а) 50; б) 200; в) Сколько времени дал Фильке Панкрат? а)два часа; б) час с четвертью; в) полтора часа.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом? а) захотел сам; б) послали ребята; в) посоветовала бабка. 6.Что посоветовал Панкрат Фильке? а) изобрести спасение от стужи; б) извиниться перед конём; в) стать добрее.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей? а) помогла им советом; б) позвала тёплый ветер; в) мешала им своим стрекотанием.

Ответы к тесту «Теплый хлеб» 1- в 2- б 3- в 4- б 5- в 6- а 7- б

Пословицы и поговорки о хлебе. Хоть хлеба хороши, а пашню паши. Хлеба нет, так и друзей не бывало. Хлеб с солью не бранится. Хлеб-соль ешь, а правду говори. Голодному хлеб на уме. Хлеб в пути не тягость. Хлеб за брюхом не ходит.

Хотя палата бела, да без хлеба скушна. Чужой хлеб вкусен. Хлеба ни куска и в городе тоска. Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай. Хлеб да вода- здоровая еда. Снег глубок и хлеб хорош.

Жанр произведения. Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Реальные мотивы 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик. 2.Инвалид, просящий подаяние. 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.

Сказочные мотивы 1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2.Рассказ бабки (легенда). 3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

«Теплый хлеб» Вывод: Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

Домашнее задание 1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость. 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба. Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»