Новые векторы и механизмы взаимодействия власти и общества в решении социально значимых задач В.Н.Якимец, д.с.н.,к.т.н. Главный научный сотрудник Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар для социально ориентированных некоммерческих организаций Москва, 13 марта 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конкурсный.
Advertisements

Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России Москва, 13.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Красноярск, 7 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Региональная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2011 год»
Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е.
Шадрин Артем Евгеньевич, директор Департамента инновационного развития Москва, 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Москва, 12 апреля 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О мерах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих.
О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям А.Е. Шадрин - директор Департамента стратегического (управления) программ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора Департамента инновационного развития Москва, 1 февраля 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
О разработке нормативно-правовых актов и/или планов их подготовки в рамках конкурсов региональных программ поддержки СО НКО в годах Якимец В.Н.,
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора Департамента инновационного развития Москва, 8 февраля 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ.
Региональные программы господдержки социально ориентированных НКО: общее, специфика, проблемы и предложения В.Н.Якимец, д.с.н., к.т.н., профессор МФТИ.
Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском.
Вопросы финансирования церковных реабилитационных структур: федеральный и региональный уровни МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Транксрипт:

Новые векторы и механизмы взаимодействия власти и общества в решении социально значимых задач В.Н.Якимец, д.с.н.,к.т.н. Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН Профессор МФТИ (ГУ) Свердловская государственная академическая филармония Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 38А Выступление на дискуссии «Роль стратегического партнерства власти и общественных институтов в устойчивом развитии региона» 20 декабря 2012 года

Благодарности Кроме собственных в докладе использованы материалы: Департамента инновационного развития Минэкономразвития Фонда «Наше будущее» Форума доноров и программы «Целевой капитал» Красноярского Агентства по реализации программ общественного развития Сайта Правительства Москвы АСИ Партнерства ФМС Фонда «Дорога к дому» (Череповец)

Разделы Межсекторное социальное партнерство: понятие, механизмы Нормативно-правовая база и концептуальные документы Примеры механизмов МСП пяти типов (конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные, комплексные (ФМС, ЦК, СП, Дорога к дому) АЯ- и МСП-рейтинги субъектов РФ по продвижению МСП

Межсекторное социальное партнерство (МСП) - это конструктивное, целенаправленное, выгодное участникам и населению взаимодействие государственного, коммерческого и некоммерческого секторов общества при решении социальных задач, обеспечивающее синергетический эффект от сложения потенциалов и ресурсов каждой из сторон взаимодействия Второй - коммерческий сектор Третий - некоммерч. - сектор Первый - государствен.- сектор III I II Поле трехсекторного социального партнерства Поля двухсекторного социального партнерства В.Якимец

5 ГЧП и СИ Общественно- государственное партнерство Общественно-частное партнерство + СИ +СП МСП В.Якимец5

5 типов механизмов МСП: суть 1. Конкурсные механизмы - взаимодействие через конкурс 2. Социально-технологические механизмы - во основе взаимодействия социальная технология (ноу-хау), выгодно отличающаяся по эффективности использования средств и качеству результатов 3. Организационно-структурные механизмы - когда власть (вместе с ННКО) образует организационную структуру (юр.лицо), которой делегируется часть функций по решению социально-значимых задач через вовлечение граждан при финансовой поддержке со стороны власти 4. Процедурные механизмы - на основе правил сотрудничества при решении различных задач (без организации конкурсов, создания оргструктур или опоры на какие-либо новые технологии). 5. Комплексные или комбинированные механизмы - системы взаимодействия, обладающие чертами, как минимум двух из названных выше типов © В.Якимец, 2000 В.Якимец

Нормативно-правовая база РФ по взаимодействию власти и общества на Об общественных палатах и иных совещательных и консультативных органах при органах государственной властиОб общественных палатах и иных совещательных и консультативных органах при органах государственной власти О государственной поддержке НКО О взаимодействии и формах взаимодействияО взаимодействии и формах взаимодействия О благотворительности и добровольчествеО благотворительности и добровольчестве О иных формах диалога

Основные концептуальные документы Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р) Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г р) Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги разработка новых правил налогообложения некоммерческих организаций, предполагающих освобождение их от налога на прибыль при соблюдении условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью негосударственных некоммерческих организаций введение льготы по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих пожертвования на благотворительную деятельность

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, обеспечение подготовки специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов

Формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций финансовая поддержка имущественная поддержка информационная поддержка консультационная поддержка поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов иные формы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на федеральном уровне Бюджетные ассигнования федерального бюджета (млрд. руб.) 3,8 млрд. руб. 5,1 млрд. руб. 5,2 млрд. руб. 6,8 млрд. руб.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. 713 Минэкономразвития России «инфраструктурные» социально ориентированные некоммерческие организации субъекты Российской Федерации социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по приоритетным направлениям субсидии на конкурсной основе 600 млн. рублей (2011 г.) 630 млн. рублей (2013 г.) 132 млн. рублей (2011 г.) 162 млн. рублей (2012 г.) 280 млн. рублей (2013 г.) финансовая поддержка на конкурсной основе информационная поддержка консультационная поддержка методическая поддержка содействие привлечению добровольцев

Приоритетные направления поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства повышение качества жизни людей пожилого возраста социальная адаптация инвалидов и их семей развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии развитие межнационального сотрудничества иные направления, определенные субъектами Российской Федерации, из перечисленных в статье 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» или установленных законами субъектов Российской Федерации

Региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций расширение форм поддержки некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации и повышение ее эффективности от отдельных механизмов к комплексным программам с показателями результативности переход от адресного предоставления субсидий негосударственным некоммерческим организациям к конкурсному финансированию

Региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций 49 субъектов Российской Федерации, получивших в 2011 году субсидии из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Формирование инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций софинансирование на конкурсной основе программ СОНКО, направленных на оказание информационной, консультационной, организационной и иной поддержки другим СОНКО 2011 год 35 программ из 496 заявок 132 млн. рублей 2012 год 48 программ из 702 заявок 162 млн. рублей годы более 60 программ ежегодно 280 млн. рублей Федеральный уровень

Федеральные законы, направленные на создание благоприятных условий для деятельности некоммерческих организаций Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. 383-ФЗ правовые основы осуществления добровольческой деятельности Федеральный закон от 3 июня 2011 г. 115-ФЗ расширение возможностей использования социальной рекламы Федеральный закон от 18 июля 2011 г. 235-ФЗ совершенствование налогообложения деятельности НКО введение социального налогового вычета для граждан в сумме пожертвований социально ориентированным некоммерческим организациям Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 328-ФЗ расширение возможностей формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. 379-ФЗ снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий НКО, применяющих УСН, на годы

Планы по совершенствованию условий деятельности некоммерческих организаций предоставление организациям право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму денежных средств, перечисленных в виде пожертвований социально ориентированным некоммерческим организациям, а также на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческих организаций освобождение фондов, соответствующих условиям, указанным в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», от проведения обязательного аудита установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для некоммерческих организаций

Разнонаправленные действия в публичной сфере Позитивные: –программа поддержки СО НКО в развитие закона 40-ФЗ, –введение института бизнес-омбудсмена –распространение института омбудсмена на все субъекты РФ, –создание Института Открытого правительства, –упрощение правил регистрации полит.партий и общ.движений, –частичное изменение выборного законодательства, –перераспределение финансовых полномочий между государством и муниципалитетами Настораживающие: –по институту выборов губернаторов (управляемые фильтры), –«иностранный агент» для НКО, при зарубежном финансиров. –ужесточение законодательства о митингах, –возвращение статьи «наказание за клевету» в УК РФ, –ужесточение контроля за деятельностью интернета, –рост тарифов ЖКХ при непрозрачности деятельности сферы

Об «иностранном агенте» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 121-ФЗ от 20 июля 2012 г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА»

«О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (из проекта Минюст РФ) НКО вносится в реестр на основании заявления, а для исключения из него придется предоставить документы, подтверждающие прекращение деятельности в качестве иностранного агента, причем только через год после прекращения иностранного финансирования. Минюст может отказать в исключении, в случае если в заявлении есть неполные или недостоверные сведения. Минюст требует от НКО сведения о целях расходования денежных средств, полученных от иностранных источников, целях и видах политической деятельности, подробные сведения об иностранных источниках поступления, даже планируемого, средств Совет федерации одобрил поправки к Кодексу об админ.правонаруше- ниях: штраф для НКО, выполняющих функции иностранного агента, но не состоящих в реестре от 100 до 300 тыс.руб. для должностных лиц и от 300 до 500 тыс. руб.для юрлиц. Те же штрафы придется платить НКО, разместившей в СМИ или в интернете информацию без пометки об иностранном агенте. Если НКО продолжает работать, несмотря на решение о приостановке ее деятельности, то штраф составляет от 30 до 50 тыс. рублей для организаторов работы НКО, от 3 до 5 тыс. руб. для участников НКО.

Программа «Социальное партнерство во имя развития» Красноярского края ( ) общий объем финансирования - более 120 млн. рублей экспертами Программы рассмотрено более 6000 грантовых заявок, из которых поддержано более 1000 участниками и благополучателями Программы стали свыше человек он-лайн система

Организация и управление Реализацию Программы обеспечивает Совет по краевым социальным грантам и агентство по реализации программ общественного развития как орган исполнительной власти, уполномоченный Губернатором Красноярского края и наделенный функциями главного распорядителя бюджетных средств по данной Программе. Совет по краевым социальным грантам: объявляет конкурсы Программы на получение краевых социальных грантов, определяет их условия и принимает решение о предоставлении грантов. Объективность процедуры принятия решений обеспечивается независимой экспертизой проектов – каждый проект оценивают три эксперта.

Кто участвует и на каких условиях К участию в конкурсах Программы приглашаются некоммерческие организации всего Красноярского края. Доступность получения гранта для заявителей из разноудаленных от центра территорий гарантирована закреплением пропорционально равных сумм за всеми группами районов края. Причем, группы сформированы таким образом, что проекты из удаленных муниципальных районов не конкурируют с проектами городов края или краевого центра.

Номинации и их «стоимость» общекраевой (максимальная сумма гранта – рублей): «Социальная поддержка», «Здоровая семья – здоровый край», «Красноярская идентичность». территориальный долгосрочный (макс. сумма гранта – руб.): «Социальная поддержка», «Согласие», «Здоровая семья – здоровый край», «Защищенное детство», «Гражданское общество», «Красноярская идентичность». территориальный краткосрочный (макс.сумма гранта руб): «Библиотека и гражданское общество» «Доброе сердце», «Я люблю русский язык», «Живая память», «Астафьевское наследие», «Советы ветеранов».

Постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2011 г. N 459-ПП Порядок распределения и предоставления субсидий юр.лицам, в т.ч. некоммерческим орг-циям, реализующим мероприятия в сфере общественно-гражданских инициатив 1.1. Настоящий Порядок определяет правила распределения и предоставления субсидий из бюджета г.Москвы юридическим лицам, в т.ч. НКО, не являющимся государственными учреждениями г.Москвы и муниципальными учреждениями, реализующим мероприятия в сфере общественно-гражданских инициатив (далее - организации) Субсидии предоставляются в целях компенсации затрат, возникающих у организаций при проведении мероприятий, включенных в программы, реализуемые ими в сфере общественно-гражданских инициатив, связанных с: - арендой помещения; - приобретением оборудования со сроком эксплуатации до 1 года и стоимостью до 20 тысяч рублей за единицу оборудования; - арендой дорогостоящего оборудования стоимостью свыше 20 тысяч рублей за единицу; - оплатой текущих расходов (услуги связи, в том числе Интернет, расходные материалы и канцелярские товары, малоценное оборудование и инвентарь); - оплатой транспортных услуг; - оплатой услуг сторонних организаций.

… 2.7. Размер субсидии, предоставляемой организации, определяется отраслевой комиссией по формуле: С = З - Пр, где С - размер субсидии; З - объем затрат на реализацию мероприятий Программы, указанных в заявке, на компенсацию которых предоставляется субсидия в соотв.с п.1.2 наст.Порядка; Пр - сумма превышения в ТЭО стоимости оборудования, сырья, материалов, выполнения работ и оказания услуг по отношению к средней стоимости в бюджетной сфере указанных затрат на день подачи заявки, определяемая при оценке заявки экспертной комиссией. Размер субсидии не может превышать 80% общего объема затрат на реализацию мероприятий Программы.

Приложение 1. Порядок оценки заявок на получение субсидий экспертной комиссией I.Экспертная комиссия оценивает заявки на получение субсидий в соотв. с критериями: 1.Соответствие целей мероприятий, предложенных претендентом на получение субсидии, планируемым результатам (Ств) 2.Измеряемость количественных и качественных показателей результатов заявленных претендентом на получение субсидии проводимых мероприятий в рамках выполнения мероприятий Программы (Изм) 3.Новизна предлагаемых решений (создание новых методов, проведение нового мероприятия, оказание новой услуги, создание нового продукта) (Нов) 4.Адресность донесения услуги, товара до запланированной целевой группы (Адр): 5.Экономичность предложенных затрат (отсутствие излишних затрат и завышенных расходов) (Эк)

… II. Эксперты (не менее двух) выставляют по каждому критерию оценки заявки баллы от 0 до 4 баллов. По итогам оценки экспертной комиссии по каждому из пяти критериев каждой заявке присваивается средняя оценка экспертов - от 0 до 4 баллов. Итоговая сумма баллов экспертной оценки (от 0 до 50 баллов) определяется по формуле: Э = 3 х Ств + 2 х Изм + 2 х Нов + 2,5 х Адр + 3 х Эк

Приложение 2 к Порядку Порядок оценки заявок отраслевой комиссией 1. Доля финансирования за счет собственных (привлеченных) средств или ресурсов от общей суммы затрат на финансирование мероприятий*: % - 10 баллов 1.2. от 21% до 23% - 15 баллов 1.3. от 24% до 26% - 20 баллов 1.4. от 27% до 29% - 25 баллов 1.5. от 30% до 32% - 30 баллов 1.6. от 33% до 35% - 35 баллов 1.7. от 36% до 38% - 40 баллов 1.8. от 39% до 40% - 45 баллов 1.9. более 40% - 50 баллов * дробное значение процента округляется до целого значения (по порядку округления).

…. 2. Срок деятельности претендента на получение субсидии по направлению конкурсного отбора: 2.1. от 2 до 3 лет (включительно) - 5 баллов 2.2. от 3 до 5 лет (включительно) - 10 баллов 2.3. свыше 5 лет - 15 баллов

Расчет итоговой оценки для ранжирования И = (Э+Дф+Срд) х К, где И - итоговая оценка по каждой заявке; Э - сумма баллов экспертной оценки (от 0 до 50 баллов) в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку; Дф - баллы по доле финансирования за счет собственных (привлеченных) средств или ресурсов от общей суммы затрат на финансирование мероприятий Программы (от 10 до 50 баллов); Срд - баллы по сроку деятельности претендента на получение субсидии (от 5 до 15 баллов); К - понижающий коэффициент, характеризующий соотношение превышения затрат в ТЭО по отношению к средней стоимости в бюджетной сфере этих затрат на день подачи заявки, который определяется по формуле: К = (З - Пр)/З, где З - объем затрат, заявленных на реализацию мероприятий Программы; Пр - сумма превышения в ТЭО стоимости оборудования, сырья, материалов, выполнения работ и оказания услуг по отношению к средней стоимости в бюджетной сфере указанных затрат на день подачи заявки, определяемая при оценке заявки экспертной комиссией.

О социально-технологических механизмах МСП Списки кейсов даны в книге «Лучшие практики социально ориентированных НКО», изданной АСИ в 2011 г. Все кейсы типологизированы в 8 групп: 1.Развитие местных сообществ 2.Улучшение качества жизни взрослых 3.Социальная поддержка детей 4.Вовлечение в добровольчество и волонтерство 5.Продвижение идей здорового образа жизни 6.Популяризация культуры и образование 7.Охрана окружающей среды и защита животных 8.Становление социального предпринимательства

Механизмы ФМС на примере Тольяттинского фонда - конкурсы грантов для местных НКО; - молодежные банки; - стипендиальные программы; - именные фонды; - фамильные фонды и программы; - программы поддержки детей «Мой День Рождения» и пр. 37

Примеры ИФ Тольяттинского ФМС ИФ КБ «ЮНИТБАНКА» «Тольятти - территория жизни» создан с целью финансовой поддержки некоммерческих проектов, формирующих среду общения молодежи, свободную от наркотиков, алкоголя, способствующую успешной социальной адаптации молодежи. ИФ ЗАО «ФИА – БАНК» «Молодежь – архитектор будущего Тольятти». Средства из этого ИФ направляются на общий конкурс проектов ФМС, на благотворительные программы «Мой День Рождения!», «Во имя жизни», на стипендиальную программу, на целевое финансирование. Профинансированы десятки проектов. Кроме названных созданы и действуют еще 10 ИФ: ИФ ОАО Банк АВБ, ИФ ЗАО КБ «ЛАДА-КРЕДИТ», ИФ ТПП г.Тольятти, ИФ ОАО «АВТОВАЗ», ИФ ОАО Куйбышевазот», ИФ АО СБ РФ, ИФ ООО «Рынок –Агро», ИФ ЗАО ЛК «Проект роста», ИФ ОАО «СМАРТС», ИФ ЗАО Тольятти – стройзаказчик». 38

Фамильные Фонды Тольяттинского ФМС Первый - ФФ Людмилы Леонидовны Кутыржиной – стипендии для студентов – сирот и из малообеспеченных семей ФФ Ирины Кочура (с 2006 г., поддержка детей - инвалидов с целью их социальной адаптации); - ФФ Владимира Каданникова (с 2006 г., стипендии для студентов автомобилестроительных факультетов); - ФФ Надежды Мачневой (с 2006 г., стипендия для студентов и учащихся.); - ФФ Виталия Гройсмана ( с 2007 г., стипендии для студентов-спортсмен.); -ФФ Александра Курылина (с 2007 г., реализация программы «Дворовый спорт» - массовые виды спорта на дворовых площадках); - ФФ Веры Прокопенко (с 2007 г., конкурс среди детей-сирот и детей- инвалидов на ежемесячную стипендию (1000 руб.) на весь период обучения в ВУЗе); - ФФ Елены Казымовой (с 2007 г., развитие библиотек города); - ФФ Владимира Гусева (с 2009 г., стипендиальная программа); -ФФ Василия Прокопенко (с 2009 г., стипендиальная программа); - ФФ Анатолия Волошина (с 2009 г., поддержка соц-значимых проектов); - ФФ Виталия Климашевского(с 2009 г., поддержка соц.-значим.проектов); - ФФ семьи Кудашевых ( с 2010 г., поддержка соц. значимых проектов); 39

Партнерство ФМС 1. Город.благотворительный фонд "Фонд Тольятти" 2. Пензенский регион.общ.благотворительный фонд "Гражданский союз" 3. Город.благотворительный фонд "Дорога к дому", г. Жигулевск Самарская область 4. Регион.благотворительный фонд "Саратовская губерния" 5. Благотворительный фонд развития Тюмени 6. Благотворительный фонд развития г. Калуги 7. Некоммерческий фонд "Общественный фонд Обнинска" 8. Некоммерческий благотворительный фонд "Орден добра", г. Чайковский Пермская область 9. Город.благотворительный фонд "Первоуральск - XXI век", Свердловская 10.Город.благотворительный фонд "Развитие", г. Рубцовск Алтайский край … 70 40

Целевой капитал НКО (статья ФЗ, от ): «Целевой капитал НКО - часть имущества НКО, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим ФЗ, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана НКО в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных НКО, в порядке, установленном настоящим ФЗ». «Целевой капитал НКО - часть имущества НКО, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим ФЗ, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана НКО в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных НКО, в порядке, установленном настоящим ФЗ». Инвестирование средств в финансовые инструменты Доходы от ЦК позволяют обеспечить устойчивое финансирование НКО 41

Крупнейшие публичные фонды целевых капиталов России 42 Название Размер (млн руб.) Дата созд. 1 Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО Фонд управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» Фонд целевого капитала РЭШ Европейский университет в Санкт-Петербурге Фонд формирования целевого капитала «Фонд развития социально-экономических наук и образования» Фонд управления целевым капиталом ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

Целевые капиталы по сферам поддержки Рост числа: 2007 – 13 ЦК; 2011 – 76 ЦК (по данным программы ЦК Форума доноров) 43

44 Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» – первый фонд, цель которого - развитие социального предпринимательства в России. (см. портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Модель СП Фонда «Наше будущее» Модель СП Фонда «Наше будущее» – это комплексный механизм МСП, вобравший в себя: 1.конкурентные и соревновательные процессы (2 – туровый конкурс социально- «заточенных» и экономически прибыльных бизнес-идей) 2.поддержка (грант и/или кредит) в развитии и продвижении перспективных социальных технологий 3.выращивание необходимых и эффективных институтов (МСП, финансирование местного сообщества, …) 4.развитие и поддержка коммуникаций между бизнесом, властью и обществом (целевая поддержка гражданских инициатив и социальных инноваций)

Социальное предпринимательство (social enterprise) Это деятельность, закрепленная юридически и направленная на производство благ и/или услуг, целью которой является решение социальной проблемы (для ЦГ или местного сообщества). Три стороны социального предпринимательства: 1.Социальная значимость произведенных услуг или товаров, их предназначенность для определенной ЦГ; распространение их по нерыночным ценам и др. 2.Участие в производственной деятельности СП представителей социально незащищенных групп, имеющих трудности в трудоустройстве – инвалиды, безработные, лица БОМЖ, бывшие заключенные и др. 3.Прибыльный бизнес-процесс 45

46 Статистика проведения Конкурсов за 5 лет ( ) До 2012 г. получено и оценено 697 заявок Поддержаны 59 проектов (1 из 11) Общий объем финансирования составил рублей С 2012 года конкурс на все 83 субъекта РФ (+ более 20 проектов)

Распределение 59 проектов по отраслям и регионам Социальные направленияРегионы 9 проектов - Волгоградская 5 проектов- Пермский край 4 проекта - Москва 3 проекта – Астраханская 3 проекта- Вологодская 3 проекта- Свердловская 3 проекта- Тульская 2 и менее 25 регионов Количество регионов присутствия СП проекта - Дошкольное и начальное образование, физическое развитие детей, включая детей с особенностями в развитии 18 проектов- Социальная реабилитация незащищенных слоев населения, включая людей с ограниченными возможностями 6 проектов- Повышение качества и доступности медицинских услуг 3 проекта- Трудо - и жизнеустройство молодежи, оказавшейся в сложной ситуации 3 проекта- Развитие сельского хозяйства в регионах России 2 проекта- Пропаганда здорового образа жизни среди населения 2 проекта- Экология 1 проект - Сохранение и возрождение культурного и исторического наследия РФ

Статистика. Сводные социальные показатели Трудоустройство 504 сотрудника работают на предприятиях СП, в т.ч.: 157из социально-незащищенной категории (139 инвалидов и 24 многодетные матери) Обучение 180человек обучено социальными предпринимателями 1 863представителя МСБ обучено в ЦКА «Наше будущее» Социальные услуги оказанных социальных услуг, в т.ч.: медицинских услуг услуг детям, включая детей – инвалидов (оздоровительные и реабилитационные услуги, кратковременное пребывание детей) 724туристические услуги для инвалидов 3 563услуги оказаны представителям МСБ в ЦКА «Наше будущее» Социальные товары товаров реализовано предприятиями СП (ортопедическое и реабилитационное оборудование (ТСР), одежда для детей – инвалидов Налоги 29,8 млн. рублей уплачено в бюджет предприятиями СП

Реализованные проекты социального предпринимательства Фабрика-музей-театр «Пастильная фабрика» (Н.Никитина) в Коломне Туристическая компания в СПб для обслуживания инвалидов в колясках Центры развития детей (для кратковременного пребывания дошкольников), в Череповце - ООО Детский центр «Антошка», Финагина Т.А.; НОУ «Учебный центр «Дети Индиго», Артемова Е.А.; ООО «Центр детского развития «Умка», Фомин О.В. и др. Школа Фермеров (ИП В.В.Горелов, Пермь) - подготовка сельских предпринимателей из числа выпускников детских домов Перми. Для них - возможность зарабатывать средства, овладевать профессией, чувствовать себя социально защищенными Сеть досугово-спортивных центров «Беби-лайф» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проект «Веселый войлок» (Рыбинск) - творческая мастерская по изготовлению дизайнерских игрушек-сувениров и бижутерии из войлока, 15 женщин из малообеспеченных семей Фирма «Доспехи» (А.Налогин, Москва) - благодаря созданной технологии изготовления спец.индивидуальных корсетов, лежачий инвалид возвращается в мир «ходячих» людей

50 Требования Фонда к проектам: Реализация на территории РФ Реализация на территории РФ Социальная идея Социальная идея Инновационный подход к решению социальной проблемы Инновационный подход к решению социальной проблемы Бизнес-модель (финансовая устойчивость) Бизнес-модель (финансовая устойчивость) Возможность применения технологий в других регионах Возможность применения технологий в других регионах 20% от бюджета проекта должны быть средствами заявителя 20% от бюджета проекта должны быть средствами заявителя

51 Поля заявки заполняются в онлайн-режиме на сайте Поля заявки заполняются в онлайн-режиме на сайте

52 Условия финансирования Общий объем финансирования на один проект не может превышать рублей Объем финансирования для стартап-компаний не может превышать рублей Финансирование проектов осуществляется в форме беспроцентного займа (возвратное финансирование) При сумме займа от до рублей максимальный срок реализации проекта и возврата займа составляет 7 лет. При сумме займа до рублей максимальный срок возврата займа составляет 5 лет В бюджет проекта не могут включены следующие расходы на: покрытие долгов, возмещение убытков, оплата неустоек (штрафов, пени) и любой другой кредитной задолженности, имеющейся у Победителя Конкурса на момент получения финансирования; создание эндаументов (целевых капиталов) и резервов; приобретение в собственность в течение времени реализации проекта объектов капитальных вложений (земли, недвижимости). Но допускается аренда таких объектов; текущие расходы организации, не связанные с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства.

Программа «Дорога к дому» (ЧЕРЕПОВЕЦ) – пример трехстороннего партнерства Работа строится через поддержку проектов, связанных с решением проблем, приводящих к безнадзорности и социальному сиротству. Отбор проектов осуществляется в ходе проведения ежегодного конкурса социальных проектов, проводимого специально созданным Благотворительным фондом «Дорога к дому». В 2009 г. консолидированный бюджет программы «Дорога к Дому» в Вологодской области составил свыше 216 млн руб: 25,3 млн руб. – средства ОАО «Северсталь»; 23,3 млн руб. – средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 168,2 млн руб. – средства Правительства Вологодской области. В 2011 г. на реализацию программы израсходовано 40,2 млн руб.: рублей от ОАО «Северсталь»; рублей от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва); рублей от ООО «СВЕЗА-Лес». - В.Якимец

Итоги за 2007–2011 гг.: Предотвращено 89 отказов от детей; Работа Школы приемных родителей: в семьи взяты 105 детей- сирот, ни один ребенок не был возвращен обратно в госучреждение; С 2010 г клиента (несовершеннолетние, родители) преодолели социальную беспомощность, повысили компетентность в социально-психологических вопросах; В 1108 семьях соц.-значимые изменения (выход из соц.изоляции); 1907 семей гармонизировали внутрисемейные отношения; Оказана экстренная социально-психологическая помощь специалистами Психологической службы 3074 горожанам, через Телефон горячей линии «Детство» череповчанам; За гг. устранена угроза жизни и здоровью 2468 несовершеннолетним с помощью социальной скорой помощи; За гг. удовлетворено 1363 запроса, связанных с нарушением прав несовершеннолетних через Общественную приемную по правам ребенка. - В.Якимец

Механизмы Программы «Дорога к дому» Родительская академия - для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей, здесь они осознают как надо строить ответственные и доверительные отношения в семье. Социально – развивающий курс для подростков от 11 до 17 лет «СоРоКа» - способствует их соц.адаптации, ответственности, развитию личностных ресурсов, приобретению нового опыта. Биржа труда для юношей и девушек от 16 до 18 лет, желающих найти постоянное место работы. Школа воспитания здорового ребенка - на базе детских поликлиник, помогает юным родителям упреждать проблемы, связанные со здоровьем детей. Социальная скорая помощь - для помощи детям при возникновении угрозы их жизни и здоровью, работает с семьями, где родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют алкоголем и жестоко обращаются с детьми. Проект «Вместе с мамой» (в каждой женской консультации) - профилактика ранних отказов от новорожденных, оказание социально-психологической поддержки беременным женщинам и их семьям, находящимся в кризисной, тяжелой жизненной ситуации. Школа приемных родителей помогает тем, кто хочет усыновить ребенка, оформить над ним опеку, создать приемную семью. Помогают подготовиться к этому приему. - В.Якимец

Поддержка СО НКО – новейший механизм МСП Федеральный закон от N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»Федеральный закон от N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Это комплексный механизм МСП - взаимодействуют органы федеральной, региональной и муниц.власти,«инфраструктурные» СО НКО, СО НКО в регионах, - упор на эффективные социально-технологические решения для ЦГ по приоритетным направлениям - три вида конкурсов: региональных программ поддержки СО НКО; конкурс среди «инфраструктурных» СО НКО; конкурс среди СО НКО в субъекте РФ - разнообразные формы, виды и процедуры поддержки - включены координационные и экспертные советы

Свойства механизма поддержки СО НКО как комплексного механизма МСП - двухсекторный (общественно-государственное партнерство; более 5 видов и форм поддержки) - многоуровневый (федеральный, региональный, муниципальный, «зонтичные» и «полевые» СО НКО) - комбинированное применение 4 типов механизмов МСП (конкурсный, социально-технологический, процедурный, орг-структурный) Находится в стадии активного развития.

58 Инструменты оценки состояния ГО, ПП и МСП 1.Рейтинг прозрачности госзакупок (Нац.Ассоц.Участн.электр. торговли (НАУЭТ) и Межрег.общ.движение «Против коррупции») 2.Рейтинг информ.ресурсов органов гос.власти (ИРСИ). 3.Индексы бизнес-климата в регионах (Опора России) 4.Рейтинг ЭСИСП (эффективных соц.инвестиций и соц.партн.) 5.ТРАСТ Индекс МСБ (КБ ТРАСТ и РОМИР) 1.Композитный индекс оценки качества э-участия на сайтах ФОИВ (МФТИ, ИСА РАН) 2.ЯН-индекс оценки публичной политики (ИСА РАН, ИС РАН) 3.АЯ-рейтинг для оценки продвижения МСП (ИСА РАН, ГУУ) 4.Нефондовый индекс социальных инвестиций бизнеса (АМР) 5.Многопараметрический индекс доверия граждан к госслужащим трех видов (ИСА РАН и ГУ ВШЭ) 6.Индекс ПРИМ для оценки инновационного потенциала региона (ИСА РАН, ВятГГУ) В.Якимец

Механизмы МСП для АЯ-рейтинга 1. Фонды местных сообществ 2. Социальный заказ 3. Гранты и субсидии 4. Налоговые льготы НКО и донорам 5. Общественные палаты 6. Публичные слушания 7. Общественная экспертиза 8. Институты по правам человека и по правам ребенка 9. Молодежный парламент 10. Общественные советы при ОЗВ и ОИВ 11. Механизмы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 12. Регулирование благотворительной деятельности 59

Результаты по рейтингу группы субъектов РФ: 1.«передовики» (10 регионов), рейтинг от 0.75 и выше (9-12 механизмов); 2.«хорошисты» (47 регионов), рейтинг - от 0.5 до 0.75 (6-8 механизмов); 3.«середняки» (21 регион), рейтинг от 0.35 до 0.5 (4-6 механизмов); 4.«не реализовавшие свой потенциал» (5 регионов), рейтинг ниже 0.35 (до 4) 60

Мониторинг-2011 Все 83 субъекта РФ 12 механизмов Около 100 экспертов Варианты расчетов АЯ-рейтинга –с «федеральными» весами –с «региональными» весами и –без весов Новый рейтинг МСП (с весами и с экспертной оценкой качества применения 12 механизмов) Результаты были доступны в сент.2011

63 АЯ-рейтинг с весами, 2009 АЯ-рейтинг с весами,

64 МСП-рейтинг 2011 региональные веса федеральные веса

Литература 1. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практика межсекторного взаимодействия/ Сб.статей под ред.А.Е.Шадрина гг. 2. Оценка состояния и развития гражданского общества России: проблемы, инструменты и региональная специфика/ Сб.статей под ред. В.Н.Якимца – М.: КРАСАНД, Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / Под ред. Акрамовской А.Г. - М.: ЗАО «Гриф и К», Якимец В.Н.Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. Едиториал УРСС, М., 2004, 384 с. 5. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: теория, механизмы, технологии, практика. М.: ТАСИС, 2004, 128 с.