Взаимодействие семьи и ОУ в интересах развития личности учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности работы с семьями учащихся в новых условиях с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе (педсовет – тренинг)
Advertisements

« Партнёрские отношения с родителями, с родителями, как залог успешности как залог успешности обучения обучения и воспитания учащихся » Подготовила: Реутова.
Три группы родителей: родители – помощники в воспитательной работе с детьми родители – потенциальные помощники в воспитании детей родители не понимают.
Название проекта Я и моя семья Автор проекта: Кичайкина Л.А.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Работа классного руководителя с родителями. Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка,
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся Гаврилюк И.В., классный руководитель 6 «А»класса МБОУ.
Педагогический совет «Совершенствование системы работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса»
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
«В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармония человеческого счастья… Только вместе.
Заместитель директора по ВР Григорьева Оксана Геннадьевна.
Взаимодействие семьи и школы – одно из основных направлений деятельности ОУ.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Семинар: «Технология проектирования как ведущий компонент инновационного развития» проект «Школьное самоуправление»
Транксрипт:

Взаимодействие семьи и ОУ в интересах развития личности учащихся

Цель взаимодействия ОУ с родителями. Цель: обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений ОУ и семьи в развитии личности ребёнка, мотивов его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

«Проблемные зоны», для решения в которых необходимо взаимодействие Выбор образовательной программы для ребёнка. Выработка единой воспитательной стратегии. Мотивация учения, интересы ребёнка, его жизненные планы. Выявление причин отставания ребёнка в учении. Выявление одарённости и развитие способностей. Достижение благоприятного статуса в коллективе. Предупреждение асоциального поведения детей и подростков. Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми. Развитие познавательного отношения к миру. Влияние семьи и школы на формирование жизненных планов и выбор профессии. Установление взаимопонимания между поколениями. Совместная деятельность по созданию в школе благоприятной образовательной среды, что исключает возможность школы стать просто «присутственным местом» (С.Т. Шацкий)

Развитие сотрудничества ОУ и семьи. Основные направления работы с родителями !Привлечение родителей должно быть адресным и посильным ИЗУЧЕНИЕИЗУЧЕНИЕ Информирование родителей Просвещение Консультирование Обучение Совместная деятельность

Изучение семьи Для чего нужна информация о семье? Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи Для привлечения родителей к работе школы Для осуществления внутришкольного мониторинга Для проведения информационно- просветительской работы

Что необходимо знать о семьях учеников? Социально-демографический портрет семьи Состав семьи. ФИО отца и матери, их возраст Род занятий родителей и других членов семьи Материальная обеспеченность Культурный потенциал Образ жизни

Что необходимо знать о семьях учеников? Организация и принцип семейного воспитания Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений, микроклимат, обычаи и традиции, лидерство, авторитет взрослых Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей

Что необходимо знать о семьях учеников? Взаимоотношения родителей с ОУ Участие членов семьи в жизни ОУ Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем

Методика изучения семьи Цель использования методики Какая информация необходима Методы и методики Изучение и сопровождение семьиСоциально-демографическая характеристика Анкеты и тесты для родителей. Сочинения и рисунки учащихся «Моя семья». Сочинения родителей. Генеалогическое древо. Внутришкольный мониторингОб удовлетворённости родителей качеством образования Наблюдение. Методика незаконченных предложений. Беседы, интервью. Открытые уроки. Круглые столы. Привлечение родителей к сотрудничеству Об информационных запросах родителей, наличии свободного времени, мат. и проф. возможностей Анкеты. Беседы. Дискуссионные собрания. Информационно- просветительская работа О правовой, псих.-пед. компетентности Тестирование. Наблюдение. Беседы. Обсуждения педагогических ситуаций.

Типы семей и семейных отношений По количеству детей многодетная малодетная однодетная бездетная По характеру взаимоотношений идеальную среднюю негативную или скандально-раздражительную Исследователи называет следующие типы семей: гармоничная распадающаяся распавшаяся неполная В благополучной семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей «Формально благополучная» – благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей. «Неблагополучная семья», где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики, наказания детей Семьи «новых русских» - высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей

Роли ребенка в семье «Кумир семьи». «Мамино (папино, бабушкино и.т.д.) сокровище». «Болезненный ребенок». «Ужасный ребенок». «Мучитель». «Козел отпущения». «Путающийся под ногами».

Правила посещения семей обучающихся. 1. Заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего. 2. Не планировать свой визит больше чем на один час. 3. Не беседовать у двери, на ходу. 4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От вас требуется максимум тактичности и выдержки. Надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос. 5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. После посещения надо записать все услышанное, а также записать выводы. 6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу познакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят о нем и, в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Вы заранее обговариваете эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты. Надо помнить, что для ребенка ваш приход – событие. Порой он совершает прями-таки «революцию» в умах ребят. Надо сказать, что после визита и родители и дети смотрят на вас совсем иначе. Для них вы теперь «свой».

Принципы сотрудничества педагога и семьи. Равенство. Педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу Этичность. Отношения должны строиться на основе взаимного уважения. Причем следует стремиться к тому, чтобы уважение было не поверхностным, демонстрируемым в присутствии детей, а искренним. Взаимопомощь в воспитании детей. Взаимопомощь оказывается более продуктивной, когда ее организаторы хорошо представляют себе, чем заняты школьники и к чему они стремятся. Обмен информацией о жизни и деятельности детей в школе и дома.

Информирование родителей. Информационное поле создаёт условия для получения, хранения, переработки и распространения информации обо всех направлениях деятельности школы.

Содержание и способы предъявления информации для родителей Содержание информации для родителей Способы и формы предъявления Устав учреждения Перечень образовательных программ Образовательные маршруты Папка для родителей Информирование на индивидуальных консультациях Проведение открытых уроков Перспективы развития ОУ Деятельность ДО Организация внеклассной работы Расписание уроков Сведения о платных услугах Режим работы ОУ Информационный стенд Памятки, листовки, буклеты Пресс-клуб при родительском комитете. Письмо родителям Проведение Дней открытых дверей Вечер вопросов и ответов

Содержание и способы предъявления информации для родителей Основные достижения школы Достижения учителей Достижения учащихся О социальном устройстве выпускников Информационный стенд «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» Публикации в СМИ Проведение Дней открытых дверей Материально-техническое обеспечение школы Об источниках и распределении внебюджетных средств Информационный периодический бюллетень Благодарственные письма родителям Отчёт директора на общешкольном собрании

Просвещение родителей Под педагогическим просвещением родителей (ППР) процесс информирования их об особенностях развития личности ребёнка и способах взаимодействия с ними, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.

Формы ППР ПлюсыМинусы ЛекцииХороша на начальном этапе 22% находят её не эффективной Семинары Привлечение компетентных специалистов Развитие коммуникативных навыков родителей Сближение позиций педагога Сложность в организации: требует высокий уровень профессиональной согласованности Не «задавить» родителей Педагогический практикум Диагностика уровня педагогической компетентности родителей Возможность «утечки информации»

Формы ППР ДискуссииАктивная форма повышения педагогической культуры родителей. Сложна в управлении КонференцияОбъединение активных родительских сил Требует тщательной подготовки

Консультирование и поддержка семьи. Цель консультации- достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребёнка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса Принципы консультирования: Создание доверительных отношений Взаимоуважение Заинтересованность консультантов Компетентность Формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы

Совместная деятельность Виды совместной деятельности: Образовательно-просветительская Художественно-эстетическая Хозяйственно-трудовая Организационная Досуговая Профориентационная Спортивная

1.Удовлетворяет ли вас качество преподавания учебных предметов? 2.Чувствуете ли вы, что ваш ребёнок любит школу? 3.Удовлетворяют ли вас учителя, работающие с вашим ребёнком? 4.Чувствуете ли вы себя желанным гостем в школе? 5.Удовлетворены ли вы качеством информирования вас об учебных успехах и поведении вашего ребёнка? 6.Устраивает ли вас то, как в школе следят за посещаемостью?

«Без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах» В.А. Сухомлинский

Литература Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000 Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. Пособие. М., Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие/Под ред. М.М. Поташника. М., Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы//Пер. с фин. М.,1993. Ясвин В.А. Экпертиза школьной образовательной среды. М.,2000.