МОУ Усть - Ордынская средняя общеобразовательная школа 1, им. В.Б. Борсоева Исследовательская работа Тема: «Сказитель из Кудинской долины» Выполнила: Батудаева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Павленко Анна ( 8«Б» класс) Научный руководитель: Маркина Н.А. финансово-экономический лицей 29 Пенза, 2014.
Advertisements

Я, Адылгиреева Аделина, дочь Адылгиреева Имангали, рода Едельбаев. Родилась в месяц Саратана (июня), покоса травы, 18 числа 1996 года, обучающаяся 9 класса.
МОУ «СОШ 11 им. И. А. Кабалина» Выполнила: Хасянова Зиля Учитель: Михайлова Галина Николаевна Руководитель: Заведующая библиотекой средней школы 11 им.
Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
К истокам народного творчества Работа выполнена учащимися начальных классов МОУ СОШ 5 Работа выполнена учащимися начальных классов МОУ СОШ 5.
Проект: Фольклор – живая старина. Составители: Авдошина М.К. Гормузева Н.Ю Участники: родители, воспитанники группы 6 (средняя группа)
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Проект «Педагогические династии» Автор проекта: Алебастрова Алла Анатольевна Учитель истории высшей квалификации МОУ «СОШ 100» Ленинского района г.Саратова.
Проект: Русское народное творчество Составители: Воспитатели Авдошина М.К., Гормузева Н.Ю Участники: педагоги, воспитанники, родители старшей группы.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Победа моего деда- моя Победа!. Наступит День Победы, Когда придет весна. И дедушка достанет Из шкафа ордена. Мне дедушка расскажет О том, как воевал.
АбайКунанбаев Выполнил:Суракбаев Шерхан 8 класс.
6 класс"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРАДАТА "4" сентября 2013г.
История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
«Отважное сердце» - любимая книга! Республика Коми, Удорский район МОУ «Благоевская СОШ» учитель начальных классов Шабалина Нина Николаевна Стихи сочинила:
МАДОУ Чикчинский детский сад «Улыбка» Сабиров Данис 4 года. Руководитель Бабаева Гузель Фаридовна.
Выполнена ученицей 3 «Б» класса Игнатьевой Марией МОУ «ВСОШ 2» п.Вурнары Руководитель – Афанасьева Р.А.
- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
Работу выполнила: Ученица 7 класса Сафронова Юстина.
Транксрипт:

МОУ Усть - Ордынская средняя общеобразовательная школа 1, им. В.Б. Борсоева Исследовательская работа Тема: «Сказитель из Кудинской долины» Выполнила: Батудаева Оюна, ученица 9 «Г» класса Руководитель: Баядаева С.А, учитель географии

Улигершины – обычно люди преклонного возраста, пользовались в народе большим уважением. Тот, кто наизусть знал древнее предание, считался человеком очень мудрым, багшой (учителем). Улигершинов специально приглашали прочитать улигеры, и каждый из них делал это по-своему: одни нараспев повествовали о храбром и справедливом баторе, повышая и понижая голос в нужных местах, другие исполняли улигер о мудром герое речитативом, третьи сопровождали пение сказания звуками хуура, старинного бурятского инструмента. В любом случае улигершин всегда был почитаемым гостем в любом обществе.

Улигершины - это люди художественно одаренные, с богатой памятью, обладающие особым даром речи, определенной дикцией. Не каждый бурят мог исполнять улигеры. Наиболее талантливые сказители хранили в своей памяти до 70 улигеров. Улигершины пользовались у бурят почетом и уважением. Слушали улигеры по несколько дней. От степени умелого исполнения улигершином устного произведения зависело не только уважение к нему слушателей, но и то, насколько чутко детские умы воспримут то самое главное, ради чего исполняется улигер – вечную борьбу Добра и Зла и необходимость победы белого над черным, воспитательную основу формирования народного защитника, сторонника справедливости и правды.

Цель исследования: собрать материал об улигершинах и влиянии деятельности сказителей на духовную и культурную жизнь бурятского народа. Задачи: 1.Найти сведения и изучить жизнь сказителя Маншуда Имегеева; 2.Посетить малую Родину улигершина с.Кукунут, побеседовать с местными жителями о жизни и творчестве сказителя; 3.Показать роль и значение его деятельности в жизни бурятского народа; 4.Провести поиск современных улигершинов в п. Усть-Ордынский и с. Кукунут. Храпя, летели кони в сторону заката. Огню и Слову поклонялись поколенья. Молчание хранит Гэсэриада О тайнах своего происхожденья. Но всадников потомки помнят мудро, Откуда льется свет добра старинный: Великий голос кочевого утра, Уста бессмертные улигершина. Баир Дугаров, народный поэт Бурятии

* Маншуд Имегеев Страницы жизни Сказитель Маншуд Имегеев родился в бедной крестьянской семье в 1849 году в улусе Кукунут Кудинской степной думы Иркутской губернии. Он происходил из рода ашабагат, относящегося к булагатскому племени. С детских лет батрачил у богатых семей. Несмотря на бедность и неграмотность, Маншуд Имегеев был одарен от природы, обладал хорошей памятью. Это помогло ему наизусть знать многие бурятские улигеры (сказки), а также бурятский народный героический эпос «Гэсэр». Эмэгэйн Маншууд (Маншуд Имегеев ). Это единственный портрет, сделанный английским путешественником Дж.Куртэном в 1900 г.

Маншут женился поздно, в 1880г. Его женой стала двадцатисемилетняя Шохой Шосхонова, которая разделила с ним радости и горести нелегкой жизни. В семье Имегеевых родился один ребенок сын - Балюу, других детей не было. В окружном архиве в разных документах стоят разные даты рождения Балюу Маншутовича (его фамилия в них пишется то «Манчудов», то «Маньчутов»)- 1884,1888г, 1889г. Балюу был бедняком, неграмотным, сказительным делом не овладел. У Балюу Маншутовича было четверо детей, но они умерли в детском возрасте от простуды, воспаления легких, кори, в то время в деревнях не было медицинской помощи. В одном из документов окружного архива указывается, что Балюу Маншутовича не стало 1 мая 1945г. К великому сожалению, у Маншута Имегеева не осталось внуков, и в современное время в с.Кукунуты нет прямых потомков сказителя.

В 1900 г. к Maншуду Имегенову приехал известный англичанин, ученый, этнограф и фольклорист Дж. Куртен. Он увез сказителя в Усть-Орду, где десять дней слушал его улигеры. Затем ученый выпустил книгу «Путешествие в Южную Сибирь» на английском языке, где поместил фотографию сказителя. Это единственный сохранившийся портрет Маншуда Имегеева Существуют в записи Дж. Куртина некоторые варианты «Гэсэра», а также улигеры «Железный герой», «Ошор Богдо», «Бурулдай Богдо-хан», «Шарай»

Удивительная память улигершина В 1906 г. проф. Ц.Ж. Жамцарано записал от 57-летнего Маншуда три поэтических сказания о Гэсэре и его сыновьях («Абай Гэсэр хубун», «Ошор Богдо», «Хурин Алтай»), общим объемом свыше 20 тысяч стихотворных строк. По рассказам знавших его стариков, он был признанным знатоком преданий, легенд, сказок и особенно героических сказаний. Его память была удивительной. Он исполнял крупные улигеры по восемь-десять тысяч стихотворных строк, и каждый раз без пропусков эпизодов, без изменения содержания. Его улигеры, отражающие древнейшее мифологическое восприятие мира, рассказывают о борьбе героев с чудовищами и злыми силами природы. Именно от Маншуда Имегеева была записана та версия «Гэсэра», в которой ученые усматривают наиболее архаические элементы эпоса. Бурятский народный героический эпос «Гэсэр». Александра Сахаровская. Линогравюра.Улан-Удэ.1967г.

Цыбен Жамцаранович Жамцарано писал о своей работе со сказителем М. Имегеевым: «Когда рапсод передает улигер, то он предварительно заготовляет возле себя чистую воду, чтобы пить время от времени, принимает полулежачее положение, полузакрывает глаза, уходя весь в атмосферу своей эпической поэмы, и протяжно, мелодично начинает петь, увлекаясь чем дальше, тем больше, развертывая перед слушателями одну картину за другой, передавая событие за событием с удивительным спокойствием и бесстрастием, несмотря на свою вдохновенность, на свое самое искреннее увлечение. Слушатели ему вторят в тех местах, где нужно».

По единодушному мнению ученых, М. Имегенов при исполнении улигеров следовал местной (эхирит- булагатской) эпической традиции, сохраняя в неприкосновенности все элементы сюжета, состав и последовательность эпизодов, характер действий, трактовку образов основных персонажей. Он стремился передать эпический текст в том виде, в каком сам воспринял его от своих учителей. М. Имегенов был большим мастером слова, владевшим всем богатством народного языка. Поэтому язык его улигеров, при всей близости к бурятскому общенародному языку, отличается образностью и поэтичностью. Как отмечает С.Ш. Чагдуров, «среди всех известных в науке версий Гэсэриады наибольшей архаичностью отличается эхирит-булагатская версия, записанная от Маншуда Имегеева, которая, будучи сплошь стихотворной, обладает уникальной поэтической структурой». Маншуд Имегеев умер в 1908 году.. был одним из лучших представителей своего народа, выражающим его чаяния и интересы, он мыслил широко, в национальном и общечеловеческом масштабе, думал о будущем, о потомках, о судьбах всех своих земляков.

Память о нем жива Усть-Ордынский Бурятский национальный музей Портрет Маншута Имегеева на гобелене. Плетение из конского волоса. Автор: Осипов В. Окружной конкурс улигершинов. П.Усть-Ордынский. Усть-Ордынская окружная национальная библиотека им.М.Н.Хангалова. Изучение литературы, сбор материала для работы. Отдел краеведение.

Улигершины и улигеры в 21 веке Балюева Галина Андреевна - сочинитель улигеров, народных песен, легенд, свято чтит и продолжает традиции устного народного творчества бурятского народа. По словам Галины Андреевны, сюжеты, стихи приходят к ней во сне, и она является автором улигеров: «Эхэрэд- Булгадай баабай», «Буха ноен баабай», «Гур тоодэй». В 2006г вышла ее первая книга с улигерами под названием: «Отец Эхирит- Булагата», иллюстрации к этой книге выполнила знаменитая наша землячка и художник, дизайнер Анжелика Алсаткина. Галина Андреевна занимает активную жизненную позицию, в этом году справляет юбилей - 75 лет, что не мешает ей участвовать в различных культурных мероприятиях: в работе шаманской общины «Сахилгаан», женсовета Эхирит-Булагатского района, создает фольклорный архив. Общественная деятельность по сохранению традиций, культуры, языка была оценена многочисленными наградами правительства Монголии и республики Бурятия: в 2012 году она была удостоена звания лауреата в номинации «Женщина года » в конкурсе «Лучшие люди Бурятии», «Заслуженный врач» Монголии в 2011г, также получила правительственную награду «Орден Чингисхана».

Улигер «Отец Эхирит-Булагата» Автор: Балюева Галина Андреевна.. «Орден Чингисхана» и др. награды Галины Андреевны от правительства Монголии.

На малой родине улигершина! С.Кукунут- «зеленые луга в излучине реки» Люди говорили о нем с уважением В селе Кукунуты мы побывали в семье Хабадаева Виктора Хартуевича, 1950 года рождения и Харитона Хартуевича, сына племянника Маншута Имегеева. Харитон Хартуевич помнит, что в семье отца жила жена сына Маншута Маадаган Мантаковна, которая умерла в 1986г. В колхозе она работала скотницей и помогала по хозяйству семье. По словам Маадаган Мантаковны, она плохо помнила свекра, и ей не пришлось слушать улигеры в его исполнении. Он был человеком известным в округе, оставил о себе неизгладимую память: люди говорили о нем с уважением. У дяди Маншута было доброе сердце и от природы красивая душа. Был чутким и внимательным, с ровным и степенным характером, никогда не отказывал в помощи землякам. Живя в нужде, не был сломлен духовно, сохраняя любовь к поэзии, поддерживал и морально возвышал своими песнями земляков. В те далекие времена в улусе не было книг и других источников знаний и культуры. В нашей семье дядя Маншут является уже легендой, которую мы передаем своим внукам. Подворная книга за 1928 год. С.Кукунут

Доброе сердце и красивая душа улигершина Вот что рассказала жительница с.Кукунут Олодова Тамара Васильевна. 1938г.р. По рассказам Тамары Васильевны Олодовой и ее земляков, Маншут Имегеев был высокого роста, стройный, обладал крепкой физической силой, был трудолюбивым. Его ценили в улусе, если давал слово что-либо делать, то сдержит его обязательно. У Маншута было доброе сердце и от природы красивая душа. О таких людях в народе говорят: «Баян хунэй зори- халааhан соогоо, угытэй хунэй зори-зурхэн соогоо». ( Достояние богатого - в его кармане, богатство же бедного – в его сердце) «Угытэй хун туhалааша, унэшэн хун хайрлааша» ( Бедный скорее всего поможет, а сирота - пожалеет тебя). В селе Маншут уже стал легендой, и рассказы о нем передаются из поколения в поколение жителями деревни. Земляки гордятся своим знаменитым улигершином, но, к сожалению, последователей сказителей в деревне нет.

Усть-Ордынский окружной архив. Сбор архивных данных.

Выводы: 1. Бурятский народ не утратил, не забыл свой великий героический эпос «Гэсэр», благодаря природной одаренности и памяти Маншута Имегеева. 2. Маншут Имегеев прожил трудную жизнь, как и все его поколение, был одним из лучших представителей своего народа, он мыслил широко, в национальном и общечеловеческом масштабе, думал о будущем, о потомках, о судьбах всех своих земляков. 3. Благодарные потомки - кукунутцы хранят память о сказителе и устные рассказы о нем передаются из поколения в поколение. 4. Молодое поколение продолжает традиции своих предков, изучая культуру своего народа.