Формы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Advertisements

Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Это часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста комментарии к тексту.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2012 году. Характеристика структуры и содержания КИМа 2012 года Изменен формат задания А2 Задание А26 перенесено на.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ЕдиныйГосударственныйЭкзамен2010 С 2009 года Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) (ЕГЭ) является основной формой является основной формой итоговой государственной.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Цели: 1) Помочь учащимся 11-х классов в написании сочинения. 2) Показать важность выполнения части «С» ЕГЭ. 3) Познакомить с критериями проверки. 4) Помочь.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Критерии оценивания ответа на задание С1 Ба лл ы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2012г. В рамках интернет-конференции "Августовский педсовет ФИПИ" были опубликованы документы с планируемыми изменениями.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Цыбулько Ирина Петровна руководитель федеральной предметной комиссии по русскому языку, ведущий научный сотрудник ФИПИ, кандидат педагогических наук Государственная.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. 31 мая 2012 г. ЕГЭ по русскому языку Приняли участие человек. Количество экспертов – 148 человек. Минимальный.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Транксрипт:

Формы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Документы, которые должен знать каждый учитель, работающий в 11 классе 1.Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена. 2.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. 3.Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 года.

Спецификация 1.Содержание экзаменационной работы определяется а) на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Приказ Минобразования России от года 1089; в) на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базового и профильного уровней. Приказ Минобразования России от года 1089; 2. Все варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре. 3. На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут, т.е 3,5 часа.

Характеристика структуры и содержания КИМ а Часть 1 (А1 - А30)-задания с выбором ответа. Проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности. Часть 2 – ( В1 – В8) – задания с кратким ответом. Задания относятся к высокому уровню сложности. Часть 3 - (С1) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание повышенного уровня сложности.

Кодификатор 1.Документ является основой для составления экзаменационных материалов за курс средней (полной) школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала. 2.Содержит -перечень элементов, проверяемых на экзамене; -перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на экзамене.

Внимание! 1. Сочинение проверяется двумя экспертами. В случае расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, работу проверяет третий эксперт. Баллы третьего эксперта являются окончательными. 2. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, Минимальное количество баллов – На основе результатов определяются тестовые баллы по 100-балльной шкале, которые используются для аттестации и для поступления в сузы и вузы.

Демонстрационный вариант Изменения в КИМе 1. На 30 минут увеличено время выполнения всей экзаменационной работы. 2. Изменён формат задания А1. 3. Расширен диапазон ответов к заданию А Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (критерии К1 – К4).

Критерии оценивания С1 К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1балл. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста – 0 баллов. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков: 1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 2) комментировать проблемы исходного текста; 3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме; 4) выражать и аргументировать собственное мнение; 5) последовательно и логично излагать мысли; 6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; 7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Таким образом, сочинение проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.

Как сформулировать проблему? Примерный круг проблем. Авторская позиция 1.Какова роль чтения в детстве – в период становлении личности человека? ( Общение с книгой особенно важно в детстве, так как это период формирования личности.) 2. В статье рассматривается проблема влияния книги на судьбу человека. ( Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.) Обращаем внимание на то, что для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номер предложений в исходном тексте.

Комментарий Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь. Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание, проблематику.

Комментарий Комментарий (пояснение) может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Высшая оценка (2 балла) ставится, если «сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет».

Пример комментария Сочинение по тексту И. Бражина «Музы». Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…» Автор убеждает читателя в том, что всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях. В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве»,«который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны годов. В заключение писатель приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь».

Внимание! Нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы, и не просто проблему в отрыве от текста. Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика. Часто используют местоимение Я. Не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Внимание! Написав черновик, выпускник должен прочитать, как он обозначил проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + имя существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме I. Логические (рациональные) аргументы. 1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). 2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). 3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества). 4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). 5. Законы природы и т.д. II. Иллюстративные аргументы – примеры. В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. а) конкретный пример: – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения); б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме III. Ссылки на авторитет: – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.; – цитата из авторитетного источника; – мнение специалиста, эксперта; – обращение к опыту и здравому смыслу аудитории; – мнение очевидцев; – мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции); – общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе. Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).

Пример аргументации Сочинение по тексту В.Розова «О счастье» В.Розов доказывает свою позицию, приводя примеры из собственной жизни. Я также являюсь приверженцем позитивного восприятия жизни, близкого к пониманию счастья Виктором Розовым. В классической русской литературе мне близок по восприятию жизни Пьер Безухов в романе- эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Пьер ощутил счастье лишь тогда, когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрёл внутреннюю гармонию в любви к Наташе. Действительно, человек сам творец своего счастья. Я считаю, что именно от нас самих многое зависит. Одним из ярчайших произведений, где авторская позиция близка моей, является поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов делает вывод, что счастье не в материальном достатке. На образе Гриши Добросклонова автор показывает, что быть счастливым может человек, стремящийся не к личному благополучию, а к достижении общественно значимых целей - освобождению от крепостной зависимости народа.

К5 -Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Следует учесть, что от экзаменуемого не требуется придерживаться строгих рамок того или иного жанра. Сочинение может быть классическим трехчастным, т. е. состоять из вступления, главной части и заключения, может члениться на несколько частей со своими микротемами в каждой. Главное условие – не допускать нарушения смысловой цельности и связности высказывания, поскольку именно связность – обязательный признак текста. При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможна смысловая цельность текста.

К6 – Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2 балла. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10. При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

Рекомендации по квалификации ошибок 1.Орфографические 2.Пунктуационные 3.Грамматические 4.Речевые 5.Фактические Ошибки негрубые ( 2негрубых считать за одну) Ошибки однотипные ( на одно правило)- первые 3 считать за одну, каждая следующая- как самостоятельная. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. Ошибки графические (не учитываются при проверке).

К11. Соблюдение этических норм Этические ошибки – это высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. Этическая ошибка (исследования Щербининой Ю., Филиппова О. И др.) связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», " Судя по тому, что говорит автор, он маньяк" и др.).

К12.Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Фактические ошибки –это неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Войну и мир»).

Формулировка задания C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Внимание! 1.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается нулём баллов. 2. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. 3.Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста. 4.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Использованные материалы 1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 4. Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2013 года по русскому языку.