Лаборатория ранней комплексной помощи ребенку и семье Диагностика детей раннего возраста проводится с рождения до 4 лет. Специалисты Лаборатории выезжают.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Показатели нервно – психического развития детей раннего дошкольного возраста.
Advertisements

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов Центральной ПМПК и ПМП-консилиума образовательных учреждений Республики Марий Эл Кудряшова Л.В. учитель-дефектолог.
Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Подготовка документов к ПМПК. Задачи ПМПК: Достоверная диагностика отклонений в развитии Достоверная диагностика отклонений в развитии Определение специальных.
МАДОУ «Детский сад» 99 Первая младшая группа 9 г. Сыктывкар 2013 воспитатель Самарина Т. В.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной.
Кабинет ранней диагностики и коррекции развития ребёнка и его семьи создан в соответствии с Законом Самарской области от ГД « Об утверждении.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
Транксрипт:

Лаборатория ранней комплексной помощи ребенку и семье Диагностика детей раннего возраста проводится с рождения до 4 лет. Специалисты Лаборатории выезжают в районы для обследования детей на местах. Также родители с детьми приезжают со всей Республики Марий Эл в Центр. Кроме того специалисты Лаборатории тесно сотрудничают с Йошкар-олинским Детским домом (заключен договор). Ежемесячно проводится диагностика вновь прибывших детей, а также детей, которые будут помещены в семьи (опека) и для определения дальнейшего маршрута развития ребенка.

Выявление детей раннего возраста с подозрениями на отклонения в развитии и детей группы риска через: Детская республиканская больница Городские и районные поликлиники; Перинатальный центр; Родильные отделения; Дом ребенка

Схема комплексного сопровождения

В Центре создана система помощи, которая включает в себя следующие этапы работы: 1. интервьюирование; 2. первичная и повторная диагностика ребенка; 3. индивидуальные и подгрупповые консультации родителей, телефонное консультирование; 4. комплексные занятия; 5. индивидуальные консультативные занятия для детей- инвалидов, беседа с родителями после занятия; 6. лекотека; 7. домашнее визитирование; 8. консультативно-методический центр для родителей «Парус»; 9. совместная досуговая деятельность.

Интервьюирование предполагает телефонное общение с родителями при их первичном обращении в Центр.

Диагностика Первичная и повторная диагностика представляет комплексное обследование ребенка следующими специалистами: врач- невролог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог. По необходимости привлекаются психиатр, сурдопедагог, тифлопедагог. Специалисты проводят обследование по следующим направлениям: сенсорное развитие; развитие общих движений; формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деят-ти; навыки самообслуживания; развитие речи; социальное развитие.

Соглашение с родителями Я, ________________________________________________________ (ФИО родителя /законного представителя ребенка) мать /отец/опекун _________________________________________ (ФИО ребенка, дата рождения) посещающего ______________________________________________ образовательное учреждение, класс / группа представляю моего ребенка для комплексного обследования моего ребенка в Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, на обработку и использование его/ее персональных данных в интересах ребенка в соответствии с Федеральным Законом РФ от ФЗ «О персональных данных». Дата ___________________ Подпись __________________________

Карта обследования ФИО_______________________________________________________________________ Дата рождения _______________________________, возраст _______________________ Домашний адрес, телефон ____________________________________________________ Сведения о родителях (ФИО, возраст, образование, место работы) Мать ______________________________________________________________________ Отец _______________________________________________________________________ Образовательный маршрут ребенка ДОУ/СОШ _______________________(не) посещал с ________________________лет Образовательная программа __________________________________________________ Анамнез: Беременность по счету ____, протекала ________________________________________ Роды по счeту ____, на сроке ______, особенности: ______________________________ ____________________________________ Апгар _______, вес _________, рост______ Держит голову ___сидит ___ходит ____гyление ____лепет ___слово___ фраза ___ Наследственность: __________________________________________________________ Заболевания до 2-х лет ______________________________________________________ Заболевания после 2-х лет____________________________________________________ Травмы черепа _____________________________________________________________ Припадки (судороги) ________________________________________________________ Инвалидность ______________________________________________________________

Карта обследования 4. Психический статус: Сознание (не) нарушено. Общается (охотно, неохотно, избирательно, не контактирует) Двигательно (без особенностей, расторможен, беспокоен, скован) Внимание (не нарушено, не устойчивое, отвлекаемое, истощаемо) Мышление (не нарушено, конкретное, тугоподвижное, инертное) Память (не нарушена, снижена, механическая) Речь ((не) соответствует возрасту, бедный словарный запас, на бытовом уровне, аграмматичная, невнятная) Письмо _____________________ чтение ___________ счёт ___________ Интеллект (сохранен, снижен, (не) соответствует усл.возр.норме) Запас знаний ((не) соответствует возрасту, программе обучения, на бытовом уровне) 5. Результаты медицинского обследования: ЛОР___________________________________________________________________________ Окулист _______________________________________________________________________ Невролог ______________________________________________________________________ Ортопед _______________________________________________________________________ Хирург_________________________________________________________________________ Психиатр_______________________________________________________________________ Другие специалисты: ___________________________________________________________ Заключение психиатра/невролога:

Протокол обследования ребенка (1-3 года) Министерство образования и науки Республики Марий Эл Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Республики Марий Эл Протокол обследования ребенка (1-3 года) _____________от_______________20__г. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________ Дата рождения ____________________ 20__г. Кем направлен ______________________________________________________________ Перечень документов представленных на ПМПК: документы, удостоверяющие личность ребенка и законного представителя; амбулаторная карта ребенка из лечебно-профилактического учреждения; характеристика из образовательного учреждения (при посещении данного учреждения). Даты обследования и динамического наблюдения «___»______________ 20___г., возраст ________________

Сенсорное развитие Основные показатели 1 г.1 г3 м1 г6 м1 г 9м2 г.2 г3м.2 г 6м2 г 9 м3 г. Узнавание реальных предметов00 моделей00 графического изображения000 контурного изображения00 Форма А) объемные формы Соотнесение00 Выбор по слову00 Называние000 Б) плоскостные формы Соотнесение00 Выбор по слову00 Называние000

Сенсорное развитие Ориентировка в 2-х контрастных величинах 00 в 3-х контрастных величинах00 Цвет Соотнесение00 Выбор по слову000 Называние000 Пространственные представления Ориентировка в схеме собственного тела00 Складывание пирамидки по подражанию00 по образцу00 Конструирование из кубиков по подражанию 00 по образцу00 Складывание разрезной картинки по подражанию 00 по образцу0

Двигательное развитие Основные показатели1 г. 3м. 1 г. 6м. 1 г. 9м. 2 г.2г. Зм 2 г. 6 м. 2 г. 9 м. Зг. Подпрыгивание при поддержке за обе руки00 Залезание на предмет (выс см) и слезание с него 00 Бросание мяча обеими руками00 Ходьба без поддержки000 Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой000 Сидение на корточках00 Залезание на горку000 Ходьба по ограниченной плоскости (ширина 30 см) с помощью взрослого 000 Бросание мяча обеими руками в горизонтальную цель000 Подпрыг-е на месте без пом. взрослого000 Подлезание под предмет000 Ходьба по гимн. скамейке с пом. взр.00 Подпрыгивание на одной ноге

Двигательное развитие Быстрая ходьба0000 Ходьба но наклонной доске (ширина 30 см) с помощью взрослого 000'0 Устойчивая ходьба при перемене направления0000 Лазание по стремянке прист. шагом000 Бег без координации «рука-нога»0000 Бросание мяча двумя руками в вертикальную цель (диаметр цели 60 см, высота 100 см, расстояние до цели см) 000 Перелезание через гимнастическую скамейку0000 Лазание по вертикальной лесенке приставным шагом 000 Ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого 000 Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом 000 Вставание на цыпочки00 Бросание мяча в вертикальную цель одной рукой000 Ходьба с переменным ритмом0000 Ходьба по наклонной доске без помощи взрослого0000 Ловля мяча диам см обеими руками (расстояние см) 000 Ходьба по лестнице переменным шагом без опоры Перепрыгивание через палку000 Бег с координацией «рука-нога»00

Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности Основные показатели 1 г.1 г. 3 м. 1 г. 6 м. 1 г. 9 м. 2 г.2 г. 3м. 2 г. 6 м. 2 г. 9 м. 3г. Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов 00 Формирование соотносящих действий 00 Формирование орудийных действий 00 Воспроизведение отдельных игровых действий 00 Воспроизведение ряда игровых действий 00 Использование в игре полифункциональных предметов 000 Сюжетный характер игры 000 Возникновение ролевой игры 0 Формирование конструктивной деятельности 000 Формирование основных формообразующих изобразительных движений 000 Изображение знакомых предметов основными средствами изодеятельности 000

Навыки самообслуживания Основные показатели1г. Зм. 1г. 6 м. 1 г. 9м. 2г. Зм. 2г. 6м. 2г. 9м. Зг. Самостоятельно ест густую пищу ложкой 0 Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой 0 Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает 0 Частично надевает одежду (ботинки, шапку). 0 Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. 0 Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки. С небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. 0

Развитие речи. Понимание речи Основные показатели1 г. 3м. 1г. 6м. 1г. 9м. 2г.2г 3м 2г. 6м. 2г 9м. 3г. Откликается на свое имя0 Понимает простую фразу.0 Понимает названия окружающих предметов. 0 Понимает действия0 Умеет ориентироваться в группе.0 Обобщает предмет по существенным признакам. 0 Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. 0 Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребенка. 0 Понимает предлоги на, под, за, рядом.000

Развитие речи. Активная речь Употребляет первые слова (5-8 слов)00 Использует лепет и отдельные облегченные слова. 0 Использует облегченные слова (например, «би – би») и произнесенные правильно (например, машина). 0 Обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. 0 При общении использует трехсловные предложения, употребляя прилагательные и местоимения. 0 Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). 0 Говорит о себе, употребляя местоимение «Я». 000 Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Использует вопросы «Почему? Когда?» 0 Основные показатели1 г. 3м. 1г. 6м. 1г. 9м. 2г.2г 3м 2г. 6м. 2г 9м. 3г.

Обследование позволяет оценить уровень развития: 1. сенсорной сферы; 2. двигательных навыков; 3. предметно-практической и игровой деятельности; 4. навыков самообслуживания; 5. речевой деятельности; 6. социального развития Профиль развития ребенка Фактический возраст 2 года г г

Индивидуальные и подгрупповые консультации родителей, телефонное консультирование. Индивидуальные консультации проводятся после каждого обследования ребенка, а также по запросу родителей. Подгрупповые консультации проходят 1-2 раза в месяц по запросу родителей. Для родителей детей-инвалидов, проживающих в отдаленных районах республики проводится телефонное консультирование.

Комплексные занятия На базе ПМПК проводятся занятия с детьми раннего возраста, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации, исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т. д.).

Индивидуальные консультативные занятия, беседа с родителями после занятия. Основная цель данного вида деятельности – обучить родителей практическим приемам развития ребенка в зависимости от его возможностей. Длительность такого занятия составляет 1 час. В зависимости от структуры дефекта и ведущего нарушения определяется специалист, который будет заниматься с ребенком.

Лекотека Одним из направлений работы с детьми-инвалидами является деятельность лекотеки. Лекотека в переводе означает «библиотека, хранилище игр». Ею могут пользоваться родители детей посещающих индивидуальные и комплексные занятия. Игры, наглядные пособия выдаются специалистами в зависимости от структуры дефекта и пройденного материала.

Домашнее визитирование Задачи: оказать квалифицированную социально-психологическую и социально-педагогическую помощь ребенку в домашних условиях; обучить родителей приемам ухода за ребенком и методическим приемам его развития; включить родителей в процесс реабилитации ребенка.

Консультативно-методический центр для родителей «Парус» повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско- родительских отношений коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций, развитие коммуникативного поведения и обучение навыкам саморегуляции родителей детей-инвалидов

Совместная досуговая деятельность Совместные праздники и развлечения («Новый год», «23 февраля», «8 Марта», «В гостях у куклы», «Путешествие в сказку» и т.д.). Совместные выходы в кафе, парки, театр, зоопарке. Дни здоровья – совместные физкультурные развлечения. Дни творчества, связанные с поддержанием интереса детей к различным видам творческой деятельности. Организация совместных выставок детского творчества.