Парадигмы воспитания АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Кафедра ЭиУО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс.
Advertisements

Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Ключевые традиции российской педагогической культуры: идея гуманизма, очеловеченного воспитания В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов К.Д. Ушинский Н.Г. Чернышевский.
Заместитель директора ГБОУ СОШ 1825 по ВР Логунова Марина Юрьевна.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Человек становится тем, что он есть, - способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества.
1.Что такое мораль? Для чего она необходима? 2.Охарактеризовать основные категории морали. 3.Что такое долг? В чём состоит долг человека: перед обществом,
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко Выполнил Кривцов Владимир Ученик 11 «А» класса.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ДОЛГОВА КСЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Антон Семенович Макаренко ( ) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
С чего начинается человек? С рождения, первого слова, первого шага….А с чего начинается личность? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила провести исследование,
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
L/O/G/O Педагогический совет Тема: « Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития» май 2012год.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Транксрипт:

Парадигмы воспитания АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Кафедра ЭиУО

Осмысление феноменов воспитания на теоретическом уровне представляется необходимым шагом к новым социальным практикам передачи жизненного опыта от поколения к поколению. Кроме того, в теориях воспитания необходимо отразить новые условия социальности, которые рождаются у нас на глазах по мере утверждения глобализации в качестве ведущей тенденции мирового развития. В этой связи представляет интерес задача рассмотрения теорий воспитания в парадигмальном ключе

В рамках каждой из парадигм могут выдвигаться несколько теорий, концепций. Так и в случае с теориями воспитания. По нашему мнению, они могут быть отнесены к одной из четырех парадигм: Первую назовем парадигмой авторитарного воспитания. Вторую парадигмой природосообразного воспитания. Третью парадигмой воспитания в коллективе сверстников. Четвертую парадигмой индивидуального выживания в обществе риска.

Парадигма авторитарного воспитания. Это самая старая парадигма, она отражает характер воспитания в традиционном обществе. Ее ведущая черта односторонняя связь воспитателя и воспитуемого, где первый всегда прав, а второй всегда должен верить ему и слушаться его. Здесь, в этой модели, реализуется важнейшая функция воспитания, состоящая в передаче от поколения к поколению накопленного знания, социальных ценностей и жизненного опыта

В теоретическом плане парадигма авторитарного воспитания последовательно реализована в трудах немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта, в «Общей педагогике, воспитания» («Allgemeine Paedagogik, ausdem Zweck der Erziehung abgeleitet», 1806). По Гербарту, главная цель воспитания гармония воли с этическими идеями и выработка многостороннего интереса. Путь к этой цели лежит через воспитывающее обучение, нравственное воспитание и управление ребенком. Для Гербарта такое управление значило подавление «дикой резвости»ребенка. Дата рождения: 4 мая мая1776 Место рождения: Ольденбург, ГерманияОльденбургГермания Дата смерти:14 августа 1841 (65 лет)14 августа1841 Школа/традиция: Немецкая классическая философияНемецкая классическая философия Направление:философия,психология,педагогикафилософияпсихологияпедагогика Период: XIX векXIX век Значительные идеи: Воспитывающее обучение, теория авторитарного воспитания. Оказавшие влияние: Кант, ПарменидКантПарменид

Парадигма природосообразного воспитания. Эта парадигма первый ответ традиционной педагогике, авторитарному воспитанию. Она восходит к идеям Яна Амоса Коменского из четвертой части его труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Коменский начал ее писать в 1645 г. (в это время он жил в Польше, в Эльблонге) и посвятил проблемам воспитания.

Речь идет о том, чтобы обучались все, всему, Важные для парадигмы идеи Коменского могут быть сведены к трем тезисам: Первый. Воспитание универсально, оно не должно определяться сословными барьерами. Должны быть развиты «не отдельные, или немногие, или многие люди, а все и каждый, молодые и старики, богатые и бедные, знатные и не­ знатные, мужчины и женщины...». Второй. В воспитании надо действовать в соответствии с человеческой природой. Эта природа деятельна, потому стоит задача «сделать людей деятельными, находчивыми, старательными». Эта природа сложна. Чтозатрудняет воспитание. И надо «укротить разнузданность неограниченной свободы...». Третий. Для универсального воспитания необходимы универсальные учителя. По Коменскому, «для совершенствования каждого человека только и надобно, что умелое руководство».

Коменский лишь приоткрыл путь к парадигме воспитания в соответствии с природой,ее подлинным разработчиком, без сомнения,был Ж.-Ж. Руссо. Его роман «Эмиль, или О воспитании», написанный в 1753–1759 гг., построен так, что мы шаг за шагом наблюдаем работу наставника над воспитанием ребенка, затем юноши по этапам вплоть до момента, когда воспитанник решает жениться. На десятый день после первой публикации романа в 1762 г. он был запрещен, его первые издания сожжены. Папа Климент XIII предал Руссо анафеме. Жан-Жак Руссо Писатель и мыслитель Дата рождения:28 июня июня1712 Место рождения: ЖеневаЖенева Дата смерти:2 июля 1778 (66 лет)2 июля1778 Место смерти:Эрменонвиль, близ ПарижаЭрменонвильПарижа

Свободное воспитание Впервые концепцию свободного воспитания обосновала шведская писательница и педагог Эллен Кей (Key) в книге «Век ребенка» (1900). Дети должны иметь право на свободное развитие. Их надо избавить от гнета взрослых. Нельзя подавлять личность ребенка мелочной регламентацией. К этим трем идеям можно свести суть свободного воспитания по Кей. КЕЙ Эллен Каролина Софья ( ), шведская писательница- феминистка. Родилась 11 декабря 1849 в Сундсхольме в семье крупного политического деятеля. Выросла в аскетичных условиях, получила начальное образование дома, училась и в школах Стокгольма. В 1869 поступила секретарем к своему отцу, депутату риксдага. Печатала статьи в феминистской газете "Идун". В преподавала в стокгольмских школах, затем оставила педагогику и стала профессиональной публицисткой. Автор известных книг Век ребенка (Barnets rhundrade, 1900) и Любовь и брак (Krleken och ktenslapet, 1904). Умерла Эллен Кей в Странде (Швеция) 14 апреля 1926.

Близкие позиции в начале ХХ в. были высказаны такими немецкими педагогами, как Генрих Шаррельман (Scharrelmann), Фриц Гансберг (Gansberg), Людвиг Гурлитт (Gurlitt), русским теоретиком анархизма Петром Кропоткиным, выдающейся итальянской деятельницей в области образования Марией Монтессори (Montessori) и другими. Петр Кропоткин Дата рождения: 27 ноября (9 декабря) декабря1842 Место рождения:Москва, Российская империяМоскваРоссийская империя Дата смерти:8 февраля 1921 (78 лет)8 февраля1921 Страна: Российская империя, РСФСР Российская империя РСФСР Научная сфера: Анархизм, геоморфология, геология Альма-матерАльма-матер: Санкт-Петербургский Императорский университет

Некоторые критические высказывания о школе звучат у теоретиков свободного воспитания очень современно. В книге Людвига Гурлитта «Немец и его школа» («Der Deutscher und seine Schule», 1905) показан 12-часовой день учащегося, который должен запомнить массу ненужного материала с одной целью сдать экзамен. Прошло 100 лет. Проблема остается. Современные теории воспитания, ориентированные на связь с природой, природой человека в том числе, опираются на развитие экологического сознания. Этот процесс охватил многие страны Европы во второй половине ХХ в. Не только отдельные мыслители, но и миллионы человек стали осознавать опасность экологической катастрофы. Это отразилось и на системе ценностей, а значит, и на определении целей воспитания, на изменении воспитательных концепций. В их рамках воспитание теперь нередко рассматривается как часть экологии культуры. Принцип учета в воспитании фактора культурных различий не нова. Она была сформулирована Адольфом Дистервегом уже более 170 лет назад. Дистервег дополнил принцип природосообразности воспитания принципом культуросообразности. Этот второй принцип, по Дистервегу, ограничивает первый, хотя ему и подчиняется.

Парадигма воспитания в коллективе сверстников. Надо сразу подчеркнуть, что понятие «коллективизм» было столь важным для советской официальной системы воспитания, так насаждалось в СССР и других социалистических странах, что потеряло свой научный смысл и стало идеологическим ярлыком. Если говорить о коллективизме применительно к теориям воспитания, то важно учесть, что его значение было понято до утверждения социализма как общественно- го строя и вне связи с социалистической идеей.

Скаутинг один из примеров воспитательной системы, в принципе авторитаристской и антисоциалистической, в рамках которой последовательно реализуется коллективистское начало воспитательной деятельности. В 1907 г. британский полковник Роберт Баден-Поуэлл (Baden-Powell) собрал группу юношей на острове Браунси в первый лагерь для скаутов и начал там эксперимент по созданию молодежной организации на новых принципах воспитания.

Коллективизм как парадигмальная основа ряда воспитательных концепций означает, чтоиспользование ресурса, который есть в группе воспитуемых. Сверстники необходимый круг для формирования навыков общения, взаимодействия, достижения результатов на основе синергии. Это значит, что эффект коллективной деятельности больше, чем сумма эффектов индивидуальной деятельности членов группы.

Одним из первых по этому пути пошел выдающийся польский педагог Януш Корчак. Уже в своей модели дома сирот (Корчак создал его в Варшаве в 1911 г.) вопросы воспитания заняли главное место. В годы Первой мировой войны на фронте Корчак пишеткнигу «Как любить детей», где показанароль детского коллектива для развития личности ребенка. И позже в книгах «Воспитательные моменты» (Momenty 1919), «О школьной газете» (O gazetce szkolnej, 1921), «Правила жизни» (Prawida їycia,1930), «Шутливая педагогика» (Pedagogikaartobliwa, 1939) и других Корчак показывает: самый эффективный путь воспитания ребенка работа с коллективом и через коллектив детей. Активность детей в коллективе лежит в основе самовоспитания. Через коллектив воспитываются навыки самопознания, самоконтроля, самооценки «и всякого рода самоуправления».

Януш Корчак Janusz Korczak педагог, писатель, врач и общественный деятель Имя при рождении: Эрш Гольдшмит Дата рождения: 22 июля июля1878 Место рождения: ВаршаваВаршава Дата смерти: 6 августа 1942 (64 года)6 августа1942 Место смерти: ТреблинкаТреблинка Педагогические идеи Принцип любви к ребёнку Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей… [[

Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку[18][18] Ты вспыльчив, говорю я мальчику, ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь. (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.) Своеобразное представление о правах ребёнка: «Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных: 1. Право ребёнка на смерть.[19] [19] 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть." (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37). «Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… Бог дал, Бог и взял, говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) « В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.[20][20] «Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника объявление борьбы двух жизней: одна зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же). Признание того, что дети разные.[21] «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример удачного ребёнка и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).[21] Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом)[22]: «Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус. Что это, мячик? спрашивает ребёнок. --Мячик, да, мячик, отвечает няня. В другой раз: Мама, что это за мячик? Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. Мамочка? Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию он не поймет её, глупый совет он не примет его, не послушается…» (там же).[22]

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).[23] «…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»[24] (Там же.)[23][24] Право ребёнка на уважение.[25] «Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929 г.)[25] Важность размышлений матери, черпающей «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)[26][26] Педагогика наука о человеке Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)[27].[27]

Примерно в те же годы, но в иных социальных условиях к воспитательной концепции детского коллектива как основы воспитательного воздействия приходит видный российский педагог Антон Семенович Макаренко Имя при рождении:Антон Семёнович Макаренко Дата рождения:1 (13) марта (13) марта1888 Место рождения:Белополье, Сумский уезд,Харьковская губерния Российская Империя ныне Сумская область,Украина)БелопольеСумский уездХарьковская губерния Российская ИмперияСумская областьУкраина Дата смерти:1 апреля 1939 (51 год)1 апреля1939 Место смерти:Голицыно, Московская область, РСФСР, СССРГолицыноМосковская областьРСФСРСССР Гражданство: Российская империя СССР Российская империяСССР Род деятельности:педагог, прозаикпедагогпрозаик Годы творчества: Направление:педагогика, художественная литература Язык произведений:русский

Антон Семёнович Макаренко Сегодня нередко в России говорят о том, что Макаренко создал систему воспитания человека для тоталитарного общества, что в его системе нет свободного человека, нет индивидуальности. Между тем в Германии недавно изданы все сочинения Макаренко с обширными комментариями, чего не сделано до сих пор в России. В Германии Макаренко ведущий авторитет для социальных педагогов и социальных работников. Его модель воспитания широко применяется на практике. И нам есть смысл обратить внимание на те стороны его концепции, которые получили мировое признание и важны для современной педагогики, социальной психологии.

Опора на детский коллектив, которую мы видим у Корчака, Макаренко, их единомышленников и последователей, позволила решить ряд трудных задач воспитания. Эти воспитательные системы легко адаптируются к новым условиям. Среди сложных воспитательных задач, с которыми успешно справляются педагоги, ориентированные на парадигму воспитания в коллективе сверстников, есть и такая, как формирование у детей жизненных социальных навыков. Сегодня эта задача вновь стоит как особо актуальная. Например, в 2004–2006 гг. осуществляется международный проект «Дети и молодежь групп риска», финансируемый в рамках Программы сотрудничества ЕС-Россия. Проект реализуется в ряде городов Россиис участием Международного центра гуманитарных исследований и проектов «Восток-Запад», французского консорциума SOFRE-CO и Международного центра педагогических исследований CIEP и других организаций.

Парадигма индивидуального выживания в обществе риска. Эта парадигма только формируется. У нее нет еще четких характеристик. Ее теоретические основания только разрабатываются. Ясно, что она отражает новую эпоху жизни человечества, которая связана с глобализацией, ее преимуществами и рисками. Ясно, что ее черты определяются постмодернизмом. Но социальная теория еще не имеет четких понятий и положений, в которых принято излагать теории. В этом отношении о теориях воспитания, относящихся к четвертой парадигме, можно говорить как о перспективах.

Итак, первый и важнейший постулат но­вой концепции воспитания для общества риска и глобализации опора на себя, выживание любой ценой. Второй постулат: жизнь есть игра. Игровая основа жизни приобретает все более ясные контуры. Игра из казино перемещается в общественное сознание, в обыденное поведение людей. Успехи и неудачи взвешиваются на весах игры, и «пусть неудачник плачет». Третий постулат: планирование жизни не имеет смысла, длительные личные планы дезориентируют в обществе неопределенности и риска. Жить надо сегодняшним днем. А значит, теряет смысл подготовка к будущим этапам жизненного пути. Четвертый постулат связан с третьим: если нет места для долгосрочных жизненных планов, то чем же предопределяется движение от этапа к этапу? Таковы базовые черты концепции воспитания, которая формируется в наши дни и выступает противовесом и теориям авторитарного воспитания, и тем теориям, которые основаны на идеях свободы личности или воспитывающей роли коллектива. Мы должны осознать, что теории, составляющие четвертую парадигму (или, как мы говорили, перспективы, поскольку теоретическое содержание передано в них не логикой понятий, а преимущественно образами), коренным образом отличаются от первых трех парадигм. Отличие это состоит в том, что первые три разрабатывались и осуществлялись в обществе, построенном на признании определенных ценностей и социальных норм в качестве общих для всех людей. На практике ни в каком обществе нет полного согласия относительно ценностей и норм, но в стабильном обществе ценности и нормы правящего класса закреплены законом и доминирующими социальными практиками.

Общество риска в эпоху глобализации ставит другую рамку ценностной и нормативной регуляции жизни индивида социальную аномию. Обычные условия отличаются тем, что в обществе устойчиво действуют социальные нормы, люди имеют ясные ориентиры в своей жизни, в своем поведении. Но если старые нормы отвергнуты (что происходит при революциях и коренных социальных реформах), а новые еще не приняты обществом, то опереться не на что. Индивиду приходится рассчитывать на себя, принимать решения без повеления сверху и без подсказки. Такова аномия. Глобализация порождает в обществе эффекты аномии, и в этих условиях растет роль средств массовой информации, дающих явные ориентиры индивиду, как надо выглядеть (мода), что надо покупать (реклама), как надо жить (телешоу). Здесь находится место и для источника воспитательных идей взамен того, который в реальной жизни утрачивает свой авторитет (родители, учителя).

Здесь мы вновь сталкиваемся с неожиданной ситуацией. Авторы телешоу совсем не претендуют на имя в науке. Они не занимаются теоретическим обобщением воспитательного содержания своих проектов, их ориентиром является не воспитательный эффект, а рейтинг передач, что означает ориентацию на экономический эффект. Последствия массового увлечения играми на выживание для нравственного состояния общества их не интересуют. За них теоретическую работу делают социологи, исследующие феномены социальной реальности. Иначе говоря, теоретиками четвертой парадигмы воспитания могут быть названы Зигмунт Бауман, Энтони Гидденс, Пьер Бур- дье, Петер Дракер, Петр Штомпка и другиевидные социологи наших дней, хотя бы они и не писали концепций воспитания.

Парадокса здесь нет. На первое место выдвинулись вопросы социальных факторов воспитания, причем не только ребенка, но и молодежи и всех других возрастных групп. В основе современных концепций воспитания лежит интерпретация общества, потому и велика роль социологии в теоретических парадигмах воспитания XXI века. Эти парадигмы отражают реальные социальные практики, обеспечивающие социальный контроль. Их смысл и состоит в обосновании воспитания как способа социального контроля. Он многообразен по содержанию и инструментам. Поэтому нельзя сказать, какая из соответствующих ему в каждый данный момент социальных практик более современна, более правильна, более научна.

Спасибо за внимание!