424037, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, 12б., телефоны , , е-mail: Январь Стр. 3 Стр. 2 Стр. 5 Рекомендации для родителей Стр. 4 Отзывы воспитателей, мнения детей Воспитатель Светлакова С.С. Старший воспитатель Ямбулатова И.Ю. Отзывы воспитателей Стр. 6 Стр. 4
В период с г. по г. в детском саду прошел тематический контроль: «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы», который включил в себя следующие вопросы: 1. Знания, умения, навыки детей. В рамках данного вопроса была организована выставка детских работ с последующим анализом детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Также были проведены экскурсии детей подготовительных групп и старшей группы «Солнышко» в городскую детскую библиотеку. 2. Знания, умения, навыки воспитателей. В рамках данного вопроса контроля были организованы просмотры занятий по образовательной области «Чтение художественной литературы» во 2 младшей, старшей и подготовительной группах детского сада. 3. Создание условий в группах. В рамках данного вопроса было изучено оформление книжных уголков в группах ДОУ. 4. Работа с родителями. В рамках данного вопроса был проведен анализ наглядных материалов по образовательной области «Чтение художественной литературы» в раздевалках групп. Сегодня в нашей газете воспитатели поделятся результатами проделанной работы в рамках тематического контроля и педагогического совета «Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста», а так же своими впечатлениями в ходе подготовки к мероприятиям и эмоциями детей от повседневной жизни в детском саду. 2 Старший воспитатель Ямбулатова И.Ю. Книжный уголок в «Капельке» Выставка книг в «Ласточке» Воспитатель старшей группы «Карусель» Годунова Н.В. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Чтение развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Одна из целей воспитания – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При ознакомлении детей с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения и др.), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. В ходе открытого просмотра по заучиванию стихотворения М.Познанской «Снег идет» я провела речевую игру с детьми «Выдели слово в предложении интонацией», использовала мнемотаблицу, дыхательную гимнастику, физкультурную минутку и зиме и др. Методы и приемы, которые я применила к ходе образовательной деятельности, способствовали запоминанию детьми художественного произведения. Часть детей упражнялась в рассказывании на занятии, другая часть во время прогулки. На следующий день дети нарисовали иллюстрации к стихотворению «Снег идет» и мы оформили зимний альбом. Наши работы Из зимнего альбома
Воспитатель 2 младшей группы «Малинка» Черемушкина К.А. В рамках контроля мною с малышами был организован открытый показ организованной образовательной деятельности по чтению русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Чтобы заинтересовать и активизировать детей, к каждому этапу организованной деятельности я подобрала яркие иллюстрации и наглядные пособия. Общалась с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», выразительно, эмоционально познакомила их с художественным произведением. Потому что моя речь и мое поведение являются образцом для ребят. Только так они усвоят выразительные средства языка. Конечно, учила детей слушать, а затем отвечать на вопросы по содержанию сказки. Деткам очень нравится русский народный фольклор, и я, как педагог, постараюсь использовать сказки, стишки, прибаутки, потешки в речевом развитии детей. 30 января мы, педагоги и дети группы «Солнышко», посетили библиотеку 1. Экскурсию для нас проводила библиотекарь детского отдела. Мы сразу обратили внимание на уголок читателя, который был очень красиво оформлен. И дети попали в Тридевятое Царство! Сначала нам предложили отгадать загадки о героях сказок, затем провели в читальный зал, в котором «жили-были» прекрасные детские книги. Дети также узнали, что здесь можно посмотреть различные журналы («Мурзилка», «Смешарики», «Веселые картинки», «Свирель») и энциклопедии. В завершение нам рассказали о правилах записи в библиотеку. Мы благодарны работникам библиотеки за теплый прием и интересную экскурсию. Воспитатель Терентьева Н.Н. Мне понравились книги. Их столько много в библиотеке. Особенно мне понравился журнал «Мурзилка». С удовольствием почитала журнал «Том и Джерри». Арина Дьяконова, группа «Василек». В библиотеке очень красиво, уютно. Там много детских книг, журналов. Мне хочется записаться в эту библиотеку, чтобы брать домой интересные книги и читать их. Лена Шабалина, группа «Василек». Мне особенно понравился журнал «Свирель», который рассказывает своим читателям о животном мире, о мире насекомых, рыб. Мы с мамой обязательно запишемся в эту библиотеку и будем ее посещать. Алсу Забелина, группа «Василек». Библиотека произвела на меня самые приятные впечатления. Я никогда раньше не был в библиотеке. Прохор Лоскутов, группа «Василек». Отзывы детей записала Царегородцева Т.В. Фото Царегородцевой Т.В. 29 января я и мои воспитанники из подготовительной группы «Ласточка» побывали в библиотеке. Вернувшись с экскурсии, дети поделились своими впечатлениями. Многим ребятам понравилась выставка поделок из пластилина, картона (особенно подставки для карандашей), из сухих листьев. Детям было весело и интересно, когда сотрудники оживленно беседовали с ними и играли. И, конечно каждый ребенок был рад возможности полистать и почитать яркие детские журналы. Воспитатель Пермякова Л.Ю. Книга для ума – что тёплый дождь для всходов афоризм 3
4 Ребенок – дошкольник является своеобразным «читателем», хотя понятие «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. От взрослого зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем. В детском саду уделяется большое внимание знакомству с художественной литературой, поэтому очередной педагогический совет и тематический контроль были посвящены теме приобщения дошкольников к чтению художественной литературы. Мы, воспитатели группы «Василек», серьезно и ответственно подошли к подготовке к этим мероприятиям. Прежде всего, мы пополнили книжный уголок, где разместили познавательные книги, побуждающие детей мыслить, книги о природе, животных и растениях, благодаря которым ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы. Это книги В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина и др. Обогатили книжный уголок и юмористическими произведениями С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского для удовлетворения потребности детей посмеяться, создания радостной атмосферы и эмоционального комфорта. Для понимания ребенком многоликости мира и развития всего спектра чувств разместили в уголке также прозу и поэзию… Кроме подобранной литературы в книжном уголке имеется календарь памятных дат, портреты писателей и поэтов, художников-иллюстраторов, конечно, отражен и национально-региональный компонент. Также в книжном уголке содержится и дидактический материал: «Чудо-сундучок», картотека чистоговорок и скороговорок, литературные игры и «Книжкина больница». Мы привлекли родителей и детей к знакомству с литературным творчеством А.С.Пушкина. В раздевальной комнате организовали выставку «Читаем вместе сказки А.С.Пушкина», в которой разместили коллективную композицию «Лукоморье», рисунки по сказке «О рыбаке и рыбке». Целью выставки стало углубление литературного интереса детей, воспитание любви к сказкам Пушкина. Как отмечено выше, для наших детей была организована экскурсия в библиотеку, в ходе которой заведующий Лебедева К. познакомила воспитанников с царством книг, дала им возможность почитать детские журналы и книги в читальном зале. 22 февраля в группе состоялся открытый показ для педагогов детского сада организованной образовательной деятельности «В гостях у Н.Н.Носова», в ходе которого дети показали хорошие знания литературных произведений этого автора. Таким образом, вся проделанная работа дала свой результат. Дети нашей группы умеют сосредоточенно общаться с книгой, интересуются художественной литературой, умеют внимательно слушать, делать выводы, спокойно с интересом рассматривать иллюстрации книг, просят прочитать понравившуюся книгу или отрывок из произведения. А при необходимости «вылечат» книгу в Книжкиной больнице. Воспитатель Светлакова С.С. АНОНС Уважаемые родители и сотрудники детского сада! В период с 14 по 22 февраля 2013 года в ДОУ будет проходить конкурс «Воспитатель ». График открытых мероприятий следующий: г. – организованная образовательная деятельность во 2 младшей группе «Клюковка» воспитатель-участник конкурса Садовина Е.В – воспитатель-участник конкурса Смирнова М.М г. – организованная образовательная деятельность в старшей группе «Карусель» воспитатель-участник конкурса Мичукова Н.С г. – родительское собрание во 2 младшей группе «Клюковка» воспитатель-участник конкурса Смирнова М.М – воспитатель-участник конкурса Садовина Е.В г. – родительское собрание в старшей группе «Карусель» воспитатель-участник конкурса Мичукова Н.С.
5 Воспитатель Якаева И.П. 4 февраля в детском саду прошел очередной педагогический совет под руководством старшего воспитателя Ямбулатовой И.Ю. Он был посвящен роли книги в речевом развитии детей. Педсовет прошел очень плодотворно, особенно для молодых педагогов. Участники были разделены на три команды. Капитанами команд стали воспитатели-стажисты: Рослякова О.В., Светлакова С.С., Кропотова О.В. На протяжении всего мероприятия велась видеосъемка Смирновой Л.Г., а Паршина Н.О. за компьютером вела учет баллов команд. А затем между заданиями проводила дыхательную гимнастику и упражнения для челюсти для педагогов. Основных заданий было четыре. Например, нужно было выбрать и показать методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой и на примере того или иного произведения показать структуру занятия по заучиванию стихотворения, пересказу и организации игры-драматизации. Или другое интересное задание: нам раздавались художественные тексты, мы определяли основной тон исполнения стихотворения, прозы, затем декламировали их. Задания завершились рефлексией. Каждый педагог вытянул свой вопрос, посвященный проблеме педсовета и дал личную оценку. В конце педсовета был подведен итог, в котором определились победители: 1 место поделили команды капитанов Светлаковой С.С., Кропотовой О.В.; 2 место заняла команда Росляковой О.В. Закончить статью хочу следующими словами В.А.Сухомлинского: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». Воспитатель Эльмеметова А.И. Педагогический совет прошел в форме деловой игры с целью повышения эффективности работы по речевому развитию детей через воспитание любви к книге как источника знаний. Педагогами были раскрыты методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой, освещены интересные формы работы с родителями в рамках волонтерского проекта. Результативность такой формы проведения мероприятия очевидна, повышается заинтересованность и активность воспитателей, растет мотивация к профессиональной деятельности, появляется умение действовать совместно и согласованно в обстановке творческого сотрудничества, расширяется кругозор, повышается компетентность педагогического коллектива. Я получила большое удовольствие от педсовета. Воспитатель Хасанова М.С. На педагогическом совете я услышала много высказываний великих людей о роли книги в развитии детей. Эта проблема интересовала и интересует человечество на протяжении многих и многих лет. Например, «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» А. Декурсель, «Общение с книгой высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» А.Т.Твардовский и др. Книга открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Педагогический совет дал мне много новых знаний в яркой, эмоциональной обстановке.
6 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Зачем читать детям книги? Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность. Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения? Удовлетворение потребности в безопасности Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира. Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители). Формирование ценностей Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка. Отреагирование значимых переживаний Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности. Обучение новым или необходимым моделям поведения Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии. Характерные черты детской литературы: Детям отводится главная роль. По тематике соответствует детскому возрасту. Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей). Простой язык. Много диалогов и действия, мало описаний. Много приключений. Счастливый конец (победа добра над злом). Часто имеет своей целью воспитание. Источник: сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру