Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях специального (коррекционного) детского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитатель высшей категории Педагогическое кредо Педагогическое кредо «Жить в мире непрерывного саморазвития» Балюкова Марина Леонидовна Балюкова Марина.
Advertisements

Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Управление образования администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
МДОУ Пильнинский детский сад 3 «Буратино». опыт работы учителя - логопеда Барановой Елены Юрьевны.
2012 г ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ воспитателя Парневой Залии Флянилевны по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -7 лет с общим недоразвитием речи».
Презентация проекта «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста».
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ НАВЫКОВ ТОНКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР». УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЛИПАТОВА С.М.
Тип: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой. Количество воспитанников: 10 Широта охвата содержания: развитие речи, посредством активизации.
Разработал: учитель-логопед МКОУ Детский дом 1 «Родник» Санникова Ольга Витальевна [ ] ПРОГРАММА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» по изобразительной деятельности.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики рук детей посредством занятий оригами».
Содержание образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Особенности обучения элементам компьютерной грамотности детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната. АТТЕСТАЦИОННАЯ.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела. МС(К)ОУ Коробчеевская общеобразовательная школа –
МС(К)ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида» Кемеровская обл., Беловский р-он, п.Старобачаты ул.Озерная 46, тел Надежда Михайловна Гужева,
Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Воспитатель МБДОУ ДС 5 Григалюнас Е.А.
Имангалиева Светлана Васильевна Саратовская область, Алексанвдрово-Гайский район с.Луков Кордрон МДОУ «Чиполлино»
Автор-составитель: Ирина Сергеевна Чижикова воспитатель МАДОУ д/с 22 Калининград 2014.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Беляй Ирина.
Транксрипт:

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях специального (коррекционного) детского дома Автор - составитель: Чуркова Светлана Валерьевна г.Николаевск на Амуре 2010

« Детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики» В.М.Бехтерев

У детей с интеллектуальной недостаточностью уровень развития мелкой моторики ниже среднего. Это обусловлено особенностями их психофизического развития. Проведение работы, способствующей развитию как общей, так и мелкой моторики, является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории детей.

Занятия по развитию мелкой моторики состоят в том, что занятия по изобразительной деятельности оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно-отсталого ребёнка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств (аккуратность, усидчивость). Навыки мелкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.

Недостаточная развитость мелкой моторики влияет на познавательную деятельность воспитанников, тем самым затрудняет овладение ими школьным программным материалом.

Проблему влияния изобразительной деятельности на мелкую моторику рук детей с интелектуальной недостаточностью исследовал профессор И.Я.Грошенков. Он рассматривал влияние изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики учащихся специальной коррекционной школы, зрительно-двигательную готовность к изобразительной деятельности, специфический характер восприятия и передачи форм, цвета и положения изображаемых предметов в пространстве, тематику рисунков. Так же данной проблемой занимались: В.М. Бехтерев, А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьева, М.М. Кольцова, Н.П. Вайзман, Т.М. Головина, П.М. Керсанов, Н.П.Сакулина.,

Развитие мелкой моторики у воспитанников младшего школьного возраста с интелектуальной недостаточностью через занятия по изодеятельности.

Изучить работы специалистов по данной проблеме. Выявить уровень сформированности мелкой моторики рук у детей группы 3 класса. Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельности, способствующих развитию мелкой моторики.

Применение заданий и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, на занятиях по изодеятельности будет положительно влиять на успешное усвоение ребенком программного материала.

Зрительно-двигательная координация – единство и взаимодействия зрительной и двигательной координации. Изодеятельность – целостное ёмкое, структурное образования, которое включает в себя: мышление, внимание. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

1. Теоретический 2. Диагностический 3. Организационно – практический 4. Заключительный

В начальное звено коррекционной школы поступают дети с недостаточно развитой мелкой моторикой, нарушенной зрительно- двигательной сферой. Это одно из проявлений неготовности ребенка к школе – недоразвитие ручной умелости создает трудности при обучении детей письму, на уроках труда, математике, рисования, физической культуры. Этот недостаток задерживает весь процесс обучения. Теоретический этап

Исследователи этой проблемы пришли к выводу, что в процессе рисования у ребенка исправляются недостатки в развитии мелкой моторики; развивается зрительно- двигательная координация. Эти недостатки сглаживаются путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала. Теоретический этап

Цель: Изучить уровень сформированности мелкой моторики воспитанников младшего школьного возраста. Задачи: Определить методики, направленные на выявление уровня сформированности мелкой моторики у младших школьников. Анализ письменных работ и рисунков детей Количественный и качественный анализ диагностики.

Методика 1 «Брось мяч» Цель: определить степень развития ручной ловкости у детей 7-9 лет. Методика 2 Игра: «Что спрятано в мешочке?» Цель: проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы, т.е. уровень развития мелкой моторики пальцев рук. Методика 3 «Вырежи фигуру» Цель: определить уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдение за детьми в процессе деятельности (рисование, письмо) Эксперимент

Количество детей -15 ч. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 2 чел 5 чел 8 чел

Цель: осуществление деятельности, направленной на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев и кисти рук. Задачи: Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельности, способствующие развитию мелкой моторики. Включение данных заданий в систему занятий по изодеятельности.

Анализ результатов анкетирования Декоративное рисование Рисование с натуры Рисование на темы Пальчиковая гимнастика Графические работы

Беседы об изобразительном искусстве Показ картин, иллюстраций Выставка в доме детского творчества Экскурсия Дидактические игры

Работа: C пластилином C природным материалом С соленым тестом Техника «Оригами», «Квилинг» Рисование пальцами Аппликация из круп, яичной скорлупы, опилок, мелких камней, природного материала.

«Деревья» «Дом» «Замок» «Солнечные лучи» «Стол» «Гнездо» «Коза»

«Заборчик» «Лесенка» «Высокие горы» «Качели» «Палатки» «Воздушные шарики » Графические упражнения

« Что в руке?» «Цветные круги» «Игра в лото» « Что спрятано в мешочке?» «Расставь палочки» «Глазки спят, а руки работают»

Цель: Провести сравнительный анализ результатов методик в диагностическом и формирующем этапе. Задачи: Выявить уровень развития ловкости рук. Проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы Выявить динамику развития моторной ловкости.

В результате проводимой работы у младших школьников совершенствуются мелкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, зрительно-двигательная координация, выработки изобразительных навыков. Работа по формированию ручной умелости детей очень важна для того, чтобы помочь детям в освоении письма, самостоятельно обслуживать себя, повысить свою самооценку, сгладить недостатки развития присущие детям.

Степень развития мелкой моторики умст­ венно отсталых школьников поддается изменению, но для этого требуется дли­ тельная систематическая и целенаправленная работа. Подбор упражнений и заданий должен вызывать эмоциональный отклик у детей, соответствовать возрастному и психофизическому уровню каждого ребенка.

1. Бабенкова Р.Д., Боброва Л.И. Особенности координации движений у уча­щихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными па­раличами). Дефектология 5, 1983, с Безрукова Е.З. Введение в изучение психологии умственного отсталого ре­бенка. Свердловск, Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой развития. Биробиджан, 1996, с Вайзман Н.П. Психомоторика детей олигофренов.-М., Педагогика, 1976.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. Про­свещение, Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., С Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии - М., книга для учителя вспомогательной школы. /Под ред. Г.М. Дульнева. М., Дефектологический словарь. М., Новая школа, Дульнев Г.М. Учебно-вспомогательная работа во вспомогательной школе. Под. ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. М., Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, Список литературы