Лекция 5. Геополитика в контексте концепции географических образов Лекция 5. Геополитика в контексте концепции географических образов Александр Сунгуров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных систем 1.Понятие системы. Влияние политической системы общества.
Advertisements

Тема 1 Россия в современном мире Тема занятия: Геополитика и национальная безопасность (семинар) Учебные вопросы: 1. Сущность геополитического подхода.
Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Тема 7. Формирование имперской геостратегии (Н. Спикмен)
Специфика Потсдамской эпохи. Геополитические эпохи Вестфальская Вестфальская Венская Венская Версальская Версальская Потсдамская Потсдамская Вторая мировая.
Основные подходы в изучении международных конфликтов: Стратегические исследования Переходы Исследование конфликта.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В ЕВРОПУ: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ ПАХОМЧИК АЛЕКСАНДРА, ВОЛКОВА ВАЛЕНТИНА, КИРПИЧ Е ВА ИРИНА Группа.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Направление подготовки Магистерская программа – Регионоведение России Сибирский регион в России и мире Квалификация (степень)
1 Политическая культура: понятие, структура, функции, типы.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Политический процесс Лекция. Вопросы: 1. Понятие и типы политических процессов. 1. Понятие и типы политических процессов. 2. Основные стадии политического.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Воспитание как педагогический процесс.
Роль страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно- техническим, военным, культурным потенциалами. Геополитическое.
Выполнил студент первого курса ФТД группы Т-113 Недельчо Владислав. Презентация на тему «Образование древнерусского государства. Норманнский вопрос»
Дисциплина «Системный анализ рельефа» Лекция: Анализ геоморфологических систем: основные понятия.
Транксрипт:

Лекция 5. Геополитика в контексте концепции географических образов Лекция 5. Геополитика в контексте концепции географических образов Александр Сунгуров Курс «Геополитика и ее развитие»

Структура лекции 1. Геополитические образы (ГПО) 2. Общие классификации ГПО 3. Использование ГПО в международных отношениях 4. Геополитические образы в языковой динамике

1. Геополитические образы (ГПО) Специализированные географические пространства, представляющие собой в значительной степени автономные варианты базового ("картографического") пространства, предлагают и системы своих специфических географических образов. Эти образы как бы вбирают в себя особенности пространственно- географического мышления в определенной предметной или профессиональной сфере, аккумулируя ее "пространственность".

Сам механизм возникновения и развития геополитических пространств предполагает параллельное, встроенное развитие системы ГПО. "На определенный политико-, физико-, социально- и экономико-географический субстрат, или базу данных, налагаются разнородные, иногда противоречащие друг другу политико- географические и геополитические представления – местного населения, военных, политических и государственных деятелей

При этом возникает сложная система политико-географических образов реагирующая на внешние воздействия изменениями своей конфигурации и структуры" Например, в результате длительной борьбы России и Китая за Приамурье в XVII – XIX вв. сформировался многосоставный ГПО данного региона, состоявший из нескольких главных структур-подобразов: географическое положение России, отношения Россия/Китай и Россия/Джунгария, жители Приамурья и т.д.

Иногда динамика отдельных геополитических пространств может быть описана именно как динамика ГПО Так, политическое и военное соперничество России и Великобритании в Средней Азии во второй половине XIX в. привело к очень интересной геополитической ситуации: если в европейской геополитической системе координат Россия рассматривалась как "азиатская" держава, то в системе координат среднеазиатских данное противостояние виделось дуэлью двух европейских держав, и ГПО России приобретал отчетливо "европейские" черты

Буферные и промежуточные территориальные зоны Могут возникать между сильными или соперничающими государствами. Территории двойного подчинения, стали возникать еще в древности и получили развитие уже в средневековье : запад Малой Азии во II – I тысячелетиях до н.э., буферные государства Передней Азии между Римской империей и Парфией, Босния и Герцеговина в XIX в., и даже Русь, которая после монгольского завоевания рассматривалась русскими летописцами как часть империи Царьграда (православная земля) и одновременно как часть владений монгольского хана

Геополитический образ Руси-России долгое время формировался как имперский, хотя и довольно дробный (процесс разграничения различных типов внутриимперских владений-доминиумов – край, область, волость, вотчина, уезд, поместье), но вместе с тем ему были присущи черты островитянства, изолированности, отделенности от внешнего мира Образ буферной или фронтирной империи породил и особую геополитическую формулу русской судьбы.

Эта модель носит выраженный центростремительный характер Отдельные области Руси самообразуются как островки, а собственно Русь, расширяясь, превращает присоединенные территории в те же островки, которые стремятся замкнуться, но уже в пределах "острова Россия" Налицо относительно автономный механизм генерирования или воспроизведения стандартных, штамповочных ГПО (своего рода матрешек), в основе которого лежит именно пограничность

2. Общие классификации ГПО В основание подобных классификаций кладутся генезис (происхождение), структура, масштабность, продолжительность существования ГПО, характер, динамика и особенности их развития.

В рамках генетической классификации ГПО делятся на: эндогенные, экзогенные и смешанные (гибридные). В становлении первых из них решающую роль играют внутренние факторы, вторых – внешние, тогда как смешанные (гибридные) ГПО развиваются под влиянием и внешних, и внутренних факторов. Каждый тип ГПО служит базой для возникновения самостоятельного политико- географического пространства.

Пример: Древняя Русь была окраиной Византийского культурного и политического ареала и одновременно размещалась на оси север юг, соединявшей Балтику с Черным морем и Балканами. При формировании ее политико- географического пространства преобладали экзогенные ГПО, прежде всего ГПО Скандинавии, Швеции, Дании, Балтики, а также Византии, причем по мере приближения к центру представляемого ими политико- географического пространства плотность ГПО падала

В эпоху расцвета Римской империи образ самого Рима, несомненно, развивался как преимущественно эндогенный, притягивавший к себе ГПО зависимых государственных образований на Востоке, в Малой Азии, Причерноморье и Закавказье. Фактически он продуцировал образы всевозможных буферных зон и как бы выбрасывал их вовне, расширяя тем самым свое политико-географическое пространство

Римская Империя

Смешанный (гибридный) ГПО присущ современной России способствуя вхождению ее во многие политико-географические пространства и образно-географические системы – такие, как Европа, Восточная Европа, Ближний и Средний Восток, Центральная Азия и Дальний Восток. ГПО такого типа чаще всего неустойчивы, неравновесны, быстро трансформируются, что ведет к появлению их особых модификаций.

Возможны варианты эволюции исходных ГПО, Либо, иначе, точки их бифуркации. Развитие смешанного ГПО напоминает качание маятника Оно может стать причиной неточностей в политической и/или политико-географической самоидентификации государства или политического союза. Главная сложность – определение образной дистанции, позволяющей сформировать и закрепить сам ГПО.

Структурная классификация ГПО - по степени сложности их строения Любой ГПО состоит из ядра, наиболее плотной и содержательной части образа, и оболочек (упаковок), выполняющих функции трансляции и трансформации наполнения ядра. Выделяются простые, переходные (полусложные) и сложные типы ГПО.

Простые ГПО обладают плохо сформировавшимся, не очень плотным в содержательном отношении ядром и одной-двумя упаковками. Пример: ГПО Московского государства XVI – XVII вв.: протоимперское рыхлое ядро, сформировавшееся на основе частично легендарных политических и династических связей с Византией и Древним Римом, и две довольно разнородные оболочки Первая оболочка – образы слабоосвоенных территорий на окраинах Московского государства, создававшиеся на базе полумифических сведений и визионерских представлений

Вторая оболочка - образы государств, внешне иногда мало похожих на Московское государство, но так или иначе зеркально отражающихся в политических и культурных представлениях, прежде всего Османской империи, империи Габсбургов, Речи Посполитой и Венеции За их пределами - еле различимая протоупаковка из почти не сформированных образов национальных государств Европы, таких как Швеция, Дания, Франция и т.д. Отсутствие переходов, скачки между элементами

Формирование ГПО переходного (полусложного) типа связано с уплотнением его структурного ядра Здесь содержательно прорабатываются и упаковки, однако они остаются довольно схематичными. По сравнению с простыми ГПО в переходных структурах количество оболочек увеличивается, и ядра ГПО прямо транслируют в них свое содержание Иран: в оболочках ГПО присутствуют США, Западная Европа и Россия, но сами образные дистанции и наполнение оболочек диктует ядро ГПО. Реальная географическая близость или отдаленность этих государств/регионов не играет большой роли. Образы Европы или России в оболочке ГПО Ирана относительно просты и определяются через функцию поставки новых, в т.ч. военных, технологий.

Сложные ГПО - системы, действующие по принципу вызов–ответ Характер связей здесь двусторонний, возможно также развитие совокупности образных ядер, причем формируются унифицированные оболочки, работающие одновременно на разные ядра ГПО Европы - сразу несколько ядер: страны ЕС, страны Шенгенского соглашения, страны НАТО, Западная Европа. Качество оболочек здесь не так важно, хотя они достаточно проработаны. Среди унифицированных оболочек ГПО Европы выделяются Восточная Европа, Балканы, Ближний Восток, Россия, США.

3. Использование ГПО в международных отношениях Международные отношения могут рассматриваться как подвижная и постоянно меняющаяся сеть систем ГПО. Это весьма мягкая и в то же время очень плодотворная среда для формирования (и одновременно – для выявления) систем ГПО. Системность возникновения и функционирования ГПО тесно связана с системностью самих международных отношений

Направление 1 Идеологическое формирование выгодных или надежных систем ГПО, обеспечивающих достижение определенных политических целей Пример – это конструирование преимущественно негативного ГПО современной России, помещаемого внутрь культурогенной западноцентричной системы ГПО. Проблемы конкретного политического взаимодействия между Россией и странами Запада рассматриваются сквозь призму чуждости российской культуры западной, подаваемой как единство, целостность. Итог: ГПО России оказывается отброшенным на периферию формируемых в рамках современных международных отношений базовых систем ГПО, как бы зажат более мощными и действенными образами.

Направление 2 - технократическое (мезоуровень) Происходит операционально продуманный выбор цели международных переговоров, формируется компромиссная среда и создаются системы ГПО, работающие на достижение поставленной цели. Неудача недавних переговоров между Израилем и Палестиной во многом обусловлена отсутствием адекватной, устраивавшей обе стороны системы ГПО, которая бы учитывала их зачастую противоположные политико-географические представления и конструировалась как медиативная.

Направление 3 - интерпретационное (микроуровень) Происходит приспособление, адаптация международных договоров и решений международных конференций к традиционной географической карте, различного рода трактовки и интерпретации политико-географической карты. В результате таких интерпретаций создается определенная дистанция по отношению к традиционной карте, своего рода образное пространство над самой картой.

Классический пример – Балканы Образное политико-географическое решение современной проблемы Косово (а шире – Боснии и Герцеговины и всех постюгославских государств) состоит в постепенном отрыве от исходной геополитики Балканского полуострова. Большинство современных политических решений и действий НАТО, США и ЕС слишком геополитичны, в них латентно уже встроены события первой и второй мировых войн и историко- политическая ретроспектива данного региона Европы.

Для геополитики характерна особая размерность пространства и времени - их как бы укрупнение, увеличение, «квантование» Это способствует разработке экономичных и вместе с тем особенно рельефных ГПО Все новые формы политической организации обычно предлагали и новые пространственно-временные размерности, геополитически консолидировавшие окружающий мир и создававшие соответствующие геополитические представления.

В итоге возникали целые серии ГПО, Опиравшиеся на какой-то базовый ГПО- архетип, будь то полис, империя или территориальное государство Нового времени. Подобные "бриколажи" (по Леви- Стросу) могли формировать развернутый "веер" геополитических пространств в пределах господства некой геополитической формы.

Геополитика вырабатывает весьма специфическое отношение к традиционному географическому пространству, используя классические картографические представления западной культуры для создания "картоидных" географических образов, способных эффективно описывать геополитические искажения и "искривления", условный рельеф геополитической динамики

Культурно-историческая геополитика (геософия) изучает макропространства (или ареалы), "характеризующиеся не только пространственным, но и временным динамизмом и связанные друг с другом отношением притяжения и отталкивания, в зависимости от специфических особенностей, составляющих неповторимый облик каждого такого ареала и определяющих его судьбу внутри общности, именуемой "человечеством", причем не в чисто биологическом смысле" [Страда В Хронотоп России. – Новая Юность, 5-6. : 111].

Универсальные геополитические образы Призваны "сжимать" традиционное географическое пространство, "сжимая" параллельно и его конкретные временные характеристики. Любая власть исходно ориентирована на формирование собственного приватного пространства – пространства власти, которое может не ограничиваться реальными государственными рубежами. Подобное отношение к географическому пространству всегда было весьма присуще России: власть осмысливала пространство своего воспроизводства как лишенное пределов, бесконечное

Параллельные процессы расширения пространств власти и сжатия, компрессии реальных географических пространств путем создания мощных геософских образов находятся как бы в противофазе. Геополитические пространства изначально "заряжены" на свою деформацию и изменение первоначального образа ("имиджа"). Серии геополитических образов могут восприниматься как калейдоскоп, формирующий динамическое поле таких образов.

Это уникальное пространство производное уже второй степени от традиционно географического, как бы закладывает внутрь себя скорость и темпы ускорения указанных процессов – тем самым время оказывается растворенным и "переваренным" в рамках пространства, которое осуществляет "мониторинг" самого себя.

4. Геополитические образы в языковой динамике Структуры понимания фундаментальных геополитических образов (Евразия, Европа, хартлэнд, лимитроф, пространство и т.д.) зависят от исторических, культурных, идеологических контекстов, развитие которых прямо связано с динамикой определенного языка. Вместе с тем сам язык в процессе своей эволюции способен диктовать те или иные стратегии понимания контекстов Иначе говоря, язык может иметь свою геополитику, интерпретирующую пространства, территории и регионы

Геополитика языка прямо зависит от культурного и цивилизационного субстратов, на которых она развивается; Геополитическая идеология и геополитический язык, сконструированные в рамках Греческого проекта Екатерины II, базировались на геокультурных и геоисторических образах античности и Византийской империи. Проект присоединения и освоения Российской империей Крыма опирался на геоисторические реминисценции, связанные с христианизацией Руси, а затем и на геокультурный образ Крыма как библейского рая

Геополитику языка можно анализировать на трех уровнях 1. Прямое продуцирование специфических геополитических образов в рамках письменных (художественных) стратегий; 2. Неявные языковые стратегии, связанные с переосмыслением их геополитических, геоидеологических и геокультурных контекстов; 3. Изменения режимов функционирования самого языка, конфигураций языкового поля, приводящие к смене механизмов формирования геополитических образов.

Классическая геополитика Использует языковые стратегии первого уровня, связанные с артикулированием и интерпретацией элементов географической карты. Географическая карта выступает языком геополитики. Геополитические образы формируются в смысловом поле, созданном взаимодействием картографических изображений и их текстовых интерпретаций.

На втором уровне происходит Отделение языка геополитики от его картографической основы и непосредственное манипулирование географическими концептами с целью построения автономных геополитических образов. Классический пример – геополитическая концепция евразийцев. Ее корни, несомненно, в географической карте Евразии, однако по мере развития концепции соответствующее понятие насыщалось новыми смыслами, постепенно отрываясь от традиционной картоосновы. В результате геополитический образ Евразии становится более смыслоемким, приобретает ряд новых – геоидеологических и геокультурных – контекстов.

На третьем уровне формирование геополитических образов Осуществляется в специфической языковой среде, где географические названия и/или понятия играют роль маркеров, кодов. Эти коды отсылают в образные кластеры, где идет идеологическое или мифологическое насыщение геополитических образов. Подобные языковые процессы имели место в СССР 1920 – 1930-х годов, когда понятия Европы, Америки, Азии, Китая осмыслялись через идеологическую практику советских лидеров и руководства Коминтерна.

Геополитические образы находились как бы внутри особых языковых конструкций и концептов (колониализм, империализм, пролетарская революция, перманентная революция, построение социализма в отдельно взятой стране и т.д.) и формировали особую образно- геополитическую карту, имевшую мало общего с традиционно географической

Сочетание всех трех уровней работы с языком позволяет говорить о метагеополитике. Совокупность наиболее важных действий, тактик и стратегий в современном образном геополитическом пространстве есть метагеополитика Суть метагеополитики – разработка взвешенных действий в пространстве существующих геополитических образов, а также конструирование новых, достаточно мощных и эффективных

В итоге возникает метагеополитическое пространство конфигурация и рельеф которого зависят от глобальных целей в области внешней политики и безопасности

И снова – бурная Балтика