Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Advertisements

« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
1 сентября – начало образовательного года. 1 – 30 сентября – адаптационный, диагностический период, повторение пройденного материала. 1 октября – 3 ноября.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГТ. Р езультаты освоения дошкольниками примерной основной общеобразовательной программы должны быть сформированы в.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Сваталова Тамара Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
Особенности структуры основной образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными.
Семинар «Формирование интегративных качеств у дошкольников» Материал подготовили: Безрукова Е. А. Абдрашитова Х.А. Панченко Л.А. Пашкова Е.В. МДОУ 26 г.
Транксрипт:

Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Общеобразовательная программа дошкольного образования Примерная общеобразов ательная программа Основная общеобразо вательная программа

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации

Основная общеобразовательная программа определяет соотношение учебного времени на изучение образовательных областей и соотношение инвариантной и вариативной части программы

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе

Как разработать программу? Чему хотим научить? Чему будем учить? Как будем учить? Что изменится в ребенке в результате обучения? Как измерить, чему научился ребенок? Что необходимо для осуществления обучения? Цель Задачи, содержание Формы работы Модель выпускника Диагностические методики Условия: -Развивающая среда -Взаимодействие с родителями -Взаимодействие с социумом

Структура Программы 1)пояснительная записка 2)организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 3)содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» 4)содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) 5)планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования 6)система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Титульный лист 1. Название ДОУ 2. «Утверждаю» Заведующий ДОУ ___________ 3. «Принято на заседании (научно-методического совета, педсовета, малого педагогического совета), дата, протокола 4. «Согласовано» (учредитель - УО или ОМЦ) 5. Год 6. На обороте титульного листа дано содержание (оглавление) образовательной программы

Пояснительная записка 1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников. 2. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой ___________ (указать название, авторов и год издания). Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: (сформулировать) 3. Цели и задачи образовательной деятельности ДОУ 4. Особенности образовательного процесса организационные, национально-культурные, демографические, климатические и др. 5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы Например: Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа (ООП) МДОУ «____» разработана в соответствии с _______ (нормативные документы) на основе программы _____________ (указать название, авторов и год издания) Программа сформирована в соответствии с принципами ______ Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. МДОУ «____» - детский сад ______ вида. Всего в ДОУ воспитывается ____ детей. Общее количество групп - ___. Из них ….. По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН и Типового положения (указать количество детей в группах, их возраст)

Пояснительная записка Цели программы (обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому……) Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо: (задачи деятельности ДОУ в соответствии с п.8 «Типового положения») Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации ООП (определяется «Типовым положением», самостоятельно формулируется ДОУ в соответствии с содержанием ООП в части, формируемой участниками образовательного процесса)

Организация образовательного процесса Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12- ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. 65% = 7ч. 48 мин. 6 ч. 48 мин. 80% = 9 ч. 36 мин. 8 ч. 24 мин.

1 ЧАСТЬ (обязательная) 1.Организация режима пребывания детей в ДОУ - Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности - Модель взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей -Модель образовательного процесса в каждой возрастной группе -Система закаливающих и физкультурно- оздоровительных мероприятий

Принцип интеграции Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

интеграция На уровне содержания и задач психолого- педагогической работы Детской деятельности По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип Объединение различных видов деятельности вокруг единой темы Тесная взаимосвязь с интегрированной деятельностью детей «оргмоменты» события Тематические недели Сезонные явления в природе праздники традиции

Модель воспитательно-образовательного процесса на год Название «темы» СентябрьОктябрьНоябрь «Тематические недели» «Домашние животные» «Дикие животные» Неделя «Игра и игрушки» «Реализация проектов» «Безопасная дорога» «Красивый участок» «Сезонные явления в природе» Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник Октябрь - листобой, мокрохвост, свадебник Ноябрь - подзимник, грудень «Праздники» День знаний Международный день красоты» День дошкольного работника Международный день музыки Всемирный день животный Международный день врача День народного единства День матери «Традиции»Экскурсия в школуЭкскурсия в осенний парк Папа, мама, я – дружная семья

Модель организации воспитательно- образовательного процесса в детском саду на день Младший дошкольный возраст Линии развития ребенка 1-ая половина дня2-ая половина дня Физическое развитие и оздоровление Приём детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях Физкультурные занятия Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Занятия ритмической гимнастикой Занятия хореографией Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) Познавательно- речевое развитие Занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты и экспериментирование Занятия, игры Досуги Индивидуальная работа

Линии развития ребенка 1-ая половина дня2-ая половина дня Социально- личностное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно-ролевые игры Художественно- эстетическое развитие Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу (на участке) Занятия в изостудии Музыкально- художественные досуги Индивидуальная работа

2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Каждая образовательная область может быть представлена в виде 1.Целей и задач реализации содержания в каждой возрастной группе 2.Перечня программ, технологий, пособий, раскрывающих образовательное содержание 3.Основных направлений образовательной работы, форм организации образовательного процесса, возможных путей интеграции различных образовательных областей

Содержание образования «Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

НОД ОД в ходе режимных моментов Общий объем обязательной части Программы включает время, отведенное на: Самостоятель ная деятельность детей Взаимодейст- вие с семьями детей

Модель образовательного процесса Образовательная область «Социализация» НОДОД в ходе режимных моментов Самостоятель ная деятельность детей Взаимодейств ие с семьями воспитанников Сюжетно- ролевые игры, беседы, чтение детям худ. литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др. Ведение портфолио Сюжетно- ролевые игры на прогулке Беседы Разрешение проблемных ситуаций Чтение художественн ой литературы Сюжетно- ролевые игры Рассматрива ние иллюстраций Рассматрива ние портфолио Встречи с интересным человеком Работа над портфолио Праздники Клубы по интересам и пр.

Организация образовательной деятельности Образовательная деятель- ность Коммуникативная Познавательно- исследовательская Продуктивная Игровая Музыкально- художественная Двигательная Трудовая Чтение художествен- ной литературы

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление, отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы (на примере области «Социализация») Коммуника- ция Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, мире… ПознаниеФормирование целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме. ТрудФормирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. Физическая культура Развитие игровой деятельности в части подвижных игр. Безопас- ность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира.

3. Содержание коррекционной работы Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции».

4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга. Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов.

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально- нравственное развитие; Физические – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели; Интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

Основания выбора качеств - по принципу интегративности (то есть возможности формирования в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей); - в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития был правильно организован; - на пересечении интересов и потребностей семьи, государства и общества в сфере дошкольного образования (именно поэтому социальный, а не психолого- педагогический портрет)

Качественные результаты – интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу; овладевший необходимыми умениями и навыками

Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Задачи основной общеобразовательной программы ПоказателиЗадачи Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; Формировать основные физические качества и потребность в двигательной активности, навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни;

ПоказателиЗадачи Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; Формировать познавательный интерес, способы познавательной деятельности

5. Система мониторинга Объект (интегративные качества) Содержание (по образовательной программе) Форма (перечень диагностических средств, методик) Периодичность Сроки Ответственный Примечание

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Мониторинг проводится два раза в год (в октябре-ноябре, марте-апреле). Задача мониторинга: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ на развитие ребенка

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка

Мониторинг образовательного процесса оценка уровня развития: большинство компонентов недостаточно развиты – 1балл отдельные компоненты не развиты – 2 балла соответствует возрасту- 3 балла высокий- 4 балла Группа детского сада Дата проведения мониторинга Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Имя фамилия ребенка Здо- ровье Физи- ческая культу- ра Социа- лиза- ция ТрудБезопас -ность Позна- ние Комму- никация Чтение худо- жествен ной литера- туры Худо- жествен ное твор- чество МузыкаИтого- вый резуль- тат

Мониторинг детского развития Оценка уровня развития: большинство компонентов недостаточно развиты – 1 балл отдельные компоненты не развиты – 2 балла соответствует возрасту - 3 балла высокий - 4 балла Группа детского сада Дата проведения мониторинга Уровень развития интегративных качеств Имя Фамилия ребенка Физи- ческое разви- тие Любо- зна- тель- ность, актив- ность Эмоцио- наль- ность, отзыв- чивость Овладе- ние сред- ствами общения и спосо- бами взаимо- действия со взрос- лыми Способ- ность управ- лять своим поведе- нием и плани- ровать действия Способ- ность решать интел- лекту- альные и лич- ност- ные задачи Представ- ления о себе, семье, обществе, государст- ве, мире и природе Овладе- ние предпо- сылками учебной деятель- ности Итого- вый резуль- тат

2 ЧАСТЬ. Вариативная Приоритетные направления ДОУ Цель, задачи, модель образовательного процесса Дополнительное образование???

Режим дня Вре- мя Режим- ные моменты Поне- дель-ник ВторникСредаЧетвергПятница 7.00 – 8.00 Прием детей, игры, самостоя- тельная деятель- ность детей Чтение худ. лите- ратуры, беседы о событиях выходного дня Дидактич еские игры, слуша- ние музыки

В новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо