Психологический мониторинг образовательной среды дошкольных учреждений образования разного типа на возрастном диапазоне 2- 3 года
Образовательная среда это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении ( В. А. Ясвин ) В образовательной среде выделяются – пространственно - предметный компонент ; психодидактический компонент ; социальный компонент.
Пространственно - предметный компонент Первый компонент образовательной среды представляет собой архитектурные особенности здания, предметно - развивающую среду, оборудование, особую атрибутику учебно - методической и научно - исследовательской обстановки. В дошкольном образовательном учреждении пространственно - предметный компонент реализуется в соответствии с Федеральными государственными требованиями к созданию предметно - развивающей среды, обеспечивающими реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предметно – развивающая среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Психодидактический компонент Второй компонент образовательной среды включает в себя содержание образовательного процесса, образовательные программы, реализуемые в ДОУ. Образовательный процесс осуществляется через реализацию учебных программ и учебно - методических комплектов, рекомендованных министерством образования и науки РФ, а также прошедших экспертную оценку в экспертном совете министерства образования и науки Самарской области.
Социальный компонент Данный компонент характеризует образовательную среду как общность, которая в связи со спецификой возраста описывает взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми и такие важнейшие процессы как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия, т. е. отношение к своему опыту внутри данной общности.
Цель исследования : выявить условия образовательной среды, обеспечивающие познавательное развитие ребенка раннего возраста в соответствии с социально - психологическим возрастным нормативом в учреждениях дошкольного образования. Объектом исследования является образовательная среда дошкольных образовательных учреждений разного типа в группах для детей раннего возраста. Предметом исследования являются компоненты образовательной среды, влияющие на познавательное развитие детей раннего возраста, посещающих ДОУ.
Методы исследования : Включенное наблюдение в группах раннего развития. Экспертная оценка проводится педагогом - психологом ДОУ.
Педагог - психолог дошкольного образовательного учреждения заполняет подробную анкету « Экспертная оценка образовательной среды группы для детей раннего возраста ». Заполняется одна анкета на одно дошкольное образовательное учреждение. Анкеты заполняются в бумажном виде, сдаются в ресурсные или психологические центры своего района. Специалисты ресурсных и психологических центров сдают анкеты в Региональный социопсихологический центр, в отдел психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса ДОУ. Тел. (846) начальник отдела – Сечкина Ольга Константиновна